Научная статья на тему 'Анализ современных методов формирования цены и способов продажи произведений искусства и антиквариата'

Анализ современных методов формирования цены и способов продажи произведений искусства и антиквариата Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
559
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА / АНТИКВАРИАТ / АУКЦИОН / АРТ-РЫНОК / ANALYSIS / WORKS OF ART / ANTIQUES / AUCTION / ART-MARKET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронина Людмила Александровна

Статья посвящена анализу современных методов формирования цены и способов продажи произведений искусства и предметов антиквариата. В статье нами было дано определение термину аукцион, его типам и видам, а так же рассмотрена организация работы аукционных домов и развитие арт-рынка в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN METHODS OF PRICING AND WAYS OF WORKS OF ART AND ANTIQUES SELLING

The article is devoted to the analysis of modern methods of pricing and ways of works of art and antiques selling. The article provides the definition of the notion of auction, its types and kinds; the research also considers an organization of auction houses’ work and a development of art-market in Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ современных методов формирования цены и способов продажи произведений искусства и антиквариата»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ И СПОСОБОВ ПРОДАЖИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА И

АНТИКВАРИАТА

Пронина Людмила Александровна

аспирантка Иркутского государственного технического университета,

г. Иркутск E-mail: pronina_lusia@mail. ru

ANALYSIS OF MODERN METHODS OF PRICING AND WAYS OF WORKS OF ART AND ANTIQUES SELLING

Lyudmila Pronina

postgraduate of Irkutsk State Technical University, Irkutsk АНОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу современных методов формирования цены и способов продажи произведений искусства и предметов антиквариата.

В статье нами было дано определение термину аукцион, его типам и видам, а так же рассмотрена организация работы аукционных домов и развитие арт-рынка в России.

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of modern methods of pricing and ways of works of art and antiques selling. The article provides the definition of the notion of auction, its types and kinds; the research also considers an organization of auction houses' work and a development of art-market in Russia.

Ключевые слова: анализ; произведения искусства; антиквариат; аукцион; арт-рынок.

Keywords: analysis; works of art; antiques; auction; art-market.

Обдумывая продажу или покупку, как антикварных изделий, так и предметов представляющих художественную ценность, мы обращаемся за помощью к антикварным магазинам, арт-дилерам, галеристам. Арт-рынок, это своеобразная пирамида, в основании, которой находятся небольшие магазины, а на вершине — аукционные дома.

Из всех способов продажи или покупки антиквариата и произведений искусства самым привлекательным считается аукционный дом. Именно, он, является центром продажи и покупки в области искусства. Это достигается за счет надежности оценки экспертов, искусствоведов, реставраторов.

Но, в то же время, покупка произведений искусств через аукционный дом, не дает сто процентной гарантии подлинности, и частые скандалы из-за проданных за большие деньги на аукционах с мировым именем подделок антиквариата тому доказательство. Однако, степень риска приобрести подделку в аукционном доме с хорошей репутацией намного ниже, чем покупка произведений искусств или антиквариата в частных антикварных магазинах или у арт-дилеров.

Цель нашей статьи, заключается, в анализе современных методов формирования цены и способов продажи произведений искусства и антиквариата.

Для достижения данной цели перед нами стоят следующие задачи:

дать определения термину аукцион; рассмотреть типологию аукционов; проанализировать работу аукционных домов.

Что касается продажи произведений искусств через аукционный дом, то здесь необходимо сказать о некоторых преимуществах — это привлечение большего числа покупателей, т. е. желающих приобрести товар на аукционе будет больше, чем тех, которые будут заинтересованы в покупке без посредников.

Выставляя товар на аукционе, продавец заинтересован в наиболее выгодной продаже. С помощью проведения торгов, выявляется человек с высокой покупательной способностью, соответственно он и приобретает понравившийся ему товар.

Аукционы, как форма торговли произведениями искусства берут свое начало с античных времен, где торги проводились специально обученными людьми-аукционерами. После распада римской империи, аукционы исчезают и

возвращаются вновь лишь в XVIII веке, одновременно с европейским художественным рынком.

Аукцион — это публичная торговля различных товаров, таких как ценные бумаги, имущество предприятий, произведения искусства, антиквариат, другими словами это товары, обладающие индивидуальными ценностями. Торговля производится по заранее установленным правилам, в основе лежит принцип прямой конкуренции между покупателями. В процессе торгов определяется победитель, который и приобретает выставленный лот.

