УДК 338.48
АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Е. Н. КАРЧЕВСКАЯ, О. В. АГЕЕВА
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,
Республика Беларусь
Введение
Кластер в экономике - это объединение предприятий с целью повышения их конкурентоспособности [6]. Впервые термин «кластер» был использован американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером (1990) для определения сообщества сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга [4]. Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих единиц. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности.
Кластерный подход в мире широко и успешно апробирован как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий. Однако в современной экономической науке исследованы преимущественно промышленно-производственные и научнотехнологические кластеры. Что касается туристско-рекреационных кластеров, то теория данного вопроса является неструктурированной и нуждается в дальнейшей разработке [7].
Главное отличие кластера в туристской сфере от прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) - в его территориальной организации [5]. Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры, так и объект туристского интереса.
Механизмами эффективного функционирования кластера являются условия, которые способствуют движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных фирм. Обусловлено это географической близостью, а также связями, возникающими в научных сообществах, профессиональных ассоциациях, нормами поведения и верой в длительные и прочные взаимоотношения.
Оценка туристских ресурсов Г омельской области
С целью изучения условий образования туристского кластера Гомельской области был проведен анализ туристских ресурсов. Оценка туристских ресурсов Гомельской области проводилась по каждому административному району по 3-м направлениям: насыщенность административных районов туристскими ресурсами; оценка аттрактивности; оценка рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов.
Оценка насыщенности административных районов культурно-историческими ресурсами основывалась на использовании данных каталога туристско-рекреационных ресурсов Гомельской области [2]. Показатель насыщенности культурно-историческими ресурсами административных районов рассчитывался по формулам (1)-(3) [2]. Выделено три вида культурно-исторических ресурсов: исторические, археологические, архитектурные.
Результаты расчетов, произведенные с использованием показателя насыщенности культурноисторическими ресурсами, представлены в табл. 1.
Показатель насыщенности культурно-историческими ресурсами рассчитан по формуле (1):
I = 1 Киу (1)
^культ.-ист / , *^п \ ;
i=1
где 1культ-ист - показатель насыщенности культурно-историческими ресурсами /-го административного района; К|- величина коэффициента насыщенности культурноисторическими ресурсами у'-го вида /-го административного района; vj - весовой
коэффициент показателя.
Коэффициенты насыщенности культурно-историческими ресурсами
административных районов определялись по формулам (2) и (3):
w
V
К/ = (2)
и
п
I WiJ
К2 = "=о—, (3)
где К/ и К2 - коэффициенты насыщенности культурно-историческими ресурсами у -го
п
вида / -го административного района; I wij - количество объектов у-го вида туризма /-го
/=1
административного района; Qi - количество всех культурно-истори-ческих ресурсов того же района; QJ■ - количество культурно-исторических ресурсов у-го вида туризма области, включенных в каталог.
Используемые в расчетах весовые коэффициенты находятся в пределах 0 < Vу < 1 и
определяются исходя из приоритетности имеющихся ресурсов для экскурсионной деятельности. Как видно из таблицы наибольшие значения (выше среднего) показателя насыщенности культурно-историческими ресурсами имеют Гомельский, Рогачевский, Мозырский, Добрушский, Жлобинский, Петриковский, Калинковичский районы Гомельской области. Аналогичным образом проведена оценка аттрактивности и рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов.
Основной целью организации кластера туризма в Гомельской области является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего [1]:
1) широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, белорусских и иностранных граждан в туристских услугах;
2) внесение значительного вклада в развитие народного хозяйства области, в том числе за счет налоговых поступлений в местный бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Региональный туристский кластер
Региональный туристский кластер Гомельской области может быть представлен пятью блоками, каждый из которых включает в себя представителей различного рода деятельности. Образование кластера позволяет решить основную проблему, которая заключается в отсутствии взаимодействия представителей бизнеса и государственных служб, а также координации работы различных так или иначе связанных с туризмом организаций общественного питания, медучреждений, развлекательных комплексов. Только объединив усилия, создав условия для высококачественного сервиса, безопасности, можно сделать край действительно привлекательным для туристов всего мира.
