Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязи государственных услуг и государственных финансов в условиях информатизации общества'

Анализ взаимосвязи государственных услуг и государственных финансов в условиях информатизации общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ECONOMIC AND SOCIAL PROCESSES / STATE SERVICES / PUBLIC FINANCES / FINANCING / INFORMATIONAL SOCIETY / PORTAL OF PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Несутулов Александр Сергеевич

Речь идет о взаимосвязи государственных услуг и государственных финансов в условиях информатизации общества. В частности, выделяются, важные с точки зрения роли государственных услуг в финансовом регулировании особенности их содержания, раскрываются направления использования финансовых методов воздействия на социальные процессы, опосредованные через предоставление государственных услуг; приводятся примеры применения финансовых методов воздействия на социальные, экономические процессы на основе предоставления государственных услуг. Определяется роль государственных услуг в финансовом регулировании экономических и социальных процессов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF INTERRELATION OF THE STATE SERVICES AND PUBLIC FINANCES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

The article deals with the relationship of public services and public Finance in the conditions of Informatization of society. In particular, stand out, important from the point of view of the role of public services in financial regulation, peculiarities of their content, reveals the directions of use of financial methods of influence on social processes, mediated through the provision of public services; examples of application of the financial methods of influence on social, economic processes through the provision of public services. Defines the role ofpublic services in the financial regulation of economic and social processes in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязи государственных услуг и государственных финансов в условиях информатизации общества»

Беличко Артем Александрович, аспирант, abelichko@rambler. ru, Россия, Москва, Государственный университет управления

TAX INCENTIVES OF INVESTMENTS: REGIONAL ASPECT

A.A. Belichko

Problems of the state stimulation of investments at the regional level by means of use of the tax mechanism are considered. The author's economic model, which illustrates efficiency of application of the separate stimulating actions at the regional level within a tax policy of the Russian Federation for the purpose of increase in investment activity is given.

Keywords: tax mechanism, stimulation of investments, regional tax policy

Belichko Artem Aleksandrovich, graduate student, abelichko@rambler.ru, Russia, Russia, Moscow, State University of Management

УДК 336

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

А.С. Несутулов

Речь идет о взаимосвязи государственных услуг и государственных финансов в условиях информатизации общества. В частности, выделяются, важные с точки зрения роли государственных услуг в финансовом регулировании особенности их содержания, раскрываются направления использования финансовых методов воздействия на социальные процессы, опосредованные через предоставление государственных услуг; приводятся примеры применения финансовых методов воздействия на социальные, экономические процессы на основе предоставления государственных услуг. Определяется роль государственных услуг в финансовом регулировании экономических и социальных процессов в современных условиях.

Ключевые слова: экономические и социальные процессы, государственные услуги, государственные финансы, финансирование, информационное общество, портал государственных услуг.

В современном быстроразвивающемся мировом информационном пространстве сфера предоставления государственных услуг становится все более значимой и перспективной для регулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами, поскольку государственные услуги, во многих случаях, являются тем звеном, которое увязывает используемые объемы государственных финансовых ресурсов с направлением, способом и силой воздействия на экономические и социальные процессы. Во многом это обусловлено функциональными особенностями государ-

ственных услуг, такими как их адресность, направленность, индивидуальность и особенность каждой из существующих, а также возникающих в процессе совершенствования государственной политики, услуг. Процессы предоставления государственных услуг и финансового регулирования тесно взаимосвязаны, поскольку с одной стороны государственные услуги являются одним из инструментов финансового регулирования, с другой стороны, само их предоставление невозможно без его осуществления.

Современные подходы по решению конкретных задач регулирования экономических и социальных процессов направлены на снижение временных, финансовых, трудовых и материальных затрат, а следовательно, нуждаются в эффективном механизме их использования и четком финансовом регулировании.

Кроме того, предоставление государственных услуг является неотъемлемой частью государственного сектора экономики, имеющего ключевое значение в регулировании экономического развития и социальных процессов в целом в Российской Федерации.

Для определения характера взаимосвязи государственных услуг с финансовым регулированием экономических и социальных процессов необходимо рассмотреть содержание понятия государственной услуги. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, предоставляет собой деятелъностъ по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].

