Научная статья на тему 'Анализ трансакции рационирования в региональном аспекте'

Анализ трансакции рационирования в региональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / ТРАНСАКЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ / ДОХОД БЮДЖЕТА / ПРОГРЕССИВНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашина Наталия Владимировна

Рассмотрены аспекты институциональной теории в вопросе повышения эффективности государственных институтов, проанализирована политика в области сбора подоходного налога и уровня жизни населения, предложено введение порога необлагаемого налога на доходы физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Transaction Rationing in Regional Aspect

The paper dwells upon some aspects of the institutional theory in enhancing the efficiency of state institutions, and analyzes the income tax and social standard of living policy. The author proposes the introduction of the non-taxable threshold on personal income.

Текст научной работы на тему «Анализ трансакции рационирования в региональном аспекте»

УДК 338.22.021.4

Анализ трансакции рационирования в региональном аспекте

Кашина Н.В.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

Рассмотрены аспекты институциональной теории в вопросе повышения эффективности государственных институтов, проанализирована политика в области сбора подоходного налога и уровня жизни населения, предложено введение порога необлагаемого налога на доходы физических лиц.

Ключевые слова: институциональная теория, трансакция, население, прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, доход бюджета, прогрессивный подоходный налог.

В современном мире индивид выбирает из множества альтернатив, для принятия решения нужны время и информация, это - ограничители выбора. К ограничителям также относят калькулятивные способности людей и возможности по переработке информации. Часто при выборе помогают привычки и рутины, которые фиксируют повторяющиеся действия и не требуют затрат времени. Они имеют и отрицательный эффект, так, если студент списывает и на него доносят, то он в следующий раз списывать не будет, т.е. действовать будет по установленным правилам, но не в собственных интересах. Стремясь минимизировать потери, субъект заинтересован в установлении неких стереотипов поведения, которые позволяют снизить информационную неопределенность и ненадежность других субъектов. Эти стереотипы, воплощенные в общепринятых моделях поведения в результате ограничений и стимулов действий каждого, а также механизмов их принуждения, называют институтами.

Институты выступают формой упорядочения способов производства и соответствующих ему форм общественных отношений, средством ограждения от случайностей, закрепления единообразия.

Объектом исследования институциональная экономика признает трансакцию (сделку). Трансакция - понятие, пришедшее из банковской деятельности, означающее банковскую операцию по переводу денег со счета на счет. Институциональная теория под трансакцией понимает передачу прав на пользование, распоряжение, владение

от одного субъекта к другому. Поэтому в каждой фирме возникают три вида издержек - трансформационные (связанные с производством продукции); организационные (связанные с обеспечением контроля и распределения ресурсов внутри организации); трансакционные (связанные с подготовкой и оформлением различных сделок). Категорию трансакции ввел Дж. Коммонс.

В экономической теории все явления рассматриваются с учетом ограниченности ресурсов и рационального поведения субъекта. Институционалисты учитывают права собственности и передачу этих прав, но права и передача прав различны в различных общественно-экономических системах, а трансакция и трансакционные издержки выступают в качестве социальной формы взаимодействия людей. Эти взаимодействия содержат в себе три момента: конфликт - проявление противоречий, которые необходимо разрешить (например, интересы при использовании ресурса); взаимозависимость -уровень взаимопонимания - при достижении соглашения приобретаются дополнительные возможности роста благосостояния; порядок - противоречия могут разрешиться при соблюдении определенных правил, причем правила могут носить взаимовыгодный или принудительный характер.

