Научная статья на тему 'Анализ внешней среды предприятия на примере акционерного общества «Водоканал» (город Якутск, Республика Саха (Якутия))'

Анализ внешней среды предприятия на примере акционерного общества «Водоканал» (город Якутск, Республика Саха (Якутия)) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАТРИЦА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / ВНЕШНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратов А.В.

Статья посвящена различным факторам внешней среды предприятия АО «Водоканал» г. Якутска. Составлена матрица потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды. Составлена матрица потенциальных преимуществ относительно угроз внешней среды предприятия. Проведен анализ внешних стратегических факторов предприятия. Проведена оценка эффективности действующей инновационной стратегии предприятия. Сделана оценка комплексного потенциала предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панкратов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ внешней среды предприятия на примере акционерного общества «Водоканал» (город Якутск, Республика Саха (Якутия))»

6. Савченко Т.Г. Идентификация и учетно-аналитическое обеспечение рисковых ситуаций // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6, № 4-3. - С. 222-224.

7. Dembo R.S. Mark-to-Future: A Consistent Firm-Wide Paradigm for Measuring Risk and Return // Risk Management and Analysis: Measuring and Modelling Financial Risk, John Wiley & Sons Lts. - 1998. - Vol. 1. - P. 225-236.

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОДОКАНАЛ» (ГОРОД ЯКУТСК, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ))

© Панкратов А.В.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Статья посвящена различным факторам внешней среды предприятия АО «Водоканал» г. Якутска. Составлена матрица потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды.

Составлена матрица потенциальных преимуществ относительно угроз внешней среды предприятия. Проведен анализ внешних стратегических факторов предприятия. Проведена оценка эффективности действующей инновационной стратегии предприятия. Сделана оценка комплексного потенциала предприятия.

Ключевые слова факторы внешней среды предприятия, матрица потенциальных преимуществ, внешние стратегические факторы предприятия, инновационная стратегия предприятия, комплексный показатель потенциала предприятия.

Акционерное общество «Водоканал», в дальнейшем именуемое Общество, создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом [8].

АО «Водоканал» осуществляет водоотведение, реализацию потребителям услуг водопровода и канализации, очистку сточных вод, установку и эксплуатацию узлов учета потребляемой воды и сбрасываемых сточных вод, учет потребляемой населением и организациями воды и сточных вод.

* Магистрант кафедры Экономики и управления производством. Научный руководитель: Спиридонова Розалия Филипповна, старший преподаватель кафедры Экономики и управления производством.

Таблица 1

Оценка внешней среды АО «Водоканал» г. Якутска [4]

Факторы среды Возможности Угрозы

Конкуренты Повышение качества предоставляемых товаров и услуг, получение госзаказа Потеря госзаказа

Покупатели Постоянное расширение числа потребителей Снижение количества покупателей, потеря госзаказа

Поставщики Заключение постоянных договоров Повышение цен и снижение качества поставляемых товаров

Соперничество между существующими конкурентами Пересмотр своих стратегий и выбор той, которую трудно скопировать Снижение прибыли в связи с затратами на рекламу и совершенствованием товаров

Появления товаров и услуг-заменителей Поиск новых сегментов рынка Появление «потолка цен»

Источник: сформулировано автором по материалам годового отчета компании за 2013 год и вторичных исследований рынка.

Необходимо ранжирование привлекательности имеющихся возможностей, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень всех факторов анализируется с учетом вероятностной степени их появления, а также перспективной силы их влияния на предприятие (табл. 2).

После проведенной процедуры каждая характеристика критерия получает персональную оценку с учетом занимаемой в матрице позиции (например, ВС, НС). Анализ потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды показал, что конкурентные преимущества, попавшие на поля ВС, ВУ и СС имеют большое значение для предприятия.

