Научная статья на тему 'Анализ сущности и признаков гражданского общества: теоретический аспект'

Анализ сущности и признаков гражданского общества: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1980
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIAL STATE / CIVIL SOCIETY / PERSONALITY / SOCIAL ACTIVITY / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Макарова Евгения Павловна

В статье представлен анализ структуры гражданского общества, основанный на рассмотрении различных подходов к определению ее сущности и основных характеристик. Обосновывается актуальность рассмотрения проблемы теоретической трактовки «гражданского общества» из-за изменения парадигмы «социального государства». Рассматриваются как зарубежные, так и отечественные подходы к трактовке сущности гражданского общества. Приводятся дефиниции гражданского общества в рамках ценностного, субъектного, процессного, структурного, пространственного, сетевого, функционального, цивилизационного, нормативного подходов. Заостряется внимание на социологической, экономической, правовой и философской интерпретации «гражданского общества». Несмотря на многообразие подходов, автор считает, что единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов, определение гражданского общества вряд ли возможно, однако междисциплинарный подход к его трактовке позволит отразить многогранность этого явления. Что касается характеристик гражданского общества, то автор приходит к выводу, что основными чертами, присущими гражданскому обществу, являются: основа гражданского общества активная личность, которая при условии неукоснительного соблюдения всеми участниками общественных отношений норм права реализует собственные и общественные интересы посредством общественных институтов и структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the nature and characteristics of the civil society: theoretical aspect

The article presents an analysis of the civil society, based on the consideration of different approaches to the definition of its essence and basic characteristics. The urgency of considering the problem of theoretical interpretation of “civil society” due to the change in the “social state” paradigm is substantiated. Both foreign and domestic approaches to the interpretation of the essence of civil society are considered. The definitions of civil society within the framework of value, subject, process, structural, spatial, network, functional, civilizational, normative approaches are given. Attention is focused on the sociological, economic, legal and philosophical interpretation of “civil society”. Despite the diversity of approaches, the author believes that a single, satisfying the whole range of research interests, the definition of civil society is hardly possible, however, an interdisciplinary approach to its interpretation will reflect the diversity of this phenomenon. As for the characteristics of civil society, the author comes to the conclusion that the main features inherent in civil society are: the foundation of civil society is an active person who, subject to strict compliance by all participants of public relations with the law, realizes their own and public interests through public institutions and structures.

Текст научной работы на тему «Анализ сущности и признаков гражданского общества: теоретический аспект»

Б01 10.22394/1818-4049-2019-87-2-93-99 УДК 316.334.3

Б. П. Макарова

Анализ сущности и признаков гражданского общества:

теоретический аспект

В статье представлен анализ структуры гражданского общества, основанный на рассмотрении различных подходов к определению ее сущности и основных характеристик. Обосновывается актуальность рассмотрения проблемы теоретической трактовки «гражданского общества» из-за изменения парадигмы«социального государства». Рассматриваются как зарубежные, так и отечественные подходы к трактовке сущности гражданского общества. Приводятся дефиниции гражданского общества в рамках ценностного, субъектного, процессного, структурного, пространственного, сетевого, функционального, цивилизационного, норлштивного подходов. Заостряется внимание на социологической, эконолшческой, правовой и философской интерпретации «гражданского общества». Несмотря на многообразие подходов, автор считает, что единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов, определение гражданского общества вряд ли возможно, однако междисциплипарный подход к его трактовке позволит отразить многогранность этого явления. Что касается характеристик гражданского общества, то автор приходит к выводу, что основными чертами, присущими гражданекому обществу, являются: основа гражданского общества - активная личность, которая при условии неукоснительного соблюдения всеми участниками общественных отношений норм права реализует собственные и общественные интересы посредством общественных институтов и структур.

Ключевые слова: социальное государство, гражданское общество, личность, социальная активность, общественные организации.

Взаимодействие государства и общества (в научной литературе оно подчас носит название социального государства) в отношении бремени социальных расходов, которые необходимы для поддержания социального благополучия граждан, претерпело несколько этапов развития: от первоначального невмешательства государства в рамках экономики «laissez-faire» через <<welfare state» («государство благосостояния») к государству всеобщего благоденствия, а затем к критике и кризису такой модели до идеи неопатерналистского социального государства [Хома, 2013. С. 138 ; Родионова, 2012. С. 96].

