Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
298
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киреева Марина Михайловна

Введение. Целью статьи является анализ различных аспектов организации современного территориального развития туризма и индустрии гостеприимства на примере Ивановской, Владимирской, Костромской, Ярославской областей Центрального федерального округа России. Методология. Основой исследования выступили общенаучные и специальные методы: группировки, ситуационный и структурный методы, наблюдения, сравнения, абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Результаты. В статье представлен анализ государственного регулирования территориального развития туризма и индустрии гостеприимства как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях. На национальном уровне наибольшее внимание уделяется таким направлениям территориального развития туризма как развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности туристских услуг, совершенствование управления в сфере туризма. На региональном уровне упор делается на территориальное развитие таких видов туризма как культурно-познавательный, лечебный, экологический. При этом стратегическое развитие туризма на территориях муниципальных районов проработано только в 43% регионах. Выводы. Проанализированная ситуация свидетельствует о недостаточном уровне проработки нормативно-правовой базы в данном секторе экономики регионов и о необходимости ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MODERN SYSTEM OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

Introduction. The purpose of the article is to analyze various aspects of the organization of modern territorial development of tourism and the hospitality industry on the example of Ivanovo, Vladimir, Kostroma, Yaroslavl regions of the Central Federal District of Russia. Methods. The research was based on general scientific and special methods: grouping, situational and structural methods, observation, comparison, abstraction, analysis and synthesis, induction and deduction. Results. The article presents an analysis of state regulation of the territorial development of tourism and the hospitality industry both at the national, regional and municipal levels. At the national level, the greatest attention is paid to such areas of territorial development of tourism as the development of tourism infrastructure, increasing the availability of tourism services, and improving tourism management. At the regional level, the emphasis is on the territorial development of such types of tourism as cultural, educational, medical, ecological. At the same time, the strategic development of tourism in the territories of municipal districts has been worked out only in 43% of districts of the regions. Conclusions. The analyzed situation indicates an insufficient level of development of the regulatory and legal framework in this sector of the regional economy and the need to improve it.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Киреева М. М. Анализ современной системы территориального развития туризма и индустрии гостеприимства // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 1. 4. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-1-4-1-11

Поступила в редакцию: 22.02.2023

Принята к публикации после рецензирования: 27.03.2023

УДК 338.486:338.483.11

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Киреева Марина Михайловна

Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова г. Иваново, Россия

кандидат экономических наук, руководитель научного центра ЦНИ, доцент кафедры МТБиГД

ORCID 0000-0002-5516-7727 marinka_435@mail.ru

Введение. Целью статьи является анализ различных аспектов организации современного территориального развития туризма и индустрии гостеприимства на примере Ивановской, Владимирской, Костромской, Ярославской областей Центрального федерального округа России. Методология. Основой исследования выступили общенаучные и специальные методы: группировки, ситуационный и структурный методы, наблюдения, сравнения, абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Результаты. В статье представлен анализ государственного регулирования территориального развития туризма и индустрии гостеприимства как на национальном, так и на региональном и муниципальном уровнях. На национальном уровне наибольшее внимание уделяется таким направлениям территориального развития туризма как развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности туристских услуг, совершенствование управления в сфере туризма. На региональном уровне упор делается на территориальное развитие таких видов туризма как культурно-познавательный, лечебный, экологический. При этом стратегическое развитие туризма на территориях муниципальных районов проработано только в 43 % районов регионов. Выводы. Проанализированная ситуация свидетельствует о недостаточном уровне проработки нормативно-правовой базы в данном секторе экономики регионов и о необходимости ее совершенствования.

Ключевые слова: туризм, индустрия гостеприимства, государственное регулирование, регион, муниципальный район, развитие.

Введение

Туризм и индустрия гостеприимства являются фактором мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится одним из значимых секторов экономики. Поэтому анализ современной системы территориального развития туризма и индустрии гостеприимства и управления этим процессом на различных уровнях является актуальным направлением исследования. Для анализа выбраны регионы Центрального федерального округа, располагающиеся близко к Москве, входящие в состав «Золотого кольца России» и обладающие схожими условиями развития туризма и индустрии гостеприимства.

