Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В АВИАЦИИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушный транспорт / производственный травматизм / профессиональные риски / водители спецтранспорта / программа уменьшения рисков / air transport / industrial injuries / professional risks / drivers of special vehicles / risk reduction program

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.А. Потапова, Н.Г. Черкасова

При анализе производственного травматизма в организациях воздушного транспорта необходимо уделять серьезное внимание улучшению условий труда и профессионализму не только летного, но и технического персонала, осуществляющего техническое обслуживание и подготовку воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.А. Потапова, Н.Г. Черкасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF FACTORS ON THE INDICATORS OF OCCUPATIONAL INJURIES IN AVIATION

When analyzing industrial injuries in air transport organizations, it is necessary to pay serious attention to improving working conditions and professionalism not only of the flight personnel, but also of the technical personnel engaged in the maintenance and training of aircraft.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В АВИАЦИИ»

УДК 613.644

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ТРАВМАТИЗМА В АВИАЦИИ

А. А. Потапова, Н. Г. Черкасова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

5hat@bk.ru

При анализе производственного травматизма в организациях воздушного транспорта необходимо уделять серьезное внимание улучшению условий труда и профессионализму не только летного, но и технического персонала, осуществляющего техническое обслуживание и подготовку воздушных судов.

Ключевые слова: воздушный транспорт, производственный травматизм, профессиональные риски, водители спецтранспорта, программа уменьшения рисков.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF FACTORS ON THE INDICATORS OF OCCUPATIONAL INJURIES IN AVIATION

A. A. Potapova, N. G. Cherkasova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

5hat@bk.ru

When analyzing industrial injuries in air transport organizations, it is necessary to pay serious attention to improving working conditions and professionalism not only of the flight personnel, but also of the technical personnel engaged in the maintenance and training of aircraft.

Keywords: air transport, industrial injuries, professional risks, drivers of special vehicles, risk reduction program.

Анализ статистики происшествий и инцидентов в авиационной отрасли показывает, что одной из существенных проблем в сфере охраны труда по-прежнему является производственный травматизм и профессиональная заболеваемость.

Несмотря на принимаемые ежегодно меры организационного и финансового характера добиться существенного снижения количества несчастных случаев и количества пострадавших в них работников пока не удается, в том числе по количеству несчастных случаев с тяжелым исходом. Как показывает анализ травматизма 30% несчастных случаев на производстве происходит по вине работника, 70% из которых это нарушение трудового распорядка, дисциплины труда. Остальные, а их большинство, происходят из-за имеющихся недостатков в обучении персонала.

По статистическим данным, представленным на сайте Росстата, ежегодно во всем мире происходит 27 000 авиационных происшествий и инцидентов, в результате чего получают травмы около 243 000 человек. Это соответствует одной аварии на 1000 вылетов и 9 травмам на 1000 вылетов [1].

Большое количество наземных работников авиации, использующих оборудование во время выполнения основных работ, в соответствии с заключённым трудовым договором в

Секция «Техносферная безопасность»

условиях нехватки времени, попадает в такую рабочую обстановку, в которой несчастные случаи реализуются.

Большинство несчастных случаев происходит из-за подъема и перемещения грузов, заведомо превышающих по массе допустимую норму; скольжений, как самих работников на поверхности покрытия при выполнении работ на открытой площадке и внутри помещений; движущихся или падающих объектов и движущихся транспортных средств. Третья часть всех случаев травм, полученных работниками на территории аэропортов приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространенными причинами несчастных случаев были спотыкания и падения, перенос тяжестей, а также движущиеся механические приспособления и машины [2].

Проскальзывание: разливы, погодные условия, маслянистые поверхности и полы, на которых ослаблено сцепление, являются общими факторами, которые становятся причиной травм в аэропорту. Поездки: недостаточное освещение, препятствия, неровный пол, сломанные поручни, открытая электропроводка и другие материалы могут быть факторами, которые влияют на человека, спотыкающегося в аэропорту, что приводит к получению телесных повреждений.

Причины несчастных случаев в аэропорту:

- утечки различных опасных жидкостей;

- происшествия на мокром полу, где нет предупреждающего знака;

- неправильно расположенные коврики;

- неисправные багажные тележки;

- неровные поверхности;

- дефектные двери;

- неисправные эскалаторы и лифты;

- халатность персонала;

- неисправное оборудование и машины;

- плохое обучение персонала.

