Научная статья на тему 'Анализ учебников истории общеобразовательных средних школ Таджикистана'

Анализ учебников истории общеобразовательных средних школ Таджикистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3584
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТАДЖИКИСТАН / НОВЫЕ УЧЕБНИКИ / ИСТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И СТАНДАРТЫ / EDUCATION / TAJIKISTAN / NEW TEXTBOOKS / HISTORY / EDUCATIONAL PROGRAMS AND STANDARDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудов Олимджон Рахматджонович

Статья посвящена рассмотрению качества учебников истории для общеобразовательных средних школ Республики Таджикистан. Автор отмечает, что за последние два десятилетия независимости в республике были подготовлены и широко применяются новые учебники, в том числе и по истории таджикского народа и всеобщей истории. По мнению автора, современные учебники по истории написаны очень сложным, научным языком и школьники плохо понимают учебный материал. Учебники написаны без учёта возраста учеников. Авторы являются известными учёными, но не имеют педагогический опыт. В статье представлен анализ и сопоставление нескольких учебников по истории. Автор считает, что при подготовке учебников следует учитывать опыт педагогов, хорошо знающих методику преподавания в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Textbooks on History for the secondary schools of Tajikistan

The Article is dedicated to consideration quality textbook for History for the general educational secondary schools of the Republic Tajikistan. The Author notes that for the last two decennial events to independence in republic were prepared and broadly aplying new textbooks, including ones for History of Tajik folk and General History. In the opinion of O. Mahmudov, the modern textbooks for History is writtenby very complex, scientific language and schoolchildren bad understand the scholastic material. Textbooks are written without age of pupils. Authors are famous scientists, but have no pedagogical experience. Analysis and collation several textbooks for Historyis presented in this articles. The Author considers that when preparing textbook follows to take into account the experience a teacher, well knowing methods of the teaching in average general school.

Текст научной работы на тему «Анализ учебников истории общеобразовательных средних школ Таджикистана»

УДК 9(м)3(07)(тадж) О. Р.МАХМУДОВ

ББК М 8

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА

С приобретением Государственной Независимости (в 1991 г.) для всех постсоветских республик, а ныне стран СНГ, главной задачей стало написание новых учебников, в частности, учебников по истории, литературе и родному языку.

С распадом СССР отношение историков и обществоведов многих союзных республик к советскому государству и советской эпохе неожиданно приобрело отрицательный характер, выразившееся в форме обвинения его во всех бедах своих народов, незаслуженно но забыв о его заслугах, способствовавших их народам, перейти из стадии докапиталистических отношений к исторически новым общественным отношениям.

С развалом СССР была отвергнута и советская методология обучения истории, как в средних, так и в средне - специальных учебных заведениях. Также изменению стали подвергаться учебные планы и программы, что привело к неустойчивому и подчас гибельному положению в общеобразовательных школах, так как к тому времени новые подходы организации обучения ещё недостаточно были разработаны, а старая система проверенная временем, и по всем своим параметрам, особенно по психологическим основам соответствовавшая общеобразовательным школам, незаслуженно

отвергалась.

Стали включаться в учебный план новые предметы, а по некоторым уже имеющимся, предметам, то сокращали и количество часов, то увеличивали, также стали вводить в их содержание новые термины, которые по истечении короткого времени снова отвергались и возвращались к старым. Безосновательно внедрялись новые предметы, преподавание которых раньше осуществлялось в вузах. Одним словом, чем только не стали загружать неокрепшую психику ученика средней общеобразовательной школы.

Старые преподаватели уходили на пенсию, на их место приходили новые, которые не разбирались в новой программе, не имели достаточной методической и психологической подготовки, для которых, преподавание в средней общеобразовательной школе подчас становилось кошмаром.

Ко всему этому присоединилась еще и низкая заработная плата учителей, которая до сих пор в ряде республик остаётся такой же неизменной. Низкая заработная плата, отсутствие четкой методики, неустойчивые учебные планы, отсутствие или большое количество учебников, отличающихся по содержанию, привели к снижению их репутации и недостатку учителей, который до сих пор остро ощущается в ряде стран СНГ.

