Научная статья на тему 'Анализ законодательства советского периода в части урегулирования преступности несовершеннолетних'

Анализ законодательства советского периода в части урегулирования преступности несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние / преступность / Советский Союз / история уголовного законодательства. / minors / crime / Soviet Union / history of criminal law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайнетдинова А. А., Резяпов А. А.

В настоящей статье анализируются основные законодательные акты Советского периода в области регулирования преступности, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних лиц. Особое внимание обращено на историко-правовой аспект развития законодательства Советского Союза на протяжении всего его существования, отмечены характерные черты политики государства в указанной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LEGISLATION OF THE SOVIET PERIOD IN PART OF SETTLEMENT OF THE CRIME OF MINORS

This article analyzes the main legislative acts of the Soviet period in the field of regulating crime, neglect and homelessness of minors. Special attention is paid to the historical and legal aspect of the development of the legislation of the Soviet Union throughout its existence, the characteristic features of the state policy in this area are noted.

Текст научной работы на тему «Анализ законодательства советского периода в части урегулирования преступности несовершеннолетних»

УДК 340 (09)

Зайнетдинова А.А.,

студентка 1 курса магистратуры Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета

Резяпов А.А.,

старший преподаватель, кандидат юридических наук Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10134 АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В ЧАСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Zaynetdinova A.A.,

1st year student of the master's program of the Sterlitamak branch of the Bashkir State University

Rezyapov A.A.

Senior Lecturer, PhD in Law of the Sterlitamak branch of the Bashkir State University

ANALYSIS OF LEGISLATION OF THE SOVIET PERIOD IN PART OF SETTLEMENT OF THE

CRIME OF MINORS

Аннотация

В настоящей статье анализируются основные законодательные акты Советского периода в области регулирования преступности, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних лиц. Особое внимание обращено на историко-правовой аспект развития законодательства Советского Союза на протяжении всего его существования, отмечены характерные черты политики государства в указанной области.

Abstract

This article analyzes the main legislative acts of the Soviet period in the field of regulating crime, neglect and homelessness of minors. Special attention is paid to the historical and legal aspect of the development of the legislation of the Soviet Union throughout its existence, the characteristic features of the state policy in this area are noted.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, Советский Союз, история уголовного законодательства.

Keywords: minors, crime, Soviet Union, history of criminal law.

В любом государстве первоочередной его задачей должна быть охрана прав и свобод человека и гражданина (в настоящий момент данная норма закреплена в статье 17 Конституции Российской Федерации [1]. На протяжении всего существования нашего государства, учитывая советский период, законодательство по профилактике преступности несовершеннолетних претерпело существенные изменения. В данной статье мы рассматриваем основные законодательные акты советского периода по профилактике преступности несовершеннолетних в их хронологической последовательности.

Прежде всего, необходимо отметить Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних», статья 1 которого упраздняла суды и тюремное заключение для лиц, не достигших своего совершеннолетия. Теперь дела с участием несовершеннолетних преступников (до 17 лет) рассматривались комиссиями о несовершеннолетних. Данные комиссии, по окончании рассмотрения дела о несовершеннолетних, могли либо освобождать их от ответственности, либо направлять в одно из убежищ Народного Комиссариата общественного призрения в зависимости от характера совершенного деяния, то есть несовершеннолетние в возрасте до 17 лет освобождались от уголовной ответственности

[2]. По мнению Люблинского П.И., с одной стороны, «тысячи детей были избавлены от мытарств по судам и тюрьмам, а с другой стороны, полный отказ от ответственности привели к необычайному росту детской и юношеской преступности» [21].

Изменения были внесены Постановлением Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 года, в пункте 13 которого устанавливалась уголовная ответственность с 14-летнего возраста. Однако, лица в возрасте 14-18 лет, действующие без разумения, так же, как и несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, подвергались лишь воспитательным мерам воздействия [3].

Также немаловажным шагом к отказу от принципа безответственности было принятие Декрета Советом народных комиссаров РСФСР от 04 марта 1920 года «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях». Названным Декретом несовершеннолетними стали признаваться лица до 18 лет (Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 года признавал несовершеннолетними лиц до 17 лет); меры медико-педагогического воздействия по-прежнему применялись, однако, с оговоркой, что если комиссией о несовершеннолетних будет установлена невозможность применения указанных мер к несовершеннолетним в возрасте 14 -18 лет, дело передается комиссией в Народный Суд [4; 2]. Первый Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года

снизил максимальный возраст применения мер медико-педагогического воздействия до 16 лет [8]. Еще одним отличием Декрета 1920 года от Декрета 1918 года является то, что несовершеннолетние теперь направлялись в учебно- и лечебно-воспитательные учреждения, а не в убежища, организованные Народным Комиссариатом [4; 2].