Аукционы произведений искусства — это вторичный арт-рынок, где в основном выставлены произведения, приобретенные или унаследованные когда-то. И здесь ключевым фактором предварительной оценки антиквариата или произведения искусства является «биография» продаваемого предмета. Любая интересная история, о том, когда и кем была создана работа, в каких коллекциях находилась, и как попала к нынешнему владельцу, значительно повышает цену. Многие работники картинных галерей и аукционных домов специально придумывают интересные, захватывающие легенды, мифы для наиболее выгодной продажи.

На ценообразование различных произведений искусств, предметов антиквариата, и объектов архитектуры влияние оказывают объективные и субъективные факторы.

К объективным факторам, влияющим на ценообразование можно отнести:

принадлежность мастера к определенной эпохе, личная история автора, наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях, оценки критиков, участие в международных проектах, количество персональных выставок и печать в авторитетных каталогах, возраст произведения, техника, материал, качество работы, размер произведения, наличие на работе подписи или датировки.

К субъективным факторам, влияющих на ценообразование относятся личные пристрастия покупателей и желание обладать определенным конкретным произведением искусства.

Существует гипотеза в методологии оценки произведения искусства: стоимость определяется объединением материальных и нематериальных параметров. Таким образом, при обращении в ноль одного из параметров пропадет стоимость предмета искусства как такового.

Кроме того, на формирование цены произведений искусств оказывают влияние аукционные продажи. О сформировавшихся ценах на определенные произведения (одинаковые по дате создания, качеству, размеру и т. д.) можно говорить при наличии 7—10 продаж работ-аналогов. При определении стоимости остальных работ художника можно проводить коррекции в зависимости от качества рассматриваемых работ.

Существует два вида аукционов: по виду инициативы и по составу участников.

Аукционы по виду инициативы могут быть принудительные и добровольные. Принудительные - это реализация конфискованного имущества на основании закона, с целью взыскания долгов, а добровольные — по инициативе владельца товара.

Аукционы по составу участников делятся на открытые, в которых принимают участие все желающие, и закрытые, где могут участвовать только приглашенные лица.

Аукционы различают по типам:

Английский аукцион (открытый аукцион) — это торги, где участники знают ставки конкурентов и предлагают за товар пошагово возрастающую цену, пока не останется один — победитель.

Тендер (закрытый аукцион) — это вид торгов, предполагающий заочное участие покупателей, каждый участник сообщает аукционисту размер своей ставки, в итоге товар продается тому покупателю, который предложил самую низкую цену.

Аукцион первой цены — это закрытый аукцион, где победителем считается участник, предложивший самую высокую цену, которую следует уплатить.

Аукцион второй цены — в последнее время такой вид торгов проводится крайне редко. Победителем такого аукциона считают участника, предложившего самую высокую цену, но заплатить он должен цену озвученную своим ближайшим оппонентом.

Двойной аукцион — это обобщенная форма проведения торгов, где конкурируют не только покупатели, но и продавцы, а аукционист устанавливает среднюю цену, ориентируясь на уровень спроса и предложения. Примером может служить распространенная на электронных биржах система торговли, когда продавцы и покупатели выставляют заявки на продажу и покупку, предположим ценных бумаг. Заявки автоматически одобряются в том случае, если в системе уже существует противоположная заявка с такой ценой.

Голландский аукцион — часто такой вид торгов используется в благотворительных целях. Торги построены на основе понижения цены, изначально аукционистом называется специально завышенная цена, которая понижается до того момента, пока кто-нибудь из потенциальных покупателей не согласится на приобретение.

Интернет-аукцион — это молодая, но перспективная форма электронной коммерции, ежегодно при их помощи более миллиона пользователей сети совершают сделки купли-продажи.

Интернет-аукционы обладают множественными преимуществами по сравнению с традиционной формой проведения торгов.

Во-первых, теперь участниками аукциона можно стать не зависимо от своего местонахождения. Если раньше, одной из проблем при проведении аукциона были большие затраты на то, чтобы собрать всех участников в одном месте и в одно время, то теперь в физическом присутствии нет необходимости. Благодаря этому, затраты на проведение аукциона снизились, а число участников увеличилось.

Во-вторых, с помощью сети интернет появилась возможность увеличить количество выставляемых на продажу лотов.

В-третьих, участникам аукциона доступна максимально подробная информация о выставленных на продажу предметах. Если же информации недостаточно, то у покупателя всегда есть возможность связаться с продавцом по электронной почте и получить более подробную информацию. Как показывает практика, наличие более подробной информации о товаре может быть выгодна как продавцу, так и покупателю. У покупателя есть возможность оценить выставленный товар, а у продавца больше возможности получить более выгодную заявку.

