Научная статья на тему 'Анализ уровня правовой грамотности пациентов поликлиники по данным самооценки'

Анализ уровня правовой грамотности пациентов поликлиники по данным самооценки Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
160
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПАЦИЕНТЫ / ПОЛИКЛИНИКА / LEGAL LITERACY / PATIENTS / POLYCLINIC

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Вацуро Александр Александрович

В статье представлен анализ уровня правовой грамотности пациентов поликлиники по данным самооценки. Выделены права, знания по которым пациенты оценивают как достаточные и как недостаточные на основе расчета интегральных показателей. Предложены пути повышения уровня правовой грамотности пациентов поликлиники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Вацуро Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF LEVEL OF LEGAL LITERACY OF PATIENTS OF POLYCLINIC ACCORDING TO THE SELF-APPRAISAL

In article the analysis of level of legal literacy of patients of polyclinic according to a self-appraisal is presented. The rights knowledge on which patients estimate as sufficient and as insufficient on the basis of calculation of integrated indicators are allocated. Ways of increase of level of legal literacy of patients of polyclinic are offered.

Текст научной работы на тему «Анализ уровня правовой грамотности пациентов поликлиники по данным самооценки»

УДК 614.251.2

АНАЛИЗ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПАЦИЕНТОВ ПОЛИКЛИНИКИ ПО ДАННЫМ САМООЦЕНКИ

Вацуро Александр Александрович, аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья

ФДППО ГОУ ВПО ИвГМА Минздравсоцразвития, г. Иваново, Россия

alexander. vatsuro@yandex. ru

В статье представлен анализ уровня правовой грамотности пациентов поликлиники по данным самооценки. Выделены права, знания по которым пациенты оценивают как достаточные и как недостаточные на основе расчета интегральных показателей. Предложены пути повышения уровня правовой грамотности пациентов поликлиники.

Ключевые слова: правовая грамотность; пациенты; поликлиника.

THE ANALYSIS OF LEVEL OF LEGAL LITERACY OF PATIENTS OF POLYCLINIC ACCORDING TO THE SELF-APPRAISAL

Alexander Vatsuro, post-graduate student of Chair of the organization of public health services and public health

Ivanovo state medical academy, Ivanovo, Russia alexander. vatsuro@yandex. ru

In article the analysis of level of legal literacy of patients of polyclinic according to a self-appraisal is presented. The rights knowledge on which patients estimate as sufficient and as insufficient on the basis of calculation of integrated indicators are allocated. Ways of increase of level of legal literacy of patients of polyclinic are offered.

Достаточный уровень правовой грамотности пациентов в вопросах получения медицинской помощи способствует повышению ее качества, а также удовлетворенности пациентов, поскольку знание обеими сторонами лечебного процесса правил его ведения уменьшает частоту их несоблюдения.

Об уровне правовой грамотности можно судить по различным критериям, в том числе, и по количеству жалоб, подаваемых пациентами в связи с неудовлетворительной реализаций своих прав.

О значимости этой проблемы в амбулаторно-поликлинических условиях свидетельствует данные ряда исследований. Так, 34% письменных обращений граждан - как самих пациентов, так и их близких в различные инстанции, которые имели место, например, в Нижегородской области в 2005-2006 гг., были связаны с неудовлетворенностью помощью, оказанной в городских поликлиниках. Судебные иски, инициированные пациентами или их представителями, в 41,7% случаях были также по поводу оказания ненадлежащей амбулаторно-поликлинической помощи. Данные иски практически в равной степени возбуждались против врачей амбулаторных частных центров, так и муниципальных поликлиник [1].

В то же время, несмотря на наличие достаточно большой доли пациентов, считающих, что их права при оказании медицинской помощи нарушаются, правовая грамотность граждан в этой сфере недостаточна. Так, в работе Алешиной О.А.[2] показано, что только 32% опрошенных респондентов -пациентов стоматологических поликлиник знают свои права пациента. В исследовании Канунниковой Л.В. [3] показано, что только 14,9% пациентов ЛПУ знают о своих правах в системе оказания медицинской помощи.

С целью изучения состояния правовой грамотности пациентов амбулаторно-поликлинических учреждений было проведено исследование среди пациентов поликлиник г. Иваново и Ивановской области (п=364).

