Научная статья на тему 'Анализ способов повышения зарядного напряжения автомобильного генератора'

Анализ способов повышения зарядного напряжения автомобильного генератора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1154
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР / АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ / РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ / ЗАРЯДНЫЙ БАЛАНС / СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ / ALTERNATOR / BATTERY / VOLTAGE REGULATOR / CHARGE BALANCE / CHARGE LEVEL

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Исмаилов Владимир Атабаевич, Цубера Игорь Геннадьевич

В статье рассмотрена проблема недостаточности зарядного напряжения при совместной работе аккумуляторной батареи и автомобильного генератора. Проведен сравнительный анализ предлагаемых способов повышения зарядного напряжения генератора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS METHODS TO INCREASE THE CHARGING VOLTAGE OF THE ALTERNATOR

The article considers the problem of insufficient charging voltage during the joint operation of the battery and alternator. A comparative analysis of the proposed ways of increasing the charging voltage of the generator

Текст научной работы на тему «Анализ способов повышения зарядного напряжения автомобильного генератора»

УДК 629.016

05.20.00 Процессы и машины агроинженерных систем

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРЯДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА

Исмаилов Владимир Атабаевич к.т.н. доцент SPIN-код: 5811-6454 E-mail: vladimirismailov@yandex.ru

Цубера Игорь Геннадьевич студент

Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Зерноград, Россия

В статье рассмотрена проблема недостаточности зарядного напряжения при совместной работе аккумуляторной батареи и автомобильного генератора. Проведен сравнительный анализ предлагаемых способов повышения зарядного напряжения генератора

Ключевые слова: АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР, АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ, РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ, ЗАРЯДНЫЙ БАЛАНС, СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ

Doi: 10.21515/1990-4665-135-015

UDC 629.016 Technical Sciences

ANALYSIS METHODS TO INCREASE THE CHARGING VOLTAGE OF THE ALTERNATOR

Ismailov Vladimir Atabaevich Cand.Tech.Sci., associate professor SPIN-code: 5811-6454 E-mail: vladimirismailov@yandex.ru

Tsybera Igor Gennadievich student

Azov-black sea engineering Institute of Donskoy State agrarian University, Zernograd, Russia

The article considers the problem of insufficient charging voltage during the joint operation of the battery and alternator. A comparative analysis of the proposed ways of increasing the charging voltage of the generator

Keywords: ALTERNATOR, BATTERY, VOLTAGE REGULATOR, CHARGE BALANCE, CHARGE LEVEL

Как известно, совместная работа автомобильной генераторной установки и аккумуляторной батареи определяется по совмещенной внешней характеристике генератора и зарядно-разрядной характеристике батареи /Ютт/. При этом баланс токов в системе электроснабжения определяется режимом нагружения системы, степенью заряженности АКБ и частотой вращения ротора генератора (скоростным режимом работы двигателя).

При чередовании режимов разряда и заряда батареи, наблюдаемом в ходе штатной ее работы на автомобиле, непременным условием является соблюдение положительного зарядного баланса [4], которое выполнимо только при достаточности мощности и выходного напряжения установленного генератора. Современные стартерные аккумуляторные батареи, изготавливаемые по на основе свинцово-кальциевого сплава, крайне чувствительны к минимальной величине зарядного напряжения, от которой

зависит степень их заряженности и, как результат, срок службы. При этом они в меньшей степени, нежели традиционные малосурьмянистые батареи, склонны к газовыделению в конце заряда, а потому могут заряжаться напряжением до 15 В.

Рекомендуемое напряжение заряда, устанавливаемое в генераторах составляет 13,8-14,4 В, однако, в ряде случаев, такого уровня напряжения может быть недостаточно для поддержания полной заряженности АКБ.

Так в зимний период при движении с включенным ближним светом фар, обогревом стекол и зеркал средняя степень заряженности аккумулятора может не превышать 70-75% даже при рекомендуемом уровне напряжения. Этому виной возрастающее при пониженных температурах внутреннее сопротивление аккумулятора, а также достаточно быстрое снижение зарядного тока при постоянном напряжении.