Как отмечают многие российские исследователи, государство и общество отходят от патерналисткой модели взаимоотношений, т. е. от взятия государством на себя всей полноты ответственности за социальное благополучие граждан, и переходят к партнерской модели, когда

бремя осуществления социальных расходов во многом перекладывается на само общество и его представителей [Гимазо-ва, 2014. С. 187 ; Носаненко, 2014. С. 87]. Так, среди многих отечественных ученых распространено мнение о смене российской парадигмы в отношении бюджетных расходов на социальные нужды и о подходах к оценке их эффективности с «государства-мецената» к «государству-инвестору» [Рубинштейн, 2009. С. 29].

Наблюдаемый сдвиг парадигмы взаимоотношений общества и государства обуславливает изменение во всех сферах: социальной, экономической и политической. Таким образом, находясь в условиях незавершенного парадигмального сдвига, мы можем отслеживать векторы изменений социальных, экономических и политических процессов, а также в некоторой степени влиять на них.

Вышеизложенное позволяет сделать

Евгения Павловна Макарова — старший преподаватель кафедры экономики и финансового права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: mrs.emak(ayandex.ru

вывод о необходимости изучения вопросов об изменении ролевых позиций, сфер влияния, принципов, а также социального, правового и экономического фундамента взаимоотношений общества и государства. Одним из таких основополагающих вопросов для множества отечественных и зарубежных исследований в области социального государства является гражданское общество и его дефиниция.

Признак «социальное» в характеристике государства применительно к Российской Федерации, в первую очередь, берет свою трактовку из п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в котором характеристикой государства такого вида является именно особая направленность деятельности органов государственной власти и государственного управления, которая заключается в создании «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1.

Создание условий в более широком понимании, не ограничивающееся только удовлетворением базовых потребностей, должно заключаться в формировании базы и предоставлении ресурсов для осуществления общественной деятельности человека, его участия в жизни общества и государства (что позволит ему реализовать целый комплекс потребностей: социальных, престижных (личных), духовных (самовыражение)). Такое участие предполагает деятельный аспект: чем более человек «включен» в общественную деятельность, тем больше он имеет возможность оказывать влияние на общественную жизнь. Активная позиция человека, его деятельность формируют его гражданскую позицию и подводят нас к еще одному определению - «гражданское общество».

Феномен «гражданского общества» находится в поле зрения исследователей различных направлений ученой мысли. О гражданском обществе и его основных признаках, характеристиках и иных аспектах высказывались и высказываются ученые различных областей: политологи, юристы (особенно активны

на этом поприще цивилисты), экономисты, философы, историки и социологи. И хотя многие специалисты в различных областях знания обращали пристальное внимание на данный феномен, все же стоит признать, что окончательно точка не поставлена в дискуссии о сущности, основных характеристиках и признаках гражданского общества, о том насколько сильно либо слабо его влияние (и есть ли оно вообще) на общественное устройство и процессы, происходящие в обществе; о его основных инструментах воздействия на них.

Рассмотрим лишь некоторые подходы к раскрытию сущности «гражданского общества».

Зарубежные исследователи в основном рассматривают гражданское общество как «... тип социальной интеграции независимых и свободных граждан, занимающих активную гражданскую позицию и разделяющих базовые ценности» [Каминский, 2014. С. 4].

Отечественные трактовки гражданского общества разнообразны, в связи с чем выделяется множество подходов к его трактовке, а именно: ценностный, субъектный, процессный, структурный, пространственный, сетевой, функциональный, цивилизационный, нормативный [Когай, 2015. С. 168].

Подходы предполагают различный угол зрения на проблему определения гражданского общества и предлагаемый путь ее решения: либо через выявление конкретных субъектов гражданского общества и описание их возможных путей взаимодействия, либо основываясь на выделении элементов гражданского общества и описании их взаимосвязей, либо через призму реализуемых посредством концепции гражданского общества ценностных установок.