Респондентам предлагалось оценить свой уровень знания о конкретных правах, регламентированных ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан, как достаточный, недостаточный или указать на полное отсутствие таковых знаний. Исследовалась грамотность в отношении тех прав, с реализацией которых пациенты сталкиваются в амбулаторно-поликлинических условиях чаще всего, поэтому такие права как право на возмещение ущерба, допуск адвоката или иного законного представителя для защиты, допуск священнослужителя и предоставление условий для отправления религиозных обрядов не изучались. Число мужчин и женщин, участвовавших в исследовании, было примерно равным, составляя соответственно 48,2% и 51,8%.

Проводился анализ относительных показателей, позволивших установить доли респондентов с разным уровнем самооценки, а также показателей интегральной балльной оценки уровня правовой грамотности. При этом показатели балльной оценки включали следующие градации: «0» - пациент отметил отсутствие знаний о праве, «1» - респондент оценил свои знания права как неполные и, наконец, «3» - для оценки знания права в полном объеме. Интегральная оценка грамотности соотносилась с поддиапазонами, шаг которых составил 0,43, а интерпретируемые значения от «крайне низкой грамотности» (0-0,43) до «крайне высокой грамотности» (2,57-3).

Полученные данные в ходе исследования позволили, в первую очередь, ранжировать права пациентов по степени осведомленности пациентами о них. Лучше всего респонденты знают о наличии у пациента права на отказ от медицинского вмешательства: уровень своего знания как «известно в полном объеме» оценили 57,21% опрошенных. Аналогичную оценку уровню своей грамотности относительно права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство отметили 49,97% пациентов. Наконец 47,64% респондентов отметили полноту своего знания права на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и

лечении. Таким образом, наиболее часто реализуемые права пациентов известны лучше всего.

В связи с этим наименьшая доля пациентов оценивших уровень своего знания как «известно в полном объеме» относится к праву на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами (23,71%) и праву на проведение консилиума и консультаций других специалистов (7,32%).

В ответах респондентов преобладала оценка своих знаний основных прав пациентов как недостаточно полная. Относительно права на проведение консилиума и консультаций подобную оценку дали 74,10% опрошенных в ходе исследования. Также как «недостаточную» оценили свою грамотность права на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья 65,02% пациентов. Менее всего осведомлены участники опроса о наличии у них права на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами. Никогда не слышали и не знали об этом праве 19,18% респондентов. Также 18,59% пациентов не знают о наличии у них права на проведение консилиума и консультаций других специалистов.

Неожиданным оказался тот факт, что 14,59% респондентов совершенно не осведомлены о наличии у них права на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала.

Оценка интегральных показателей выявила, что уровень знания практически всех прав пациентами может быть оценен как «средний». За исключением прав на проведение консилиума и консультаций других специалистов и на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами, которые относятся к поддиапазону «ниже среднего».

Таким образом, уровень правовой грамотности пациентов поликлиники нельзя считать достаточным. Именно из низкого уровня знания своих прав вытекают и свойственные пациентам внутренние установки относительно

получения медицинской помощи, например, терпеть боль, как говорится, «до последнего» и обратиться к врачу в уже достаточно тяжелом состоянии с болезнью в далеко зашедшей стадии. Соответственно, проблема повышения правовой грамотности и преодоления правового нигилизма продолжает оставаться весьма серьезной и актуальной. Решение ее требует как введения нормативных актов, обязывающих иметь в ЛПУ полный набор информации не только с сухим перечислением статей «Основ законодательства об охране здоровья граждан» но и с предметным объяснением каждого права, так и обязанности врача разъяснять пациентам права, которые те имеют.

Литература

1. Филиппов Ю.Н Соблюдение прав пациента как критерий правовой грамотности медицинского персонала лечебно - профилактических учреждений / Ю.Н. Филиппов, Н.С. Эделев, И.П. Краев, О.П. Абаева // Медицинское право. - 2008. - N 2. - с.48-51

2. Алешина О. А. Клинико-экспертная оценка ошибок и осложнений в ортопедической стоматологии при протезировании несъемными протезами: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Нижний Новгород, 2011. - с.56

3. Канунникова Л.В. Комплексная оценка уровня юридических знаний медицинских работников и населения / Канунникова Л.В. // Медицинское право. - 2003. - N 1. - с. 24-30

Рецензент:

Баклушина Е.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФДППО ГОУ ВПО ИвГМА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.