30 июля того же года было принято совместное Постановление Народного Комиссариата Просвещения, Народного Комиссариата Здравоохранения и Народного Комиссариата Юстиции РСФСР, которым утверждалась Инструкция комиссиям по делам о несовершеннолетних. В данном Постановлении уже более подробно раскрывались меры медико-педагогического воздействия. К ним относились: а) беседа, разъяснение, замечание воспитателя; б) впущение и оставление на свободе под присмотром родителей, родственников и обследователей; в) определение на ту или иную работу; г) помещение в школу; д) отправка на родину; е) помещение в детский дом или в одну из лечебно-воспитательных колоний и учреждений; ж) помещение в специальные изоляционные отделения психиатрических лечебниц; з) передача несовершеннолетних вместе с делом в народный суд, в случае признания недостаточными вышеуказанных мер: при упорных рецидивах систематических побегах из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе [5]. Однако, как отмечает Люблинский П.И., главным недостатком этого перечня является полное отсутствие мер дисциплинирующего воздействия. Данное положение в дальнейшем было отмечено и на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью (октябрь 1921 года), а также на Петроградской областной конференции по правовой защите (январь 1922 года) [21].

Для того чтобы добиться больших результатов по борьбе с детской беспризорностью, было принято решение о ведении совместной деятельности всех заинтересованных служб и ведомств: так, 27 января 1921 года было принято Постановление Президиума ВЦИК об образовании Комиссии по улучшению жизни детей, в состав которой входили такие службы, как Народный Комиссариат Продовольствия, Народный Комиссариат Просвещения, Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции, Всероссийский центральный совет профессиональных союзов, Народный Комиссариат Здравоохранения и Всероссийская чрезвычайная комиссия [6]. Борьба с детской беспризорностью продолжилась Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 сентября 1921 года, который утверждал Положение «О детской социальной инспекции». Основными ее задачи, помимо всего прочего, являлись борьба с нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, а также с эксплуатацией детей и дурным с ними обращением в ремесленных, кустарных, фабричных и иных предприятиях и учреждениях, в семье [7].

В 1935 году были приняты законодательные акты, которые положили начало понижению воз-

раста уголовной ответственности и послужили основой для создания первых специализированных подразделений по делам несовершеннолетних в структуре органов СССР [20]. Так, совместным Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР № 3 и Совета народных комиссаров СССР № 598 от 07 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» возраст уголовной ответственности устанавливался в 12 лет («несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания») [9]. В дальнейшем это нашло подтверждение и в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 25 ноября 1935 года «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» [11]. Постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) № 1047 от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» вводились новые типы детских учреждений (детские дома для трудно-воспитуемых, изоляторы, трудовые колонии, приемники-распределители и т.д.), где несовершеннолетние должны были обучаться, а также заниматься хозяйственной деятельностью; вводилась ответственность законных представителей (опекунов, если они преследовали корыстную цель; родителей, если ребенком был причинен материальный ущерб) и председателей сельсоветов (если они не приняли соответствующих мер для охраны и заботы о воспитании детей, которые остались сиротами, и тем самым допустили вступление их на путь бродяжничества); в крупных городах организовывались секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Также было принято решение о ликвидации Комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей при отделах народного образования [10]. Как раз в это время и появились детские комнаты милиции, которые изначально назывались «комнаты привода безнадзорных детей» и были предназначены для разбирательства с задержанными подростками. Как правило, располагались они отдельно от учрежденной милиции, однако по возможности вблизи от них. Инспектора детской комнаты милиции действовали в соответствии с Инструкцией НКВД СССР № 116 от 29 июня 1935 года, согласно которой они должны были устанавливать законных представителей задержанных несовершеннолетних детей и передавать их последним. В случае отсутствия родителей или иных лиц, их заменяющих, несовершеннолетние направлялись в приемники-распределители для кратковременного содержания беспризорных подростков в возрасте до 16 лет. Далее беспризорников определяли в детские учреждения, проводили профилактику правонарушений среди них, разыскивали родителей или опекунов и возвращали подростков в семьи.