Интересно определение, данное гражданскому обществу 3. Т. Голенковой, которая рассматривает его с двух позиций: теоретической и нормативной. По ее мнению, с одной стороны, гражданское общество является агрегированным понятием, обозначающим «специфическую

1 П. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации. URL: http://www. consultant, ru/ cons/ cgi/ о iiline. с gi?req=doc&base=LAW&n=2875&fld=134&dst=10001 7,0ôsrnd=0.5106711309110263#02711171178770 7704

совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей...» [Голенкова, 1997. С. 25]. С другой стороны, гражданское общество рассматривается ею как некая нормативная концепция, мотивирующая и побуждающая граждан и иных социальных субъектов мобилизоваться и осуществлять различные типы и формы гражданской активности. То есть это понятие трактуется 3. Т. Голенковой не как закрепленное в пусть и разрозненных нормативных документах, установленное государством положение дел в обществе, рамочная концепция, задающая правила поведения (здесь важно — изначально навязанная государством обществу), но как идея, побуждающая общество к максимальной самоактуализации посредством требования от государства через определенные общественные институты и инструменты, коими эти институты обладают, воплощения гражданского общества в реальности.

Трактовка гражданского общества как идеализированного общественного и государственного состояния, подчас имеющая много общего с утопическими концепциями общественного устройства, не нова и находит отражение в работах современных авторов: «...идея гражданского общества возникла как некая разновидность утопии - так называемая утопия «самоограничения», включающая в себя целый спектр дополнительных форм демократии и сложную систему гражданских, социальных и политических прав» [Гайнутдинова, 2009. С. 216].

Часто цитируемое экономическое определение гражданского общества описывает его как нечто являющееся «совокупностью формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которая соединяет отдельного индивида или семью (домохозяйство) с государством (властью) и бизнесом (частным сектором экономики)»2.

Еще одно определение гражданского общества как совокупности структур принадлежит А. П. Трескову, представляющему его в качестве совокупности «социальных, религиозных, развитых,

экономических и иных структур, межличностных взаимоотношений, формирующихся и модернизирующихся в социуме вне границ и без вторжения государства в его деятельность», причем такая система отношений формирует«... условия для самореализации каждого гражданина, каждой группы для удовлетворения их каждодневных потребностей» [Тресков, 2012. С. 89].

Куянова А. В. и Юрицин А. Е. высказывают идею об основной задаче гражданского общества, которая им видится как «... наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей человека, развитие социальной активности субъектов» [Куянова, Юрицин, 2014. С. 5].

Субъектного подхода придерживается Я. П. Харченко, устанавливая, что такое общества всегда есть совокупность именно сознательных граждан, рационально реализующих индивидуальные интересы [Харченко, 2011. С. 41]

С позиции философии гражданское общество рассматривается как «... совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его стремление к доминированию и »томи зации остального общества»3.

Цивилизационный подход можно представить характеристикой гражданского общества как особой формы общественного существования, возникающей на определенном этапе общественного (исторического) развития.

Также довольно популярен подход, изложенный К. А. Грандоняном, представляющий гражданское общество как «справедливое демократическое экономически развитое общество, цель которого - оптимальное удовлетворение позитивных интересов и потребностей человека — достигается путём реализации потенциала свободной активной инициативной личности с помощью различных инструментов» [Грандонян, 2010. С. 15].

2 Цитирование по: Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества / / Вопросы эконолшки. 2005. Ne 5. С. 28-48. URL: http://gpir.narod.ru/ve/661902.htm

3 Геллнер Э. Условия свободы. М., 1955. URL: https://texts.news/peTvoistochruki-filosofii-knigi/ rojdenie-lozunga. html

Определение объединяет в себе черты цивилизационного, ценностного и субъектного подходов.

Отметим, что все исследователи гражданского общества, так или иначе, рассуждают о присущих ему признаках и характеристиках. Так, Ю. В. Березут-ский дает характеристику гражданского общества через следующие признаки:

1 - сами люди, их активность, реализуемая посредством гражданских инициатив;

2 — совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, имеющая свою специфику и реализуемая посредством различных институтов и структур гражданского общества;

3 - реальная возможность «... влиять на принятие управленческих решений, касающихся жизни граждан» [Березут-ский, 2017. С. 110-111].

Н. П. Сидорова особо акцентирует, что одним из основных показателей формирования и развития гражданского общества выступают общественные организации [Сидорова, 2018. С. 79].

