Научная статья на тему 'Анализ требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме'

Анализ требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-ИНВАЛИДЫ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / РУССКИЙ ЖИМ / ТРЕБОВАНИЕ / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнева Марина Александровна, Махов Александр Сергеевич, Степанова Ольга Николаевна

В работе анализируются требования спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме. Основными отличиями русского жима от пауэрлифтинга является то, что спортсмен во время своей попытки должен зафиксировать не максимально возможный по своим силам вес штанги, а поднять штангу с определённым правилами соревнований весом, максимальное количество раз за 5 минут. В статье приведены результаты исследования, проведённого среди спортсменов-инвалидов данной нозологической группы из 7 регионов России в рамках региональных и всероссийских соревнований по русскому жиму. В результате проведённого исследования был сформирован перечень требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнева Марина Александровна, Махов Александр Сергеевич, Степанова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of requirements of the disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device to the organization and carrying out of the training process in the Russian press

In work, the requirements of the disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device to the organization and carrying out of the training process in the Russian press are analyzed. The main differences of the Russian press from powerlifting is that the athlete during the attempt has to record not the greatest possible by his forces the bar weight, but to lift it with the weight defined by rules of competitions with maximum quantity of times within 5 minutes. Results of the research conducted among the disabled athletes of this nosological group from 7 regions of Russia in frames of the regional and All-Russian competitions in the Russian press have been given in the article. As a result of the conducted research the list of the requirements of the disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device to the organization and carrying out of the training process in the Russian press has been created.

Текст научной работы на тему «Анализ требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме»

УДК 796.015.154

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В РУССКОМ ЖИМЕ

Марина Александровна Корнева, старший преподаватель,

Александр Сергеевич Махов, кандидат педагогических наук, доцент,

Шуйский филиал Ивановского государственного университета (ШФ ИвГУ, Шуя), Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Аннотация

В работе анализируются требования спортсменов-инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме. Основными отличиями русского жима от пауэрлифтинга является то, что спортсмен во время своей попытки должен зафиксировать не максимально возможный по своим силам вес штанги, а поднять штангу с определённым правилами соревнований весом, максимальное количество раз за 5 минут.

В статье приведены результаты исследования, проведённого среди спортсменов-инвалидов данной нозологической группы из 7 регионов России в рамках региональных и всероссийских соревнований по русскому жиму. В результате проведённого исследования был сформирован перечень требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме.

Ключевые слова: спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, организация, тренировочный процесс, русский жим, требование, адаптивный спорт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p48-53

ANALYSIS OF REQUIREMENTS OF THE DISABLED ATHLETES WITH DEFEAT OF THE MUSCULOSKELETAL DEVICE TO THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF THE TRAINING PROCESS IN THE RUSSIAN PRESS

Marina Aleksandrovna Korneva, the senior teacher,

Alexander Sergeevich Makhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Shuysky branch of the Ivanovo State University, Shuya,

Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Moscow Pedagogical State University, Moscow

Annotation

In work, the requirements of the disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device to the organization and carrying out of the training process in the Russian press are analyzed. The main differences of the Russian press from powerlifting is that the athlete during the attempt has to record not the greatest possible by his forces the bar weight, but to lift it with the weight defined by rules of competitions with maximum quantity of times within 5 minutes.

Results of the research conducted among the disabled athletes of this nosological group from 7 regions of Russia in frames of the regional and All-Russian competitions in the Russian press have been given in the article. As a result of the conducted research the list of the requirements of the disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device to the organization and carrying out of the training process in the Russian press has been created.

Keywords: disabled athletes with defeat of the musculoskeletal device, organization, training process, Russian press, requirement, adaptive sports.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы улучшения качества занятий физическими упражнениями и спортом лиц с инвалидностью [10], организации и проведения спортивных соревнований для инвалидов разной нозологии [1, 2, 4, 5, 9], работы спортивных организаций для лиц с инвалид-

ностью [б, 7, 8] в последнее время всё чаще становились предметом современных исследователей адаптивного спорта. Однако проблемы улучшения качества спортивной подготовки спортсменов-инвалидов разной нозологии к спортивным соревнованиям по видам адаптивного спорта до сих пор не получили своего обстоятельного рассмотрения.

Настоящее исследование посвящено определению основных требований спортс-менов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме.

Русский жим (жим лёжа) - это базовое упражнение со свободным весом. Выполняющий упражнение ложится на скамейку, опускает гриф до касания с грудью и поднимает до полного выпрямления в локтевом суставе [3]. Несмотря на то, что изначально жим лёжа существовал как упражнение, в настоящее время он функционирует как вид спорта и имеет свою федерацию (основатель Андрей Юрьевич Лучков) [11].

