Научная статья на тему 'Анализ возможностей активного информационного воздействия СМИ на население в интересах МЧС России'

Анализ возможностей активного информационного воздействия СМИ на население в интересах МЧС России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
923
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СМИ / ЧС / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / MEDIA / EMERGENCY / SECURITY / LIVELIHOODS / INFORMING / WARNING / INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукьянович А. В., Омельченко М. В., Афлятунов Т. И.

Статья содержит анализ возможностей СМИ оказывать информационное воздействие на поведение аудитории с целью формирования безопасности жизнедеятельности населения: представлены технические, издательские и прочие характеристики различных видов СМИ; статистические данные о популярности видов СМИ среди различных групп населения в зависимости от возраста, пола, места проживания и социального статуса; рассмотрены особенности представления журналистами информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF ACTIVE INFORMATION OF THE IMPACT OF MASS MEDIA ON THE POPULATION IN THE INTERESTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The article contains the analysis of the capacity of the media to provide information to influence the behavior of the audience to form life safety population: presents the technical, publishing, and other characteristics of different types of media; statistics on the popularity of different media among different population groups depending on age, gender, places of residence and social status; the features of the presentation media

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей активного информационного воздействия СМИ на население в интересах МЧС России»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 614

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА НАСЕЛЕНИЕ В ИНТЕРЕСАХ МЧС РОССИИ

А.В. Лукьянович, М.В. Омельченко, Т.И. Афлятунов

Статья содержит анализ возможностей СМИ оказывать информационное воздействие на поведение аудитории с целью формирования безопасности жизнедеятельности населения: представлены технические, издательские и прочие характеристики различных видов СМИ; статистические данные о популярности видов СМИ среди различных групп населения в зависимости от возраста, пола, места проживания и социального статуса; рассмотрены особенности представления журналистами информации.

Ключевые слова: активное информационное воздействие, СМИ, ЧС, чрезвычайная ситуация, безопасность, жизнедеятельность, информирование, информация.

В соответствии с законодательством Российской Федерации под информированием населения о ЧС понимается доведение до населения информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды соответствующих знаний через средства массовой информации (далее - СМИ) [1].

Различная информация, поступающая в экстремальных условиях, оказывает на человека соответствующее информационно -психологическое воздействие [2], влияет, в определенной степени, на его поступки и поведение. Информационное воздействие предполагает информационное влияние на психику человека, восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также, на функционирование органов и систем человеческого организма [2]. Как процесс управления, информационное воздействие является возбуждением (торможением) в управляемой системе таких процессов, которые стимулируют желательный для управляющей стороны выбор [3].

Учитывая вышесказанное, под информационным воздействием в условиях ЧС можно понимать такое влияние на поведенческие функции человека, которое натолкнет его на выбор определенного решения, приводящего к стабилизации пове-

дения, психологического состояния и организации правильных действий в ЧС и посткризисный период. При этом активное информационное воздействие заключается в оказании непосредственного влияния на население с целью изменения сознания людей и создания необходимой внутренней мотивации в условиях ЧС.

В настоящее время СМИ являются наиболее эффективными средствами распространения информации, при этом с точки зрения активного информационного воздействия на население, эффективность различных видов СМИ отличается и зависит от их технических, издательских и прочих характеристик.

В общем случае под СМИ понимается периодическое печатное или сетевое издание, теле-или радиоканал, теле-, радио-, видео- или кинохроникальная программа, а также иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [4]. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, различают следующие виды СМИ:

- периодические печатные издания;

- сетевые издания;

- теле- и радиоканалы;

- радио-, теле-, видео- и кинохроникальные программы;

- специализированные СМИ;

- иные СМИ.

Печатные издания всегда можно носить с собой, использовать в любое удобное время, не причиняя неудобств окружающим людям, осваивать информацию в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель, обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях и т.д. Все это делает их наиболее доступными и важными видами СМИ.

Однако есть и недостатки, которые особенно заметны на фоне других современных СМИ. Одним из них является оперативность передачи информации. Печатная пресса не способна передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно в отличие от радио, телевидения и сети Интернет. Печать обречена на дискретность технологией выпуска номеров и книг.

Можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это сопряжено с большими трудностями печати и доставки, и поэтому, с распространением радио и телевидения, а затем и Интернета, такая практика почти прекратилась.