Активность граждан в деятельности развитой системы общественных некоммерческих организаций, как и само ее наличие, также выделяется другими авторами (например, [Земляк, Лапшова, Шеломенцева, 2016. С. 109].

Т. Б. Якимова избирает характеристику гражданского общество через такие его функции, как: представительские (в отношении интересов граждан), агентские (в отношении реализации социальной политики) и функции конкурента (государству в отношении оказания социальных услуг) и внешнего побудителя (в отношении социальных процессов) [Якимова, 2013. С. 116].

Сотрудник ФГБУН «Институт социально- экономического развития территорий Российской академии наук» В. С. Каминский выделяет следующие черты гражданского общества:

1 - особый тип социальной интеграции свободных личностей, базирующийся на гражданских отношениях (условия: общая цель, готовность людей к консолидации, добровольность, самоорганизация, равенство прав участников);

2 - общественные организации как общепризнанный канал деятельности людей;

3 - партнерские отношения с государством на основе «... принятых и устоявшихся конституционных и правовых норм, легитимизированных общественным сознанием» [Каминский, 2014. С. 5].

Е. А. Ко гай к признакам гражданского общества относит разнообразные социальные практики, посредством которых реализуются, как общественными организациями, так и отдельными людьми, с оциально- ориентированные проекты [Когай, 2015. С. 168].

К основным чертам гражданского общества также можно отнести [Тресков, 2012. С. 89]:

1) независимость от государственных структур (также такая независимость включает в себя самостоятельность относительно кв аз инеп рав ительств енных организаций, что не противоречит взглядам большинства исследователей на природу, признаки и институты гражданского общества);

2) институт частной собственности;

3) высокий уровень правового и культурного развития человека (патриотизм, инициативность, самоуправляемость);

4) законодательная база в тесном взаимодействии с реально функционирующим механизмом осуществления права граждан на информацию, что также подразумевает под собой свободу деятельности средств массовой информации, их ограниченность только буквой закона, а также отсутствие государственной цензуры;

5) общественный плюрализм;

6) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, в том числе равенство прав и свобод, возможность свободной реализации права на общественные объединения, создание законодательной базы, стабилизирующей отношения между государством и гражданским обществом.

Также интересным представляется то, что для функционирования гражданского общества во всей его полноте необходимо: отделение политики от экономики и от социальной сферы; невмешательство власть имущих в социальную жизнь; политический централизм и экономический и социальный плюрализм4.

Любопытно, что некоторые правоведы отмечают наряду с таким распространен-

ным признаком гражданского общества, как институциональный характер, зависимость общества от государственной воли, что является чрезвычайно дискуссионным моментом [Усватов, 2009. С. 82] Также к характеристикам гражданского общества отнесем: территориальную характеристику (идентификация людьми друг друга в сообществе по «территориальному» признаку); наличие специфической правовой связи между человеком и государством - гражданство; составную часть государства; разумный баланс и удовлетворение интересов различных социальных групп [Харченко, 2011. С. 41 ; Грандонян, 2010. С. 15].

Подводя итог, в отношении сущности и характеристик гражданского общества следует признать, что:

во-первых, гражданское общество является исследовательским феноменом, объединяющим в себе диаметрально противоположные подходы к его рассмотрению: от исключительно умозрительного концепта, недостижимого идеала, до вполне четкой характеристики общества, наблюдаемого в конкретный исторический период развития. Столь большой разброс возможностей для изучения формирует интерес у исследователей различных научных областей: философии, юриспруденции, политологии, экономики, социологии. Таким образом, единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов определение гражданского общества вряд ли возможно, однако, по мнению автора, междисциплинарный подход позволит отразить многогранность этого явления;

во-вторых, сколь бы много ни было характеристик гражданского общества, в большинстве своем они сводятся к следующему: основа — активная личность, которая на основе неукоснительного соблюдения всеми участниками общественных отношений норм права реализует собственные и общественные интересы посредством общественных институтов и структур).

Исключительная важность понима-

ния сущности и развития в нашей стране гражданского общества отражена на самом высоком управленческом уровне - в Посланиях Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию в 20135 и 20 1 56 гг.

