Научная статья на тему 'Анализ целей деятельности строительного предприятий'

Анализ целей деятельности строительного предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5846
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЦЕЛЬ / МИССИЯ / ENTERPRISE / CONSTRUCTION / GOAL / MISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каверзина Людмила Александровна

Представлены результаты анализа целей деятельности современного предприятия. Разработана их классификация. Обобщены различные точки зрения по этому вопросу. Исследовано положение строительных предприятий в системе современных социально-экономических отношений и определены основные, наиболее актуальные цели их деятельности. Определены характеристики, которым должны соответствовать цели деятельности строительного предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing the goals of business activity of a construction enterprise

The results of goals analysis of a modern construction enterprise are given, and a classification of goals is provided. Different points of view on the issue are summed up. The place of construction enterprises in a system of modern socio-economic relationships is studied, and their main goals are highlighted. Parameters for construction enterprise goals are determined.

Текст научной работы на тему «Анализ целей деятельности строительного предприятий»

нефтепродуктов. Основной способ повышения объемов экспортных поставок светлых нефтепродуктов заключается в строительстве новых продуктопроводов. Это очень выгодно для компаний, так как стоимость транспортировки нефтепродуктов по про-дуктопроводам гораздо ниже, чем по железной дороге. Сейчас все они принадлежат государственной компании «Транснефтепродукт». Благодаря ее инфраструктуре из России ежегодно экспортируется порядка 16 млн т светлых нефтепродуктов. В дальнейшем названная компания планирует построить еще два продуктопровода: на север в порт Приморск и на юг — в Новороссийск. В строительстве этих веток больше всех заинтересован ЛУКОЙЛ. В этом случае он сможет увеличить объемы экспортных поставок нефтепродуктов со своих НПЗ в Пермской и Волгоградской областях3.

Таким образом, пока большинство ВИКов отдает предпочтение экспортной стратегии. Но в ближайшее время может произойти коррекция их установок. Это обусловит трудности с увеличением добычи нефти, ведь компании не смогут обеспечить приток инвестиций в разработку новых месторождений, а старые во многом выработали свой ресурс. Значит, наращивать экспорт сырой нефти станет проблематично. Компании могут начать более интенсивно развивать переработку нефти. Появившиеся дополнительные объемы бензина будут лишь частично поставляться на экспорт — российским

нефтяникам предъявляются серьезные претензии относительно качества экспортируемого бензина. Многие западные компании покупают российские нефтепродукты, с тем чтобы их доработать.

Проблема качества топлива в ближайшее время приобретет новую остроту. С 2004 г. в Евросоюзе вступили в силу нормы по содержанию вредных примесей в моторном топливе «Евро-4», а с середины 2008 г. вступят новые нормы «Евро-5». Чтобы продукция НПЗ отвечала этим стандартам, серьезные инвестиции требуются не только в российские, но и в восточноевропейские заводы.

Кроме того, с учетом высокой стоимости транспортировки нефтепродуктов, постепенного роста внутренних цен на топливо и возможного их снижения в Европе и США продажа нефтепродуктов на территории РФ будет становиться все более выгодной. Рост цен на нефтепродукты в России будет стимулироваться увеличением спроса на топливо, либерализацией электроэнергетики, которая приведет к повышению стоимости мазута. Внимание ВИКов к внутреннему рынку бензина будет расти.

Примечания

1 Мурушкина Н. Резерв трубопроводного командования // Нефть и капитал. 2006. № 9. С. 16-18.

2 Российский рынок нефтепродуктов: перспективы нового передела: аналит. докл. М., 2002. С. 38.

3 Прусаков В. Итоги нефтяного экспорта 2006 года // Нефть и капитал. 2007. № 1-2. С. 60-63.

Л.А. КАВЕРЗИНА

кандидат экономических наук, доцент Братского государственного университета

анализ целей деятельности строительного предприятия

Цель представляет собой конкретизацию миссии строительного предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации.

В экономической литературе миссия трактуется следующим образом:

- миссия — это краткое описание бизнеса фирмы, которое по возможности должно включать в себя четкие формулировки

основной общей цели фирмы и причину ее существования1;

- миссия — это главное устремление, наиболее глобальная цель организации, изложенная обычно в одном предложении, коротком абзаце2.

Каждый руководитель должен сформулировать миссию своего предприятия, ответив при этом на вопросы:

© ЛА. Каверзина, 2007

- что является основным товаром (услугой, работой) предприятия;

- кто выступает потребителями продукции (услуг, работ) предприятия;

- каков основной результат деятельности предприятия;

- каковы главные цели и ценности предприятия, а также перспективы его развития.