По мнению Дж. Коммонса, трансакция представляет собой базу экономической деятельности, без нее невозможно производство, потребление, инвестирование [1, р. 656]. Трансакция - основа экономического анализа. Различают три типа трансакций,

неотделимых друг от друга, но различных по функциям участников:

1. Трансакция сделки (обычно возникает в процессе торговли, поэтому ее называют торговой трансакцией). Происходит взаимовыгодный обмен по согласию участников сделки, каждый получает ценность равную той, что отдал за нее, т.е. меняются равные стоимости - объект - права и обмениваемые блага. Результат - перемещение богатства. Например, рынок труда, товарный рынок; все участники сделки решения принимают самостоятельно и участвуют в сделке добровольно. Государство - невидимый участник торговых трансакций, осуществляет спецификацию прав собственности через хозяйственное законодательство. На политическом рынке также действует этот вид трансакций. Так, депутат отдает свой голос в поддержку неинтересу-ющего его проекта в обмен на дополнительные голоса при интересном для него проекте.

2. Трансакция управления. Этот тип трансакции построен на отношении «управление-подчинение», когда принимает окончательное решение только один из контрагентов, у него есть на это преимущественное право. Этот тип трансакции имеет место в бюрократических системах, внутрифирменных отношениях. Здесь правовые отношения ассиме-тричны, объект - поведение одной из сторон сделки, результат - осуществление производства, работы, услуги. Например, начальник готовит приказ о приобретении блага, подчиненный должен приказ исполнить, т.е. начальник выражает свою волю в виде команды, ограничивая подчиненному допустимые действия. У подчиненного нет альтернатив. В реальности в отношениях даже раба и рабовладельца трансакция управления будет дополнена трансакцией торговой.

3. Трансакция рационирования. Это - переговоры по достижению соглашения между несколькими участниками, которые имеют права распределять богатство, прибыли и убытки. При этом отношения между участниками ассиметричны, причем принятие решения передается коллективному органу управления, он занимается спецификацией прав. Пример трансакции рационирования - выбор инвестиционного проекта советом директоров, решения о расходовании средств организации, выдача дивидендов, составление федерального бюджета, налоговая политика государства, политика в области содействия занятости. В этой трансакции одна сторона может обратиться к другой в виде переговоров, но в отличие от торговой трансакции, у одной стороны есть исключительное право принятия окончательного решения, при этом рационирующая сторона может не обладать возможностью определять все действия рационируемого. Эта трансакция распределяет прибыли и убытки от создания материальных ценностей по предписанию верхних уровней власти.

Задача эффективного государства - создать институты с максимально полезной для общества отдачей, в том числе от трансакции рационирования. Особенно актуальным является вопрос функционирования институтов верхних уровней власти в непростых экономических условиях развития России на современном этапе. Проанализируем доступную информацию, характеризующую налоговую политику во взаимосвязи с политикой занятости на примере статистических данных в Республике Татарстан 2015-2016 гг.

Численность населения по Республике Татарстан составляет за 2015 г. - 3861883 чел., за январь-июль 2016 г. - 3868730 чел. [2]. Из них за январь-июль 2016 г. трудоспособного населения (женщин 1654 лет, мужчин 16-59 лет) - 2226628 чел. [3]. Доля экономически активной части населения составляет 57,5 %. Из доли экономически активной части населения 3,9 % активно заняты поиском нового места работы и классифицируются как безработные (состоят на учете в службе занятости), их количество составляет 86838 чел. [4]. Средний размер назначенной месячной пенсии в 2015 г. - 11601,10 руб., на 1 июля 2016 г. - 11924,6 руб. [5]. Среднемесячная начисленная заработная плата за январь-июль 2016 г. составляет 29792,5 руб. Отрасли, где наблюдаются наиболее высокие доходы населения в виде заработной платы, - воздушный транспорт, спорт, финансы [6]. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения. Величина прожиточного минимума во 2 квартале 2016 г. составляет 8141 руб. (взрослый - 8686 руб., пенсионер - 6656 руб., ребенок - 8097 руб.). Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимость сбалансированного набора продуктов питания, товаров длительного пользования, налогов, услуг, необходимых для поддержания активного физического состояния человека и воспроизводства рабочей силы. Стоимость минимального потребительского бюджета во 2 квартале 2016 г. в Республике Татарстан составляет 13592 руб. Минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 г. составляет 7500 руб. [7]. Размер номинальных денежных доходов населения в Республике Татарстан за январь-июль 2016 г. составляет 702628,4 млн. руб. [8]. Из 100 % денежных доходов на июнь 2016 г. население тратит 73,8 % на покупку товаров и услуг, 8,3 % -на обязательные платежи и взносы, 6,2 % - на накопление, 0,8 % - на покупку недвижимости, 2,7 % - на покупку валюты. На 100 домохозяйств приходится 100 стиральных машин, 187 телевизоров, 11