Мультимедийные сетевые технологии произвели революцию в системе СМИ и привели к появлению их нового вида - сетевых СМИ. Для миллионов людей они уже стали важным источником интерактивной текстовой, аудио-, видеоинформации и будут оставаться таковым, поскольку современное поколение потребителей информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть, а активное совершенствование сетевых технологий приближает такие СМИ к статусу «наиболее оперативных». В настоящее время можно выделить группы сетевых СМИ (сетевые представительства традиционных медийных структур и собственно сетевые структуры) и их виды (сетевые журналы, газеты, информационные агентства, информационно-поисковые системы, порталы, списки рассылки и т.п.) [5].

Преимуществом радио является его способность мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Радио является настолько оперативным СМИ, что способно передавать сообщение практически в момент свершения события. Также особенностью радио является его «вневизуальность», которая позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение.

Среди недостатков радио можно отметить его некоторую «принудительность» - передачу можно слушать лишь в определенное время, когда она идет в эфире. Нельзя изменить порядок пере-

дач, темп и ритм озвучивания, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

Специфика телевидения заключается в пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение получило возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал существует в форме звуковой и видеоинформации, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или характер фотокадра, схемы, графика, печатного текста и т.д.

Телевидение, также как и радио, обладает свойством оперативности: телепередачи снимают как в студии, так и с места событий. Но для выхода в «прямой эфир» необходима специальная техника и оборудование, хотя подобные передачи и характеризуются большим «эффектом присутствия», так как в органическом единстве находятся звуковой и видеоряд, и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении «аудио» и «видео» могут выступать в равных соотношениях, но в большинстве случаев в зависимости от тематики передачи делаются акценты либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.

Под специализированным СМИ понимается такое, для регистрации или распространения продукции которого установлены специальные правила [4]:

- СМИ, учреждаемые органами власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

- периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;

- радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

- аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Особенность иных СМИ заключается в специфической форме внешнего выражения. К ним относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров; нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных базах данных компьютеров; СМИ, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Отдельно стоит рассмотреть информационные агентства - специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция - снабжать оперативной политической, экономиче-

ской, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей.

В России на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя и распространителя, а также правовой режим СМИ [4].

Информационное агентство, как правило, состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции могут работать как не-

зависимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т. д.), так и при помощи партнеров.

Очевидно, что популярность различных видов СМИ среди населения неодинакова. Кроме того существует зависимость между возрастом, местностью проживания людей и их предпочтением к источнику получения информации (таблицы 1-2) [6].

Таблица 1.

Рейтинг популярности СМИ в зависимости от возраста аудитории (% от групп респондентов)

Население в целом Старше 60 лет

Виды СМИ 18-30 лет 31-45 лет 46-60 лет

Телевидение 89 81 87 93 94

Новостные сайты в интернете 29 51 33 20 5

Печатная пресса (газеты, журналы) 27 18 26 30 36

Радио 18 15 17 21 21

Форумы, блоги, сайты социальных сетей 11 26 11 4 1

Таблица 2.

Рейтинг популярности СМИ в зависимости от мест проживания аудитории

(% от групп респондентов)

Виды СМИ Население в целом Москва Города 1 млн и более Города от 250 тыс. до 1 млн Города от 50 до 250 тыс. Города менее 50 тыс., пгт Села

Телевидение 89 75 89 87 88 91 92

Новостные сайты в интернете 29 41 31 31 32 28 22

Печатная пресса (газеты, журналы) 27 15 24 20 28 30 34

Радио 18 20 25 14 15 17 21

Форумы, блоги, сайты социальных сетей 11 13 9 17 17 8 6

Телевидение активно освещает информацию, касающуюся различных ЧС. Но не во всех случаях манера преподнесения информации является этичной и гуманной по отношению к пострадавшим, их родственникам, а также зрительской аудитории. Некоторые телеканалы или отдельные программы делают ставку на сенсацию, играют на чувствах зрителей ради высоких рейтингов, показывая трагические события с еще более неприглядной стороны, в мельчайших деталях и подробностях. Повседневная избыточная информация о катастрофах и ЧС вызывает привыкание массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей при

ЧС, пожарах и т. п. В результате у населения отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС, что способствует росту психологического напряжения в обществе [7].

