Научная статья на тему 'Анализ условий инновационного развития в нефтяной промышленности России'

Анализ условий инновационного развития в нефтяной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ДОБЫЧА НЕФТИ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РИСК / МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ НЕФТЕОТДАЧИ / INNOVATION / OIL PRODUCTION / UNCERTAINTY / RISK / METHODS OF ENHANCED OIL RECOVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарев Анатолий Николаевич

Проанализирован опыт применения новых технологий в российских нефтяных компаниях. Обоснована необходимость учета неопределенности результатов инноваций при реализации нефтяных проектов. Приведен анализ эффективности реализации нефтяных проектов с учетом неопределенности результатов применения инновационных технологий. Показана необходимость гибкого налогообложения добычи с применением инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONDITIONS FOR INNOVATION IN THE RUSSIAN OIL INDUSTRY

Experience in the application of new technologies in the Russian oil companies is analyzed. Necessity of taking into account uncertainty of innovation in oil projects proved. Analysis of the effectiveness of oil projects with taking into account uncertainty in the results of application of innovative technologies performed. The need for preferential taxation for innovative technologies shown.

Текст научной работы на тему «Анализ условий инновационного развития в нефтяной промышленности России»

УДК 330.341.1

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Анатолий Николаевич Токарев

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник, тел. (383) 3300962, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

Проанализирован опыт применения новых технологий в российских нефтяных компаниях. Обоснована необходимость учета неопределенности результатов инноваций при реализации нефтяных проектов. Приведен анализ эффективности реализации нефтяных проектов

с учетом неопределенности результатов применения инновационных технологий. Показана необходимость гибкого налогообложения добычи с применением инновационных технологий.

Ключевые слова: инновации, добыча нефти, неопределенность, риск, методы увеличения нефтеотдачи.

ANALYSIS OF THE CONDITIONS FOR INNOVATION IN THE RUSSIAN OIL INDUSTRY

Anatoli N. Tokarev

Institute of Economics and Industrial Engineering, 630090, Russia, Novosibirsk, 17, Ac. Lavrentiev Av., doctor of science in Economics, senior researcher, tel. (383)330-09-62, e-mail: Anatoli-3@ngs.ru

Experience in the application of new technologies in the Russian oil companies is analyzed. Necessity of taking into account uncertainty of innovation in oil projects proved. Analysis of the effectiveness of oil projects with taking into account uncertainty in the results of application of innovative technologies performed. The need for preferential taxation for innovative technologies shown.

Key words: innovation, oil production, uncertainty, risk, methods of enhanced oil recovery.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

В настоящее время в России происходит усложнение условий освоения нефтегазовых ресурсов, что определяет более высокие издержки и риски для участников данных процессов. Увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов. На зрелых месторождениях в связи с необходимостью извлечения значительных объемов остаточных запасов возрастает роль новых технологий, направленных на повышение нефтеотдачи. При этом основная часть открываемых запасов сосредоточена в мелких месторождениях. Их эффективное освоение возможно только при активном внедрении технологических новшеств.

Одной из главных задач государственного регулирования отрасли становится обеспечение ввода в разработку и поддержание добычи на все возрастающем количестве малорентабельных объектов. Необходимо стимулировать компании на добычу «трудной» нефти, а также создать условия для эффективного освоения месторождений в новых перспективных регионах на основе разработки и применения инновационных технологий [1].

Российские компании обладают рядом технологий интенсификации добычи и увеличения нефтеотдачи, потребность в которых во многом определяется спецификой ресурсной базы и необходимостью повышения экономической эффективности добычи [2]. Типичной является ситуация в ОАО «ЛУКОЙЛ» - одной из крупнейших российских нефтяных компаний.

Важным результатом деятельности «ЛУКОЙЛа» в сфере развития технологий является активное применение методов интенсификации добычи нефти и увеличения нефтеотдачи пластов. Эти методы позволяют существенно увеличить извлекаемые запасы и добычу нефти, вовлечь в разработку запасы высоковязкой нефти, ресурсы в низкопроницаемых коллекторах и трудноизвлекаемые запасы на поздних стадиях разработки месторождений [3]. По оценкам специалистов компании, в настоящее время доля добычи нефти за счет применения современных технологий воздействия на нефтяные пласты составляет более 23% от общего объема добычи (табл. 1).

