Научная статья на тему 'Анализ туристского кластера Гомельской области'

Анализ туристского кластера Гомельской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
817
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карчевская Е. Н., Агеева О. В.

Разработана и апробирована методика оценки насыщенности административных районов туристскими ресурсами, проведена оценка аттрактивности и рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов. Выявлены основные состав-ляющие регионального туристского кластера, такие как обслуживающий блок, сопутст-вующий блок, административный блок, финансово-юридический блок. Исследована их компонентная структура: хозяйствующие субъекты в сфере туризма, вспомогательные учреждения. Апробирована методика формирования регионального туристского класте-ра Митрофановой А. В., в соответствии с которой определена стадия развития регио-нального туристского кластера Гомельской области, а также определены факторы, ли-митирующие его развитие (экономические, географические, институциональные, ин-фраструктурные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ туристского кластера Гомельской области»

УДК 338.48

АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. Н. КАРЧЕВСКАЯ, О. В. АГЕЕВА

Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого»,

Республика Беларусь

Введение

Кластер в экономике - это объединение предприятий с целью повышения их конкурентоспособности [6]. Впервые термин «кластер» был использован американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером (1990) для определения сообщества сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга [4]. Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих единиц. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности.

Кластерный подход в мире широко и успешно апробирован как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий. Однако в современной экономической науке исследованы преимущественно промышленно-производственные и научнотехнологические кластеры. Что касается туристско-рекреационных кластеров, то теория данного вопроса является неструктурированной и нуждается в дальнейшей разработке [7].

Главное отличие кластера в туристской сфере от прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) - в его территориальной организации [5]. Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры, так и объект туристского интереса.

Механизмами эффективного функционирования кластера являются условия, которые способствуют движению информации и координации интересов горизонтально и вертикально связанных фирм. Обусловлено это географической близостью, а также связями, возникающими в научных сообществах, профессиональных ассоциациях, нормами поведения и верой в длительные и прочные взаимоотношения.

Оценка туристских ресурсов Г омельской области

С целью изучения условий образования туристского кластера Гомельской области был проведен анализ туристских ресурсов. Оценка туристских ресурсов Гомельской области проводилась по каждому административному району по 3-м направлениям: насыщенность административных районов туристскими ресурсами; оценка аттрактивности; оценка рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов.

Оценка насыщенности административных районов культурно-историческими ресурсами основывалась на использовании данных каталога туристско-рекреационных ресурсов Гомельской области [2]. Показатель насыщенности культурно-историческими ресурсами административных районов рассчитывался по формулам (1)-(3) [2]. Выделено три вида культурно-исторических ресурсов: исторические, археологические, архитектурные.

Результаты расчетов, произведенные с использованием показателя насыщенности культурноисторическими ресурсами, представлены в табл. 1.

Показатель насыщенности культурно-историческими ресурсами рассчитан по формуле (1):

I = 1 Киу (1)

^культ.-ист / , *^п \ ;

i=1

где 1культ-ист - показатель насыщенности культурно-историческими ресурсами /-го административного района; К|- величина коэффициента насыщенности культурноисторическими ресурсами у'-го вида /-го административного района; vj - весовой

коэффициент показателя.

Коэффициенты насыщенности культурно-историческими ресурсами

административных районов определялись по формулам (2) и (3):

w

V

К/ = (2)

и

п

I WiJ

К2 = "=о—, (3)

где К/ и К2 - коэффициенты насыщенности культурно-историческими ресурсами у -го

п

вида / -го административного района; I wij - количество объектов у-го вида туризма /-го

/=1

административного района; Qi - количество всех культурно-истори-ческих ресурсов того же района; QJ■ - количество культурно-исторических ресурсов у-го вида туризма области, включенных в каталог.

Используемые в расчетах весовые коэффициенты находятся в пределах 0 < Vу < 1 и

определяются исходя из приоритетности имеющихся ресурсов для экскурсионной деятельности. Как видно из таблицы наибольшие значения (выше среднего) показателя насыщенности культурно-историческими ресурсами имеют Гомельский, Рогачевский, Мозырский, Добрушский, Жлобинский, Петриковский, Калинковичский районы Гомельской области. Аналогичным образом проведена оценка аттрактивности и рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов.