Для более четкого и полного представления о составляющих регионального туристского кластера Гомельской области остановимся более подробно на каждом блоке и рассмотрим возлагаемые на него функции [1]:
• Блок 1 - основной. Данный блок будет включать в себя организации и предприятия, чья деятельность непосредственно связана с туризмом: фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха и др.); фирмы-туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе; фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами.
• Блок 2 - обслуживающий. Включает в себя специализированные фирмы, предоставляющие следующие услуги: размещения (пансионаты, дома отдыха, гостиницы и др.); питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.); транспортные (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного транспорта и др.); связи (услуги сотовой связи); торговли товарами для туристов; досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов, и прочие учреждения культуры, отдыха и развлечений).
• Блок 3 - сопутствующий. Данный блок включает в себя ряд организаций и предприятий (промышленных, медицинских, образовательных, информационных), функционирующих на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, однако их включение в состав кластера создаст более высококачественные условия для привлечения туристов.
• Блок 4 - финансово-юридический. Составляющие данного блока имеют либо финансовую направленность (банки, страхование, аудит и пр.), либо юридическую (юридические и нотариальные конторы). Наличие финансового блока необходимо в составе кластера в связи с тем, что туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты, причем поступление валюты происходит не только в виде оплаты за тур, но и в виде обмена денег в обменных пунктах на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и др.
• Блок 5 - административный. Включение данного блока в кластер обусловлено тем, что именно при помощи государственного регулирования развития туризма можно совершенствовать нормативно-правовую базу; развивать методы стандартизации и сертификации в сфере туризма; осуществлять налоговое регулирование; обеспечивать целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создавать благоприятные условия для инвестирования в туризм; координировать деятельность и инвестиции государственного и частного секторов в развитие туризма.
Рассмотрим процесс формирования регионального туристского кластера в соответствии с методикой Митрофановой А. В. [3]. Для анализа процесса на исследуемой территории предложен метод балльной оценки, позволяющий использовать качественный анализ совместно с количественным.
Для оценки используются несколько групп признаков: географические;
экономические, социальные, институциональные, инфраструктурные. Каждая группа включает первичные и вторичные признаки. По комплексу первичных признаков региональный туристский кластер определяется как объективно существующее
образование. Вторичные признаки свидетельствуют о зрелости кластера. Каждый первичный признак оценивается одним баллом, вторичные признаки - 0,5 балла.
Рассмотрим тенденции развития Гомельской области по данным признакам. Для анализа будем использовать такие показатели, как доля туризма в структуре платных услуг, формирование рынка туристских трудовых ресурсов, количество предприятий индустрии туризма и др. На основании проведенного анализа, определим признаки формирования и стадию развития туристского кластера (табл. 2).
Таблица 2
Признаки формирования регионального туристского кластера Гомельской области
Категория признаков Первичные признаки (1 балл) Вторичные признаки (0,5 балла)
Перечень признаков Количе ство баллов Перечень признаков Колич ество баллов
Г еографиче ские Локализация и концентрация предприятий индустрии туризма на относительно небольшой территории 1 Оказание весомого вли-яния региональног о туристского хозяйства на социально- экономи- ческую структуру региона, стимулирован ие региональног о развития 0
Внутрирегиональное туристское разделение труда 1 Развитие сопутствующих отраслей, обеспечивающих функционирование туристской деятельности 0,5
Экономиче ские Увеличение доли туризма в структуре платных услуг 1 Укрупнение лидеров туристского сектора 0
Активизация внутренних и внешних связей 0 Формирование благоприятной деловой и ин-новационной среды, привлекательной для партнерства 0
Разработка новых туристских продуктов, маршрутов 0
Понимание индивидуальной конкурентоспособности участников кластера в конкурентоспособности всего кластера 0
Значительное увеличение доли туризма в ВРП 0
Социальны е Рост числа занятых в сфере сервиса и туризма 1 Получение возможности выбора разнообразного отдыха у местного населения 0
Формирование рынка туристских трудовых ресурсов 1 -
Подготовка и повышение квалификации кадров 1 -
Первичные признаки (1 балл) Вторичные признаки (0,5 балла)
Категория признаков Перечень признаков Количе ство баллов Перечень признаков Колич ество баллов
Институци ональные Формирование государственночастного партнерства в регионе в сфере туризма 0 Усиление роли региона как туристского центра на национальном и международном уровне 0
Создание инновационного регионального туристского брэнда 0
Активное участие в выставочной деятельности 0
Инфрастру ктурные Развитие туристской инфраструктуры 0 Развитие инженерной, социальной и экологической инфраструктуры 0
Общая сумма баллов характеризует стадию развития регионального туристского кластера [3], что соответствует его типологии по генетическим признакам. Согласно данной методике уровень развития регионального туристского кластера Гомельской области оценен 6,5 баллами, что свидетельствует о зарождающемся кластере. Для него свойственно начало образования кооперативных связей между участниками туристского процесса, вследствие осознания роли партнерских связей для усиления собственной конкурентоспособности и обеспечения собственного выживания в условиях рыночной экономики.
