Научная статья на тему 'Анализ условий труда научно-педагогических кадров в вузе'

Анализ условий труда научно-педагогических кадров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ЗАРПЛАТА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / SKILLED PERSONNEL / TEACHING STAFF SALARY / TEACHING LOAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тугускина Галина Николаевна

Актуальность и цели. Представлена попытка соотнесения требований к профессорско-преподавательскому составу вузов и условий их труда в свете решения поставленных перед вузами задач. Материалы и методы. Цель исследования была достигнута с помощью изучения научных работ по заданной тематике, их анализа, обобщения и систематизации полученных результатов. Результаты. На основе изучения и систематизации научных исследований отечественных ученых по проблемам условий труда преподавателей вузов установлено, что условия работы преподавателей российских вузов и зарубежных значительно различаются. Отмечается стабильная тенденция роста аудиторной нагрузки преподавателя российских вузов при одновременном снижении оплаты за единицу рабочего времени. Выводы. Выполнение стоящих перед вузами задач по подготовке квалифицированных кадров возможно при кардинальном изменении сложившегося положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALYSIS OF ACADEMIC STAFF’S LABOR CONDITIONS FOR ACADEMIC STAFF AT A UNIVERSITY

Background. The article presents an attempt to correlate the requirements for academic staff of universities and the conditions of their work in the light of seeking solutions to the tasks assigned to universities Materials and methods. The purpose of the study was achieved by studying scientific papers on the subject matter, their analysis, generalization and systematization of the obtained results. Results. Based on the study and systematization of scientific research by domestic scientists on problems of working conditions of university teachers, it has been found that the teachers’ working conditions at Russian and foreign universities vary considerably. There is a stable tendency of classroom load growth for teachers at Russian universities against a reduction of payment per unit of working time. Conclusions. The objectives of preparing high-skilled personnel assigned to universities can only be implemented provided cardinal changes of the current situation.

Текст научной работы на тему «Анализ условий труда научно-педагогических кадров в вузе»

УДК 338.001.36

DOI 10.21685/2309-2874-2017-1-7

Г. Н. Тугускина

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ТРУДА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ВУЗЕ

Аннотация.

Актуальность и цели. Представлена попытка соотнесения требований к профессорско-преподавательскому составу вузов и условий их труда в свете решения поставленных перед вузами задач.

Материалы и методы. Цель исследования была достигнута с помощью изучения научных работ по заданной тематике, их анализа, обобщения и систематизации полученных результатов.

Результаты. На основе изучения и систематизации научных исследований отечественных ученых по проблемам условий труда преподавателей вузов установлено, что условия работы преподавателей российских вузов и зарубежных значительно различаются. Отмечается стабильная тенденция роста аудиторной нагрузки преподавателя российских вузов при одновременном снижении оплаты за единицу рабочего времени.

Выводы. Выполнение стоящих перед вузами задач по подготовке квалифицированных кадров возможно при кардинальном изменении сложившегося положения.

Ключевые слова: квалифицированные кадры, зарплата профессорско-преподавательского состава, учебная нагрузка.

G. N. Tuguskina

AN ANALYSIS OF ACADEMIC STAFF'S LABOR CONDITIONS FOR ACADEMIC STAFF AT A UNIVERSITY

Abstract.

Background. The article presents an attempt to correlate the requirements for academic staff of universities and the conditions of their work in the light of seeking solutions to the tasks assigned to universities

Materials and methods. The purpose of the study was achieved by studying scientific papers on the subject matter, their analysis, generalization and systematiza-tion of the obtained results.

Results. Based on the study and systematization of scientific research by domestic scientists on problems of working conditions of university teachers, it has been found that the teachers' working conditions at Russian and foreign universities vary considerably. There is a stable tendency of classroom load growth for teachers at Russian universities against a reduction of payment per unit of working time.

Conclusions. The objectives of preparing high-skilled personnel assigned to universities can only be implemented provided cardinal changes of the current situation.

Key words: skilled personnel, teaching staff salary, teaching load.

Выступая на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей в марте 2017 г. В. В. Путин обозначил следующие задачи: «На рубеже 2019-2020 годов темпы роста должны опережать

мировые. Какие направления работы считал бы наиболее важными? Необходимо провести серьезные структурные преобразования, существенно увеличить производительность труда и обеспечить промышленность квалифицированными кадрами, ускорить разработку и внедрение передовых технологий, с помощью настройки налоговой системы, качественного улучшения делового климата сформировать условия для привлечения инвестиций, для создания новых рабочих мест» [1].