Основной проблемой считалось написание новых учебников, в основном учебников по истории своего народа. При написании учебников старались подчеркнуть древность и преимущество своей нации над другими на фоне непрекращающихся попыток исказить прошлое в угоду коньюктурным соображениям, политической целесообразности. При этом часто не учитывалось то, что новый взгляд и изложения не подтверждены ни историческим, ни археологическим данными, и изобилуют новоиспеченными терминами, не принятыми в международной образовательной практике.

Государственная Независимость Таджикистану далась не очень легко, она началась с гражданской войны (1992 -1997 гг.), поэтому первые 7 лет независимости не было возможности издания новых учебников по истории. После достижения Национального согласия в Таджикистане (в 1997 г.) у Правительства и общественности появилась возможность разработать новую национальную концепцию образования, в том числе стали появляться учебники по истории. Характерная черта учебников, издающихся в Таджикистане выражается в большей объективности и симпатии таджикского народа

к России, а также к Советской эпохе. Исходя из этого, учебники по истории, издававшиеся в Таджикистане, не вызывают недоверия в России, так как в них не используются политизированные антирусские и антисоветские термины и взгляды.

Следует указать, что учебники по истории сначала издавались на таджикском языке, а потом они были переведены на русский язык, который является языком межнационального общения в Таджикистане.

В советское время отечественная история преподавалась только в старших классах, и ей уделялось небольшое количество часов.

Ещё в 50-60-х гг. XX века были изданы учебники «История таджикского народа» сначала для 8 -10 классов, а позже для 7 - 8 и 9 -11 классов, на трех языках - таджикском, русском и узбекском. Учебники охватывали историю Таджикистана с древнейших времен до наших дней. В этих учебниках приведен краткий экскурс в древнюю, средневековую, новую и новейшую историю(6;7;8).

В 80 - е годы XX в. был издан новый учебник «История Таджикской ССР» для 7-8 классов, написанный выдающимися учеными, академиками АН РТ, профессорами Б.А.Литвинским и А.М.Мухтаровым, который в дальнейшем был переиздан для 8-9 классов. Эти учебники охватывали историю таджикского народа с древнейших времен до становления советской власти на территории Таджикистана. Был издан также учебник, написанный профессором Г^Хайдаровым «История Таджикской ССР», который включал в себя историю таджиков и Таджикистана в период XIX в. - 80-е годы XX в. Этот учебник был предназначен для учеников 10 -11 классов средних школ Таджикистана(9;10;16).

Учебники были написаны выдающимися учеными и не очень подходили для учеников средней общеобразовательной школы, поскольку научный язык изложения и подробное описание археологических памятников тяжело довались ученикам. Несмотря на свои недостатки, учебники имеют ряд достоинств, поэтому они в наши дни являются основными учебными пособиями по истории таджикского народа для русскоязычных средних общеобразовательных школ (с 5 - го по 11 - й классы).

Правда, для учеников средних общеобразовательных школ с таджикским языком обучения положение в этом отношении не намного лучше. Поскольку в промежутке с1996 по 2001 гг. таджикским ученым - археологом, членом - корреспондентом АН РТ, профессором Ю.Я.Якубовым был издан учебник по «Истории таджикского народа» для 5 - го(19), а затем, и для 6 - го классов. Несмотря на новизну материала, изложения выводов, разнообразия, богатства иллюстраций, эти учебники вызвали очень много откликов, споров и критики со стороны ученых, учителей средних общеобразовательных школ.

Вкратце рассмотрим эти учебники. В учебнике для 5-го класса полностью дана новая периодизация (эпохи арийцев, с древнейших времен до III в. н.э.), очень много спорных моментов (к примеру, автор целый параграф посвятил доказательству несостоятельности эволюционной теории Ч.Дарвина о происхождении человека из животного мира, затем, видимо, позабыв о вышесказанном, ведет генеалогию человека от древнейших ископаемых обезьян), также приводятся сведения о древнейшей истории со ссылками на священную книгу зороастрийцев «Авесту». Например, сведения о ледниковых периодах и о том, что огонь был открыт первыми пешдадидскими царями, что весьма нелепо, т.к. появление «Авесты» относится к VII-VI вв. до н.э., последнее оледенение было 12 тыс. лет назад, а огонь был известен ещё питекантропам, жившим 600 - 400 тыс. лет назад,(с19, С. 8 - 96). В учебнике приведен обширный и подробный археологический материал, что делает его абсолютно непонятным для учеников 5 - го класса, которым только 11 -12 лет. Зато этой книгой охотно пользуются как учебником по археологии студенты и аспиранты исторических факультетов вузов РТ.