Список литературы:

1. Березутский Ю. В. Социальная активность граждан как фундамент развития гражданского общества / / Власть и управление на Востоке России. 2017. № 2 (79). С. 109-117. 1Ю1 10.22394/18184049-2017-79-2-109-117

2. Гайнутдинова Л. А. Базовые характеристики гражданского общества / / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 103. С. 215-225.

3. Гимазова Ю. В. Социально-ориентированные некоммерческие организации как объект научного исследования // Вестник Университета. 2014. № 16. С. 184-189

4. Голенкова 3. Т. Гражданское общество в России / / Социологические исследования. 1997. № 3. С. 25-36.

5. Грандонян К. А. Современное гражданское общество: понятие и признаки / / Информационная безопасность регионов. 2010. № 1 (6). С. 15-18.

6. Земляк С. В., Лапшова О. А.. Шело-менцева М. В. Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями / / Экономика. Налоги. Право. 2016. № 5. С. 105-112.

7. Каминский В. С. Проблемы развития гражданского общества: опыт социологических измерений на региональном уровне / / Вопросы территориального развития. 2014. № 6 (16). С. 1-15.

8. Когай, Е. А. Социальные практики гражданского участия в развитии регионов Центрального Черноземья / / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 167-173.

9. КуяноваА. В., Юрицин А. Е. Гражданское общество в Российской Федерации: организационно-правовые пробле-

5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. URL: http://www. kremlin, ш/ events/president/ news/19825.

6 Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 03 декабря 2015 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864.

мы формирования и развития / / Вестник Омской юридической академии. 2014. № 3 (24). С. 4-7.

10. Носаненко Г. Ю. Взаимодействие НКО и власти в городе Набережные Челны (по материалам эмпирического исследования) / / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2014. Т. 14. № 3. С. 86-91.

11. Родионова О. В. Неопатерналистское государство как оптимальная модель современного социального государства / / Общественные науки и современность. 2012. №4. С. 95-102.

12. Рубинштейн А. Я. Двадцать пять тезисов об активности государства в социальной сфере / / Экономическая наука современной России. 2009. № 1 (44). С. 25-38.

13. Сидорова Н. П. Общественные организации как форма реализации гражданской активности населения региона / / Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1 (82). С. 79-84.БО!

10.22394/1818-4049-2018-82-1-79-84

14. Тресков А. П. Гражданское общество: истоки, понятие и признаки // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Общественные науки. 2012. Na 1. С. 86-90.

15. Усватов И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества / / Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 82-84

16. Харченко Я. П. О признаках гражданского общества / / Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 2 (45). С. 40-42

17. Хома Н. М. Модели социального государства: новые подходы к типологи-зации / / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. Na 1 (144). С. 137-143;

18. ЯкимоваТ. Б. Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России / / Вестник ТГПУ. 2013. № 12 (140). С. 116-119.

Библиографическое описание статьи

Макарова Е. П. Анализ сущности и признаков гражданского общества: теоретический аспект / / Власть и управление на Востоке России. 2019. № 2 (87). С. 93—99. DOI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-93-99_

Evgeniya P. Makarova - Associate Professor, the chair of economics and financial law, the Far-Eastern institute of management — branch of RANEPA (680000, 33, Mura-viev-Amurskiy Str., Khabarovsk, Russian Federation). E-mail: mrs.emak@yandex.ru.ш

Analysis of the nature and characteristics of the civil society:

theoretical aspect

The article presents an analysis of the civil society, based on the consideration of different. approaches to the definition of its essence and basic characteristics. The urgency of considering the problem of theoretical interpretation of "civil society" due to the change in the "social state" paradigm is substantiated. Both foreign and domestic approaches to the interpretation of the essence of civil society are considered. The definitions of civil society within the framework of value, subject, process, structural, spatial, network, functional, civilizational, normative approaches are given. Attention is focused on the sociological, economic, legal and philosophical interpretation of "civil society". Despite the diversity of approaches, the author believes that a single, satisfying the whole range of research interests, the definition of civil society is hardly possible, however, an interdisciplinary approach to its interpretation will reflect the diversity of this phenomenon. As for the characteristics of civil society, the author comes to the conclusion that the main features inherent in civil society are: the foundation of civil society is an active person who, subject to strict compliance by all participants of public relations with the law, realizes their own and public interests through public institutions and structures.