Научно-методические подходы к территориальной организации и управлению развитием туризма на региональном уровне представлены в работах А. Ю. Александровой [1], О. В. Евстропьевой, А. В. Бардаш, Д. Г. Будаевой [2], Е. Г. Кропиновой [3], Б. М. Эйдельмана, О. А. Бунакова, Л. Р. Фахрут-диновой [4]. Процессы формирования модели развития туристских кластеров и индустрии гостеприимства описаны в исследованиях таких авторов, как С. А. Щербакова [5], С. Ю. Цёхла [6]. Инновационные маркетинговые технологии и стратегии территориального развития туризма нашли отражение в трудах Т. С. Романишиной [7], В. Г. Ден, Н. А. Коноплевой, А. Л. Кучеренко [8], Е. Е. Коноваловой [9]. Роль туризма в устойчивом развитии территорий изучают такие ученые, как Б. М. Хасбулатова [10], О. А. Брель, Ф. Ю. Кайзер [11]. Диагностика инновационного и экономического развития российского туризма в сфере услуг представлена в работе О. К. Луховской, Н. Т. Арефьевой, А. П. Востровой [12]. Направления совершенствования инструментов государственного регулирования сферы туризма отражены в работе М. М. Киреевой [13]. Оценка гостиничной инфраструктуры для развития туризма проведена И. Г. Павленко [14]. Текущее состояние и тенденции развития такого вида туризма, как геотуризм, и его связь с социально-экономическим территориальным развитием определены такими зарубежными авторами, как А. Дуарте, В. Брага, К. Маркес, А. А. Са (Португалия).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию территориального развития туризма и индустрии гостеприимства, остается в недостаточной степени изучена современная система такого развития на всех уровнях управления (государственном, региональном, муниципальном). Анализ государственного регулирования туризма и индустрии гостеприимства должен проводиться системно на постоянной основе. Необходимость изучения этих вопросов определила целесообразность проведения исследования, обусловила выбор темы, цель, задачи, методы исследования. Цель исследования - провести анализ различных аспектов организации современного территориального развития туризма и индустрии гостеприимства на примере Ивановской, Владимирской, Костромской, Ярославской областей Центрального федерального округа России. Основные задачи: изучить современные аспекты государственного регулирования территориального развития туризма и индустрии гостеприимства; исследовать современные процессы развития туризма на таких территориях как муниципальные районы региона (на примере Ивановской области).

Материалы и методы исследования

Методами исследования выступили общенаучные и специальные методы исследования: метод группировки, ситуационный и структурный методы, методы наблюдения, сравнения, абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Результаты

Вклад туризма в мировой ВВП в 2021 году составил 5,8 трлн долл. США, это 6,1 % от мирового ВВП 1. Для сравнения: ВВП России за 2021 год составил 1,78 трлн. долл. США [2]. Туризм сегодня - это особый сектор экономики, который получает новый виток развития, благодаря неуклонному углублению процессов глобализации и созданию единого общечеловеческого информационного пространства, ведущих к устойчивому росту интереса людей к культурам мира, мультикультурации, расширению международной торговли, развитию скоростного транспорта, связи, а также всей системы организации, обеспечения и обслуживания туристских услуг

Наиболее значимыми функциями сферы туризма являются: создание новых рабочих мест; выделение субсидий государства на развитие; улучшение инфраструктуры региона; поддержка различными фондами; рост культурного уровня населения, а соответственно получают более эффективное развитие малые города России, сохраняя свой исторический облик [16, с. 18].

Регулирование процессов развития анализируемой сферы в России происходит на всех уровнях управления - национальном, региональном и муниципальном.

В 2019 году утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года 3. Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и экономической роли туризма в развитии страны и отдельных субъектов Российской Федерации. Предлагаем оценивать результаты реализации Стратегии по четырем критериям (таблица 1), а достигнутые к 2035 году показатели сравнивать с данными за 2017 год.

Таблица 1 - Критерии оценки результатов реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г.

№ Критерий Численное значение показателя

1 Рост объема туриндустрии или «валовая добавленная стоимость» отрасли Рост с 3158 млрд до 16 306 млрд руб.

