Научная статья на тему 'Анализ целесообразности составления ежемесячной внутренней бухгалтерской управленческой отчетности о доходах и расходах организации'

Анализ целесообразности составления ежемесячной внутренней бухгалтерской управленческой отчетности о доходах и расходах организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ АНАЛИЗ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слободняк И. А.

Рассмотрены вопросы формирования и анализа показателей внутренней бухгалтерской управленческой отчетности. Один из наиболее дискуссионных вопросов связан с определением периодичности составления внутренней отчетности. В статье предлагается использование статистических методов для оценки целесообразности формирования ежемесячной внутренней бухгалтерской отчетности о доходах и расходах организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ целесообразности составления ежемесячной внутренней бухгалтерской управленческой отчетности о доходах и расходах организации»

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

УДК 657.1:338

АНАЛИЗ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ВНУТРЕННЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ ОРГАНИЗАЦИИ*

И. А. СЛОБОДНЯК,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

E-mail: slob. irk@mail. ru

Байкальский государственный университет экономики и права

Существует несколько вариантов периодичности формирования показателей внутренней бухгалтерской управленческой отчетности. Наибольший период, за который составляется внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность, — одингод. Наименьший — один день. Однако, как правило, в качестве оптимальной периодичности составления внутренней бухгалтерской управленческой отчетности организации выбирают один месяц.

Главное достоинство составления ежемесячной внутренней бухгалтерской управленческой отчетности — это существенное повышение оперативности информации. В то же время период продолжительностью один месяц является достаточно продолжительным для того, чтобы формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности было уже не случайным, но содержало определенные закономерности. В результате, получив информацию об уровне основных показателей, характеризующих имущественное и финансовое состояние организации за один месяц, менеджер может принять обоснованное управленческое решение и внести оперативные корректировки, кото-

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет» № 2 (152) — 2011.

рые позволят избежать получения отрицательных результатов хозяйственной деятельности.

Кроме того, традиционно в финансовом учете многие операции совершаются именно один раз в месяц, в том числе такие важные, как:

— определение фактической себестоимости выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

— определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).

Также ежемесячно принято осуществлять начисление заработной платы и амортизации основных средств. В результате, если внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность также составляется с этой периодичностью, то это создает предпосылки для сопоставления данных финансового и управленческого учета, что значительно усиливает контрольную функцию внутренней бухгалтерской управленческой отчетности.

При соответствующей периодичности составления внутренней бухгалтерской управленческой отчетности также имеются возможности для формирования ее показателей путем трансформации данных финансового учета и систематизации, что позволит значительно сократить затраты на ведение

управленческого учета и формирование внутренней бухгалтерской управленческой отчетности.

Главный недостаток такой периодичности составления внутренней бухгалтерской управленческой отчетности — необходимость приведения данных в сопоставимый вид при их анализе в результате различной временной продолжительности отчетных периодов. Разница во временной продолжительности февраля и июля по числу календарных дней составляет »10,7%. При прочих равных условиях (одинаковой производительности труда, одинаковом уровне спроса и т. п.) результаты работы в июле будут всегда лучше, чем в феврале.

Еще более существенными являются различия в продолжительности месяцев по числу рабочих дней при стандартной пятидневной рабочей неделе с учетом праздничныхдней. Так, в2010г. число рабочихдней в месяце составляло:

— в январе 17 дней, при числе календарных дней 31;

— в марте 21 день, при числе календарных дней 31;

— в августе 23 дня, при числе календарных дней 31.

Разница в числе рабочих дней между январем и мартом составляла «23,5 % от уровня января, а между январем и августом »35,3%. Такая различная продолжительность периода практически не будет оказывать влияния на интерпретацию показателей бухгалтерского управленческого баланса, информация в котором приводится по состоянию на какую-либо дату — статичный момент времени. В этом случае практически не оказывает влияния на экономические решения пользователей информации продолжительность периода, который прошел между началом и концом отчетного периода.