В рыночных условиях хозяйствования целеполагание является первоочередной задачей современного руководителя. В настоящее время руководитель самостоятельно формулирует цели деятельности организации. От правильности формулировки зависят разрабатываемые строительным предприятием стратегия и тактика, расстановка приоритетов, определение этапов достижения поставленных целей.

Что же такое цель? «Большой экономический словарь» определяет цель следующим образом: «Цель — предмет стремления, то, что надо осуществить; задача, которую необходимо решить»3.

В.В. Бузырев дает свои определения цели:

1. «Под целью в общественной практике... обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь»4.

2. «Цели — наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей большей части»5.

А.Н. Асаул трактует цель как идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской деятельности, как предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия предпринимателя6.

Анализ экономической литературы показал, что многие авторы в качестве основной цели деятельности предприятия в условиях рынка считают получение прибыли7. Однако каждое предприятие имеет особенности своей деятельности, занимает разное положение в системе рыночных отношений, у него могут быть определенные проблемы и трудности. Если положение предприятия неустойчиво, имеются проблемы с реализацией продукции, качество продукции недостаточно высокое, а издержки, наоборот, превышают сложившийся максимум, величина

которого служит основой для определения цены реализации и т.п., то в качестве главной цели выступает обеспечение выживания предприятия. Кроме того, перед предпринимателем может стоять цель — завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества продукции.

В связи с этим утверждение, что основная цель деятельности предприятия есть получение прибыли, не всегда соответствует реальному положению дел на конкретном предприятии. Следовательно, признать получение прибыли в качестве основной цели деятельности предприятия можно в самом общем случае, так как для одних предприятий это актуально сегодня, а для других это стратегическая задача.

В литературе встречаются и другие точки зрения на вопрос определения основной цели деятельности предприятия:

- главная цель предпринимательской деятельности заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов (региона, страны)8;

- основной целью деятельности предприятия как в дореформенной России, так и в настоящее время является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли9;

- главная цель деятельности фирмы есть максимизация чистого дохода с учетом имеющихся объективных ограничений, а также наращивание объемов производства продуктов и услуг в их натурально-вещественной форме10.

Таким образом, цели деятельности предприятий, в том числе и строительных, могут быть разнообразны.

Руководитель предприятия имеет возможность определить несколько целей, которые подчас являются даже противоречивыми. Разнообразие целей объясняется содержательной разнонаправленностью элементов организации (предприятия), характеризующихся множеством параметров, определяемых как внешней, так и внутренней средой предприятия.

В современных условиях хозяйствования очень динамична внешняя среда строительного предприятия, что, безусловно, отражается на его внутренней среде, и

следовательно, цели предприятия должны периодически пересматриваться на основе анализа по соответствующим критериям для того, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям внешней среды. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов, требуемых для выполнения поставленных задач.

Для эффективного развития предприятия следует ставить не одну цель, а систему целей, причем для предприятий, находящихся на разных стадиях развития, системы целей будут различаться.

Исследуя состояние и положение строительных предприятий в системе современных социально-экономических отношений, можно выделить следующие их группы:

1. В нее входят успешно работающие предприятия, характеризующиеся устойчивым положением на рынке, обладающие развитой материально-технической базой, получающие стабильную прибыль и имеющие хорошие перспективы развития.

2. Предприятия этой группы имеют определенный производственный потенциал, реализовать который до настоящего времени им в полной мере не удалось по целому ряду причин: низкий уровень производственного и финансового менеджмента, неэффективная ценовая и (или) маркетинговая политика и т.п.

3. В данную группу включены предприятия, имеющие серьезные проблемы в своей финансово-хозяйственной деятельности.

Для каждой группы предприятий должна разрабатываться своя система целей.

Система целей для предприятий первой группы может включать следующие цели: максимизация прибыли; завоевание новых рынков; увеличение объемов производства; оптимизация основных показателей деятельности; улучшение социальных условий для сотрудников; завоевание лидерства в конкурентной борьбе; рост экономического потенциала; развитие организационной культуры.

Для предприятий второй группы система целей содержит следующий их перечень: создание имиджа предприятия; формирование кадрового потенциала; совершенствование технологических процессов; накопление денежных средств для завоевания новых

рынков и развития производства; совершенствование ценовой политики; оптимизация спроса потребителей; формирование организационной культуры.