2 Увеличение количества внутренних туристических поездок на одного жителя России Рост с 40 до 60 %

3 Увеличение экспорта туристических услуг Рост с $8,9 млрд до $28,6 млрд

4 Увеличение инвестиций в сферу туризма Рост в три раза

Среди важных социальных следствий развития туризма для населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост продолжительности жизни, укрепление института семьи, интеллектуальное,

1 Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2022 [электронный ресурс]. URL: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

2 Всемирный банк [электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org (дата обращения: 01.02.2023).

3 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru (дата обращения: 25.01.2023).

духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному многообразию Российской Федерации. Экономическая роль туризма проявляется прежде всего в ускорении экономического роста Российской Федерации, обеспечении занятости населения.

Для некоторых видов туризма (детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой) будут созданы условия для развития и разработаны меры поддержки. В 2021 году был сформирован национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Инициативы данного проекта представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Инициативы национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»

№ Инициатива Краткое описание результатов инициативы

1 Развитие туристской инфраструктуры Развитие туристских макротерриторий, финансирование государственно-частных инвестиционных проектов, формирование региональных туристских концепций, создание новых рабочих мест, создание и эффективное функционирование «Корпорации Туризм.рф» как единого окна для инвесторов проектов в сфере туризма и гостеприимства

2 Повышение доступности туристских услуг Повышение комфортности средств размещения, наращивание турпотока внутри страны, обеспечение доступности всех видов туризма для населения разного возраста, увеличение экспорта туруслуг

3 Совершенствование управления в сфере туризма «Перезагрузка» государственных функций, создание системных и прозрачных механизмов управления отраслью, совершенствование нормативных основ регулирования отрасли, подготовка кадров для турсферы, развитие у них современных «цифровых» знаний и навыков

Источник 1.

Таким образом, выделено три ключевых инициативы, каждая из которых предполагает определенное развитие туризма и индустрии гостеприимства на всех уровнях управления.

На региональном уровне сфера туризма регулируется региональными нормативно-правовыми актами, в том числе стратегиями социально-экономического развития, а также региональными программами развития отдельных отраслей экономики. В данных документах определяются стратегические цели и задачи развития туризма, в таблице 3 представим указанные аспекты для таких регионов Центрального федерального округа России, как Ивановская, Владимирская, Костромская и Ярославская области.

Таблица 3 - Стратегические цели и задачи развития туризма в регионах ЦФО РФ

Регион Цель Задачи

Ивановская область Комплексное развитие туристически привлекательных территорий Привлечение инвестиций, модернизация инфраструктуры; включение малых городов области в туркластеры; создание турмагнитов и брендовых маршрутов; цифровизация; разработка и внедрение гостевой карты; грантовая поддержка

Ярославская область Повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов области, позволяющее увеличить вклад сферы туризма в социально-экономическое развитие Ярославской области Увеличение количества объектов туринфраструктуры в области; создание приоритетных конкурентоспособных турпродуктов области и продвижение их на внутреннем и международном рынках; совершенствование аналитического, методического и кадрового обеспечения управления развитием туристско-рекреационного комплекса области

1 Национальные проекты РФ [электронный ресурс]. URL: Ьйр8://национальныепроекты.рф (дата обращения: 25.01.2023).

Продолжение

Регион Цель Задачи

Владимирская область Развивать традиционные направления - исторический и культурный туризм, создавать современные средства размещения, разрабатывать экскурсионные маршруты, а также формировать новые направления -оздоровительного, делового, событийного, экологического, спортивного, паломнического, сельского туризма, автотуризма, отдыха выходного дня Формирование локальных туристско-рекреационных кластеров; разработка современной системы обучения среднего и младшего сервис-персонала; разработка экскурсий и мер обеспечения безопасности путешествий; разработка современного стандарта качества предоставления туруслуг; разработка стратегии и основных принципов маркетинговой политики продвижения турпродукта; разработка макета единого стиля сувенирной продукции, товарного знака и мер патентной защиты интеллектуальной собственности области; экономическое стимулирование субъектов туриндустрии; развитие экотуризма; разработка предложений по развитию инфраструктуры сервиса в рамках развития туризма

Костромская область Развитие туризма как отрасли экономики на основе реализации исторического и культурно-рекреационного потенциала Костромской области Изменение подхода к формированию турпредложений с акцентом на предложение комплексного многовариантного продукта; использование современных каналов информирования туристов; разработка мер по повышению лояльности гостей; разработка мер по нивелированию влияния фактора сезонности

Источник 1, 2, 3, 4.