кондиционеров, 77 компьютеров. На 1000 человек приходится 265,5 автомобилей. Выборочно были обследованы 940 домашних хозяйств в РТ [9]. По данным статистики за 2015 г., из 100 % населения 6 % населения имеет доходы до 7000 руб. и 7,7 % населения имеет доходы от 7000,1 до 10000 руб. [10]. Доходы бюджета Республики Татарстан за 2015 г. от уплаты налога на доходы физических лиц (подоходного налога), источниками которых являются налоговые агенты (за исключением налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой, а также от иностранных граждан) составляет 38859224,3 тыс. руб. [11].

Исходя из вышеперечисленных данных, для повышения эффективности трансакции рационирования на региональном аспекте с точки зрения взаимосвязи проведения налоговой политики, политики занятости по отношению к повышению уровня жизни населения предлагается ввести прогрессивный подоходный налог, в частности, в нашем исследовании определяем необлагаемую подоходным налогом базу для граждан, чей доход составляет 10000 руб. и ниже. Это составляет 13,7 % от экономического активного населения. Предлагаемое позволит каждому налогоплательщику с доходом до 10000 руб. в среднем располагать дополнительной суммой 1300 руб. и даст при уменьшении дохода бюджета Республики Татарстан на 5323713,72 тыс. руб. увеличение номинальных доходов населения на эту же сумму. Это повлечет увеличение потребления, так как для данных слоев населения вопрос отказа от потребления товаров и услуг актуален из-за нехватки денежных доходов. У работодателя появятся дополнительные стимулы к официальному оформлению работников с низшими доходами, что сократит «серый» рынок труда и снизит нагрузку на центры занятости, которые на сегодняшний день вынуждены ставить на учет и платить пособия лицам, имеющим неофициальные источники дохода.

Литература:

1. Commons John R. Institutional Economics // American Economic Review. - 1931. - № 21. -P. 656.

2. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/ad6119804bfad8e58419 8ec621b350d8

3. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/177c630040ff18c78957 ef367ccd0f13

4. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/66b58b8043e5c497b493 ffd92111eac8/i070041r.pdf

5. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/ea5b780044232350b19b f520d5236cbc/i070038r.pdf

6. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/f3ac550043e88849900b dbd92111eac8/i070036r.pdf

7. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/3b08fd8044231bfab112f 520d5236cbc/i070039r.pdf

8. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/57e0000043e605d2b96d fbd92111eac8/i070035r.pdf

9. Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/6be9f08043e885948fb1 cfd92111eac8/i070040r.pdf

Ю.Госкомстат РТ. Режим доступа - свободный.

- URL: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/tatstat/resources/31aea98044231e23b124 f520d5236cbc/i040041r.pdf

11. Министерство финансов РТ. Режим доступа -свободный. - URL: http://minfin.tatarstan.ru/rus/ byudzhet-2015.htm.

Analysis of Transaction Rationing in Regional Aspect

N.V. Kashina

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper dwells upon some aspects of the institutional theory in enhancing the efficiency of state institutions, and analyzes the income tax and social standard of living policy. The author proposes the introduction of the non-taxable threshold on personal income.

Key words: institutional theory, transaction, population, minimum subsistence level, minimum consumer budget, budget revenue, a progressive income tax.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.