Стоит отметить, что для рассматриваемого периода (середина 1930-х годов) было характерно увеличение карательных методов воздействия над ранее преобладавшими профилактическими методами в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и по свидетельству исследователей, «перед органами внутренних дел стояла задача осуществления карательных функций при ликвидации беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних». Однако нельзя говорить и о полном исчезновении профилактических мер. Как было отмечено выше, открывались новые типы детских учреждений, состояние которых улучшалось, а также была ужесточена ответственность родителей: органам милиции предоставлялось право штрафовать родителей за озорство и уличное хулиганство детей; сведения об отсутствии надзора со стороны родителей за поведением детей доводились до общественных организаций по месту работы; была установлена возможность изъятия ребенка от родителей с помещением их в детский дом [20].

В целях регламентации деятельности изоляторов, учрежденных Постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) № 1047 от 31 мая 1935 года, был принят Приказ Наркома внутренних дел СССР № 0221 от 16 июля 1939 года, который утверждал Инструкцию «Об изоляторе для несовершеннолетних преступников». В изолятор направлялись дети в возрасте от 12 до 16 лет, но только с санкции прокурора. Как правило, в изоляторы направлялись дети из трудколоний [12].

Подобная репрессивная политика сталинских времен продолжалась длительное время, а в военный период она была еще и ужесточена.

В связи с нарушением внутрисемейных отношений было принято Постановление СНК СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое вводило такое понятие как «патронирование» [13]. Однако, учитывая сложившуюся в стране ситуацию: разруха, голод, нарушение нормального функционирования органов социальной сферы беспризорность несовершеннолетних возрастала. В связи с этим 15 июня 1943 года было принято Постановление «Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Согласно данного Постановления увеличивалось общее число мест в трудовых колониях для несовершеннолетних. Теперь в воспитательные трудовые колонии направлялись дети, начиная с 11-летнего возраста [14].

Политическая ситуация в стране начинает меняться только лишь в 1950-х годах, когда было проведены мероприятия по разоблачению культа личности Сталина. Это коснулось, в том числе и политики государства по борьбе с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних. Так, 04 октября 1957 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности». Данным Постановле-

нием была организована работа многих учреждений, которые должны были провести мероприятия по улучшению социальной инфраструктуры, а именно создание спортивных площадок, организация детских киносеансов, организация кружковой и экскурсионной работы с детьми и многие другие мероприятия, направленные на вовлечение детей в занятия спортом и организацию их досуговой деятельности [15].

25 декабря 1958 года был принят Закон СССР «Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», который устанавливал возраст уголовной ответственности 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет могли быть привлечены к уголовной ответственности только лишь за совершение таких преступлений, как убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование и т.д. Также предусматривалась возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности [16].

Именно в этот период происходит зарождение целостной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, направленная на гуманизацию законодательства об ответственности подростков, широкое применение к ним мер педагогического, воспитательного характера, усиление внимания к ранней профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращение карательных мер, оказание социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [20].

В 1967 году была возобновлена работа Комиссий по делам несовершеннолетних. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1967 года главной их задачей являлась организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана их прав, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел СССР и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях [17].

Основным документом, регламентировавшим деятельность детских комнат милиции, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В данном законодательном акте закреплялись основные права и обязанности вновь созданных органов по

предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [18].

Стоит отметить тот момент, что, несмотря на такую широкую профилактическую деятельность среди несовершеннолетних, в середине 1970-х годов стало увеличиваться число преступлений, связанных с наркоманией, главным субъектом которого стали подростки. Данное явление приобрело массовый характер в 1980-х годах, возможно, это было связано с антиалкогольной кампанией 19851986 годов: из-за недоступности спиртных напитков, молодежь «перешла» на одурманивающие и наркотические вещества. Для предупреждения несовершеннолетними преступлений, связанных с употреблением наркотических средств 18 августа 1988 года был издан Приказ МВД СССР «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних», основное внимание которого было направлено на несовершеннолетних, употребляющих наркотические и психотропные вещества, а также на тех несовершеннолетних, которые склонны к употреблению запрещенных веществ [19].

Также именно в 1980-е годы начинается реформирование политического, государственного и экономического устройства СССР, что приводит к распаду государства, кризису во всех сферах жизнедеятельности, а, следовательно, происходит самопроизвольное уничтожение созданной системы профилактических органов. В начале 1990-х годов отмечается новый всплеск беспризорности, безнадзорности и преступности несовершеннолетних [20].

Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что в период советского времени был заложен фундамент для дальнейшего формирования профилактики преступности несовершеннолетних. На данный момент, в законодательстве уже Российской Федерации имеется множество законодательно закрепленных норм, взятых из опыта Советского Союза. Но, конечно же, это, главным образом, нормы гуманистического характера, исключающие репрессивные методы борьбы с преступностью несовершеннолетних. Однако, несмотря на все это, проблема предупреждения подростковой преступности остается одним из важнейших направлений правовой политики государства.

Список использованных источников и литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, Ст. 4398; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.03.2019).

2. Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» (утратил силу на основании Постановления ВЦИК, СНК

РСФСР от 25.01.1928) // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 16. Ст. 227; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

3. Постановление Наркомюста РСФСР от 12 декабря 1919 «Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.» (утратил силу на основании Постановлением ВЦИК от 01.06.1922) // Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 66. Ст. 590; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

4. Декрет СНК РСФСР от 04 марта 1920 г. «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» (утратил силу на основании Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 25.01.1928) // Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 13. Ст. 83; Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

5. Постановление Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30 июля 1920 «Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних» // Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 68. Ст. 308; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

6. Постановление Президиума ВЦИК от 27 января 1921 года «о создании Комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей» // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс]. URL: http://docs.historvrussia.org/ru/nodes/1-glavnava (дата обращения: 18.03.2019).

7. Декрет от 23 сентября 1921 года «О детской социальной инспекции» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 19.03.2019).

8. Постановление ВцИк от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15. Ст. 153; Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

9. Постановление ЦИК СССР № 3, СНК СССР № 598 от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 19.03.2019).

10. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Собрание законов СССР. 1935. № 32. Ст. 252; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].

URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

11. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью» // Собрание узаконений РСФСР. 1936. № 1. Ст. 1; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

12. Приказ Наркома Внутренних дел СССР от 16 июля 1939 г. № 0221 «С объявлением положения об изоляторах ОТК НКВД для несовершеннолетних» // Дети ГУЛАГа. 1918 - 1956. Под. ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. С.С. Виленский и др. М.: МФД, 2002. 631 с.

13. Постановление СНК СССР от 23 января

1942 г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» // Собрание постановлений Правительства СССР. 1942. № 2. Ст. 26; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

14. Постановление СНК СССР от 15 июня

1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» // Постановления Совета Народных Комиссаров СССР за июнь 1943 г. 1943; Справочно-пра-вовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

15. Постановление Совета Министров РСФСР от 04 октября 1957 г. № 1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru (дата обращения: 19.03.2019).

UDC 340.5; 347.9

16. Закон СССР от 21 декабря 1958 «Об утверждении Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. Ст. 6; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http ://www. consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

17. Указ Президиума ВС РСФСР от 03 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (утратил силу на основании Федерального закона от 27.06.2018. № 170-ФЗ) // Свод законов РСФСР. Том 8; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

18. Указ Президиума ВС СССР от 15 февраля 1977 № 5266-IX «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Ведомости ВС СССР. 1977. № 8. Ст. 138; Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.03.2019).

19. Блясова И.Ю., «Состояние профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних в советский период» // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1 (222). С. 54-59; Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Электронный ресурс]. URL: https ://cyberleninka. ru (дата обращения: 19.03.2019).

20. Коновалова И., «К вопросу о преступности несовершеннолетних в советский период».

21. Люблинский П.И., «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки)». М.: Юридическое издательство НКЮ СССР. 1923. 300 с.

Колесников Б. Н. Аспирант Киевского университета права

НАН Украины DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10135 СТАТУС РЕШЕНИЙ НАИВЫСШЕЙ СУДЕБНОЙ ИНСТАНЦИИ В УКРАИНЕ И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ.

Kolesnikov B.

post-graduate of Kyiv's university of law of the Academy of Legal Sciences of Ukraine

LEGAL STATUS OF THE HIGHEST COURT'S DECISIONS IN UKRAINE AND SOME

COUNTRIES OF EUROPE.

Аннотация.

В статье уделено внимание юридической силе решений наивысшей судебной инстанции Украины и некоторых стран Европы, для сравнения текущей ситуации в обозначенном контексте. Проанализированы нормативно-правовые акты, а также мнения ученых и юристов. Сделаны выводы, которые можно использовать при дальнейшем изучении силы решений апелляционной инстанции.

Abstract.

This article deals with legal force of the highest court's decisions in Ukraine and some European countries, for to compare present situation in the matter of issue. Here were analyzed some legal acts and assertions of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.