Задачу обеспечения российской экономики кадрами призваны решать прежде всего российские вузы. В этой связи хочется привести цитату из газеты «Московский комсомолец»: «Как «преподам» платят - так они и учат» [2].

Как отмечает данное издание, согласно «дорожной карте» Минобрнау-ки средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в 2015 г. составляла 130 % от средней по региону, где зарегистрирован вуз, а к 2018 г., как обещал президент, и вовсе дойдет до 200 %...

По заявлению главы Минобрнауки России Ольги Васильевой, уже в первом полугодии 2016 г. средняя зарплата преподавателей вузов выросла с 50 тыс. до 54 тыс. руб. [3].

Однако на деле такую зарплату получает лишь весьма незначительное число преподавателей. Нужно отметить, что оклад ассистента и преподавателя составляет 7000-9000 руб. в месяц, старшего преподавателя - 14 000 руб., профессора - 23 000 руб. При этом рост нагрузки таков, что ни о нормальных лекциях, ни тем более о полноценной научной работе речи не идет. Кроме того, следует отметить, что из этих средств преподаватель должен оплачивать публикацию монографий и статей в научных журналах.

Как показало исследование, проведенное газетой «МК» по изучению уровня зарплат профессорско-преподавательского состава московских вузов, выполняя распоряжение президента, руководство стало повышать зарплаты сотрудников за счет увеличения нормы учебной нагрузки на преподавательскую ставку, которая сегодня составляет 900 часов. Так, например, по оценкам старожилов ГУУ, аудиторная нагрузка профессора выросла в 8 раз по сравнению с эпохой СССР, а за единицу рабочего времени преподаватель ГУУ стал получать намного меньше.

И такая тенденция наблюдается практически по всей России.

На наш взгляд, представляет интерес исследование, проведенное НИУ ВШЭ в 2015 г. [4] (рис. 1).

Согласно данному исследованию, аудиторная нагрузка для всех категорий работников от профессора до ассистента составляла в 2014 г. 21,2 часа. И как показывает практика, данная тенденция неуклонно сохраняется и в последующие годы.

В данной ситуации правомерно возникает вопрос: «Какая зарплата у сотрудников вуза в других государствах мира?» Это продемонстрирует таблица, расположенная ниже [5] (табл. 1).

Как видим, неоспоримым лидером в мире по величине преподавательских зарплат является Канада. Она занимает первое место как по средней величине оклада, так и по минимальной и максимальной. Затем следуют такие страны, как Италия, ЮАР, США, Саудовская Аравия, Великобритания и Австралия.

25

20 153 15 10 5

0

2005 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г, 2014 г. Рис. 1. Аудиторная нагрузка, часов в неделю

Таблица 1

Зарплата преподавателей в вузах зарубежных стран

Страна Минимальная зарплата, тыс. Средняя зарплата, тыс. Максимальная зарплата, тыс.

1 2 3 4

Канада $5,7 $7,2 $9,5

Италия $3,5 $7,0 $9,1

ЮАР $3,9 $6,5 $9,3

Индия $4,0 $6,1 $7,4

США $5,0 $6,1 $7,4

Королевство Саудовская Аравия $3,5 $6,0 $8,5

Великобритания $4,1 $5,9 $8,4

Австралия $3,9 $5,7 $7,5

Нидерланды $3,5 $5,3 $7,1

Германия $4,9 $5,1 $6,4

Норвегия $4,5 $4,9 $5,8

Израиль $3,5 $4,7 $6,4

Нигерия $2,8 $4,6 $6,2

Малайзия $2,8 $4,6 $7,9

Аргентина $3,2 $3,8 $4,4

Франция $2,0 $3,5 $4,8

Япония $2,9 $3,5 $4,6

Бразилия $1,9 $3,2 $4,6

Колумбия $2,0 $2,7 $4,1

Турция $2,2 $2,6 $3,9

Чехия $1,7 $2,5 $4,0

Мексиканские Соединенные Штаты $1,3 $1,9 $2,7

Латвия $1,0 $1,8 $2,7

Казахстан $1,0 $1,6 $2,3

Эфиопия $0,9 $1,2 $1,6

КНР $0,3 $0,7 $1,1

Армения $0,4 $0,5 $0,7

Среди аутсайдеров Казахстан, Эфиопия, Китай и Армения, которая замыкает список. Исходя из среднего заработка российских преподавателей в 50 - 54 тыс. руб., можно сделать вывод, что и Россия относится к группе стран с наименьшим уровнем оплаты труда работников вузов.