В художественных фильмах, информационно-познавательных передачах, сериалах и даже мультфильмах наблюдается повышенное количество моментов жестокости, насилия и опасных ситуаций. При просмотре подобных сцен у зрителей срабатывает психологический механизм сопереживания, в результате чего снижается настроение, возникает чувство беспокойства за своих близких, которые могут оказаться в подобной ситуации. Накопление подобных отрицательных эмоций может

привести к психическим и невротическим расстройствам, повышению уровня стрессовых состояний и психического напряжения у населения, нарушениям сна. При этом в подобных передачах не приводятся меры безопасного поведения людей, позволяющие избежать развития ЧС, попадания в нее или действия при возникновении ЧС и посткризисный период [7].

Говоря о телевидении, невозможно не упомянуть о рекламе, которая на сегодняшний день не только не способствует снижению уровня стрессовых состояний, а наоборот пропагандирует «нездоровые» ценности и идеалы (реклама безалкогольного пива, предприятий быстрого питания и т.д.).

Полезные с точки зрения активного информационного воздействия на население в области безопасного поведения передачи показывают в «неудобное» для массового зрителя, зато в «дешевое» эфирное время, когда у экранов находится лишь небольшая часть аудитории, так как эти передачи не являются рейтинговыми.

С одной стороны, телевидение ориентируется на спрос телезрителей, который выявляется по рейтингам различных телеканалов и отдельных телепередач. С другой стороны, именно телевидение активно участвует в формировании системы ценностей и идеалов у детей и подрастающего поколения, а также влияет на выбор их интересов.

Самым оперативным СМИ было и до сих пор остается радио, которое обладает техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара и освещать события и явления уже в момент их начала.

По цели вещания радиостанции классифицируются следующим образом:

- общественно-политические, учредителями и/или спонсорами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти;

- коммерческие, основным направлением деятельности которых является производство и вещание рекламы;

- просветительские, к которым относятся культурологические, образовательные и религиозные радиостанции;

- информационные, работающие в режиме оперативного новостного вещания, дающие максимально полную картину событий в их развитии, активно формирующие общественное мнение посредством аналитических программ;

- радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели (музыкальные, разговорно-игровые) и познавательные радиостанции.

Согласно данным рекламного центра «Бренд медиа», общая картина рейтинга радиостанций имеет следующий вид (таблица 3) [8].

Таблица 3.

Распределение аудитории радиостанций в Москве в марте-мае 2014 г.

AQH* AQH % TSL** AQH Share***

Все радиостанции 6761,5 10,83 1224 100,0

Европа Плюс 605,3 1,0 252,0 9,0

Дорожное Радио 520,7 0,83 250 7,7

Авторадио 400,8 0,64 174 5,9

Русское Радио 498,0 0,80 229 7,4

Ретро FM 418,4 0,67 212 6,2

Радио Шансон 401,2 0,64 207 5,9

Юмор FM 237,1 0,4 164,0 3,5

Радио России 573,1 0,92 639 8,5

Маяк 263,9 0,42 210 3,9

Радио Дача 273,9 0,44 277 4,1

DFM 175,7 0,28 230 2,6

Love Radio 142,1 0,23 159 2,1

Радио ENERGY 154,1 0,3 216,0 2,3

Эхо Москвы 246,5 0,39 355 3,6

Hit fm 116,3 0,19 153 1,7

Милицейская Волна 177,5 0,28 219 2,6

Радио Рекорд 171,0 0,27 352 2,5

Наше Радио 146,3 0,23 235 2,2

Вести FM 93,0 0,15 188 1,4

Радио 7 105,3 0,17 182 1,6

Серебряный Дождь 67,9 0,11 144 1,0

Maximum 66,0 0,11 161 1,0

Business FM 41,8 0,07 158 0,6

Радио Romantika 42,6 0,07 185 0,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮFM 18,9 0,03 153 0,3

AQH - средний рейтинг 15-минутного интервала (в тыс.чел. и % от населения 12+);

TSL Dly - продолжительность прослушивания радиостанции в среднем за сутки (в мин., для слушателей ); AQH Share - доля слушателей станции от слушателей радио в целом.

С точки зрения активного информационного воздействия на население эфирное время принадлежит, в основном, радиостанциям, ставящим перед собой информационные цели, в рамках специализированных программ. Прежде всего, это программы, на которые приглашаются специалисты в области БЖД - руководство и сотрудники МЧС России, психологи, врачи.

Вопросы активного информационного воздействия на население в области безопасности (в том числе безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС), в соответствии с ГОСТом, могут быть освещены в изданиях, относящихся к производственно-практическому и популярному видам журналов [9].