В учебнике по истории таджикского народа для 6-го класса, автором которой является профессор Ю.Я.Якубов(20), сохранена прежняя периодизация (изложенная во введении учебника для 6 - го класса, III в. - вторая половина VIII в.), сокращен объем археологического материала, хотя каждый регион и событие излагаются настолько подробно, что каждому учителю поневоле приходится сокращать материал, чтобы пройти весь учебник до конца учебного года.

Лучшим среди всех учебников по истории таджикского народа считается учебник, написанный педагогом-новатором, кандидатом исторических наук С.Х.Ходжаевым

для 7 - го класса. В учебнике материал изложен коротко, интересно и на понятном для ученика языке. Объём информации не слишком велик, что приводит к полному усвоению материала. В хронологическом отношении учебник охватывает изложение материала по истории IX - XV вв.(18). На этом фоне, учебник для 8 - го класса по истории таджикского народа, изданный академиком АН РТ, профессором А. А. Мухтаровым, выглядит лучше по изложению и комментариям исторических событий и фактов, а также хрестоматийных источников. Книга в хронологическом отношении охватывает историю таджикского народа с XVI до начала XIX вв.(11). Однако в хронологическом отношении исторические процессы, которые происходили в Центрально - азиатском регионе в эпоху Темуридов (XV в.) не были полно освещены ни в учебнике для 7 - го класса (автор С.Ходжаев), ни в учебнике для 8 - го класса (автор А.Мухторов), что резко сказалось на содержании и качестве обоих учебных пособий.

С 9-го по 1 1 -й классы учебники по истории таджикского народа, существуют в новом издании, и, конечно, с новыми взглядами и авторами. Авторами учебников по истории таджикского народа для 9 - го, 11 - го классов являются известные ученые -преподаватели, профессора Р.А. Набиева и Ф.Б. Зикриёев, а автором учебника для 10 -го класса- педагог-новатор, доцент Таджикского национального университета Н.Х. Хакимов. Эти учебники изданы в промежутке с 2001 по 2006 гг. и отличаются своими новшествами, простотой изложение фактов и событий, но и сильной симпатией к советской эпохе и советской методологии, историческому самосознанию учеников средних общеобразовательных школ(12;13;17). Они включают в себя также изложения материала по истории таджикского народа и Таджикистана в XX в. и эпохи независимости. Политические и культурно-экономические преобразования, связанные с присоединением Средней Азии к России, недостаточно полно освещены и в учебнике, изданном для 8 - го класса (11), и в учебнике для 9 - го класса (12).

Говоря об учебниках по истории таджикского народа, не следует забывать и об учебниках по всеобщей истории. Если в первом случае дело обстоит не плохо, то этого нельзя сказать по второму случаю, здесь необходимо еще много работать. Непонятно, как и почему к написанию учебников для средних общеобразовательных школ допустили ученого, занимающегося новейшей историей. Удивительно то, что учебники по всеобщей истории с 5 - го по 9 - й классы, в основном, написаны одним автором, т.е. кандидатом педагогических наук Т.Зиёевым.

Автор учебника для 5-го класса - кандидат педагогических наук. Зиёев- решил не утруждать себя слишком сильно, представил историю древнего мира в такой форме, что студенты исторического факультета, наверное, с трудом бы поняли сущность изложенного в нем материала(2).

Учебник по «Истории средних веков» для 6-го класса, авторами которого являются Т.Зиёев и Р.Шарифов, выглядит несколько лучше. Только непонятно, зачем в учебнике по истории средних веков Западной Европы давать историю Средней Азии, тогда как по истории таджикского народа даётся тот же самый материал. Зачем такое дублирование, да ещё для 6 - го класса? Изложение истории возникновения и распространения ислама, образования Арабского халифата, возрождения арабо-исламской культуры в учебниках «История средних веков» (авторы Т.Зиёев, Р.Шарифов) и «История таджикского народа» (автор Ю.Я.Якубов) было предметом серьёзных дискуссий и отрицательной рецензии одного из религиозных деятелей Таджикистана, члена Маджлисии милли Маджлиси Оли РТ Ходжи Акбар Тураджон -заде. На что в ответ высказал противоположную по содержанию точку зрения министр образования РТ, академик АН РТ,профессор А.А. Рахмонов(14,3; 15, 8-9).