Исходя из данных таблицы 3 можно сделать вывод о туризме как о важной отрасли экономики регионов и одном из направлений комплексного территориального развития, так как задачи в сфере туризма предполагают инфраструктурное и кадровое развитие, а также рост числа сервисных предприятий, инвестиций в основной капитал, цифровизацию многих процессов. В указанных регионах территориальное развитие туризма осуществляется по различным сценариям, а муниципальные районы имеют свою туристскую специализацию, которую представим в таблице 4.

1 Об утверждении государственной программы Ярославской области «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» на 2021-2025 годы: Постановление Правительства Ярославской области от 28 января 2021 года № 24-п (с изм. на 11.11.2022) [электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 30.01.2023).

2 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года: Указ Губернатора Владимирской области (в посл. ред. указов Губернатора Владимирской области от 21.09.2018 № 104) [электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 30.01.2023).

3 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года: Постановление Правительства Ивановской области от 27 апреля 2021 года № 220-п (в ред. постановлений Правительства Ивановской области от 31.03.2022 № 137-п, от 14.06.2022 № 263-п) [электронный ресурс]. URL: https://docs. cntd.ru (дата обращения: 30.01.2023).

4 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года: Распоряжение Администрации Костромской области от 12 июля 2021 года № 165-ра [электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru (дата обращения: 30.01.2023).

Таблица 4 - Туристская специализация муниципальных районов Ивановской, Владимирской, Костромской

и Ярославской областей ЦФО РФ

Вид туризма Ивановская область Владимирская область Костромская область Ярославская область

Культурно - познавательный туризм Фурмановский, Лежневский, Южский, Лухский, Ильинский, Тейковский, Шуйский, Вичугский, Гаврилово-Посадский, Родниковский, Савинский, Верхнеланде-ховский, Пестяковский, Комсомольский, Палехский, Пучежский Характерен для Александровского, Суздальского, Петушинского, Юрьев-Польского, Муромского, Вязниковского муниципальных образований области и городов Владимира, Суздаля, Александрова, Гороховца и округа Мурома Характерен для всех муниципальных образований Характерен для всех муниципальных образований

Оздоровительный и лечебно-рекреационный туризм Шуйский, Лухский, Палехский, Фурмановский, Гаврилово-Посадский, Родниковский, Лежневский, Южский, Ильинский, Тейковский, Савинский, Пестяковский, Вичугский, Пучежский, Комсомольский Развивается в Вязниковеком и Ков-ровском муниципальных районах области Развиты в Нерехтском, Костромском, Солигаличском районах Наиболее развит в Рыбинском, Тутаевском, Угличском, Ярославском, Первомайском, Ростовском, Некрасовском, Мышкинском, Гаврилов-Ямском муниципальных районах, а также в городах Рыбинске, Ярославле и Переславле-Залесском

Деловой и событийный туризм Приволжский, Юрьевецкий, Кинешем-ский. Заволжский, Ивановский Основу делового и событийного туризма Владимирской области составляют города Владимир и Суздаль г. Кострома г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Переславль-Залесский, Ярославский, Ростовский, Рыбинский, Угличский, Тутаевский, Мышкин-ский, Гаврилов-Ямский муниципальные районы

Сельский и экологический туризм Комсомольский, Палехский, Фурмановский, Лухский, Гаврилово-Посадский, Родниковский, Лежневский, Южский, Ильинский, Тейковский, Савинский, Верхнеландеховский, Шуйский, Пестяковский, Вичугский, Пучежский Представлен в Петушинском, Суздальском и Киржачском муниципальных районах, экологический туризм развивается в Судогодском, Гусь-Хрустальном, Меленковском, Муромском и Вязнико веком муниципальных районах и в национальном парке «Мещера» Развиты в Антроповском, Буйском, Галичском, Кадыйском, Кологривском, Костромском, Красносельском, Макарьевском, Нейском, Нерехтском, Островском, Солигаличском, Шарьинском районах Борисоглебском, Любимском, Некрасовском, Угличском, Гаврилов-Ямском муниципальных районах