Производственно-практические журналы -это специализированные журналы, предназначен-

Рейтинг популярности рос

ные работникам определенной отрасли. Заинтересованность вопросами безопасности присуща многим отраслям промышленности и производства (вопросы промышленной безопасности, охраны труда и т.д.). Это ниша популярна и в сфере услуг. Но в таких изданиях, как правило, не рассматриваются вопросы информационного воздействия населения. В основном они посвящены современным технологиям и техническим новинкам в области безопасности.

Рейтинг популярности российских печатных СМИ по итогам 1 квартала 2014 года, составленный агентством медийных исследований Ех Libris [10], представлен в таблице 4.

Таблица 4.

журналов в 1 кв. 2014 г.

Наименование журнала Рейтинг пунктов TPR* Тип журнала

The New Times 0,6464 Общественно-политический

Огонек 0,5941 Общественно-политический

Русский репортер 0,5096 Общественно-политический

Коммерсантъ - Власть 0,4805 Общественно-политический

Итоги 0,4719 Общественно-политический

Forbes 1,0000 Деловой

Эксперт 0,4918 Деловой

Коммерсантъ ДЕНЬГИ 0,3442 Деловой

Бизнес журнал 0,3032 Деловой

Большой бизнес 0,2998 Деловой

Секрет фирмы 0,2667 Деловой

Как видно, издания с самым динамичным значением TPR локализовались в сегментах «Деловые журналы» и «Общественно-политические журналы».

Научные, научно-популярные журналы, в том числе и ориентированные на тематику деятельности МЧС России, по причине сравнительно низкой популярности вовсе остаются без внимания со стороны рейтинговых агентств. Это говорит, преж-

Рейтинг популярности

де всего, о тенденциях в изменении системы ценностей российского населения, для которого на первые места выходят карьера и материальное благополучие, а здоровье и безопасность перемещаются все ниже по списку.

Рейтинг самых популярных изданий по данным мониторингового агентства Ex Иbris в сегменте «Массовые газеты» представлены в таблице 5 [10].

Таблица 5.

т на I кв. 2014 года

Издание Рейтинг пунктов TPR

Аргументы и Факты 0,9360

Комсомольская правда 0,9359

Московский комсомолец 0,4484

Жизнь 0,4107

Метро (Москва) 0,4106

Мир новостей 0,3881

Экспресс-Газета 0,3598

Вечерняя Москва 0,3564

Аргументы недели 0,3400

Результаты анализа первых пяти по популярности газет на наличие тематики безопасного поведения населения при ЧС представлены в таблице 6.

Таблица 6

Наличие тематики безопасного поведения людей в содержании популярных газетах

Количество тематических разделов (% от всех разделов)

Название газеты

Политика Экономика Культура Материалы в области БЖД Спорт Развлекательный материал «Журнальный материал» (мода, кулинария и др.) Сенсации Остальное

Комсомольская правда 25 10 10 3 10 20 5 2 13

Аргументы и факты 40 25 5 2 5 3 0 0 20

Московский комсомолец 5 5 10 2 10 30 5 30 3

Жизнь 20 20 15 6 15 2 0 0 22

Метро (Москва) 15 15 10 5 30 10 0 3 12

Вопросы правил безопасного поведения в различных ЧС в номерах вышеуказанных газет в процентном соотношении составляют от 2 до 6%, что является низким показателем, однако данная тематика присутствует во всех наиболее популярных изданиях.

В российском сегменте Интернета в последние годы наблюдается рост актуального контента по проблематике МЧС России. Активно используются Интернет-технологии для формирования культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения: разрабатываются интернет-сайты и специализированные информационно-образовательные интернет-порталы.

Создание в 2008 году на базе действующего с 1999 года сайта МЧС России официального Интернет-портала МЧС России позволило значительно увеличить объем публикуемой информации, повысить оперативность ее доведения до СМИ и общественности. Удалось в значительной степени удовлетворить возрастающие запросы населения на получение оперативной и достоверной информации по вопросам предупреждения и ликвидации последствий ЧС и пожаров и иным направлениям деятельности МЧС России, установить обратную связь с населением. В среднем посещаемость Интернет-портала МЧС России в сутки составляет около 10 000 человек (данные Яндекс.Метрика на

25.06.2014). Во время ликвидации последствий крупных ЧС, когда на портале работает «режим ЧС», количество посетителей возрастает в десятки раз.