Основной целью организации кластера туризма в Гомельской области является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего [1]:

1) широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, белорусских и иностранных граждан в туристских услугах;

2) внесение значительного вклада в развитие народного хозяйства области, в том числе за счет налоговых поступлений в местный бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Региональный туристский кластер

Региональный туристский кластер Гомельской области может быть представлен пятью блоками, каждый из которых включает в себя представителей различного рода деятельности. Образование кластера позволяет решить основную проблему, которая заключается в отсутствии взаимодействия представителей бизнеса и государственных служб, а также координации работы различных так или иначе связанных с туризмом организаций общественного питания, медучреждений, развлекательных комплексов. Только объединив усилия, создав условия для высококачественного сервиса, безопасности, можно сделать край действительно привлекательным для туристов всего мира.

Для более четкого и полного представления о составляющих регионального туристского кластера Гомельской области остановимся более подробно на каждом блоке и рассмотрим возлагаемые на него функции [1]:

• Блок 1 - основной. Данный блок будет включать в себя организации и предприятия, чья деятельность непосредственно связана с туризмом: фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха и др.); фирмы-туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе; фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами.

• Блок 2 - обслуживающий. Включает в себя специализированные фирмы, предоставляющие следующие услуги: размещения (пансионаты, дома отдыха, гостиницы и др.); питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.); транспортные (авиационные предприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия речного транспорта и др.); связи (услуги сотовой связи); торговли товарами для туристов; досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов, и прочие учреждения культуры, отдыха и развлечений).

• Блок 3 - сопутствующий. Данный блок включает в себя ряд организаций и предприятий (промышленных, медицинских, образовательных, информационных), функционирующих на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, однако их включение в состав кластера создаст более высококачественные условия для привлечения туристов.

• Блок 4 - финансово-юридический. Составляющие данного блока имеют либо финансовую направленность (банки, страхование, аудит и пр.), либо юридическую (юридические и нотариальные конторы). Наличие финансового блока необходимо в составе кластера в связи с тем, что туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты, причем поступление валюты происходит не только в виде оплаты за тур, но и в виде обмена денег в обменных пунктах на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и др.

• Блок 5 - административный. Включение данного блока в кластер обусловлено тем, что именно при помощи государственного регулирования развития туризма можно совершенствовать нормативно-правовую базу; развивать методы стандартизации и сертификации в сфере туризма; осуществлять налоговое регулирование; обеспечивать целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создавать благоприятные условия для инвестирования в туризм; координировать деятельность и инвестиции государственного и частного секторов в развитие туризма.

Рассмотрим процесс формирования регионального туристского кластера в соответствии с методикой Митрофановой А. В. [3]. Для анализа процесса на исследуемой территории предложен метод балльной оценки, позволяющий использовать качественный анализ совместно с количественным.

Для оценки используются несколько групп признаков: географические;

экономические, социальные, институциональные, инфраструктурные. Каждая группа включает первичные и вторичные признаки. По комплексу первичных признаков региональный туристский кластер определяется как объективно существующее

образование. Вторичные признаки свидетельствуют о зрелости кластера. Каждый первичный признак оценивается одним баллом, вторичные признаки - 0,5 балла.

Рассмотрим тенденции развития Гомельской области по данным признакам. Для анализа будем использовать такие показатели, как доля туризма в структуре платных услуг, формирование рынка туристских трудовых ресурсов, количество предприятий индустрии туризма и др. На основании проведенного анализа, определим признаки формирования и стадию развития туристского кластера (табл. 2).

Таблица 2

Признаки формирования регионального туристского кластера Гомельской области

Категория признаков Первичные признаки (1 балл) Вторичные признаки (0,5 балла)

Перечень признаков Количе ство баллов Перечень признаков Колич ество баллов

Г еографиче ские Локализация и концентрация предприятий индустрии туризма на относительно небольшой территории 1 Оказание весомого вли-яния региональног о туристского хозяйства на социально- экономи- ческую структуру региона, стимулирован ие региональног о развития 0

Внутрирегиональное туристское разделение труда 1 Развитие сопутствующих отраслей, обеспечивающих функционирование туристской деятельности 0,5

Экономиче ские Увеличение доли туризма в структуре платных услуг 1 Укрупнение лидеров туристского сектора 0

Активизация внутренних и внешних связей 0 Формирование благоприятной деловой и ин-новационной среды, привлекательной для партнерства 0

Разработка новых туристских продуктов, маршрутов 0

Понимание индивидуальной конкурентоспособности участников кластера в конкурентоспособности всего кластера 0