Скандинавский аукцион — этот интернет аукцион, где стартовая цена за лот не более одного рубля, ставки на таком аукционе платные, а шаг по повышению цены не превышает двадцати пяти копеек. Победителем считают участника, сделавшего последнюю ставку до окончания торгов.

Вексельный аукцион — это аукцион, на котором участники имеют возможность приобрести краткосрочные казначейские векселя.

Чековый аукцион — примером может служить приватизационный процесс в России в 1993 году.

Международный аукцион — это вид международной торговли. Основной товар на международных аукционах, это лошади, пушнина, чай, табак.

Валютный аукцион — это аукцион, где предметом торгов является национальная валюта.

Золотой аукцион — это аукционы, специализирующиеся на продаже золота.

Аукционный торг подразделяют на два способа поочередной продажи товаров: гласный и негласный.

Используя, гласный способ, аукционист объявляет номер лота и стартовую цену. Далее покупатели пошагово увеличивают ее на 0,01—0,025 % от первоначально установленной. Лот приобретает покупатель, предложивший наивысшую цену.

При проведении торгов негласным способом покупатели условными знаками дают согласие на увеличение цены, и аукционист объявляет ее, не объявляя покупателя.

Проведение аукциона это долгий и сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

Первый этап это подготовка к проведению торгов.

Подготовка к проведению аукциона начинается задолго до назначенной даты, продавец желающий продать свой товар доставляет его на склад, где происходит сортировка по однородным и качественным признакам, рассортированные товары называются лотами. Каждый лот состоит из одного или нескольких предметов, вещей, наборов.

Каждому аукционному лоту присваивается порядковый номер, под которым он заносится в каталог, здесь же указывается сорт и количества единиц товара. Из каждого сформированного лота необходимо взять образец, и поместить в залы для предварительного осмотра покупателями, при желании потенциальный покупатель может осмотреть его полностью. Так же в подготовительный этап входит оповещение возможных покупателей о месте и времени проведения аукциона, а так же подготовка пресс релизов.

Второй этап заключается в обязательном осмотре товаров перед началом аукциона.

Покупатели имеют возможность подробно ознакомиться с качеством и характеристиками выставляемых лотов за несколько дней до начала торгов.

Третий этап — это аукционный торг.

В одном из залов аукционного дома в определенное время открываются торги. В зале на электронном табло высвечиваются порядковые номера выставленных на продажу лотов, каждый участник делает ставки под присвоенным индивидуальным номером. Аукционист объявляет номер лота, и начальную цену, если есть желающий приобрести товар, то цена повышается и начинается торг. Победителем торга является тот покупатель, который предложил наибольшую цену.

Четвертый и заключительный этап — это оформления аукционной сделки и передача товара покупателю.

Между администрацией аукционного дома и покупателем заключается договор на купленный товар, так же выписывается счет на оплату.

Не менее сложен процесс подготовки и проведения интернет-аукционов.

Для участия в таком виде аукционных торгов каждый участник обязан пройти процедуру регистрации на сайте. Она заключается в просмотре условий и правил проведения аукциона, а так же в заполнении анкеты, где указываются такие личные данные как: адрес электронной почты, login, пароль, имя, фамилия, отчество, контактный телефон. После регистрации, участнику приходит письмо с личным кодом, который необходимо ввести на сайте аукциона для завершения процедуры.

Продолжительность торгов на интернет-аукционе может составлять от 3 до 30 дней. В это время покупатели имеют возможность просмотреть историю торгов, задать интересующие вопросы, как продавцу, так и службе поддержки аукциона.

Если в назначенный день за пять минут до окончания торгов поступает новая заявка, то аукцион продляется еще на пять минут. Торги считаются законченными только в том случае, если за последние пять минут не было подано не одной заявки на покупку лота.

Победителя аукциона определяют в зависимости от типа аукциона (английский, голландский, скандинавский и т. д.)

После окончания торгов, администрация аукциона высылает на электронную почту продавцу и победителю контактную информацию друг друга для самостоятельного завершения сделки, затем вся ответственность ложится в равных долях, как на продавца, так и на покупателя.

Подводя, итог статьи, отметим, что на формирование цены на произведения искусства и предметов антиквариата влияют объективные и субъективные факторы, а так же аукционные продажи работ-аналогов.

Наиболее выгодным способом инвестирования средств в произведения искусства является аукционный дом.

Список литературы

1. Бабков В. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт / В. Бабков. М.: Арт-менеджер. 2010. — 418 с

2. Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия// А.Б. Олива. Художественный журнал. М. 2003. — 217 с.

3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:/ www.artinvestment.ru (дата обращения 08.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.