Наряду с порталом МЧС России, для освещения деятельности территориальных органов МЧС России действуют восемь сайтов региональных центров МЧС России и 85 сайтов главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в т.ч. с 2014 года по Республике Крым и г. Севастополь.

В структуре портала МЧС России функционирует портал «СПАС экстрим» - информационный ресурс, посвященный проблемам детской безопасности. Также в его составе функционирует сайт «Культура безопасности», освещающий комплекс мероприятий по пропаганде КБЖ среди населения. В целях дальнейшего развития системы оказания психологической помощи и повышения её доступности реализуется проект интернет-службы экстренной психологической помощи населению на базе специализированного сайта в рамках портала МЧС России. Психологическая интернет-служба -это система, реализующая право на получение квалифицированной помощи в любом месте и в любое время, обеспечивающая рядовому пользователю доступ к современным психологическим ресурсам. В режиме интерактивного консультирования пси-

хологическая помощь может быть незамедлительно оказана людям, находящимся в кризисной ситуации.

На интернет-портале МЧС России постоянно ведется разъяснительная работа, направленная на предупреждение ЧС сезонного характера: специалисты МЧС России (пожарные, спасатели, психологи и др.) в рамках популярных программ и специальных рубрик дают гражданам практические рекомендации. Ведется работа по активизации обратной связи с населением. Обратная связь организуется в виде интерактивного общения по радио и телевидению, в материалах печатных изданий под рубриками «Вопрос-ответ», «Специалисты МЧС России разъясняют».

В целях расширения аудитории информационного воздействия интернет-портал, сайты региональных центров и главных управлений МЧС России параллельно основным публикациям ведут свои блоги и страницы в популярных социальных сетях: Livejournal, Facebook, ВКонтакте, Twitter, YouTube и Instagram.

При освещении в различных СМИ информации по мерам безопасности, предупреждению ЧС, способам поведения в различных ЧС, вопросам здорового образа жизни и т.д. важно создать у аудитории мотивацию к применению данных мер и усвоению действий. Особенности менталитета человека российского общества таковы, что он не станет предпринимать какие-либо действия, пока не свершится факт события негативного характера.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: №68-ФЗ: [принят Правит. РФ 21 декабря 1994 г.].

2. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России / Г.В. Емельянов, В.Е. Лепский, А.А. Стрельцов // Журнал «Информационное общество». - №3. - 1999. - С.47-51.

3. Теоретические основы информационного воздействия как процесса управления сложными системами [http://www.vrazvedka.ru/main/analytical/lekt-05.shtml]: Интернет сайт журнал «Разведчик» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.vrazvedka.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.

4. Российская Федерация. Федеральный закон «О средствах массовой информации» (о СМИ): № 2124-1ФЗ: [принят Правит. РФ 27 декабря 1991 г.].

5. Колесникова М. Сетевые СМИ - основные группы, виды и формы их функционирования / М. Колесникова // Научно-культурологический журнал. - 2013. -№ 14.

6. Источники информации и телепредпочтения россиян [http://soc.fom.ru/SMt-i-internet/10938]: Интернет сайт форум «Общество» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://soc.fom.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.

7. Бервенова О.В. Компенсаторные ресурсы

Лишь убедив аудиторию в важности информации, можно приступать к ее изложению.

Несомненно, СМИ формируют определенное общественное мнение, оказывают активное информационное воздействие на сознание и поведение людей и тем самым изменяют стереотипы человека, ценностные и моральные ориентации. В условиях нормального функционирования общества для этих процессов требуется относительно долгий промежуток времени, но в условиях ЧС перемены в поведении происходят одномоментно, степень влияния СМИ на психику людей достигает своего апогея.

В настоящее время технологии представления журналистами информации в ЧС не всегда соответствует идеалам гуманности и этики, как по отношению к пострадавшим и их родственникам, так и к аудитории в целом. Такое положение дел обусловлено погоней представителей прессы за привлечением как можно большей аудитории к своему СМИ, в результате чего ставка делается на сенсационность информации, играя на чувствах людей, сгущаются краски и без того трагичных событий, освещая происшествия в мельчайших деталях и подробностях.

Для рационального использования возможностей СМИ в целях обеспечения безопасности населения необходимо знание технических особенностей различных видов СМИ, принципов работы журналистов, а также установление взаимовыгодных контактов информационных подразделений МЧС России с прессой.