Таблица 2

Матрица потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды АО «Водоканал» г. Якутска [1, с. 112; 2; 4]

ВЕРОЯТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЛИЯНИЕ

СИЛЬНОЕ УМЕРЕННОЕ МАЛОЕ

ВЫСОКАЯ ВС Повышение качества предоставляемых товаров и услуг ВУ Наличие постоянных и крупных клиентов и госзаказа ВМ

СРЕДНЯЯ СС Удержание высокого уровня спроса на свои товары и услуги СУ СМ

НИЗКАЯ НС НУ НМ Снижение затрат, связанных с поиском поставщиков

Источник: составлено автором по материалам годового отчета компании.

Все эти преимущества должны быть обязательно использованы в дальнейшей разработке инновационной стратегии. Преимущества, попавшие на поля СМ, НУ, и НМ, практически не заслуживают внимания со стороны организации. В данном случае - это отсутствие затрат, связанных с поиском поставщика. Использовать преимущества, попавшиеся на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Далее необходимо определение наиболее серьезных факторов, угрожающих позиции предприятия со стороны внешней среды (табл. 3).

Таблица 3

Матрица потенциальных преимуществ относительно угроз внешней среды АО «Водоканал» г. Якутска [1, с. 118; 2; 4]

ВЕРОЯТНОСТЬ РАЗРУШЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ ТЯЖЕЛОЕ «ЛЕГКИЕ

ПОЯВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕ СОСТОЯНИЕ УШИБЫ»

ВР ВК ВТ ВЛ

Потеря госзаказа Снижение прибыли Повышение цен и

ВЫСОКАЯ в связи с затратами на рекламу и совершенствованием товаров снижение качества поставляемых нам товаров

СР СК СТ СЛ

Снижение коли-

СРЕДНЯЯ чества покупателей, потеря госзаказа

НР НК НТ НЛ

НИЗКАЯ Появление «потолка цен»

Источник: составлено автором по материалам годового отчета компании.

Анализ угроз внешней среды показал, что наибольшую опасность для АО «Водоканал» представляют угрозы, попавшие на поля ВР, СР и ВК. В данном случае, - это приверженность клиентов к торговой марке конкурента, снижение количества посетителей и снижение прибыли в связи с затратами на рекламу и совершенствованием товаров. Эти угрозы требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Угрозы появления «потолка цен», повышения цен и снижение качества поставляемых нам товаров не должны выпадать из поля зрения руководства. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.

Проведение качественного исследования конкурентных преимуществ помогло ранжировать выявленные потенциальные преимущества для определения наиболее сильных и их использование при создании инновационной стратегии. Для более конкретной информации необходимо количественно

оценить полученные данные. В связи с этим мы прибегнем к следующим методам количественного анализа окружающей среды предприятия.

Для обобщения результатов анализа стратегических факторов внешней среды используется специальная форма «Резюме анализа внешних стратегических факторов» (в английской транскрипции БЕЛ8-форма) (табл. 4). С помощью этой формы можно провести анализ готовности организации реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом их будущей значимости.

Таблица 4

Анализ внешних стратегических факторов АО «Водоканал» г. Якутска [1, с. 130; 2-4]

Внешние стратегические факторы Весовой коэф. Экспертная оценка Взвешенная оценка

Возможности

1) Выход на дополнительные группы потребителей, проник-

новение на новые рынки или их сегменты; 0,01 4 0,04

2) Заключение постоянных договоров; 0,02 3 0,06

3) Экономический подъём и рост доходов населения; 0,3 3 0,9

Угрозы

1) Снижение прибыли из-за роста расходов; 0,3 3 0,75

2) Значительное повышение цен; 0,25 4 1

3) Возможность отказа / отсутствия возможности клиентов

пользоваться продукцией / услугами 0,12 4 0,48

Суммарная оценка 1,00 3,23

Источник: составлено автором по материалам годового отчета компании методом экспертных оценок.

По данным проведенного анализа внешней среды, можно говорить о благоприятном воздействии внешних факторов на предприятие, однако руководству компании стоит задуматься над реализацией выбранной стратегии. В данном случае оценка 3,23 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.