Основными отличиями русского жима от пауэрлифтинга является то, что спортсмен во время своей попытки должен зафиксировать не максимально возможный по своим силам вес штанги, а поднять её с определённым правилами соревнований весом, максимальное количество раз за З минут. При этом участник имеет право на отдых в рамках тех же 5-ти минут, положив штангу на грудь. В зачёт идёт результат не менее восьми повторений. Победители и призёры выявляются по формуле коэффициента атлетизма, а именно: масса штанги умножается на количество раз и делится на общий вес спортсмена.

МЕТОДИКА

С целью определения основных требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме, нами было проведено исследование.

В число задач исследования входило:

1. Выявить перечень требований спортсменов-инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме.

2. Установить значимость требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме.

3. Определить структуру требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме.

Для решения первой задачи были проведены опросы спортсменов, руководителей и тренеров спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» Шуйского филиала Ивановского государственного университета, спортивного клуба для инвалидов-опорников «Надежда» г. Иваново, спортивного клуба для лиц с поражением опорнодвигательного аппарата «Источник» г. Шуи.

В результате обработки опросов был определён перечень основных требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме на местах.

Для решения второй и третьей задач нами была разработана анкета и проведён по ней опрос. Интервью и анкетирование проводилось в период проведения региональных соревнований по русскому жиму в Шуе (декабрь 2012 года) и в рамках всероссийских соревнований по русскому жиму в Москве (апрель 2013 года). В опросе приняло участие б9 спортсменов-инвалидов из 7-ми регионов России: Москвы, Московской, Ивановской, Тверской, Свердловской, Вологодской, Владимирской областей.

Для установления значимости основных требований спортсменов спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме в их регионах респондентам было предложено

указать степени (балл) их важности по 10-балльной шкале (1 балл - минимум, 10 баллов

- максимум). Степени важности каждого показателя, выраженные в баллах, были сформированы по категориям: 9-10 баллов - «исключительно важно», 7-8 баллов - «очень важно», 5-6 баллов - «довольно важно», 3-4 балла - «не очень важно», 1-2 балла - «абсолютно не важно». Данные, полученные в ходе опросов, были сведены в единую матрицу и обработаны методом средних величин (вычисления производились с использованием стандартного пакета программ Microsoft Excel for Windows).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты математико-статистической обработки данных основных требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме и степени важности каждого из них приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты математико-статистической обработки данных основных требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата

к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме

Требования к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме Х (балл) m (балл) Ме (балл) Мо (балл) (балл) Ех As V (%)

¡.Наличие качественного специализированного тренажёрного оборудования (инвентаря), адаптированного под специфику нозологии спортсменов-инвалидов 9,88 0,051 10 10 1,251 5,678 -2,34 16

2. Возможности транспортировки спортсме-нов-инвалидов к местам тренировок 9,82 0,033 10 10 1,345 3,278 -1,56 13

3. Индивидуальный подход к спортсменам-инвалидам в процессе тренировки 9,75 0,074 9 10 1,236 1,487 -1,00 14

4. Наличие специальной программы (методики) подготовки спортсменов-инвалидов к соревнованиям с учётом индивидуальных особенностей их нозологии 9,66 0,051 10 10 0,880 1,668 -1,28 12

5. Наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами 9,61 0,014 10 10 0,786 1,567 -1,45 15

6. Наличие клубной и специальной спортивной экипировки (комбинезоны, ремни) 9,59 0,048 10 10 0,587 5,677 -2,41 8

7. Наличие специально оборудованных спортивных комплексов (пандусами, поручнями, лифтами и т.п.) 9,55 0,057 10 10 0,978 6,002 -1,05 10

8. Наличие специально оборудованных туалетов 9,43 0,059 9 10 1,221 -0,569 -0,79 13

9. Внимание и помощь местных властей в развитии русского жима 9,39 0,111 9 10 1,837 2,811 -1,51 19

10. Возможность получения спортивной квалификации (разряда, судейской категории) 9,27 0,149 9 10 2,459 -0,981 -0,44 12

11. Бесплатные тренировки 9,17 0,101 9 9 1,556 2,625 -1,73 19

12. Возможность участия во всероссийских соревнованиях и обмена опытом с лучшими спортсменами и тренерами из других городов 9,12 0,067 9 10 1,107 9,00 -2,53 13

13. Удобный график тренировок 8,73 0,092 9 9 1,297 5,438 -1,56 17

14. Привлечение к тренировкам и соревнованиям волонтеров 8,65 0,117 8 9 1,731 -0,701 0,27 22