Таблица 1

Результаты применения современных технологий и методов увеличения нефтеотдачи пластов в компании «ЛУКОЙЛ»

Показатель Ед. изм. 2008 2009 2010 2011 2012

Ввод в эксплуатацию шт. 112 91 101 235 268

горизонтальных скважин

- средняя т/сут. 58,4 78,2 156,6 49,8 58,8

производительность(дебит)

скважин

Бурение вторых стволов шт. 260 264 224 241 377

- средний прирост дебита т/сут. 18,1 16,8 19,7 20,4 16,7

Гидроразрыв пластов шт. 711 634 690 681 867

- средний прирост дебита т/сут. 9,4 9,6 10,8 10,1 8,1

Дополнительная добыча за млн т 23,0 23,0 22,2 22,3 23,1

счет новых технологии

- доля новых технологий в % 24,1 23,6 23,1 24,5 25,7

общей добычи

Источник: Всегда в движении: справочник аналитика. - ОАО «ЛУКОЙЛ», 2012. - 87

с.

Компания применяет физические, химические, гидродинамические и тепловые методы воздействия на продуктивные пласты. Основной объем дополнительной добычи компания получает за счет физических методов, в первую очередь за счет гидроразрыва пластов.

Бурение вторых стволов применяется в основном на бездействующем фонде скважин с целью доизвлечения остаточных запасов нефти. Этот метод является высокоэффективным, и его вес в структуре дополнительной добычи нефти имеет тенденцию к росту. В период с 2008 по 2012 г. на месторождениях «ЛУКОЙЛа» ежегодно бурилось более 200 новых скважин со вторыми стволами с приростом средней производительности скважин в диапазоне 16-21 т/сут. Высокая эффективность этой технологии обусловлена подготовкой мини-проектов с применением гидродинамического моделирования и повышением точности прогнозирования геологического строения на участках бурения вторых стволов.

В целом снижаются возможности традиционных технологий для роста добычи. Поэтому нужны новые технологии, которые позволяли бы вовлечь в разработку трудноизвлекаемую нефть, сократить затраты на добычу на истощенных объектах.

При этом в России до сих пор нет четкого разграничения методов интенсификации и увеличения нефтеотдачи пластов. Во многих компаниях к технологиям увеличения нефтеотдачи относят все геолого-технические мероприятия, приводящие к интенсификации добычи нефти, в том числе из активных запасов, а также традиционные мероприятия, направленные на достижение утвержденного проектного коэффициента извлечения нефти (КИН), а не на его увеличение [4]. Отсутствие четкого определения и критериев отнесения технологии к методам увеличения нефтеотдачи или интенсификации может иметь ряд негативных последствий. Например, высокая доля дополнительно добытой нефти за счет новых технологий, декларируемая российскими компаниями (см., например, данные по «ЛУКОЙЛу»), может быть интерпретирована таким образом, что в России новые технологии применяются практически на всех месторождениях и, следовательно, не требуется их стимулирование. Поэтому отмеченные выше технологии корректнее относить к более широкому классу - методы интенсификации и увеличения нефтеотдачи (МИУН).

Несмотря на определенные успехи российских нефтяных компаний в инновационной сфере, следует признать, что в нефтяной промышленности сегодня ощущается дефицит инновационных отечественных технологий. Российские нефтегазовые компании по уровню своего инновационного потенциала, технологической независимости отстают от своих зарубежных конкурентов - таких компаний, как Exxon Mobil, British Petroleum, Shell [5].

УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕФТЕДОБЫЧЕ

Инновационные процессы в добыче нефти характеризуются высокой неопределенностью, что обусловлено рядом обстоятельств:

• имеются значительные неопределенности и риски, характерные в целом для сферы недропользования и добычи нефти, в частности. К ним относятся, например, геологические риски; неопределенность затрат на

освоение и разработку месторождений и добычу углеводородного сырья, а также высокая волатильность цен на добываемую продукцию;

• затраты и результаты разработки и применения новых технологий также характеризуются высокой степенью риска, в том числе из-за особенностей разрабатываемых участков недр [6].

Даже применение уже используемых технологий (таких как гидроразрыв пласта, зарезка боковых стволов) на конкретном участке недр часто носит инновационный характер, в том числе при работах, направленных на их адаптацию и повышение эффективности применения. При этом дополнительная добыча зависит от многих факторов, в том числе от особенностей конкретных залежей.