Если учебники, изданные для 5-6 классов по всеобщей истории, относительно отвечают требованиям учебной программы, то учебники для 7-9 классов, автором которых является Т.Зиёев, не соответствуют требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Объем нужной информации превышает в 2-3 раза, в учебнике на каждом шагу встречаются непонятные термины, при этом нет ни словаря, ни разъяснений, объясняющих их.

Как в любом приличном учебнике даются хрестоматийные материалы по теме, которые будут полезны и понятны только маститому ученому в этой области, а не ученику средней общеобразовательной школы. И последнее, учебник написан таким сложным языком, что ученики не в состоянии его понять и учитель не в состоянии его объяснить(3;4;5). Правда, в настоящее время в Таджикистане применяется практика

использования альтернативных методов издания учебников. Так, при финансовой поддержке фонда «Сороса» была создана группа в составе 40 человек, которые разработали критерии учебников по истории для учеников средних общеобразовательных школ. В течение месяца преподаватели вузов, представители академических кругов, учителя средних общеобразовательных школ разработали, по каким критериям необходимо писать учебники по истории. В связи с этим, на конкурсной основе из числа членов этой группы были подобраны три группы авторов, которые занимались изданием учебника по всеобщей истории для 10-го класса. В результате, изданная книга победила на конкурсе. Она выпущена на таджикском языке, чрезмерно иллюстрирована таблицами, рисунками, хрестоматийными материалами. Тем не менее, эта книга была принята за основу для средних общеобразовательных школ Таджикистана и получила допуск к изданию как альтернативный учебник для 10 - го класса по всеобщей истории(1,94).

Хочется также указать на несовершенство учебных планов и программ, которые ежегодно обновляются. Примером этому является то, что если согласно новым положениям для истории древнего мира и истории таджикского народа выделен один час в неделю, то в следующих классах часы по истории таджикского народа удваиваются тогда, как по всеобщей истории остаются прежними. Не удается полностью пройти курс всеобщей истории, потому что темы по истории таджикского народа учитель вынужден проходить по несколько раз.

В заключение хотелось бы отметить то, что учебники для учеников средних общеобразовательных школ должны издаваться специалистами, имеющими большой научно-методический и преподавательский опыт, а также, каждый учебник должен пройти научную академическую экспертизу и апробацию в определенный срок в средних общеобразовательных школах, и только потом можно его рекомендовать к выпуску. Что касается учебных планов и программ, по нашему мнению, лучше утвердить учебный план один раз, и на долго, чем каждый год его перестраивать. На наш взгляд, авторы учебных планов, программ и учебников должны исходить из той позиции, при которой историческое образование, в первую очередь, среднее общеобразовательное, послужило бы основой для формирования мировоззренческой позиции личности. В этой связи особенно значимым представляется воспитание нового поколения наших граждан в духе толерантности, взаимного уважения, любви к истории, культуре, языку и религии разных народов и сообществ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гафуров, А.М. Отражение истории советского периода в школьных учебниках Таджикистана периода Независимости//Материалы международной конференции по проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве и Эстонии / А.М. Гафуров. - М., 2007. - С.94.

2. Зиёев, Т. История древнего мира (Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы) / Т. Зиёев - Душанбе: Маориф, 1998. - 168с.

3. Зиёев, Т. Всеобщая история (Новая история). Учебник для 7-го класса общеобразовательной школы / Т. Зиёев. - Душанбе: Сарпараст, 2001. - ч.1- 336 с.

4. Зиёев, Т. Всеобщая история (Новая история). Учебник для 8-го класса общеобразовательной школы / Т. Зиёев. - Душанбе: Сарпараст, 2002. - 336 с. -ч.2.

5. Зиёев, Т. Всеобщая история (Новейшая история: 1919-1945 гг.). Учебник для 9-го класса общеобразовательной школы / Т. Зиёев. - Душанбе: Сарпараст, 2002. - ч.1 336 с.

6. История таджикского народа: Учебник для 8-10 классов [Б.А.Литвинский, А.Мухтаров, В.А.Козачковский, И.Обидов]. - Сталинабад: Таджикучпедгиз, 1959. - 201 с.;

7. История Таджикской ССР: Учебное пособие для 7-8 классов [Б.А.Литвинский, А.Мухтаров, В.А.Козачковский, И.Обидов]. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1963. - 135 с.;

8. История Таджикской ССР: Учебное пособие для 9-11 классов [Б.А.Литвинский, А.Мухтаров, В.А.Козачковский, И.Обидов]. - Душанбе: Таджикгосиздат, 1963. - 212 с.