В качестве еще одного примера, наглядно демонстрирующего уровень оплаты труда в системе образования в зависимости от квалификации, можно привести среднегодовой заработок преподавателей в США (табл. 2).

Таблица 2

Среднегодовой заработок в США (долларов в год) [6]

Преподаватель Зарплата (долл. в год)

доктора наук 100 000

со степенью магистра и выше 60 000

со степенью бакалавра 47 000

со степенью Associate 30 000

Представляет интерес исследование, проведенное Научно-исследовательским институтом по проблемам высшего образования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: основная забота профессоров - преподавание (90,6 %), научно-исследовательская и административная работа - соответственно 5,3 и 3,1 %. Научная продуктивность - в среднем 1-2 статьи в год. 56,9 % профессоров не пишут книг, учебных или методических пособий; 26,9 % профессоров издают 1-2 книги в год; 9,1 % - 3-4 книги; 5,3 % -5-10 книг. Американские профессора предпочитают печататься в соавторстве (76 %), нежели индивидуально (24 %). То есть подлинно научно-образовательными является относительно небольшое число американских университетов. Лишь 10 % профессоров занимается активно научной работой в наиболее сильных, оснащенных, известных университетах [7]. Для сравнения: доля времени, затрачиваемая преподавателем российских вузов на выполнение различного рода работ, составляет: учебная работа 30 - 40 %; научно-исследовательская работа 35-45 %; учебно-организационная работа 10-15 %. [8].

Средняя годовая учебная нагрузка профессора в США составляет около 240 часов. В среднем в неделю американский профессор проводит 9 часов аудиторных занятий (причем нагрузка одинаковая как у профессора, так и у старшего преподавателя). Подготовка к занятиям занимает 9-12 часов в неделю. Консультации - 1-4 часа в неделю. Такое же количество времени уходит на участие в заседаниях кафедр и различных комиссий. 4-5 часов в неделю американский профессор посвящает научно-исследовательской работе, в том числе написанию статей и учебных пособий. Наиболее распространенная форма академических занятий в американских университетах - учебные дискуссии (67,7 %). Они носят опережающий характер: на каждое очередное занятие студенты приходят, предварительно прочитав материал новой темы по учебнику и выделив для себя наиболее трудные, проблемные моменты. Задача профессора: раскрыть и объяснить именно эти проблемные моменты, а не излагать весь материал. Кроме основной зарплаты, каждый американский профессор имеет индивидуальные средства в бюджете кафедры на научные конференции и поездки. Пенсия среднего американского профессора -$ 40-50 тыс. долл. в год [7].

Возможно достойная оплата и условия труда преподавателей в определенной степени определяют то, на сегодня США получили самое большое количество Нобелевских премий в мире - 362. Соперничать с ними могут лишь все европейские страны, вместе взятые. 28 % мировых расходов на образование приходится на долю США, где живет 4 % детей и молодежи планеты. 48 % от мирового объема открытий в медицине, экономике и естественных науках приходятся на США. 28 американских вузов попали в топ-50 рейтинга The Times Higher Education World University Rankings 2014-2015. В верхней десятке вузов мира семь из США. 40 000 американцев ежегодно получают докторскую степень. Это примерно 9 % от общего количества учащихся. 19 % зарубежных студентов едут в США изучать бизнес и менеджмент, 17 % - инженерные науки, 12 % - математические, 8 % - естественные.

Следует отметить, что в ведущих зарубежных университетах учебная нагрузка составляет 100-200 часов в год, против 900 часов в России. [9].

Основываясь на данных Минобрнауки, в ближайшие годы планируется значительное увеличение расходов на повышение зарплат профессорско-преподавательскому составу: с 42 млрд руб. до 60 млрд в 2017 г., 76 млрд в 2018 г. и 79 млрд в 2019 г. [3].

Данное обстоятельство дает преподавателям российских вузов основания смотреть в будущее с оптимизмом и прикладывать все усилия для успешного решения поставленных Президентом задач по подготовке кадров для современной экономики.