При напряжении заряда ниже 13,8 В имеет место явление прогрессирующего недозаряда АКБ. К примеру, если эксплуатировать аккумулятор при средней нагрузке (интенсивности), величине зарядного напряжения 13,6 В и положительной температуре, то степень заряженности АКБ составит приблизительно 65%, в случае с использованием батареи при отрицательных температурах окружающего воздуха данный показатель составит менее 50%.

Продолжительная работа АКБ, характеризующаяся степенью заря-женности на уровне 50-60%, влечет за собой быстрое снижение ее рабочих характеристик. Всему виной повышение скорости оплывания активной массы электродов батареи [2, 4]. Еще более усложняется данная ситуация в зимний период, так как в сильно разряженном аккумуляторе при низкой температуре повышается вероятность замерзания электролита, а это в свою очередь грозит разрушением корпуса батареи и окончательным выходом ее из строя.

Таким образом, для сохранения работоспособности аккумуляторной батареи необходимо обеспечить как можно больший (в рекомендуемом диапазоне) уровень напряжения на ее полюсных выводах. Однако в ряде отечественных генераторных установках, таких как 372.3701(РН 54.3702), 9402.3701(РН 55.3702), 5102.3771(РН 881.3702), проблема пониженного напряжения возникает в рядовых условиях эксплуатации автомобиля даже при положительных температурах. Дело в том, что диодные мосты всех вышеперечисленных генераторов, кроме основного выпрямителя (шесть силовых диодов) имеют дополнительные три диода, через которые осуществляется питание обмотки возбуждения (Рисунок 1).

7 В ?

Рисунок 1- Стандартная схема генератора 1-регулятор напряжения; 2-основная обмотка; 3-обмотка возбуждения; 4-силовой трехфазный выпрямитель; 5-дополнительный выпрямитель; 6-контрольная лампа; 7-контакты замка зажигания; 8-аккумуляторная батарея

Регуляторы напряжения, применяемые на этих генераторах, имеют совмещённую цепь питания и измерения напряжения (вывод D+). При этом, когда в бортовой сети появляется существенная нагрузка (фары, обогрев заднего стекла и т.д), подключенная к силовому выпрямителю

(шпилька В+ или вывод 30) генератора, напряжение в бортовой сети начинает снижаться, и в это время должен включиться регулятор напряжения, чтобы удержать его на заданной отметке. Но так как он подключен к дополнительным диодам, а там нет значительно падения напряжения, так как кроме регулятора напряжения с обмоткой возбуждения, другой нагрузки они не имеют, то и напряжение на выходе этого выпрямителя остаётся практически неизменным.

В итоге при частоте вращения коленчатого вала от холостых до средних оборотов, наблюдается просадка напряжения при включении средней до 30 А нагрузки[1]. Как результат нарушение положительного энергобаланса АКБ.

В литературных, а так же интернет-источниках [1, 3, 5] предлагаются различные способы решения возникающей проблемы, отличающиеся компонентной базой, схемой, а также достигаемым эффектом.

1) Установка в цепь питания обмотки возбуждения четырехконтактного реле типа 98.3777-10 (Рисунок 2). При включении зажигания через контрольную лампу напряжение подаётся на обмотку реле. Поскольку вход D+ коммутируется через контакты реле, и от дополнительных диодов он «оторван», то напряжение в точке D+ в момент включения зажигания будет порядка 8В. Этого достаточно чтобы реле включилось, и D+ регулятора напряжения оказался подключен к шпильке В+ (+АКБ).

После запуска двигателя генератор гарантированно возбуждается, и в точке D, подключенной к дополнительным диодам моста появится напряжение, вырабатываемое генератором, которое и будет удерживать реле в замкнутом состоянии до тех пор, пока работает двигатель, контрольная лампа на панели приборов при этом гаснет.