Значительное увеличение доли туризма в ВРП 0

Социальны е Рост числа занятых в сфере сервиса и туризма 1 Получение возможности выбора разнообразного отдыха у местного населения 0

Формирование рынка туристских трудовых ресурсов 1 -

Подготовка и повышение квалификации кадров 1 -

Первичные признаки (1 балл) Вторичные признаки (0,5 балла)

Категория признаков Перечень признаков Количе ство баллов Перечень признаков Колич ество баллов

Институци ональные Формирование государственночастного партнерства в регионе в сфере туризма 0 Усиление роли региона как туристского центра на национальном и международном уровне 0

Создание инновационного регионального туристского брэнда 0

Активное участие в выставочной деятельности 0

Инфрастру ктурные Развитие туристской инфраструктуры 0 Развитие инженерной, социальной и экологической инфраструктуры 0

Общая сумма баллов характеризует стадию развития регионального туристского кластера [3], что соответствует его типологии по генетическим признакам. Согласно данной методике уровень развития регионального туристского кластера Гомельской области оценен 6,5 баллами, что свидетельствует о зарождающемся кластере. Для него свойственно начало образования кооперативных связей между участниками туристского процесса, вследствие осознания роли партнерских связей для усиления собственной конкурентоспособности и обеспечения собственного выживания в условиях рыночной экономики.

Процесс формирования и развития регионального туристского кластера замедляется лимитирующими факторами: экономическими, институциональными, географическими (включая геоэкологические), социальными и инфраструктурными. Выявление лимитирующих факторов способствует прогнозированию процесса формирования и развития регионального туристского кластера, помогает выбрать релевантную (в соответствии со спецификой региона) позицию властей при формировании кластера (дирижирование, невмешательство, создание необходимых условий).

В процессе формирования регионального туристского кластера Гомельской области присутствует достаточно лимитирующих факторов (табл. 3), число которых необходимо уменьшать для дальнейшего развития кластера.

Таблица 3

Факторы, лимитирующие формирование и развитие регионального туристского кластера Гомельской области

Г руппы факторов Факторы Гомельская область

Экономические Отсутствие надлежащей кооперации +

Институциональные Превалирующая в деловых кругах настороженность и антипатия к регуляторным актам +

Нестабильность нормативно-правовой базы +

Изъяны инвестиционной политики +

Визовый режим +

Г руппы факторов Факторы Гомельская область

Г еографические Проблемная экологическая ситуация +

Отсутствие возможности активного освоения территории со статусом особо охраняемой природной зоны +

Инфраструктурные Недостаточное развитие или отсутствие туристской, социально-культурной, инженерной инфраструктуры +

Заключение

В результате проведенного исследования:

- разработана и апробирована методика оценки насыщенности административных районов туристскими ресурсами, проведена оценка аттрактивности и рекреационной ценности природных туристско-рекреационных ресурсов;

- выявлены основные составляющие регионального туристского кластера (обслуживающий блок, сопутствующий блок, административный блок, финансовоюридический блок) и их компонентная структура (хозяйствующие субъекты в сфере туризма, вспомогательные учреждения);

- апробирована методика формирования регионального туристского кластера Митрофановой А. В., в соответствии с которой определена стадия развития регионального туристского кластера Г омельской области, а также определены факторы, лимитирующие его развитие (экономические, географические, институциональные, инфраструктурные).

Литература

1. Белякова, Е. В. Современные управленческие технологии как основа инновационного развития региона / Е. В. Белякова. - Режим доступа: http://www.m-economv.ru/art.php3?artid=24921.

2. Карчевская, Е. Н. Состояние и перспективы развития туризма Гомельской области: монография / Е. Н. Карчевская. - Минск : Риф-тур, 2006. - 136 с.

3. Митрофанова, А. В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области) / А. В. Митрофанова. -Режим доступа: http://www.kantiana.ru/postgraduate/announce/avt mitrofanova.pdf.

4. Программное обеспечение и технологии программирования ГЭлектронный ресурс].

- 2009. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window catalog/

pdf2txt?p id=9042&p page=5. - Дата доступа: 09.06.2010.

5. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://discollection.ru/article/22112010 stepanovasa/7.

6. Туристический кластер (туристско-рекреационный кластер) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.concretica.ru/publications/single/article/8/173/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Формирование туристских кластеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-kuban.ru/2010-12-09/formirovanie-turistskih-klastero.

Получено 07.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.