Охота и рыбалка Приволжский, Юрьевецкий, Кинешемский, Заволжский районы Представлены в Муромском, Вязниковском, Гусь-Хрустальном и Меленковском муниципальных районах, городе Гороховце, округе Муром, в охотничьих заказниках «Клязьминский» и «Муромский» г. Кострома, Костромской, Судиславский, Кадыйский, Макарьевский районы Развиты в Болынесельском, Даниловском, Любимском, Некоузском, Некрасовском, Гаврилов-Ямском, Ростовском, Рыбинском, Тутаевском, Ярославском, Угличском, Мышкинском районах, г. Рыбинске, Ярославле и Переславле-Залесском

Промышленный туризм Ивановский район и г. Иваново Владимир, Гусь-Хрустальный, округа Муром, Камешково и Кольчугино г. Кострома, г. Волгореченск Не выделен в качестве приоритетного направления

Круизный туризм Приволжский, Юрьевецкий, Кинешемский, Заволжский Не выделен в качестве приоритетного направления В городе Костроме и п.г.т. Красное-на-Волге Не выделен в качестве приоритетного направления

Наиболее распространены культурно-познавательный, лечебный, экологический виды труизма. Промышленный, круизный виды туризма менее развиты в исследуемых регионах. При этом муниципальные программы развития туризма во многих муниципальных районах отсутствуют (таблица 5). Например, в Ивановской области из 21 района программы развития туризма есть только в девяти, а это 43 %.

Таблица 5 - Муниципальные программы развития туризма в Ивановской области

(по сост. на 01.02.2023)

Муниципальный район региона Программа развития туризма в районе Сопутствующие программы развития

Верхнелан-деховский Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в Верхнеландехов-ском муниципальном районе» «Формирование современной городской среды на территории Верхнеландеховского городского поселения»

Вичугский Отсутствует «Развитие культуры и искусства в Вичугском районе» «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта Вичугского муниципального района»

Гаврилово-Посадский Отсутствует «Формирование современной городской среды Гаврилово-Посадского городского поселения»

Заволжский Муниципальная программа «Развитие туризма на территории Заволжского городского поселения» «Организация культурно-массовых мероприятий на территории Заволжского городского поселения» «Развитие культуры на территории Заволжского городского поселения»

Ивановский Отсутствует «Развитие культуры в Ивановском муниципальном районе»

Ильинский Муниципальная программа «Развитие музейного дела и туризма в Ильинском муниципальном районе» «Культура Ильинского городского поселения Ильинского муниципального района Ивановской области»

Кинешемский Муниципальная программа «Развитие культурной среды, физической культуры и спорта, совершенствование молодежной политики и создание условий для развития туризма в Кинешемском муниципальном районе» «Сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды на территории Кинешемского муниципального района»

Комсомольский Отсутствует «Развитие культуры, спорта и молодежной политики Комсомольского муниципального района» «Формирование современной городской среды на 2020-2024 годы»

Лежневский Отсутствует Отсутствует

Лухский Отсутствует Отсутствует

Палехский Отсутствует Отсутствует

Пестяковский Муниципальная программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и реализация молодежной политики» «Развитие культуры»

Приволжский Отсутствует «Создание условий для развития массового спорта в Приволжском муниципальном районе на 2023-2025 годы»

Пучежский Муниципальная программа «Развитие туризма в Пучежском муниципальном районе» «Культура Пучежского муниципального района» «Развитие физической культуры и спорта в Пучежском муниципальном районе»

Родниковский Отсутствует «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования»

Продолжение

Муниципальный район региона Программа развития туризма в районе Сопутствующие программы развития

Савинский «Развитие туризма на территории Са-винского муниципального района» «Развитие физической культуры и спорта Савинского муниципального района»