Достоинством способа можно считать простоту; возможность запи-тать обмотку реле от любого провода, на котором появляется напряжение после включения зажигания, дополнительная нагрузка в момент запуска,

до возбуждения генератора, при этом составит около 180 мА (ток потребления обмотки).

б 5

Рисунок 2 - Схема с четырех-контактным реле 1 - 8 (см. рисунок 1); 9-четырех-контактное реле

К недостаткам можно отнести следующее:

- контрольная лампа на панели приборов, включенная последовательно с обмоткой реле, в то время, когда она должна гореть (то есть когда зажигание включено, но двигатель не запущен, либо двигатель запущен, но генератор не работает), гореть будет, но в четверть накала;

- в случае, если в панели приборов по цепи начального возбуждения стоит резистор на минус, то есть вероятность не включения реле при включении зажигания, так как обмотка будет шунтирована этим резистором.

2) Установка в цепи питания обмотки возбуждения пяти-контактного реле типа 231.3787 (Рисунок 3) При включении зажигания через контрольную лампу напряжение подаётся на нормально замкнутые контакты реле

88-30, при этом регулятор напряжения получает начальное возбуждение по штатной схеме.

Рисунок 3 - Схема с пяти-контактным реле 1 - 8 (см. рисунок 1); 9-пятиконтактное реле

Но так как вход Б+ регулятора напряжения по схеме «оторван» от дополнительных диодов, то необходим ещё один диод между контактами реле 85-88. Через него на время запуска генератора подключаются дополнительные диоды, без этого генератор не возбудится на оборотах холостого хода. Этот диод и осуществляет запуск генератора по «штатной схеме», однако это не единственное его назначение.

После запуска двигателя генератор возбуждается, и в точке Б+, подключенной к дополнительным диодам моста, появится напряжение, вырабатываемое генератором, которое включит и будет удерживать реле в замкнутом состоянии до тех пор, пока работает двигатель, лампа на панели приборов при этом гаснет за счёт установленного дополнительного диода. В этом случае контакт Б+ регулятора напряжения будет подключен уже через нормально разомкнутые контакты реле 87-30 к шпильке В+ (+АКБ).

Достоинства способа:

- запуск генератора происходит по штатной схеме, то есть даже при наличии резистора на минус в панели приборов, генератор возбудится;

- лампа на панели приборов будет работать в штатном режиме с той же яркостью.

Недостатки:

- усложнение схемы и проводки по сравнению с первым вариантом, дополнительный диод;

- общим недостатком для любой схемы с дополнительным реле (четырех- и пяти-контактным) является то, что в случае залипания контактов реле, после выключения зажигания регулятор напряжения и обмотка ротора останутся подключенными к +АКБ и будут потреблять ток в размере 3 А.

3) Установка в цепи питания обмотки возбуждения дополнительного диода (Рисунок 4). Для повышения напряжения регулирования штатного регулятора напряжения в простейшем случае можно использовать дополнительный диод (менее 5 А), включаемый в его положительную цепь. Конструктивно диод может быть либо впаян в шину дополнительных диодов либо вставлен в разрыв штатных разъемов.

4) Аналогичный результат достигается установкой такого же диода в минусовую цепь регулятора напряжения (Рисунок 5)

Возможна также замена диода резистором сопротивлением 0,2-0,3 Ом, чем обеспечивается отрицательная обратная связь по напряжению с аналогичным эффектом. Мощность резистора должна составлять не менее 5 Вт, и необходим теплоотвод. Но такие схемы, могут отличаться нестабильностью напряжения регулирования.

Недостатком этих решений является некоторое снижение тока через обмотку ротора из-за падения напряжения на диоде или резисторе и, как следствие, небольшое снижение максимальной мощности генератора.