References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Federalnyiy zakon «O zaschite naseleniya i territoriy ot chrezvyichaynyih situatsiy prirodnogo i tehnogennogo haraktera»: №68-FZ: [prinyat Pravit. RF 21 dekabrya 1994 g.].

2. Emelyanov G.V., Lepskiy V.E., Streltsov A.A. Problemyi obespecheniya informatsionno-psihologicheskoy bezopasnosti Rossii / G.V. Emelyanov, V.E. Lepskiy, A.A. Streltsov // Zhurnal «Informatsionnoe obschestvo». - №3. -1999. - S.47-51.

3. Teoreticheskie osnovyi informatsionnogo vozdeystviya kak protsessa upravleniya slozhnyimi sistemami [http://www.vrazvedka.ru/main/analytical/lekt-G5.shtml]: Internet sayt zhurnal «Razvedchik» - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.vrazvedka.ru/, svobodnyiy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. russ.

4. Rossiyskaya Federatsiya. Federalnyi zakon «O sredstvah massovoy informatsii» (o SMI): № 2124-1FZ: [prinyat Pravit. RF 27 dekabrya 1991 g.].

5. Kolesnikova M. Setevyie SMI - osnovnyie gruppyi, vidyi i formyi ih funktsionirovaniya / M. Kolesnikova // Nauchno-kulturologicheskiy zhurnal. - 2013. - № 14.

6. Istochniki informatsii i telepredpochteniya rossiyan [http://soc.fom.ru/SMI-i-internet/10938]: Internet sayt forum «Obschestvo» - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://soc.fom.ru/, svobodnyiy. - Zagl. s ekrana. -Yaz. russ.

7. Bervenova O.V. Kompensatornyie resursyi sredstv massovoy informatsii v chrezvyichaynyih situatsiyah: Dis.

средств массовой информации в чрезвычайных ситуациях: Дис. канд. полит. наук / О.В. Бервенова. - М., 2007.

8. Рейтинги радиостанций [М1р://%'%гмг.Ьгап11-radio.ru/serv_idP_52_idP1_108.html]: Интернет сайт рекламного центра «Брэнд Медиа» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.brand-radio.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.

9. ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды Термины и определения».

10. Рейтинг популярности российских СМИ [http://www.exlibris.ru/rejting-izdanij/]: Интернет сайт агентства Ех Libris - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.exlibris.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. русс.

kand. polit. nauk / O.V. Bervenova. - M., 2007.

8. Reytingi radiostantsiy [http://www.brand-

radio.ru/serv_idP_52_idP1_108.html]: Internet sayt

reklamnogo tsentra «Brend Media» - Elektron. dan. -Rezhim dostupa: http://www.brand-radio.ru/, svobodnyiy. -Zagl. s ekrana. - Yaz. russ.

9. GOST 7.60-2003 «SIBID. Izdaniya. Osnovnyie vidyi. Terminyi i opredeleniya».

10. Reyting populyarnosti rossiyskih SMI [http://www.exlibris.ru/rejting-izdanij/]: Internet sayt agentstva Ex Libris - Elektron. dan. - Rezhim dostupa: http://www.exlibris.ru/, svobodnyiy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. russ.

ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF ACTIVE INFORMATION OF THE IMPACT OF MASS MEDIA ON THE POPULATION IN THE INTERESTS OF

EMERCOM OF RUSSIA

Лукьянович А.В., начальник научно-исследовательского отдела

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

Россия, г. Москва,

e-mail:center_kbg@mail.ru.

Lukyanovich A. V.,

head of department,

VNII GOChS,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia, Moscow;

e-mail:center_kbg@mail.ru.

Омельченко М.В., начальник научно-исследовательского отдела

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

Россия, г. Москва;

e-mail:center_kbg@mail.ru.

Omelchenko M. V.,

head of department,

VNII GOChS,

Russia, Moscow;

e-mail:center_kbg@mail.ru.

Афлятунов Т.И., научный сотрудник

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

Россия, г. Москва;

e-mail: center_kbg@mail.ru.

Aflyatunov T.I.,

research officer,

VNII GOChS,

Russia, Moscow;

e-mail: center_kbg@mail.ru.

The article contains the analysis of the capacity of the media to provide information to influence the behavior of the audience to form life safety population: presents the technical, publishing, and other characteristics of different types of media; statistics on the popularity of different media among different population groups depending on age, gender, places of residence and social status; the features of the presentation media.

Keywords: media, emergency, security, livelihoods, informing, warning, information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.