Тейковский «Развитие культуры и туризма в Тей-ковском муниципальном районе» «Развитие физической культуры и спорта в Тейковском муниципальном районе» «Реализация молодежной политики на территории Тейковского муниципального района»

Фурмановский Отсутствует «Развитие физической культуры и спорта на территории Фурмановского муниципального района»

Шуйский «Развитие культуры и туризма в Шуйском муниципальном районе» «Развитие физической культуры в Шуйском муниципальном районе»

Южский Отсутствует «Развитие культуры Южского муниципального района» «Развитие физической культуры, спорта, и повышение эффективности реализации молодежной политики Южского муниципального района»

Юрьевецкий Отсутствует «Развитие физической культуры и спорта в Юрьевецком городском поселении»

Три района региона (Лежневский, Лухский, Палехский) не имеют и сопутствующих муниципальных программ развития в таких сферах, как культура, физическая культура и спорт, музейное дело, молодежная политика. Отсутствие в ряде районов региона муниципальных программ развития туризма и сопутствующих сфер свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки нормативно-правовой базы в этом направлении и создание системной поддержки отрасли как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Заключение

В данной статье был проведен анализ современной системы территориального развития туризма и индустрии гостеприимства регионов ЦФО России. Исследованы современные аспекты государственного регулирования развития туризма и индустрии гостеприимства, а также современные процессы развития туризма в муниципальных районах Ивановской области. Сделаны следующие выводы. Ту -ризм и индустрия гостеприимства - это важная отрасль экономик регионов и одно из направлений комплексного территориального развития. Стратегическое управление туризмом предполагает инфраструктурное и кадровое развитие, а также рост числа сервисных предприятий, инвестиций в основной капитал, цифровизацию многих процессов. В указанных регионах территориальное развитие туризма осуществляется по различным сценариям, а муниципальные районы имеют свою туристскую специализацию. В соответствии с региональными программами развития наиболее аттрактивными и распространенными являются культурно-познавательный, лечебный, экологический виды труизма. Муниципальные программы развития туризма во многих муниципальных районах Ивановской области отсутствуют - из 21 района программы развития туризма есть только в 43 %, что свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки нормативно-правовой базы в этом направлении и создание системной поддержки отрасли на всех уровнях управления.

Конфликт интересов

Автор декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список источников

1. Александрова А. Ю., Сорокин Д. П. Туристский опорный каркас территории : теоретические основания, методика выделения, практическая значимость (на примере Рязанской области). Москва-Берлин : ООО «Директ-Медиа», 2022. 96 с. ISBN 978-5-4499-2586-2. EDN ABJJOE.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Евстропьева О. В., Бардаш А. В., Будаева Д. Г. Методологические подходы к туристско-рекреационной дифференциации территорий с особыми условиями использования // Современ-

ные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13, № 1. С. 7-21. DOI 10.24411/1995-0411-2019-10102. EDN OXQXNH.

3. Кропинова Е. Г., Митрофанова А. В. Актуализация подходов к районированию и зонированию туристских территорий для целей пространственного планирования и проектирования туристской деятельности // Географический вестник. 2022. № 4(63). С. 135-148. DOI 10.17072/2079-7877-2022-4-135148. EDN BXLASJ.

4. Эйдельман Б. М., Бунаков О. А., Фахрутдинова Л. Р. Разработка российских территориальных брендов как фактор устойчивого развития внутреннего туризма // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-1(32). С. 192-195. EDN YJLSEX.

5. Щербакова С. А. Формирование модели туристского кластера Смоленской области: экономико-географический аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2018. № 1. С. 77-85. DOI 10.18384/2310-7189-2018-1-77-85. EDN YTXXZL.

6. Цехла С. Ю., Павленко И. Г., Киреева М. М. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала малых средств размещения в развитии туризма. Орел : Орловский государственный университет экономики и торговли, 2021. 240 с. ISBN 978-5-98498-343-3. DOI 10.36683/978-5-98498343-3. EDN YTHRET.

7. Романишина Т. С. Обоснование концепции единого музейного пространства в г. о. Подольск как инновационная маркетинговая технология управления и тренд территориального развития туризма // Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 25 сентября 2020 года. Том 2. Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2020. С. 205211. EDN XKEETS.