Библиографический список

1. В. Путин выступил на пленарном заседании съезда Российского союза промышленников и предпринимателей. - URL: http://www.1tv.ru/news/2017-03-16/321693-vladimir_putin_vystupil_na_plenarnom_zasedanii_s_ezda_rossiyskogo_soyuza_promy shlennikov_i_predprinimateley

2. Балабас, Е. Как «преподам» платят - так они и учат. «МК» выяснил, сколько реально получают в вузах / Е. Балабас. - URL: http://netreforme.org/news/kak-prepodam-platyat-tak-oni-i-uchat-mk-vyiyasnil-skolko-realno-poluchayut-v-vuzah/

3. Глава Минобрнауки пообещала существенное увеличение зарплат преподавателей вузов. - URL: http://www.kommersant.ru/

4. Андрущак, Г. В. Оплата труда профессорско-преподавательского состава в вузах Минобрнауки России / Г. В. Андрущак. - URL: http://минобрнауки.рф/.pdf

5. Зарплата преподавателей вузов в разных странах. - URL: http:// skolkozarabatyvaet.ru/professii/zarplata-prepodavatelej-vuzov-v-raznyx-stranax

6. Система образования и зарплаты учителей в США. - URL: http://russiahousenews. info/around-the-world/sistema-obrazovaniya-zarplata-ssha

7. Спасибо, В. Как и за что платят американскому профессору / В. Спасибо. -URL: http://www.proza.ru/2009/12/24/673

8. Научно-методическая организация труда преподавателя права в вузе. - URL: http://lektsia.com/4x65a0.html

9. Райчук, А. Д. Аудиторная нагрузка ППС в сфере мирового опыта / А. Д. Рай-чук. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/auditornaya-nagruzka-pps-v-svete-mirovogo-opyta

Библиографический список

1. V. Putin vystupil naplenarnom zasedanii s"ezda Rossiyskogo soyuzapromyshlennikov i predprinimateley [V. Putin held a speech at a plenary meeting of the Congress of the

Russian union of manufacturers and entrepreneurs]. Available at: http://www.1tv.ru/news/2017-03-16/321693-

vladimir_putin_vystupil_na_plenarnom_zasedanii_s_ezda_rossiyskogo_soyuza_ promyshlennikov_i_predprinimateley

2. Balabas E. Kak «prepodam» platyat - tak oni i uchat. «MK» vyyasnil, skol'ko real'no poluchayut v vuzakh [As "teaches" are paid, so they teach. "MK" found out about the real pay cheques at universities]. Available at: http://netreforme.org/news/kak-prepodam-platyat-tak-oni-i-uchat-mk-vyiyasnil-skolko-realno-poluchayut-v-vuzah/

3. Glava Minobrnauki poobeshchala sushchestvennoe uvelichenie zarplat prepodavateley vuzov [The head of the Ministry of Education and Science promised considerable growth of university teaching staff salaries]. Available at: http://www.kommersant.ru/

4. Andrushchak G. V. Oplata truda professorsko-prepodavatel'skogo sostava v vuzakh Minobrnauki Rossii [Remuneration of teaching staff labor at universities of the Ministry of Education and Science of Russia]. Available at: http://minobrnauki.rf/.pdf

5. Zarplata prepodavateley vuzov v raznykh stranakh [University teachers' remuneration in various countries]. Available at: http://skolkozarabatyvaet.ru/professii/zarplata-prepodavatelej-vuzov-v-raznyx-stranax

6. Sistema obrazovaniya i zarplaty uchiteley v SShA [The system of education and teachers' salary in USA]. Available at: http://russiahousenews.info/around-the-world/ sistema-obrazovaniya-zarplata-ssha

7. Spasibo V. Kak i za chto platyat amerikanskomu professoru [How and what is an american professor paid for]. Available at: http://www.proza.ru/2009/12/24/673

8. Nauchno- metodicheskaya organizatsiya truda prepodavatelya prava v vuze [Scientific and methodological organization of law teacher's labor at a university]. Available at: http://lektsia.com/4x65a0.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Raychuk A. D. Auditornaya nagruzka PPS v sfere mirovogo opyta [Classroom load of academic staff in the context of global experience]. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/auditornaya-nagruzka-pps-v-svete-mirovogo-opyta

Тугускина Галина Николаевна

доктор экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: galina066@mail.ru

Tuguskina Galina Nikolaevna Doctor of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 338.001.36 Тугускина, Г. Н.

Анализ условий труда научно-педагогических кадров в вузе /

Г. Н. Тугускина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 1 (5). - С. 62-67. Б01 10.21685/2309-28742017-1-7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.