Приведенное правовое определение государственной услуги позволяет выделить следующие, важные с точки зрения роли в финансовом регулировании особенности ее содержания:

- это деятельность по реализации функций органов власти и местного самоуправления и других субъектов, обладающих определенными

финансовыми ресурсами и использующими их для выполнения закрепленных за ними функций;

- государственные услуги являются неотъемлемой составляющей частью государственных полномочий, в том числе связанных с финансовым регулированием;

- государственные услуги предоставляются по запросам заявителей и в их финансировании могут быть задействованы средства как самих заявителей, так и органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и внебюджетных фондов.

Каждая государственная услуга имеет свой порядок предоставления, закрепленный в административном регламенте, который включает в себя также стандарт ее предоставления.

Углубление тенденций государственного регулирования рыночной экономики в разных странах в последнее время характеризуется активным вмешательством государства в социально-экономические процессы через так называемые косвенные регуляторы, ключевым среди которых являются не административные методы, а финансовые и процедурные. Неотъемлемой частью тех и других являются государственные услуги. Поэтому основным субъектом финансового регулирования выступает государство. Государственные финансы отражают различные элементы механизма деятельности государства.

Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени регламентирующими их. Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций [2].

Одним из главных, а зачастую - единственным источником финансирования механизма предоставления государственных услуг являются государственные финансы.

В свою очередь, статьей 7 Конституции Российской Федерации определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3].

Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп. Именно своевременное, качественное и доступное обеспечение граждан правовой информацией через систему государственных услуг играет важную роль в достижении социальной стабильности, реализации со-

циальных гарантий. Основу такой информации составляют сведения о возможности использования ими преференций, или ограничений, возникающих в результате применения государством финансовых методов воздействия на социальные процессы, таких как:

- финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

- финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

- государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

- налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

- бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению и другие.

Практически каждый из перечисленных финансовых методов воздействия на социальные, экономические процессы невозможен без предоставления государственных услуг. Например, при определении размера пособия, или компенсации гражданин обращается в соответствующие государственные организации за соответствующей методической помощью, которая также является государственной услугой; при получении налоговых преференций, в виде налоговых вычетов гражданин предоставляет определенные документы, также получаемые через систему государственных услуг; при определении возможности получения государственной поддержки субъекты малого бизнеса используют соответствующие порталы местных органов или органов государственной власти и т.д.

Таким образом, государственная услуга является прямым или косвенным результатом функционирования государства, а также важнейшим инструментом финансового регулирования экономических и социальных процессов.

Сегодня активно используется гражданами Российской Федерации единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), который представляет собой государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенных для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенных в государственных и муниципальных инфор-

мационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) [4].

Согласно информации, размещенной на ЕПГУ, федеральные органы исполнительной власти, федеральные агентства и федеральные службы предоставляют более 653 государственных услуг (с учетом того, что по некоторым организациям информация о государственных услугах на ЕПГУ отсутствует) [5].

При этом можно сказать, что все услуги, занесенные в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в той или иной форме обеспечиваются государством.

На сегодняшний день найти хотя бы одну сферу, где государство не оказывало бы услуг, невозможно. Современный спектр государственных услуг многообразен. Существующие в Российской Федерации государственные услуги можно классифицировать по ряду признаков. Например, по критерию субъекта оказания, по сфере оказания, по источникам средств, за счет которых предоставляются государственные услуги по отношению к заявителю.

Тем самым можно сделать следующие выводы, определяющие роль государственных услуг в финансовом регулировании экономических и социальных процессов:

- существуют два вида субъектов, оказывающих государственные услуги, по отношению к деятельности которых государственная услуга является основной деятельностью, либо деятельностью, сочетаемой с другими функциями, что определяет различие в формировании их стоимости;

- широта сфер оказания государственных услуг определяет их колоссальную социально-экономическую значимость, а также множественность используемых для их обеспечения механизмов финансирования;

- источники средств, за счет которых представляются государственные услуги, бывают двух типов: средства государства или органов местного самоуправления, либо средства потребителя услуги.

