Научная статья на тему 'Анализ степени развития компьютерной зависимости и ее влияния на зрение студентов'

Анализ степени развития компьютерной зависимости и ее влияния на зрение студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махат Н.М., Бактыбаева Л.К.

Целью данной работы было выяснить степень развития компьютерной зависимости у студентов 2 курса университета и степень нагрузки на зрительные анализаторы организма. Среди студентов факультета биологии и биотехнологии и физико-технического факультета распространенность наследственных глазных заболеваний наблюдалась в равной степени. Социальный опрос показал, что большинство студентов факультета биологии и биотехнологии ведут гиподинамический образ жизни, живут в общежитии и питаються в столовой, а студенты физико-технического факультета активные, в большем количестве проживают и питаются дома. Студенты обоих факультетов обладают компьютерной психологической зависимостью, которая оказывет огромную нагрузку на органы зрения. Суммарная нагрузка на глаза у студентов обоих факультетов при подготовке к занятиям была одинаковая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Махат Н.М., Бактыбаева Л.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ степени развития компьютерной зависимости и ее влияния на зрение студентов»

АНАЛИЗ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ЗРЕНИЕ СТУДЕНТОВ

© Махат Н.М.*, Бактыбаева Л.К.

Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы

Целью данной работы было выяснить степень развития компьютерной зависимости у студентов 2 курса университета и степень нагрузки на зрительные анализаторы организма. Среди студентов факультета биологии и биотехнологии и физико-технического факультета распространенность наследственных глазных заболеваний наблюдалась в равной степени. Социальный опрос показал, что большинство студентов факультета биологии и биотехнологии ведут гиподинамический образ жизни, живут в общежитии и питаються в столовой, а студенты физикотехнического факультета активные, в большем количестве проживают и питаются дома. Студенты обоих факультетов обладают компьютерной психологической зависимостью, которая оказывет огромную нагрузку на органы зрения. Суммарная нагрузка на глаза у студентов обоих факультетов при подготовке к занятиям была одинаковая.

Ключевые слова: психофизиологическая зависимость, компьютерные технологии, зрительный анализатор, социологический опрос, учебная нагрузка.

По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете. Зависимость - это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале - удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека. Значительную нагрузку испытывает зрительный анализатор организма. Целью данной работы было выяснить степень развития компьютерной зависимости у студентов 2 курса университета и степень нагрузки на зрительные анализаторы организма.

Исследования проводили на студентах 2 курса факультета биологии и биотехнологии и физико-технического факультета. В первую очередь проводили анкетирование студентов на наличие наследственных глазных заболеваний. Результаты опроса показали следующее: на первом месте по распространенности наследственных глазных заболеваний стояла миопия. По факультету биологии и биотехнологии она составила 46,9 % и была выше, чем на физико-

Магистрант кафедры Биофизики и биомедицины факультета Биологии и биотехнологии.

26

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

техническом факультете (рис. 1). На втором месте по распространенности стояло заболевание астигматизм. И на физико-техническом факультете данное заболевание было несколько больше распространено - 9,5 %, чем на факультете биологии и биотехнологии. Еще меньше была распространена гиперметропия (дальнозоркость) врожденная, в пределах 2,5-3,8 %. Глаукома в интервале 1,2-1,8 % была еще в меньшей степени распространена среди студентов факультета биологии и биотехнологии и физико -технического факультета (рис. 1). Не встречалось наследственное заболевание аметропия.

Рис. 1. Статистика по степени распространения наследственных глазных заболеваний среди студентов

Далее провели социальный опрос, так как по данным ВОЗ огромное значение для здоровья глаз имеют общее состояние организма, состояние сосудов организма (особенно головного мозга), образ жизни, физические нагрузки, оптимальный рацион питания с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. По социологическому опросу были получены сле-дуюшие результаты. Интересно, что по социальным аспектам образа жизни студенты факультета биологии и биотехнологии и физико-технического факультета отличались. Очень близко к 100 % показателю вели гиподинамический образ жизни студенты факультета биологии и биотехнологии - 88,2 %, лишь 11,8 % студентов, согласно опросу, вели активный образ жизни (табл. 1). Большее количество студентов физико-технического факультета вели активный образ жизни 37,9 % и 62,1 % студентов вели гиподинамический образ жизни. Студенты факультета биологии и биотехнологии в большем соотношении проживали в общежитии 70,1 % против 52,2 % студентов физикотехнического факультета. Также большая часть студентов факультета биологии и биотехнологии питались в общежитии - 60,2 % против студентов физико-технического факультета - 48,8 % (табл. 1). Студенты факультета биологии и биотехнологии проживали дома - 21,1 % и питались дома - 20,9 %. И студенты физико-технического факультета в большем количестве проживали дома 34,1 % и питались дома - 29,1 %. Оставшая часть студентов и факультета биологии и биотехнологии и физико-технического факультета проживают на кварире и питаются в столовой в интервале 18,9-22,1 %.