Однако при формировании внутреннего отчета о прибылях и убытках различная временная продолжительность периодов может оказать уже существенное влияние на интерпретацию значений соответствующих показателей, приведенных в этой отчетной форме. Следовательно, необходимо решить вопрос о размерах этого влияния, определить, насколько оно существенно, и в ряде случаев, возможно, вообще отказаться от составления ежемесячной внутренней управленческой отчетности о доходах и расходах, увеличив продолжительность отчетного периода до одного квартала, а возможно, и до одного года.

Итак, при решении вопроса о возможности составления внутренней бухгалтерской управленческой отчетности с периодичностью в один месяц, необходимо определить, насколько временной фактор оказывает влияние на уровень показателей результатов финансово-хозяйственной деятельнос-

ти. Для этого предлагается использовать статистические методы анализа, в частности предлагается использовать коэффициент корреляции:

^(хг - х)х (Уг - У)

Р х,у =—-,

пхаххау

где р — коэффициент корреляции массивов

данных;

п — число значений ряда данных;

х, х, у., у — различные массивы данных;

ахиау — стандартные отклонения по массивам

х,У-

В данном случае необходимо рассчитать коэффициент корреляции между временной продолжительностью периода и уровнем основных показателей внутренней бухгалтерской управленческой отчетности за соответствующие периоды. В том случае, если будет отмечена сильная корреляционная зависимость между этими массивами данных, то это означает, что временная продолжительность периодов оказывает влияние на показатели отчетности:

— либо это необходимо учитывать при принятии управленческих решений на базе нескорректированной внутренней бухгалтерской управленческой отчетности;

— либо проводить дополнительные аналитические процедуры при формировании учетно-аналитической информации внутренней бухгалтерской управленческой отчетности.

В первом случае влияние факторов должен учитывать специалист, который отвечает за принятие решений, во втором случае — учетный работник, оказывающий влияние на принятие решений.

Например, существуют следующие данные (в сопоставимых ценах) об объеме продаж в помесяч-нойдинамике (табл. 1).

Данная информация представлена менеджеру организации для того, чтобы он на этой основе сформулировал критерии, которые могут быть положены в основу системы премирования персонала, либо принял иное управленческое решение. В частности, при решении этой задачи по этим данным необходимо сделать вывод о том, какой тип показателя (абсолютный показатель или относительный показатель) должен быть принят в качестве основного параметра премирования сотрудников. Оценив корреляционную зависимость между объемом продажи продолжительностью периода в календарных днях и рабочихднях, получаем:

кал. дн., V

раб. дн., V

= 0,3052, = 0,9794.

Данные о динамике объема продаж организации по месяцам

Месяц Число календарных дней впериоде Число рабочих дней впериоде Объем продаж за период, тыс. руб.

Январь 31 16 8 795

Февраль 28 19 9 547

Март 31 22 11 071

Апрель 30 20 10 422

Май 31 21 10 571

Июнь 30 22 10 974

Июль 31 21 10 472

Август 31 23 11273

Сентябрь 30 22 10 745

Октябрь 31 22 10 814

Ноябрь 30 21 10 505

Декабрь 31 21 10 556

Рассчитанные коэффициенты корреляции подтверждают, что динамика объема продаж за месяц определяется в данном случае числом рабочих дней за один месяц, в то время как продолжительность месяца в календарных днях не является в этом случае существенным фактором.

Если в данном примере менеджеру предоставляется отчетность, содержащая в себе абсолютные значения объема продаж за месяц, то без проведения дополнительных расчетных процедур может быть сделан неверный вывод, и в качестве критерия премирования может быть выбрано достижение определенного уровня по абсолютным показателям. Соответственно, необходимо ориентироваться не на абсолютный, а на относительный показатель объема продаж, рассчитанный исходя из числа рабочихдней запериод (табл. 2).