9. История Таджикской ССР: Учебное пособие для 7-8 классов [Б.А.Литвинский, А.Мухтаров]. -Душанбе: Маориф, 1987. - 102 с.

10. История Таджикской ССР: Учебное пособие для 8-9 классов [Б.А.Литвинский, А.Мухтаров]. -Душанбе: Маориф, 1992. - 128 с.

11. Мухторов, А.А. История таджикского народа (учебник для 8-го класса общеобразовательной школы) / А.А. Мухтров. - Алматы: Атамура, 2000. - 147 с.

12. Набиева, Р.А. История таджикского народа (учебник для 9-го класса общеобразовательной школы) / Ф.Б. Зикриёев, Р.А. Набиева. - Красноярск: Офсет, 2001. - 128 с.;

13. Набиева Р.А. История таджикского народа (учебник для 11-го класса общеобразовательной школы) / Ф.Б. Зикриёев, Р.А. Набиева.- Душанбе: Собириён, 2006. - 192 с.

14. Рахмонов, А.А. Отверг критику Х.А. Тураджон-задe//Озодагон. - 2008. - 26 ноября (№47(52). -(на тадж.яз.)

15. Тураджон-заде Х.А. Надо прекратить искажения и издевательство над исламом / Х.А. Тураджон-заде//Нигох. - 2008. - 20 ноября (№35 (112). - С.8-9 (на тадж.яз.)

16. Хайдаров, Г. История Таджикской ССР: Учебное пособие для 10-11 классов/ Г. Хайдаров. -Душанбе: Маориф, 1991. - 176 с.

17. Хакимов, Н.Х. История таджикского народа (учебник для 10-го класса общеобразовательной школы) / Н.Х. Хакимов. - Душанбе: Собириён, 2006. -

18. Ходжаев, С. История таджикского народа (учебник для 7-го класса общеобразовательной школы) / С. Ходжаев. - Душанбе: Сарпараст, 2002. - 192 с. (на тадж.яз.)

19. Якубов, Ю. Древняя история таджикского народа (Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы) / Ю. Якубов. - Алматы: Атамура, 2000. - 215 с. (на тадж.яз.)

20. Якубов, Ю. История таджикского народа (раннее средневековье): Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы / Ю. Якубов. - PleiadesPublishing,2001. - 227 с. (на тадж.яз.)

REFERENCES:

1. Gafurov, A.M. The Reflection of Soviet history on the school textbook of the Independent Tajikistan //Materials of International conference on problem of the teaching History in C.I.S., Lithuania and Estonii / A.M. Gafurov. - Moscow, 2007. - P.94

2. Ziyoev, T. History of the Ancient World (Textbook for 5-th class of the general school / T. Ziyoev. -Dushanbe: Maorif, 1998. - 168 p.

3.Ziyoev, T. General History (New history). Textbook for 7-th class of the general school / T. Ziyoev. -Dushanbe: Sarparast, 2001. - ch.1-336 р.

4. Ziyoev, T. General history (New history). Textbook for 8-th class of the general school / T. Ziyoev. -Dushanbe: Sarparast, 2002. - ch.2. - 336 p.

5. Ziyoev, T. General history (the most Latest history: 1919-1945). Textbook for 9-th class of the general school / T. Ziyoev. - Dushanbe: Sarparast, 2002. - 336 p.

6. The History of Tajik folk: Textbook for 8-10thclasses [B.A.Litvinskiy, A.Muhtarov, V.A.Kozachkovskiy, I.Obidov]. - Stalinabad: Tajikuchpedgiz, 1959. - 201 p.;

7. The History of Tajik SSR: Textbook for 7-8 classes [B.A.Litvinskiy, A.Muhtarov, V.A.Kozachkovskiy, I.Obidov]. - Dushanbe: Tajikgosizdat, 1963. - 135 p.;

8. History of Tajik SSR: Textbook for 9-11th classes [B.A.Litvinskiy, A.Muhtarov, V.A.Kozachkovskiy, I.Obidov] - Dushanbe: Tajikgosizdat, 1963. - 212 p.