Требования к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме Х (балл) т (балл) Ме (балл) Мо (балл) (балл) Ех Л8 V (%)

15. Возможность присутствия сопровождающих на тренировках 8,56 0,132 8 8 1,264 -0,753 -0,11 31

16. Проведение соревнований среди спортивных клубов для инвалидов-опорников 8,12 0,074 8 9 1,462 4,443 -2,01 19

17. Популяризация спортивных достижений спортсменов-инвалидов в русском жиме через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет и т. п.) 8,09 0,097 8 8 1,473 3,292 -1,65 23

18. Достаточное количество официальных турниров и соревнований по русскому жиму, проводимых на местном уровне 8,01 0,080 8 7 1,418 1,133 -1,13 17

19. Наличие душевых 7,98 0,079 8 7 1,568 0,623 -0,55 18

20. Удобный график соревнований 7,84 0,121 8 10 1,885 -0,514 -0,55 26

21. Просторные, удобные тёплые раздевалки 7,68 0,088 8 8 1,351 0,459 -0,57 21

23. Удобное расположение мест для зрителей на соревнованиях 7,21 0,078 7 8 1,555 0,169 -0,33 19

22. Наличие системы безопасности (защита от терроризма) 7,01 0,219 7 7 1,864 0,577 -0,83 24

24. Наличие системы просветительской работы со спортсменами 6,72 0,101 7 6 1,558 -0,821 0,33 23

25. Организация специально оборудованных мест на помосте или около него для судей 6,65 0,098 6 7 1,519 1,546 -0,29 21

26. Возможность перекусить после тренировок в буфете или кафе 6,12 0,132 5 6 1,372 -0,787 -0,44 32

Как видно из результатов, представленных в таблице 1, ни один из требований не был отнесен опрошенными к категории «не очень важно» (3-4), «абсолютно не важно» (1-2 балла).

К категории «исключительно важных требований» респонденты отнесли показатели №№ с 1 по 12. Средний балл X ответов указанной группы составил от 9,12±0,067 (возможность участия во всероссийских соревнованиях и обмена опытом с лучшими спортсменами и тренерами из других городов) до 9,88±0,051 (наличие качественного специализированного тренажёрного оборудования (инвентаря), адаптированного под специфику нозологии спортсменов-инвалидов). Следует отметить, что участники исследования выразили единое мнение при постановке высокой оценки значимости приведённых показателей, что подтверждается близостью моды (Мо) и медианы (Ме) к средней арифметической (X), низким (по отношению к X) значением стандартного отклонения (с).

Существенный положительный эксцесс (Ех) исследуемых требований указывает на то, что значительное количество признаков, характеризующих данную группу, отличается единообразием. Наличие отрицательной асимметрии (Аб) при положительном эксцессе, а также малые значения коэффициента вариации (V) от 8 % до 19 % подтверждает однородность мнений респондентов.

В категорию «очень важных требований» вошли №№ с 13 по 22. Средний балл ( ) ответов составил от 7,01±0,219 (наличие системы безопасности (защита от терроризма)) до 8,73±0,092 (удобный график тренировок). Однако, отрицательный эксцесс (Ех) показателей №№ 15 и 20 в сочетании с отрицательной асимметрией (Аб) говорит о численном большинстве целого ряда показателей, которые значительно превосходят среднюю арифметическую (X), что подтверждается более высокими значениями (Мо) и (Ме) по отношению к (X).

Расчётные значения коэффициента вариации (V) от 17 до 31% данной категории показателей свидетельствуют о единодушии в принятии респондентами решений.

К категории «довольно важных» респонденты отнесли показатели №№ 24-26. Расчётные значения среднего арифметического (X) составили от 6,12±0,132 (возможность перекусить после тренировок в буфете или кафе) до 6,72±0,101 (наличие системы просветительской работы со спортсменами). Следует отметить, что наличие у показателей № 24 отрицательного эксцесса (Ех) при положительной асимметрии (As) свидетельствует о том, что большинство респондентов данной категории поставили оценки существенно ниже средней арифметической (X).