Процесс формирования и развития регионального туристского кластера замедляется лимитирующими факторами: экономическими, институциональными, географическими (включая геоэкологические), социальными и инфраструктурными. Выявление лимитирующих факторов способствует прогнозированию процесса формирования и развития регионального туристского кластера, помогает выбрать релевантную (в соответствии со спецификой региона) позицию властей при формировании кластера (дирижирование, невмешательство, создание необходимых условий).
В процессе формирования регионального туристского кластера Гомельской области присутствует достаточно лимитирующих факторов (табл. 3), число которых необходимо уменьшать для дальнейшего развития кластера.
Таблица 3
Факторы, лимитирующие формирование и развитие регионального туристского кластера Гомельской области
Г руппы факторов Факторы Гомельская область
Экономические Отсутствие надлежащей кооперации +
Институциональные Превалирующая в деловых кругах настороженность и антипатия к регуляторным актам +
Нестабильность нормативно-правовой базы +
Изъяны инвестиционной политики +
Визовый режим +
Г руппы факторов Факторы Гомельская область
Г еографические Проблемная экологическая ситуация +
Отсутствие возможности активного освоения территории со статусом особо охраняемой природной зоны +
Инфраструктурные Недостаточное развитие или отсутствие туристской, социально-культурной, инженерной инфраструктуры +
Заключение
В результате проведенного исследования:
- разработана и апробирована методика оценки насыщенности административных районов туристскими ресурсами, проведена оценка аттрактивности и рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов;
- выявлены основные составляющие регионального туристского кластера (обслуживающий блок, сопутствующий блок, административный блок, финансовоюридический блок) и их компонентная структура (хозяйствующие субъекты в сфере туризма, вспомогательные учреждения);
- апробирована методика формирования регионального туристского кластера Митрофановой А. В., в соответствии с которой определена стадия развития регионального туристского кластера Г омельской области, а также определены факторы, лимитирующие его развитие (экономические, географические, институциональные, инфраструктурные).
Литература
1. Белякова, Е. В. Современные управленческие технологии как основа инновационного развития региона / Е. В. Белякова. - Режим доступа: http://www.m-economv.ru/art.php3?artid=24921.
2. Карчевская, Е. Н. Состояние и перспективы развития туризма Гомельской области: монография / Е. Н. Карчевская. - Минск : Риф-тур, 2006. - 136 с.
3. Митрофанова, А. В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области) / А. В. Митрофанова. -Режим доступа: http://www.kantiana.ru/postgraduate/announce/avt mitrofanova.pdf.
4. Программное обеспечение и технологии программирования ГЭлектронный ресурс].
- 2009. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window catalog/
pdf2txt?p id=9042&p page=5. - Дата доступа: 09.06.2010.
5. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://discollection.ru/article/22112010 stepanovasa/7.
6. Туристический кластер (туристско-рекреационный кластер) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.concretica.ru/publications/single/article/8/173/.
7. Формирование туристских кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-kuban.ru/2010-12-09/formirovanie-turistskih-klastero.
Получено 07.02.2012 г.