Keywords: social state, civil society, personality, social activity, public organisations.

References:

1. Berezutsky Yu. V. Social activity of citizens as a foundation for the development of civil society Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and administration in Eastern Russia], 2017, no. 2 (79), pp. 109-117. (In Russian).

2. Gainutdinova L. A. Basic characteristics of civil society Izvestiya Rossiyskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A.I. Gertsena [News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen], 2009, no. 103, pp. 215-225. (In Russian).

3. Gimazova Yu. V. Socially-oriented non-profit organizations as an object of scientific research Vestnik Universiteta [University Bulletin], 2014, no. 16, pp. 184-189. (In Russian).

4. Golenkova Z. T. Civil Society in Russia Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 1997, no. 3, pp. 25-36. (In Russian).

5. Grandonyan K. A. Modern civil society: the concept and signs Info rmatsio n nay a bezopasnost' regionov [Information security of regions], 2010, no. 1 (6), pp. 15-18. (In Russian).

6. Zemlyak S. V., Lapshova O. A., Shelo-mentseva M. V. Interaction of regional authorities with public non-profit organizations Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes Right], 2016, no. 5, pp. 105-112. (In Russian).

7. Kaminsky V. S. Problems of development of civil society: the experience of sociological measurements at the regional level Voprosy territoriaVnogo rœzvitiya [Questions of territorial development], 2014, no. 6 (16), pp. 1-15. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kogai E. A. Social practices of civil participation in the development of the regions of the Central Black Soil Region Vestnik Orn-skogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Bulletin of Omsk University. Economy series], 2015, no. 3, pp. 167-173. (In Russian).

9. Kuyanova A.V., Yuritsin A.E. Civil Society in the Russian Federation: Organizational and Legal Problems of Formation and Development Vestnik Ornskoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the Omsk Law Academy], 2014, no. 3 (24), pp. 4-7. (In Russian).

10. Nosanenko G. Yu. Interaction of NGOs and authorities in the city of Naberezhnye Chelny (based on empirical research) Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya «Sotsiologiya. Politologiya» [News of the Saratov University. New series. Series "Sociology. Political science"], 2014, vol.. 14, no. 3, pp. 86-91. (In Russian).

11. Rodionova O. V. Neopatarnalistic state as the optimal model of the modern social state Obshchestvennyye nauki i sovre-merinost' [Social sciences and modernity], 2012, no. 4, pp. 95-102. (In Russian).

12. Rubinstein A. Ya. Twenty-five theses on the activity of the state in the social sphere // ENSR. 2009. N° 1 (44). Pp. 25-38. (In Russian).

13. Sid or ova, NP, Public Organizations as a Form of Realizing Civic Activity of the Population of a Region, Power and Administration in Eastern Russia. 2018. No. 1 (82). Pp. 79-84. (In Russian).

14. Treskov A. P. Civil society: origins, concept and signs Izvestiya vysshikh ucheb-nykh zavedeniy. Severokavkazskiy region. Obshchestvennyye nauki [News of higher educational institutions. North Caucasus region. Social Sciences], 2012, no. 1, pp. 86-90. (In Russian).

15. Usvatov I. S. To the question of the structure of civil society: the definition of the concept of the institution of civil society Probely v rossiyskom zakonodatel'stve Gaps in the Russian legislation, 2009,no. 4, P. 82-84. (In Russian).

16. Kharchenko Ya. P. On the signs of civil society Psikhopedagogika v pravookhraniteVnykh organakh Psychoped-agogy in law enforcement, 2011, no. 2 (45), pp. 40-42. (In Russian).

17. Homa N. M. Models of a welfare state: new approaches to typologization Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya [Scientific statements of Belgorod State University. Series: History. Political science], 2013, no*. 1 (144), pp. 137-143. (In Russian).

18. Yakimova, TB, [Non-profit organizations as the main institution of civil society in Russia], Vestnik TSPU[TSPU Bulletin], 2013, no. 12(140), pp. 116-119.(In Russian).

Reference to the article-

M 'i ka n iv'i E. P. Analysis of the nature and characteristics of the civil society: theoretical aspect / / Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 2 (87). Pp. 93-99. DPI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-93-99_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.