АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Макарова А.Д.*
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В данной статье оценивается уровень экономической безопасности РФ на 2013 год по индикаторам и пороговым значениям предложенным д.э.н., С.Ю. Глазьевым. Фактические показатели высчитываются для наиболее важных пороговых значений при помощи данных Росстата.
По фактическим показателям на 2013 год совершается анализ уровня экономической безопасности, делаются выводы, и даются рекомендации.
Ключевые слова экономическая безопасность, индикаторы, пороговые значения, уровень экономической безопасности.
В настоящее время Российская Федерация проходит этап становления новых социально-экономических отношений. Дефицит и противоречивость правовой базы, регулирующей социально-экономические отношения, а также несоответствие уровня развития законодательства и реально происходящих в обществе процессов усложняют изменение форм государственного управления. На мировой арене Россия сталкивается с желанием крупных иностранных компаний и развитых стран использовать ситуацию в ней в своих экономических и политических интересах. Необходимо также учесть то факт, что Россия является объектом множества санкций и запретов со стороны высокоразвитых стран мира. Все вышеперечисленное доказывает, что изучение экономической безопасности страны и формирование единой государственной стратегии по ее обеспечению являются наиболее актуальными задачами для правительства РФ. На современном этапе развития общества именно экономическая безопасность является гарантией суверенитета страны, является условием стабильности в период глобализации, определяет возможность проведения независимой экономической политики.
Исходя из вышеизложенного, следует объект исследования - сущность и понятие экономической безопасности. Предметом исследования в данной работе является экономическая безопасность Российской федерации. Целью работы является анализ уровня экономической безопасности РФ.
Под экономической безоопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы государства, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества, а также сохранять суверенитет государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
Студент.
Экономическая безопасность
149
Важнейшим элементом исследования экономической безопасности страны является выбор ее критерия. Под критерием экономической безопасности страны понимаются признак или сумма признаков, на основании которых может быть сделан вывод о том, находится ли страна в экономической безопасности или нет. Такой критерий должен не просто констатировать наличие экономической безопасности страны, но и оценивать ее уровень. Следует также заметить, что для государства (как и для общества и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству [1].
По мнению ряда исследователей, система показателей экономической безопасности государства может включать:
а) макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты и тенденции развития национального хозяйства, такие как объем валового внутреннего продукта (ВВП); доля в ВВП расходов на оборону; объем внешнего и внутреннего долга и др.;
б) частные социально-экономические показатели, такие как валовой сбор зерна; доля инвестиций в основной капитал и затрат на науку в объеме ВВП; доля машиностроения и металлообработки и инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении страны; уровень безработицы; отношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения к доходам 10 % наименее обеспеченного (коэффициент фондов) и пр.;
в) показатели функционального и отраслевого уровня, характеризующие отдельные структурные элементы экономической безопасности государства, такие как уровень монетизации; дефицит бюджета федерального (центрального) правительства, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов такого бюджета; уровень инфляции; объем золотовалютных резервов; отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта; доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, и т.д. [2].
Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности [2].
150 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее точными методами оценки экономической безопасности страны являются системы индикаторов экономической безопасности стран с определенными пороговыми значениями. Мы провели анализ уровня экономической безопасности России на 2012 год по индикаторам и пороговым значениям экономической безопасности предложенным д.э.н., академиком РАН, С.Ю. Глазьевым [3]. Для этого мы высчитали фактические показатели за 2013 год основываясь на данных Росстата[4] и сравнили их с пороговыми значениями (см. табл. 1).
Таблица 1
Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности в сравнении с фактическими данными за 2013 год
Величина Фактические
Наименование пороговых значений пороговых показатели
значений за 2013 год
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
Объем ВВП, млрд. руб. Не менее 29200 66755
Рост объема ВВП, % Не менее 3-4 % 7,3 %
Сбор зерна, млн. т Не менее 70 92,4
Производство зерна на душу населения, кг Не менее 207 643
Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП Не менее 25 19,9
Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, % Не более 25 22,32
Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к ЭАН Не более 5 5,48
Расходы федерального бюджета на национальную оборону, в % к ВВП Не менее 3,0 3,2
Расходы на науку, в % к ВВП Не менее 2,0 0,56
Объем внутреннего долга в % к ВВП Не более 20 5,5
Объем внешнего долга в % к ВВП Не более 25 54,460
Дефицит бюджета в % к ВВП Не более 5 12,71
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % ко всему населению Не более 7 11,0
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, раз Не менее 3,5 3,51
Соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного и 10 % наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), раз Не более 8 16,2
Соотношение среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму, раз Не менее 1,5 1,36
Соотношение минимальной заработной платы и МПБ, в % Не менее 20 37,6
Дифференциация регионов по прожиточному минимуму Не более 1,5 раз 2,5
Продолжительность жизни Не менее 70 лет 75
Табл. 1 показывает, что пороговые значения индикаторов дают достоверное представление об уровне экономической безопасности Российской Федерации. Некоторые экономических индикаторов, такие как объем ВВП и
Экономическая безопасность
151
его рост в процентах к предыдущему году, сбор зерна и его производство на душу населения; доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, объем внутреннего долга в % к ВВП, расходы федерального бюджета на национальную оборону, в 2013 году удовлетворяли пороговым значениям и требованиям экономической безопасности. Однако имеются и показатели, которые выходят за пределы пороговых значений: дефицит бюджета в % к ВВП; инвестиции в основной капитал; уровень безработицы; расходы на гражданскую науку. Объем внешнего долга превышает свое пороговое значение в два раза, чем значительно снижает экономическую защищенность РФ.
Социальные индикаторы показывают тенденции развития социальных процессов с точки зрения осуществления принципа справедливости распределения благ. Анализ показал, что большинство социальных индикаторов далеко от пороговых показателей безопасности и стабильности. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дифференциация регионов по прожиточному минимуму превышают свои пороговые значения, а коэффициент фондов в два раза выше установленной нормы. Соотношение среднемесячного размера пенсии к прожиточному минимуму также не удовлетворяет пороговому значению. Для повышения степени экономической безопасности России следует уделить больше внимания повышению уровня жизни населения страны.
Среди основных проблем экономической безопасности России можно выделить: большой объем внешнего долга России, в связи с дефицитом гос. бюджета; проблема продовольствия, связанная с зависимостью от импортной продукции и нерациональным использованием сельхозугодий; нехватка квалифицированных кадров, безработица работоспособных граждан; низкий процент инвестиций в основной капитал; низкий уровень жизни населения; отсутствие долгосрочных стратегий развития экономики, и страны в целом.
Вывод: Экономическая безопасность России на 2013 год имеет некоторые значительные отклонения от пороговых величин. Для повышения уровня экономической безопасности рекомендуется уделить внимание улучшению уровня как ее экономических, так и социальных показателей, отрегулировать их под соответствующие пороговые значения. Для создания функциональной структуры экономики, отвечающей рыночным требованиям, Россия должна определить свои приоритеты по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Россия может реализовать свой потенциал только при устойчивом функционировании высокотехнологичного производства. Необходимо обеспечить важнейшие отрасли производства оборудование и сырьем, население - товарами и услугами, войска -вооружением внешний рынок - конкурентоспособными экспортными товарами.
152 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Список литературы:
1. Слюнина В.А. Социально-экономическая безопасность региона в условиях инновационного развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012. - № 5. - С. 28-30.
2. Волков С.П. Особенности обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики // Экономика России: основные направления совершенствования. - 2013. - № 5. - С. 56-58.
3. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1. - С. 8-9.
4. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.