Для учета неопределенности приростов добычи в результате использования новых технологий при реализации нефтяного проекта применялся метод Монте-Карло. В построенной модели оценки эффективности нефтяного проекта были выбраны ключевые рисковые переменные - эффекты от применения инновационных технологий (прирост производительности скважин или объемов добычи за год).

Оценка влияния применения МИУН (в условиях неопределенности) на эффективность реализации нефтяного проекта проводилась в рамках трех сценариев.

• Реализация проекта без применения МИУН. В рамках этого сценария ведется только базовая добыча с проектным КИН на уровне 30%.

• Применение МИУН без налоговых льгот. В этом сценарии могут применяться все рассматриваемые типы МИУН. Налоги выплачиваются согласно существующей системе налогообложения [7].

• Применение МИУН с льготами по налогу на добычу полезных ископаемых при использовании высокозатратных методов. Применение льгот по этому налогу (при базовом уровне затрат и приростов добычи) позволяет вывести добычу на основе «затратных» технологий на требуемый инвестором уровень рентабельности.

Внедрение технически высокоэффективных, но высокозатратных МИУН для добычи трудноизвлекаемой нефти при адекватном налогообложении увеличивает чистую текущую стоимость (ЧТС) проекта для инвестора в 1,52 раза, ЧТС налогов, поступающих в бюджеты, - на 10-15%, а КИН растет на 7-9 процентных пунктов. При этом риск реализации проекта (внутренняя норма рентабельности менее 15%) снижается до 5-7% (по сравнению с 4050% в сценарии без использования МИУН).

Наиболее технологически эффективные методы с большей вероятностью дающие больший прирост КИН являются высокозатратными, и при обычной системе налогообложения проекты по их внедрению далеко не всегда достигают требуемого инвесторами уровня рентабельности и, соответственно, их применение носит очень ограниченный характер.

От использования льготного режима налогообложения для новых технологий большую выгоду получает государство. Это происходит за счет

добычи дополнительного объема нефти, который также облагается налогами, в том числе экспортной пошлиной на нефть, которая занимает важнейшее место в структуре налогов и платежей нефтяных компаний.

Проведенные оценки показали, что для рационального освоения нефтяных ресурсов необходимы механизмы стимулирования для компаний, разрабатывающих и использующих новые технологии. Применение новых технологий и льготного налогообложения для нефти, добытой с использованием потенциально наиболее результативных высокозатратных технологий, создает предпосылки для освоения объектов и месторождений, считавшихся ранее нерентабельными. Смягчение налоговой нагрузки ведет к росту налогов в долгосрочном перспективе, когда будет достигнут стимулируемый прирост объемов добычи нефти.

Сценарий применения МИУН с льготным налогообложением является наиболее приемлемым как для нефтегазовой компании, так и для государства. Налоговые преференции компаниям (применительно к новым технологиям) должны предоставляться в комплексе с мерами по развитию конкуренции и созданию стимулов и механизмов, ориентирующих нефтяные компании на рациональное освоение недр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крюков В.А. Добыче углеводородов - современные знания и технологии // ЭКО. -2013. - № 8. - С. 4-15.

2. Шмат В.В. Нефтегазовый цугцванг. Очерки экономических проблем российского нефтегазового сектора. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 505 с.

3. «ЛУКОЙЛ»: технологии повышения нефтеотдачи // Российские нефтегазовые технологии. - 2010. - № 21. - С. 40-44.

4. Козловский Е., Боксерман А. Увеличение отдачи нефтяных месторождений как стратегия оптимального воспроизводства нефтедобычи // Промышленные ведомости. -2005. - № 11. - С. 5-9.

5. Токарев А.Н., Кирпиченко В.Н. Проблемы формирования инновационной политики в нефтегазовом секторе // Сибирская финансовая школа. - 2013. - №1. - С. 121127.

6. Рамазанов Д.Н. Экономико-математическая модель оптимизации плана геолого-технических мероприятий по стабилизации добычи нефти // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 1. - С. 43-52.

7. Токарев А.Н. Региональная дифференциация налогообложения в нефтяной отрасли России // Регион: экономика и социология. - 2013. - № 1. - С. 73-90.

© А. Н. Токарев, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.