Места стоянок воздушных судов аэропорта являются потенциально опасными рабочими средами. Техническое обслуживание и поддержка воздушных судов должны выполняться в любую погоду, в жестких временных рамках для соблюдения расписания авиаперевозок.

Это оживленные рабочие места, где много шума и транспортных средств, например, пассажирских автобусов, автозаправщиков, буксиров для самолетов, самолетов и других машин.

Работники сталкиваются со многими потенциальными опасностями, особенно при передвижении и эксплуатации самолетов и наземных транспортных средств. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из самых больших проблем в отрасли воздушного транспорта. Количество травмированных работников ежегодно значительно выше, чем во многих других отраслях промышленности.

Обычно несчастные случаи происходят, когда рабочие ударяются движущимися предметами или перемещают грузы. Скольжения, спотыкания и падения вызываются препятствиями на местах стоянок воздушных судов, такими как противооткатные упоры, наземные источники питания, кабели, буксировочные штанги, соединительные кабели, заправочные шланги или пролитая жидкость. Наиболее частыми видами травм являются растяжения и ушибы, переломы, порезы, рваные раны и проколы. Происходят также несчастные случаи со смертельным исходом. Авиационные винты могут стать причиной серьезных несчастных случаев.

Самолеты являются опасной рабочей средой, особенно при движении. Сопровождающие самолета подвергаются высокому риску получения травм при обращении с тяжелым багажом, небезопасно хранимым багажом, верхними ящиками, служебными тележками, дверьми воздушных лестниц, а также в результате поскальзываний, спотыканий и падений.

Такие условия, как турбулентность, делают обстановку на борту более опасной и являются основной причиной большинства травм [3].

Несколько научных исследований показывают повышенный риск рака груди среди бортпроводников и медсестер. Риск рака груди у женщин, которые работали в ночное время и нерегулярно в течение длительного периода времени, в 1,5-1,8 раза выше [4].

Методика расчета ретроспективных профессиональных рисков базировалась на статистической информации по производственному травматизму в организациях воздушного транспорта России [5]. Оценка прогнозных профессиональных рисков выполнена с использованием балльного метода на основе данных специальной оценки условий труда работников службы автотранспорта ООО «Аэропорт Емельяново»

На основе рассчитанных статистических показателей, отражающих частоту и тяжесть несчастных случаев, определены: коэффициент обобщенных трудовых потерь, вероятность безопасной работы и риск травмирования. Расчеты свидетельствует о том, что коэффициент частоты несчастных случаев снижается от 2016 к 2019 г., вероятность безопасной работы для одного человека в течение 2019 г. оказалась наиболее высокой, а риск травмирования -низким. В то же время в 2019 г. вероятность рисков со смертельным исходом выражается наибольшей величиной за три исследуемых года, она превышает принятые допустимые нормативы рисков. Рассчитанные для службы автотранспорта ООО «Аэропорт Емельяново» прогнозные профессиональные риски показали, что наибольшие риски возникают в группе водителей спецтранспорта. Улучшение условий труда и реализации программ уменьшения рисков требуется, прежде всего, для выявленных рискованных профессий

Анализ производственного травматизма в организациях воздушного транспорта позволил выявить высоко рискованные профессии и определить главные направления деятельности по улучшению условий и охраны труда и снижению уровня производственного травматизма в авиации.

Библиографические ссылки

1. Павленко А. О функционировании систем управления безопасностью полетов (СУБП) в гражданской авиации России [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato. ru/content/o-funkcionirovanii-sistem-upravleniya-bezopasnostyu-poletov-v-grazhdanskoy-aviacii-rossii (16.02.2017).

2. О состоянии производственного травматизма, условий труда и выполнении основных работ по охране труда в организациях воздушного транспорта в 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://sibfana.ru/files/ Анализ%20травматизма_2015(1)^ (16.02.2017).

3. Тимофеева С. С., Хамидуллина Е.А. Основы теории риска. Иркутск: Изд-во ИрГТУ,

2012. 128 с.

4. Николайкин Н.И., Худяков Ю.Г. Методология оценки влияния условий труда персонала авиапредприятия на риски в авиатранспортных процессах // Научный вестник МГТУ ГА.

2013. Выпуск 11. № 197. С. 116-119.

5. Медведева С.А., Горбай Д.М., Дранишникова И.Р. Оценка ретроспективных и прогнозных профессиональных рисков в организациях воздушного транспорта // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. № 2. С. 18-29.

© Потапова А. А., Черкасова Н. Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.