8. Den V. G., Konopleva N. A., Kucherenko A. L. Territorial branding as a promotion tool for gastronomy tourism and territory development // Service Plus. 2022. Vol. 16. № 2. P. 3-11. DOI 10.5281/zenodo.6963478. EDN JJNMMC.

9. Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства : материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 25 сентября 2020 года. Том 2. Москва : Российский государственный университет туризма и сервиса, 2020. 395 с. ISBN 978-5-00048-036-6. EDN AMFVOI.

10. Хасбулатова Б. М. Туризм как ресурс экономического роста и территориального развития региона // Экономический рост как основа устойчивого развития России : сборник научных статей участников 7-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 01-02 декабря 2022 года / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал ; Курская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск : Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022. С. 287-290. EDN CYFRKU.

11. Брель О. А., Кайзер Ф. Ю. Туристская привлекательность как фактор устойчивого развития региона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-1. С. 335-338. EDN TOANAD.

12. Diagnostics of Russian tourism's innovative and economic development in the service sphere / O. K. Lukhovskaya, N. T. Arefieva, A. P. Vostrova [et al.] // Studies in Computational Intelligence. 2019. Vol. 826. P. 757-772. DOI 10.1007/978-3-030-13397-9_80.

13. Киреева М. М. Совершенствование инструментов государственного регулирования как основы использования ресурсного потенциала сферы туризма субъектов ЦФО РФ // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2021. № 1(71). С. 106-114. DOI 10.34771/ UZCEPU.2021.71.1.021. EDN JJWKTA.

14. Павленко И. Г. Функционирование туристического и гостиничного комплексов в системе мирохозяйственных связей и когнитивно-информационных отношений // Вестник ОрелГИЭТ. 2014. № 2(28). С. 139-143.

15. Duarte A., Braga V., Marques C., Sá A. A. Geotourism and Territorial Development: a Systematic Literature Review and Research Agenda // Geoheritage. 2020. 12(3). P. 831-835.

16. Арефьева Н. Т., Бирюлина Е. П. Глобализация - как фактор устойчивого развития экономики услуг // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 1(33). С. 16-20.

References

1. Alexandrova A. Yu., Sorokin D. P. Tourist support frame of the territory: theoretical foundations, method of selection, practical significance (on the example of the Ryazan region). Moscow-Berlin: LLC «Direct-Media», 2022. 96 p. ISBN 978-5-4499-2586-2. EDN ABJJOE.

2. Evstropeva O. V., Bardash A. V., Budaeva D. G. Methodological approaches to tourism and recreational differentiation of territories with special conditions of use // Modern problems of service and tourism. 2019. V. 13, № 1. S. 7-21. DOI 10.24411/1995-0411-2019-10102. EDN OXQXNH.

3. Kropinova E. G., Mitrofanova A. V. Actualization of approaches to zoning and zoning of tourist areas for the purposes of spatial planning and design of tourist activities // Geographical Bulletin. 2022. № 4 (63). S. 135-148. DOI 10.17072/2079-7877-2022-4-135-148. EDN BXLASJ.

4. Eidelman B. M., Bunakov O. A., Fakhrutdinova L. R. Development of Russian territorial brands as a factor in the sustainable development of domestic tourism // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2017. № 3-1 (32). S. 192-195. EDN YJLSEX.

5. Shcherbakova S. A. Formation of the model of the tourist cluster of the Smolensk region: economic and geographical aspect // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Natural Sciences. 2018. № 1. P. 77-85. DOI 10.18384/2310-7189-2018-1-77-85. EDN YTXXZL.

6. Tsekhla S. Yu., Pavlenko I. G., Kireeva M. M. Improving the efficiency of using the resource potential of small accommodation facilities in the development of tourism - eagle: Orel State University of Economics and Trade, 2021. 240 p. ISBN 978-5-98498-343-3. DOI 10.36683/978-5-98498-343-3. EDN YTHRET.