9. History of Tajik SSR: Textbook for 7-8th classes [B.A.Litvinskiy, A.Muhtarov]. - Dushanbe: Maorif, 1987. - 102 p.

10. History of Tadzhik SSR: Scholastic allowance for 8-9th classes [B.A.Litvinskiy, A.Muhtarov]. -Dushanbe: Maorif, 1992. - 128 p.

11. Muhtorov, A.A. History of Tadzhik folk (textbook for 8-th class of the general school / A.A. Muhtorov. - Almaty: Atamura, 2000. - 147 p.

12. Nabieva, R.A. The History of Tadzhik folk (the textbook for 9-th class of the general school / F.B. Zikriyoev, R.A. Nabiev. - Krasnoyarsk: Offset, 2001. - 128 p.;

13. Nabieva, R.A. The History of Tadzhik folk (the textbook for 11-th class of the general school / F.B. Zikriyoev, R.A. Nabiev. - Dushanbe: Sobiriyon, 2006. - 192 p.;

14. Rahmonov, A.A. to rejected the critic H.A. Turajon-zade//Ozodagon. - 2008. - 26 Nov. 47(52 -

15. Turajon-zade, H.A. It is Necessary to stop distortion and mockery on Islam //Nigoh. / H.A. Turajon-zade // Nigoh, 2008. - November. 20, 35 (112).-(on Tajik.)

16. Haydarov, G. History of Tadzhik SSR: Textbook for 10-11th class / G. Haydarov. - Dushanbe: Maorif, 1991. - 176 p.

17. Hakimov, N.H. The History of Tadzhik folk (the textbook for 10-th class of the general school / N.H. Hakimov. - Dushanbe: Sobiriyon, 2006.18. Hojaev, S. History of Tadzhik folk (the textbook for 7-th class of the general school / S. Hojaev-

Dushanbe: Sarparast, 2002. - 192 p.

19. Yakubov, Y.U. Ancient history of Tadzhik folk (the Textbook for 5-th class of the general school / Y.U. Yakubov. - Almaty: Atamura, 2000. - 215 p.

20. Yakubov, Y.U. History of Tadzhik folk (the early muddle ages): Textbook for 6-th class general school

/ Y.U. Yakubov. - Pleiades Publishing, 2001. - 227 p.

Анализ учебников истории общеобразовательных средних школ Таджикистана

Ключевые слова: образование, Таджикистан, новые учебники, история, образовательные программы и стандарты.

Статья посвящена рассмотрению качества учебников истории для общеобразовательных средних школ Республики Таджикистан. Автор отмечает, что за последние два десятилетия независимости в республике были подготовлены и широко применяются новые учебники, в том числе и по истории таджикского народа и всеобщей истории. По мнению автора, современные учебники по истории написаны очень сложным, научным языком и школьники плохо понимают учебный материал. Учебники написаны без учёта возраста учеников. Авторы являются известными учёными, но не имеют педагогический опыт. В статье представлен анализ и сопоставление нескольких учебников по истории. Автор считает, что при подготовке учебников следует учитывать опыт педагогов, хорошо знающих методику преподавания в средней общеобразовательной школе.

Analysis of the Textbooks on History for the secondary schools of Tajikistan

Keywords: Education, Tajikistan, new textbooks, History, Educational programs and standards.

The Article is dedicated to consideration quality textbook for History for the general-educational secondary schools of the Republic Tajikistan. The Author notes that for the last two decennial events to independence in republic were prepared and broadly aplying new textbooks, including ones forHistory of Tajik folk and General History. In the opinion of O.Mahmudov, the modern textbooks for History is writtenby very complex, scientific language and schoolchildren bad understand the scholastic material. Textbooks are written without age of pupils. Authors are famous scientists, but have no pedagogical experience. Analysis and collation several textbooks for Historyis presented in this articles. The Author considers that when preparing textbook follows to take into account the experience a teacher, well knowing methods of the teaching in average general school.

Сведения об авторе:

Махмудов Олимджон Рахматджонович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой методики преподавания истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:mahmudov. o68@mail.ru

Information about the author:

Mahmudov Olimjon Rahmatjonovich, Candidate of the History sciences, Headof Department of the methods of the teaching to HistoryLaw of Khujand state University named after academician B.G.Gafurov(Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:mahmudov.o68@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.