Результаты расчетов, проведенных в табл. 2, показывают, что если максимальный объем продаж в абсолютном выражении был достигнут в августе, а минимальный наблюдался в январе, то среднед-

Таблица 1 невной объем продаж, наоборот, был максимальным в январе и практически минимальным в августе. Словом, в январе работники работали гораздо более интенсивно по сравнению с августом, но по объективным причинам не смогли обеспечить аналогичного абсолютного объема продаж. В таких условиях более приемлемым кажется составление ежемесячной внутренней бухгалтерской управленческой отчетности с приведением не абсолютных, а относительных показателей. Именно данная информация позволит принять объективное управленческое решение, а внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность будет соответствовать принципу полезности приводимой в ней информации.

В то же время для обеспечения нейтральности информации внутренней бухгалтерской управленческой отчетности учетный работник ни в коем случае не должен сужать ее рамок только до относи -тельных показателей. Его задача — предоставление полной информации управленческому персоналу, необходимой для принятия управленческих решений. Принятие собственно решения отработника не требуется. Функция внутренней бухгалтерской управленческой отчетности будет считаться выполненной, если предоставлен полный объем информации, необходимой для принятия решения, но сама информация должна быть нейтральной.

Однако отчетность, содержащая абсолютные и относительные показатели, становится более сложной для восприятия, поэтому при отсутствии такой необходимости внутреннюю управленческую отчетность не следует перегружать дополнительными

Таблица 2

Данные о динамике среднедневного объема продаж организации по месяцам, рассчитанного исходя из числа рабочих дней в периоде

Месяц Число рабочих дней в периоде Объем продаж за период, тыс. руб. Среднедневной объем продаж за период, тыс. руб. / дн.

Январь 16 8 795 549,69

Февраль 19 9 547 502,47

Март 22 11 071 503,23

Апрель 20 10 422 521,10

Май 21 10 571 503,38

Июнь 22 10 974 498,82

Июль 21 10 472 498,67

Август 23 11273 490,13

Сентябрь 22 10 745 488,41

Октябрь 22 10 814 491,55

Ноябрь 21 10 505 500,24

Декабрь 21 10 556 502,67

показателями. Например, если будет выявлено отсутствие какой-либо связи между продолжительностью периода, за который составляется отчетность, и абсолютными значениями показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности, то представлять в отчетности относительные показатели, рассчитанные исходя из продолжительности периода, вряд ли целесообразно. Относительные показатели могут быть приведены, но рассчитываться должны исходя из иной базы (например, исходя из среднесписочной численности персонала или исходя из средней стоимости используемых при осуществлении производства основных средств).

Соответственно, при формировании учет-но-аналитической информации внутренней бухгалтерской управленческой отчетности и определении ее оптимальной периодичности составления необходимо оценить влияние различной временной продолжительности периодов на уровень приводимых показателей и на этой основе делать вывод о целесообразности представления такой отчетности и необходимости определенных корректировок показателей. Это следует из принципа научности, определяющего методологические основы формирования показателей внутренней бухгалтерской управленческой

отчетности, когда тот или иной формат выбирается не путем случайного решения какого-либо субъекта, а с использованием инструментов научного анализа данных.

Таким образом, в случае наличия сильной корреляционной зависимости между продолжительностью месяца (в рабочих или в календарных днях) и уровнем показателей в отчетности, один месяц может быть принят в качестве периода, за который составляется внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность, но только при внесении в нее дополнительной информации, иллюстрирующей эту связь. Если же будет выявлено отсутствие связи между временной продолжительностью периода и уровнем показателей в отчетности, в качестве отчетного периода в управленческом учете может быть принят один месяц без каких-либо ограничений и дополнительных уточнений.

Список литературы

1. Аверчев И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение. М.: Вершина, 2009. С. 510.

2. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Магистр, 2010. С. 574.

3. Шилкин С. Внутренняя отчетность // Консультант. 2004. № 15. С. 38-39.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.