Рисунок 4 - Схема с установкой дополнительного диода в плюсовую цепь регулятора напряжения 1 - 8 (см. рисунок 1); 9-дополнительный диод

Рисунок 5-Схема с установкой дополнительного диода в минусовую цепь

регулятора напряжения

1 - 8 (см. рисунок 1); 9-дополнительный диод 5) Более правильной является схема с двумя диодами в плюсовой ветви регулятора (Рисунок 6)

Рисунок 6 - Схема с установкой двух дополнительных диодов в плюсовую

цепь регулятора напряжения 1 - 8 (см. рисунок 1); 9-дополнительные диоды

Здесь силовая и контрольная цепи регулятора напряжения разделены, а диод, показанный на схеме справа, включен только в последнюю. Параллельно ему установлен диод, необходимый для гашения тока самоиндукции обмотки ротора. Он совместно с диодом в самом регуляторе напряжения предотвращает пробой силового ключа регулятора напряжения при коммутации обмотки. Реализация этой схемы конструктивно сложнее, поскольку требует разъединения нередко сваренных контактов в самом щеточном узле. Здесь необходимо плюсовую щетку, соединяющуюся через клемму «папа» с выпрямителем, отключить от вывода, выходяще-

го из корпуса регулятора напряжения, а в образовавшийся зазор впаять диоды и обеспечить их изоляции[5].

Схемы с дополнительными реле реализуют взаимосвязь между выводами «В+» и «Б+» обеспечивая более быструю реакцию регулятора напряжения на появляющуюся нагрузку - на падение напряжения генератора. Однако обе схемы сложнее и не лишены потенциальных отказов.

Схемы с дополнительными диодами в цепи регулятора напряжения направлены на своеобразный «обман» последнего, имитируя понижение напряжения от возникающих нагрузок. При этом они конструктивно проще и могут быть реализованы без выносных элементов, с сохранением габаритов генераторной установки неизменными.

Для более тщательной оценки преимуществ и недостатков предлагаемых способов необходимо проведение сравнительных испытаний генераторных установок с предлагаемыми усовершенствованиями. В ходе таких испытаний необходимо сымитировать различные скоростные и нагрузочные режимы работы автомобильных генераторов, а также реализовать диагностическую модель для оценки состояния АКБ при изменяющемся зарядном напряжении. Такие испытания являются предметом дальнейших исследований и публикаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Информационно - аналитическое агентство, автомобильный форум [Электронный ресурс]: Установка дополнительного реле генератора. - Режим доступа: http://autolada.ru/viewtopic.php?t=336943

2. Коратаев, К.Э. Обоснование рациональных параметров и режимов работы генераторных установок для сельскохозяйственных машин: автореф. дисс. канд. техн. Наук / К.Э. Коратаев. - Барнаул, 2004. - 198 с.

3. Устройство автомобилей [Электронный ресурс]: Генераторы переменного тока. - Режим доступа:http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/21-generator/index.shtml

4. Ютт, В.Е. Электрооборудование автомобилей: учебник для вузов /В.Е. Ютт. -М.: Горячая линия-Телеком, 2009. - 440 с.

5. МУА-БАО [Электронный ресурс]: Варианты доработки реле-регулятора напряжения. - Режим доступа: https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/generat/rr.htm

References

1. Informacionno - analiticheskoe agentstvo, avtomobil'nyj forum [Jelek-tronnyj resurs]: Ustanovka dopolnitel'nogo rele generatora. - Rezhim dostupa: http://autolada.ru/viewtopic.php?t=336943

2. Korataev, K.Je. Obosnovanie racional'nyh parametrov i rezhimov

raboty generatornyh ustanovok dlja sel'skohozjajstvennyh mashin: avtoref. diss. kand. tehn. Nauk / K.Je. Korataev. - Barnaul, 2004. - 198 s.

3. Ustrojstvo avtomobilej [Jelektronnyj resurs]: Generatory peremennogo to-ka. -Rezhim dostupa:http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/21-generator/index.shtml

4. Jutt, V.E. Jelektrooborudovanie avtomobilej: uchebnik dlja vuzov /V.E. Jutt. - M.: Gorjachaja linija-Telekom, 2009. - 440 s.

5. NIVA-FAQ [Jelektronnyj resurs]: Varianty dorabotki rele-reguljatora naprjazheni-ja. - Rezhim dostupa: https://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/elektro/generat/rr.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.