Кроме этого, предоставление государственных услуг прямым образом определяет вектор реализации государственной политики в сфере развития информационного общества государства. Поскольку сам процесс информатизации активно развивается, то для формирования специальной финансовой базы ее реализации необходимы такие финансовые основы, которые учитывали бы специфику самого объекта политического воздействия, а именно процесса развития информационного общества.

Уже сегодня в государственном масштабе практически отсутствует сфера деятельности, составной частью которой не являлся бы блок информационных и телекоммуникационных технологий. Следует отметить, постоянное увеличение автоматизации производства. Особое внимание необходимо уделить тому, что информационное общество способствует изменению не только в мировоззрении людей. [6].

С 1 января 2009 г. в практику бюджетного планирования были введены государственные задания на оказание государственных услуг, способствующие увязке объемов и качества данных услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказываемых услуг. Поэтому, можно сделать вывод, что в современных условиях, государственные задания на оказание государственных услуг представляют собой особую форму увязки объема используемых финансовых ресурсов с содержанием, масштабами и качеством самих государственных услуг.

В регулировании экономических и социальных процессов в Российской Федерации существенную роль играют государственные услуги, представляющие собой деятельность по реализации функций органов власти и местного самоуправления, в том числе связанных с финансовым регулированием, предоставляемая по запросам заявителей, финансируемая за счет средств органов государственной власти (местного самоуправления) и/или средств самих заявителей. В современных условиях, процессы предоставления государственных услуг и финансового регулирования тесно взаимосвязаны, поскольку с одной стороны государственные услуги являются одним из инструментов финансового регулирования, с другой стороны, само их предоставление невозможно без его осуществления. Обеспечение граждан и субъектов бизнеса правовой информацией через систему государственных услуг играет важную роль в формировании благоприятных условиях для экономического развития и реализации социальных гарантий. Особую роль в этом процессе играют сервисные функции органов государственной (муниципальной) власти. При оказании государственных (муниципальных) услуг субсидии и бюджетные ассигнования определяют сумму и порядок расходования бюджетных средств на их оказание и являются специфическими формами государственного (муниципального) финансирования, а государственные задания представляют собой особую форму увязки объема используемых финансовых ресурсов с содержанием, масштабами и качеством самих государственных услуг. Активное развитие государственных услуг в современных условиях определяется: множественностью субъектов их предоставления, широтой сфер оказания государственных услуг, использованием государственных финансовых ресурсов и средств потребителей, а также их ключевой ролью в финансовом регулировании экономических и социальных процессов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. 30 июля // Собрание законодательства РФ. 2010 . 2 августа, ст. 4179.

2. Финансы и кредит под ред. М.В. Романовского, Ф59 Г.Н. Бело-глазовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.:. Изд-во Юрайт, 2014. C. 50-51.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) / официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 г. опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014 г., в Собрании законодательства РФ, 04.08.2014 г., № 31, ст. 4398.

4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. 30 июля / Собрание законодательства РФ, 2010. 2 августа, ст. 4179;

5. Единый портал государственным и муниципальных услуг (функций) [Электронный ресурс]. Режим доступа. www.gosuslugi.ru/pgu/state Structure.html (дата обращения: 30.11.2015).

6. Планета информатики [Электронный ресурс]. Режим доступа. http://www.inf1.info/informationsociety (дата обращения: 27.11.2015)

Несутулов Александр Сергеевич, аспирант, nesutulov@bk.ru, Россия, Москва, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»

THE ANALYSIS OF INTERRELATION OF THE STATE SERVICES AND PUBLIC

FINANCES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY

A.S. Nesutulov

The article deals with the relationship of public services and public Finance in the conditions of Informatization of society. In particular, stand out, important from the point of view of the role of public services in financial regulation, peculiarities of their content, reveals the directions of use of financial methods of influence on social processes, mediated through the provision of public services; examples of application of the financial methods of influence on social, economic processes through the provision of public services. Defines the role ofpublic services in the financial regulation of economic and social processes in modern conditions.

Key words: economic and social processes, state services, public finances, financing, informational society, portal of public services.

Nesutulov Aleksandr Sergeevich, graduate student, nesutulov@,bk.ru, Russia, Moscow, federal public autonomous educational institution of the higher education «Russian university of friendship of the people»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.