Стратегическая позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т.е. потенциала и делового климата. Количественная оценка стратегической позиции предприятии находится по формуле:

Ипоз = ^(Ип + Ик) (1)

где Ип - индекс потенциала,

Ик - индекс климата.

Получаем, что Ипоз = 3,55, что является средней оценкой.

Теперь необходимо провести оценку общей эффективности стратегии АО «Водоканал», который можно определить по формуле:

КСП = -• ^ • ^, (2)

1о~1я So Со

где КСП - конкурентоспособность текущей стратегии предприятия;

1р, 1К, 10 - фактический, критический и оптимальный уровни капиталовложений;

§р, SO - фактический и максимально возможный потенциал предприятия; СР, С0 - оценки действующей и оптимальной стратегии предприятия.

Для этого необходимо выявить:

Фактический уровень капиталовложений в организации находится на оптимальном уровне (фактический объем капиталовложений обеспечивает оптимальное их использование), поэтому отношение капиталовложений в формуле равно 1. Для оценки эффективности действующей стратегии используется табл. 5.

Таблица 5

Оценка эффективности действующей инновационной стратегии АО «Водоканал» [1, с. 153]

Факторы успеха Оценка стратегии предприятия, баллы Относительный уровень

действующая §р' Оптимальная So стратегии §' / §0

Политика роста 4 3 1,33

Рыночная дифференциация 2 4 0,5

Продуктовая дифференциация 3 3 1

ИТОГО (среднее арифметическое) 0,94

Оценка комплексного показателя потенциала предприятия так же проводится в баллах по группам факторов (таблица 6). Итоговый балл вычисляется таким же образом, как и при оценке будущей эффективности действующей стратегии.

Таблица 6

Оценка комплексного показателя потенциала АО «Водоканал» г. Якутска [3]

Факторы успеха Оценка потенциала предприятия, баллы Относительный уровень стратегии Ср' / С0

действующая Ср' Оптимальная С0

Общее управление 2 4 0,50

Финансовое управление 3 5 0,60

Маркетинг 2 3 0,66

Производство услуг 3 3 1,00

Инновации 2 4 0,50

ИТОГО (среднее арифметическое) 0,79

Таким образом, получаем:

!р 1к = ^ = о 94- С* = о 79.

1о ~ 1к So Со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если подставить полученные цифры в исходную формулу, то получим: КСП = 1 • 0,94 • 0,79 = 0,61 Выводы

Эффективность актуальной инновационной стратегии предприятия весьма невелика, предприятие находится чуть выше среднего уровня привлекательности на рынке. Следует разработать программу повышения конкурентоспособности стратегии предприятия, а именно разработать новую инновационную стратегию АО «Водоканал» г. Якутска.

Список литературы:

1. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / под ред. А.Г. Комарова, А.Р. Кудашева. - М.; Уфа: Изд-во Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 254 с.

2. Стратегическое планирование: простые инструменты решения сложных задач [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.improvement. ш/biЫюt/detisюn/detisюn05. shtm.

3. Сущность и функция стратегического планирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.barmashovks.ru/page104/page191/index.html.

4. Фурта С.Д., Соломатина Т.Б. Карта заинтересованных сторон - инструмент анализа окружения бизнеса // «Инициативы 21 века». - 2010. - № 1.

5. Внутренний трудовой распорядок АО «Водоканал».

6. Внутренний регламент деятельности АО «Водоканал».

7. Годовой отчет компании АО «Водоканал».

8. Официальный сайт компании АО «Водоканал» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vodokanal.ya1.ru/.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

© Петров Д.Г.*, Трегубова О.И.*

МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского, г. Москва

Наращивание объемов промышленного производства на предприятиях машиностроения по причине роста объемов государственного

* Аспирант кафедры «Производственный менеджмент».

* Старший преподаватель кафедры «Производственный менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.