Психо физиология

27

Таблица 1

Социологическая характеристика студентов

Социологические параметры опроса Факультет биологии и биотехнологии Физико-технический факультет

1. гиподинамический образ жизни 88,2 % 62,1 %

2. активный образ жизни 11,8 % 37,9 %

3. проживают - в общежитии 70,1 % 52,2 %

- дома 21,1 % 34,1 %

- на квартире 8,8 % 13,7 %

питаются

4. - дома 20,9 % 29,1 %

- в столовой 18,9 % 22,1 %

- в общежитии 60,2 % 48,8 %

Далее определяли психологическую картину студента по компьютерной зависимости (табл. 2).

В проведения опроса выяснилось, что студенты факультета биологии и биотехнологии проводят за компьютером 1-2 часа в день - 72,1 %, а студенты физико-технического факультета - 92,4 %. Студенты обоих факультетов начали пользоваться компьютером ежедневно с 12-летнего возраста. На вопрос: «Есть ли у Вас постоянное желание играть в компьютерные игры?» - студенты обоих факультетов ответили утвердительно в интервале 18,2-21,1 %. И большая часть студентов обоих факультетов ответили утвердительно на вопрос: «Можете ли Вы с легкостью оторваться от компьютера?». Утвердительный ответ студентов обеих факультетов находился в интервале 63,4-75,8 %. Однако, отвечая утвердительно, что они смогут легко оторваться от компьютера и заняться другими насущными проблемами, почти половина студентов предпочитают виртуальное общение в сети, чем с реальным другом. Данное соотношение было следующим: по факультету биологии и биотехнологии 42,2-44,5 % против 57,8-55,5 % по физико -техническому факультету. Однако, студенты еще не потеряли интерес к лыжным прогулкам, к отдыху на природе. Большая часть ответила, что компьютер не способен заменить отдых на природе, лыжную прогулку и т.д. Отрицательный ответ студентов обоих факультетов составил 67,2-71,9 против положительного ответа в интервале 28,1-31,8 %. Настораживает тот факт, что студенты обоих факультетов ответили утвердительно при выяснении вопроса: «Проводили ли Вы хотя бы одну ночь за компьютером?». Все 100 % студентов ответили утвердительно. И при выяснении, что вас больше интересует книги или компьютер больше половины студенты обоих факультетов показали интерес к компьютеру 63,5-65,4 %. Можно сказать уверенно, что у всех студентов есть психологическая зависимость от компьютера, так как они 100 % ответили утвердительно на вопросы: «10. Конфликтовали ли Вы из-за запрета на доступ к компьютеру? и 11. Если сломался компьютер, начинаете ли Вы нервничать и злиться?». Но пока, что студенты не забывают кушать, выполнять какие-либо обязанности и т.д.

28

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Таблица 2

Параметры степени развития психологической компьютерной зависимости у студентов

Вопросы Фак. б/б Фих.-тех. фак.

Сколько часов в день вы сидите за компьютером? А)от 1 до 2 часов 72,1 % 3,1 %

Б) от 2 до 4 часов 18,1 % 92,4 %

В) от 4 и более 9,8 % 4,5 %

Со скольки лет вы начали пользоваться компьютером? А)с 4 лет 0 % 1,1 %

Б) с 7 лет 5,6 % 4,5 %

В) с 12 лет 94,4 % 94,4 %

Есть ли постоянное желание играть в компьютерные игры? А) да 21,1 % 18,2 %

Б) нет 78,9 % 81,8 %

С легкостью можете оторваться от компьютера? А) да 75,8 % 63,4 %

Б) нет 24,2 % 36,6 %

Какое общение вы предпочитаете: А) по электронной почте 42,2 % 44,5 %

Б) с реальным другом 57,8 % 55,5 %

Компьютер способен заменить лыжную прогулку, отдых на природе и т.д. А) да 28,1 % 31,8 %

Б) нет 71,9 % 67,2 %

Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера? А) да 23,1 % 25,6 %

Б) нет 76,9 % 74,4 %

Проводили ли вы хотя бы одну ночь за компьютером? а) да 100 % 100 %

В) нет 0 % 0 %

Придя домой сразу садитесь за компьютер? а) да 23,2 % 25,6 %

В) нет 76,8 % 74,4 %

Вы забывали что-нибудь сделать из-за компьютера? А) да 13,3 % 17,5 %

В) нет 86,7 % 82,5 %

Что вас больше интересует? А) компьютер 63,5 % 65,4 %

Б) книги 2,5 % 20,6 %

В) разгадывание логических игр 34,0 % 14,0 %

Конфликтовали ли вы из-за доступа к компьютеру? А) да 100 % 100 %

Б) нет 0 % 0 %

Если сломался компьютер, начинаете ли вы нервничать? А) да 100 % 100 %

Б) нет 0 % 0 %

Таким образом, студенты обоих факультетов обладают в легкой степени компьютерной психологической зависимостью, которая оказывает огромную нагрузку на органы зрения.