7. Romanishina T. S. Substantiation of the concept of a unified museum space in the city of Moscow. Podolsk as an innovative marketing management technology and a trend in the territorial development of tourism // Innovative management technologies and strategies for the territorial development of tourism and hospitality: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, September 25, 2020. Volume 2. Moscow: Russian State University of Tourism and Service, 2020. P. 205-211. EDN XKEETS.

8. Den V. G., Konopleva N. A., Kucherenko A. L. Territorial branding as a promotion tool for gastronomy tourism and territory development // Service Plus. 2022. Vol. 16, no. 2. P. 3-11. DOI 10.5281/zenodo.6963478. EDN JJNMMC.

9. Innovative management technologies and strategies for the territorial development of tourism and hospitality: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, September 25, 2020. Volume 2. Moscow: Russian State University of Tourism and Service, 2020. 395 p. ISBN 978-5-00048-036-6. EDN AMFVOI.

10. Khasbulatova B. M. Tourism as a resource for economic growth and territorial development of the region // Economic growth as a basis for sustainable development of Russia: a collection of scientific articles of the participants of the 7th All-Russian Scientific and Practical Conference, Kursk, 01 -December 02, 2022 / Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk branch; Kursk regional public organization of the all-Russian public organization «Free Economic Society of Russia». Kursk: Closed Joint Stock Company «Universitetskaya kniga», 2022. P. 287-290. EDN CYFRKU.

11. Brel O. A., Kaiser F. Yu. Tourist attractiveness as a factor in the sustainable development of the region // Actual problems of the humanities and natural sciences. 2015. № 3-1. S. 335-338. EDN TOANAD.

12. Diagnostics of Russian tourism's innovative and economic development in the service sphere / O. K. Lukhovskaya, N. T. Arefieva, A. P. Vostrova et al. // Studies in Computational Intelligence. 2019. Vol. 826. P. 757-772. DOI 10.1007/978-3-030-13397-9_80.

13. Kireeva M. M. Improving the tools of state regulation as the basis for using the resource potential of the tourism sector of the subjects of the Central Federal District of the Russian Federation // Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicalheskogo universiteta. 2021. № 1 (71). S. 106-114. DOI 10.34771/ UZCEPU.2021.71.1.021. EDN JJWKTA.

14. Pavlenko I. G. Functioning of tourist and hotel complexes in the system of world economic relations and cognitive-information relations // Vestnik OrelGIET. 2014. № 2 (28). S. 139-143.

15. Duarte A., Braga V., Marques C., Sá A. A. Geotourism and Territorial Development: a Systematic Literature Review and Research Agenda // Geoheritage. 2020. 12(3). P. 831-835

16. Arefieva N. T., Biryulina E. P. Globalization as a factor in the sustainable development of the service economy // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2010. № 1 (33). S. 16-20.

ANALYSIS OF THE MODERN SYSTEM OF TERRITORIAL DEVELOPMENT OF TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY

Marina M. Kireeva *

Ivanovo branch of PRUE G.V. Plekhanov Ivanovo, Russia

PhD in Economics, Head of the Scientific Center of the Central Scientific Research Center, Associate

Professor of the Department ORCID 0000-0002-5516-7727 marinka_435@mail.ru

Introduction. The purpose of the article is to analyze various aspects of the organization of modern territorial development of tourism and the hospitality industry on the example of Ivanovo, Vladimir, Kostroma, Yaroslavl regions of the Central Federal District of Russia. Methods. The research was based on general scientific and special methods: grouping, situational and structural methods, observation, comparison, abstraction, analysis and synthesis, induction and deduction. Results. The article presents an analysis of state regulation of the territorial development of tourism and the hospitality industry both at the national, regional and municipal levels. At the national level, the greatest attention is paid to such areas of territorial development of tourism as the development of tourism infrastructure, increasing the availability of tourism services, and improving tourism management. At the regional level, the emphasis is on the territorial development of such types of tourism as cultural, educational, medical, ecological. At the same time, the strategic development of tourism in the territories of municipal districts has been worked out only in 43% of districts of the regions. Conclusions. The analyzed situation indicates an insufficient level of development of the regulatory and legal framework in this sector of the regional economy and the need to improve it.

Keywords: tourism, hospitality industry, state regulation, region, municipal district, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.