Для предприятий третьей группы актуальными являются следующие цели: обеспечение выживания в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; развитие производства; введение антикризисного управления; поиск путей сокращения убытков; улучшение финансового состояния.

Достижение любой из перечисленных выше целей будет эффективным, если она обладает такими характеристиками, как:

- конкретность, четкость формулировок — при определении цели необходимо точно отражать ее содержание, объем и сроки достижения;

- измеримость и соизмеримость — цель должна быть определена количественно и качественно и соизмерима с другими целями;

- достижимость — реальность указанных сроков;

- определенность во времени;

- адресность — наличие конкретных лиц, отвечающих за достижение цели;

- направленность — должен быть четко обозначен вектор реализации цели;

- согласованность с другими целями и ресурсными возможностями организации (предприятия);

- контролируемость — возможность контроля, мониторинга хода событий, отслеживание промежуточных результатов;

- гибкость — цель должна быть «восприимчива» к корректировкам, вызванным объективными и субъективными изменениями во внешней и внутренней среде предприятия.

Наличие у целей данных характеристик позволяет ставить адекватные рыночной среде цели и успешно достигать их, что в итоге способствует максимальному повышению эффективности управления на строительном предприятии.

Система целей предприятия должна представлять собой взаимосвязанную систему. В свою очередь, взаимоувязка может быть обеспечена посредством построения дерева целей.

Построение дерева целей предполагает определение главной (глобальной) цели де-

ятельности предприятия и в дальнейшем ее разбиение на подцели (на систему целей, актуальных для различных сфер и уровней производства и управления). Построение дерева целей позволяет определить программу, установить последовательность действий, которые необходимо выполнить строительному предприятию для достижения намеченного результата.

Более четко разложить основную цель деятельности предприятия на более мелкие, локальные цели позволяет знание признаков классификации целей. Рассмотрим некоторые классификационные признаки. Все стоящие перед предприятием цели делятся на два вида:

- глобальные, т.е. достаточно общие;

- локальные, т.е. более узкие, охватывающие отдельные сферы и уровни деятельности строительного предприятия.

При разработке системы целей строительного предприятия необходимо учитывать, что по масштабу цели могут быть:

- общепроизводственными (общефирменными), определяющими аспекты развития предприятия в целом;

- внутрипроизводственными (внутрифирменными), учитывающими внутренние интересы локальных производственных участков;

- групповыми, охватывающими отдельные коллективы (бригады и т.д.);

- индивидуальными, достижение которых позволяет решить проблемы отдельных работников предприятия.

По приоритетности выделяют:

- первичные цели — особо приоритетные и приоритетные, к которым можно отнести цель сохранения и развития предприятия или поддержания и увеличения ценности капитала;

- вторичные цели, необходимые для достижения первичных (генеральных) целей.

По признаку измеримости цели могут быть количественными, выражаемыми через масштабы цели, и качественными, выражаемыми через содержание цели.

По повторяемости выделяют:

- постоянно повторяющиеся цели, к каковым относятся: изучение спроса на товары (работы, услуги), повышение рентабельнос-

ти производства, конкурентоспособности продукции и др.;

- периодически повторяющиеся цели: расширение бизнеса, повышение качества продукции, поиск оптимальных поставщиков, улучшение финансового состояния предприятия, обновление ассортимента и номенклатуры производимой продукции, улучшение материально-технической базы и др.;

- разовые цели: повышение ликвидности предприятия, введение конкурсного управления и т.п.

Таким образом, классификация целей организации позволяет выявить наиболее важные из них и установить их приоритетность, определить сроки реализации, а также необходимые для этого ресурсы, что в итоге позволит повысить эффективность производства и управления на строительном предприятии.

Примечания

1 Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: учеб. пособие. М., 2005. С. 30.

2 Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: учеб. пособие. М., 2005. С. 68.

3 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 1174.

4 Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Указ. соч. С. 70.

5 Там же. С. 68.

6 Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: учеб. / под ред. А.Н. Асаула. СПб., 2004. С. 79.

7 См., напр.: Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна; Сергеев И.В., Веретни-кова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007; Экономика организаций (предприятий): учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинке-ля, В.А. Швандара. М., 2004; Экономика и статистика фирм: учеб. / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. 2-е изд. М., 1997.

8 Большой экономический словарь / под ред.

A.Н. Азрилияна. С. 80.

9 Экономика организаций (предприятий): учеб. для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. С. 24.

10 Экономика и статистика фирм: учеб. /

B.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.