ВЫВОДЫ

В результате проведённого исследования был сформирован перечень требований спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата к организации и проведению тренировочного процесса в русском жиме. Наиболее значимыми требованиями на эмоциональном уровне являются: «наличие качественного специализированного тренажёрного оборудования (инвентаря), адаптированного под специфику нозологии спортсменов-инвалидов», «возможности транспортировки спортсменов-инвалидов к местам тренировок», «индивидуальный подход к спортсменам-инвалидам в процессе тренировки», «наличие специальной программы (методики) подготовки спортсменов-инвалидов к соревнованиям с учётом индивидуальных особенностей их нозологии», «наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами», «наличие клубной и специальной спортивной экипировки (комбинезоны, ремни)», «наличие специально оборудованных спортивных комплексов (пандусами, поручнями, лифтами и т.п.)», «наличие специально оборудованных туалетов», «внимание и помощь местных властей в развитии русского жима», «возможность получения спортивной квалификации (разряда, судейской категории)», «бесплатные тренировки», «возможность участия во всероссийских соревнованиях и обмена опытом с лучшими спортсменами и тренерами из других городов» В структуре выявленных требований выделяются следующие группы: требования к наличию необходимой инфраструктуры и материальнотехническому обеспечению и инвентарю тренировочно-соревновательного процесса, наличие квалифицированного тренерского персонала с применением в тренировках специальных программ (методик) и обязательным использованием индивидуального подхода к спортсменам с учётом их нозологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М. : Советский спорт, 2010. - 316 с.

2. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). - С. 2-11.

3. Жим лёжа [Электронный ресурс] // Режим доступа : http:// wikipedia.org /. - Дата обращения: 14.10.2013.

4. Махов, А.С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование : монография / А. С. Махов. - Москва : Изд-во Рос ун-та дружбы народов, 2011. -196 с.

5. Махов, А.С. Анализ удовлетворённости спортсменов-инвалидов соревнованиями в адаптивном спорте (на примере Параспартакиады Центрального федерального округа) / А. С. Махов // Омский научный вестник. - 2011. - № 3 (98). - С. 151-153.

6. Махов, А. С. Оптимизация управления развитием спортивных клубов для инвалидов-ампутантов / А. С. Махов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). -С. 117-121.

7. Махов, А.С. Оценка качества управления спортивными организациями для слепых и слабовидящих / А. С. Махов // В мире научных открытий. - 2011. - № 11.4 (23). - С. 1186-1208.

8. Махов, А. С. Совершенствование качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) / А. С. Махов // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - С. 170-176.

9. Махов, А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России : монография / А.С. Махов ; Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет». - Шуя : [б.и.], 2013. - 185 с.

10. Осокина, Е.А. Система занятий фитнесом с глухими женщин молодого возраста (25-35 лет) / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012.

- № 1 (83) - С. 138-143.

11. Федерация русского жима [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// rusgym.ru/. -Дата обращения: 15.10.2013.

REFERENCES

1. Briskin, Yu.A., Evseev, S. P. and Peredery, A.V. (2010), Adaptive sports, Soviet sports, Moscow.

2. Evseev, of S.P. (2012), “Adaptive sports for persons with intellectual violations: state and development”, Adaptive physical culture, No. 2 (50), pp. 2-11.

3. Press lying [An electronic resource]. - Access mode: http:// wikipedia.org / (Accessed 14.10.2013)

4. Makhov, A.S. (2011), Adaptive sports in Russia and abroad: formation, organization, regulation: monograph, publishing house “RUDN”, Moscow.

5. Makhov, A.S. (2011), “Analysis of satisfaction of disabled athletes competitions in adaptive sports (on the example of Paraspartakiada of Central federal district) ”, Omsk scientific messenger, No. 3 (98), pp. 151-153.

6. Makhov, A.S. (2011), “Optimization of management by development of sports clubs for disabled people-amputated”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 117-121.

7. Makhov, A.S. (2011), “Assessment of quality of management of the sports organizations for

blind and visually impaired”, No. 11.4 (23), pp. 1186-1208.

8. Makhov, A.S. (2012), “Improvement of quality of work of trainers-teachers of sports clubs for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

people with intelligence violations (intellectual backwardness)”, Teacher XXI century, No. 1, pp. 170-176.

9. Makhov, A.S. (2013), Theory and practice of management by development of adaptive sports

in Russia: monograph, publishing house of Shuysky branch of "Ivanovo State University, Shuya.

10. Osokina, E.A. and Stepanova, O.N. (2012), “System of occupations by fitness with deafs of women of young age (25-35 years)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 138-143.

11. Federation of the Russian press [Electronic resource]. - Access mode: http:// rusgym.ru/ (Accessed 14.10.2013)

Контактная информация: alexm-77@list.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2014.

УДК: 378.013+332.45+330.092+332

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К РАБОТЕ

НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ

Ростислав Валерьевич Костенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (ЮНПУ имени К.Д. Ушинского), Украина, г. Одесса

Аннотация

В статье рассматривается система методов подготовки будущих экономистов к профессиональной деятельности на валютном рынке. Осуществление профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке предусматривает использование различных методов для решения данной педагогической проблемы. В процессе анализа педагогической литературы было выявлено, что наиболее известными и распространенными методами обучения, применяемыми в процессе данной подготовки могут быть: словесные, где источником знания является устное или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.