Психо физиология

29

Кроме добровольной нагрузки на глаза у студентов также необходимо было учитывать нагрузку от занятий. Также проводился субъективный опрос студентов с выяснением вопроса: «Какие виды занятий оказывает большую нагрузку на орган зрения?».

Следующим параметром по оценке влияния компьютерных технологий на зрительные анализаторы явилась оценка влияния учебной нагрузки у студентов с применением компьютера и компьютерных гаджетов.

Таблица 3

Учебная нагрузка у студентов с применением компьютера и компьютерных гаджетов

Виды занятий Фак. б/б Физ.-тех. фак

Практические занятия 35,3 % 11,9 %

Лабораторные занятия 7,1 % 51,2 %

Контрольные работы 0 % 36,9 %

СРС 57,6 % 0 %

По распределению занятий и длительности нагрузки на зрительные анализаторы среди студентов факультета биологии и биотехнологии и физи-ко -технического факультета оказалась равноценно. На факультете биологии и биотехнологии при подготовке к СРС в большей степени используются компьютерные технологии - 57,6 %, и при подготовке к практическим занятиям - 35,3 %, а на физико-техническом факультете в большей степени нагрузку испытывают при подготовке лабораторных работ - 51,2 % и контрольных работ - 36,9 %. Но суммарная нагрузка на глаза у студентов обоих факультетов одинаковая.

Таким образом, среди студентов факультета биологии и биотехнологии и физико-технического факультета распространенность наследственных глазных заболеваний была в одинаковой степени. Социальный опрос показал, что большинство студентов факультета биологии и биотехнологии ведут гиподинамический образ жизни, живут в общежитии и питаются в столовой. Студенты физико-технического факультета в большем количестве проживали и питались дома. При определении степени развития компьютерной зависимости у студентов выяснилось, что 92,4 % студентов физико-технического факультета проводят за компьютером от 2 до 4 часов в день. По остальным параметрам ответы на вопросы по определению степени развития психологической зависимости от компьютера были равноценны в количественном значении. В соответствии с результатами данного опроса можно утверждать, что студенты обоих факультетов обладают компьютерной психологической зависимостью, которая оказывает огромную нагрузку на органы зрения. Но суммарная нагрузка на глаза у студентов обоих факультетов при подготовке к занятиям была одинаковая.

30

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Список литературы:

1. Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Flogiston.ru. - 1999.

2. Чаплюк А. Правда об онлайн-зависимости // Игромания. - 2006. - № 3.

3. Бажин П. Шокирующая статистика Facebook // Игромания. - 2010. -№ 10.

4. Макаренков А. Интернет-зависимость. Болезнь или новая стадия развития цивилизации? // Игромания. - 2003. - № 7 (106).

5. Пережогин Л.О. Игровая зависимость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Saferunet.ru.

6. Чаплюк А. Врачи признают игровую зависимость // Игромания. -2007. - № 6.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЙ BDSM СУБКУЛЬТУРЫ

© Солдатова А.О.*

ОАО «Лизинговая компания Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства» (Группа Внешэкономбанк), г. Москва

Прикладную психофизиологию как науку, призванную объяснять различные проявления человеческой психики действующими в организме нейрофизиологическими механизмами, можно рассматривать в новых, ранее не исследованных направлениях. В рамках данной работы предпринята попытка применить инструментарий психофизиологии к одной из современных психосексуальных субкультур, известных под аббревиатурой BDSM.

Психосексуальная субкультура, известная под аббревиатурой BDSM, вызывает неоднозначную интерпретацию своей сущности, как в обществе, так и у специалистов. В широком смысле модель основана на эротическом обмене властью и иных формах сексуальных отношений, затрагивающих ролевые игры с элементами доминирования (господства) и подчинения, и включает в себя следующую тройку пар:

- BD (Bondage & Discipline - принуждение и дисциплина) - дисциплинарные и ролевые игры, игровое подчинение, единство унижения и наказания;

- DS (Domination & Submission - доминирование и подчинение (англ.) - господство и подчинение; отношения, в которых в результате предварительной договоренности присутствует неравноправие партнеров;

Руководитель pr-департамента, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.