Научная статья на тему 'Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры Красноярского края'

Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1912
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Терещенко К.В., Мельников М.В., Гильц Н.Е.

Рассмотрена транспортная система Красноярского края, основные её проблемы и направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры Красноярского края»

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 658.7

К. В. Терещенко, М. В. Мельников Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассмотрена транспортная система Красноярского края, основные её проблемы и направления развития.

В условиях рыночной конкуренции значимость транспортной системы в регионе возрастает. Транспорт - фактор, влияющий на экономику и уровень жизни в Красноярском крае. Через территорию Красноярского края проходят все виды транспортной системы, не только связывающие азиатскую и европейскую части России, но и являющиеся транспортным мостом между полюсами мирового экономического роста Северо-американского континента, Западной Европы и быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии: международный железнодорожный коридор «Транссиб»; межокеанический транспортный коридор - «Енисей - Северный морской путь»; воздушные кроссполярные трассы. Неравномерное размещение производительных сил и неоднородная система расселения, сконцентрированные в наиболее благоприятной для жизни и деятельности южной части региона, тяготеющей к Транссибу, предопределили и сильную неоднородность территории края по уровню развития транспортной инфраструктуры [1].

Основное конкурентные преимущества Красноярского края - это, несомненно, его центральное географическое положение в России и присутствие основных грузообразующих отраслей: угольной, горнорудной и лесной.

К недостаткам транспортной системы можно отнести:

- низкий уровень транспортной инфраструктуры;

- высокие затраты на строительство, особенно / в условиях севера;

- отсутствие мостовых переходов через Енисей;

- слабая транспортная обеспеченность районов нового освоения, где намечается создание крупных производственных объектов;

- в ряде удаленных населенных пунктов отсутствуют средства авиасообщения с соответствующей наземной инфраструктурой даже в формате гравийных взлетно-посадочных полос для малой авиации;

- не соответствует задачам развития городов внутригородская транспортная инфраструктура.

Если поширотно зонировать территорию Красноярского края по критерию ее транспортной доступности (см. таблицу), то окажется, что большая часть территорий ограничена в доступности следующими факторами:

- погодно-климатическими (навигация, временные зимние дороги и т. д.);

- отсутствием капитальных железнодорожных и автомобильных дорог постоянного действия.

Основным решением транспортным проблем правительство Красноярского края считает - развитие транспортной инфраструктуры в регионе.

Согласно стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020, развитие транспортной системы будет происходить в следующих направлениях:

- завершение строительства в Нижнем Прианга-рье железной дороги до п. Ярки;

- строительства железнодорожной линии «Кы-зыл-Курагино», обеспечивающей доступ к минерально-сырьевой базе Республики Тыва и перспективным железорудным месторождениям Казырской группы на юге края;

- реконструкция тоннелей на участке «Саянская -Кошурниково» и строительство дополнительных главных путей на участке «Саянская - Тайшет»;

- начало строительства северо-сибирской железной дороги;

- сохранения и развития Северного морского пути, включая транспортную систему «Енисей-СМП»;

- сохранение и развитие порта Диксон, как гаранта безопасности присутствия судов на Северном морском пути и опорной базы его развития;

- создание на базе аэропорта Емельяново международного транспортного хаба, ориентированного преимущество на осуществление грузовых перевозок;

- реконструкция аэропорта «Емельяново» с целью обеспечения потребностей текущего и планируемого пассажиропотока;

развитие трансполярных маршрутов через Северный полюс, связывающих Северную Америку и страны Юго-Восточной Азии.

В части развития автомобильного транспорта и дорожного хозяйства основными направлениями являются развитие на территории края федеральной сети дорог, формирующей основные транспортные коридоры и обеспечивающей межрегиональные связи края, создание инфраструктуры в районах нового освоения, включая строительство «дорог к ресурсам», развитие дорожной инфраструктуры на территории Красноярской агломерации, развитие, ремонт и содержание сети региональных автомобильных дорог, обновление подвижного состава автомобильного и городского электрического транспорта [2].

Главный минус такого решения транспортных проблем - большие затраты, требующие финансов не только с регионального бюджета, но и с федерального. Для эффективного решения транспортных проблем следует максимально учитывать факторы, влияющие на транспортную систему. Нужно стараться применять не только традиционные подходы к решению проблем, но и инновационные.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

Условные зоны транспортной доступности для магистральных коридоров основных видов транспорта, в зависимости от широты территории

Широта Март-ноябрь Декабрь-февраль

77° (Север Диксонского района) Морской, воздушный транспорт Зона транспортной недоступности

74° (Диксонский район и север Хатангского района) Морской, воздушный транспорт Морской транспорт

70° (Норильск, Дудинка) Автотранспорт, воздушный, Речной транспорт.

62° (юг Туруханского района, Байкитский район, Автотранспорт Речной транспорт Автотранспорт

60° (Северо Енисейский район, север Енисейского района) Автотранспорт Речной транспорт автотранспорт

58° (Енисейский, Богучанский, районы) Ж/Д и автотранспорт речной транспорт Ж/Д, автотранспорт

Библиографические ссылки

1. Инвестиционный паспорт Красноярского края [Электронный ресурс] : офиц. портал Красноярского края. URL: http://passport.krskstate.ru/kras-region/territory/ transport/ (дата обращения: 28.03.2014).

2. Стратегия социально-экономического развития края [Электронный ресурс]: Официальный портал Красноярского края. URL: http://www.econ.krskstate. ru/ser_kray/strateg (дата обращения: 28.03.2014).

© Терещенко К. В., Мельников М. В., 2014

УДК 658. 6

А. В. Цалая Научный руководитель - М. В. Пименова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НЕЛИКВИДЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Рассмотрены особенности и причины возникновения неликвидов в розничной торговле, а также методы снижения и мероприятия по предупреждению образования и накопления неликвидов.

Розничная торговля - важнейшая отрасль хозяйственной деятельности, заключающаяся в реализации товаров непосредственно населению для личного потребления. Ассортимент потребительских товаров таких предприятий весьма разнообразен и подвержен постоянному изменению под влиянием спроса.

В условиях усиления конкуренции, изменения запросов потребителей неправильная политика управления запасами приводит к образованию неликвидных запасов.

Неликвидный товар в розничной торговле - это товар, который по различным причинам не реализуется (не пользуется спросом у потребителей) в течение определенного срока. Период, в течение которого товар становится неликвидным, каждая организация для каждого конкретного товара определяет самостоятельно.

Неликвиды могут потерять свой товарный вид, частично утратить свои потребительские качества; оказаться пересортом другой продукции, о котором никто не узнал, так как никто эту позицию не спрашивал, и, соответственно, факт пересорта не вскрылся; наконец, может выясниться, что товар полностью потерял свою ценность.

Наличие неликвидов приводит к уменьшению то-варооборачиваемости, замораживанию денежных

средств в запасах и опосредованно ведет к увеличению затрат на складское хранение.

Основными причинами образования неликвидов в розничной торговле являются:

- резкое снижение спроса;

- увеличение его вариативности;

- нерациональная политика закупок;

- неэффективная система управления запасами;

- ошибки персонала;

- стратегические просчеты;

- условия работы с некоторыми типами продукции и др.

Масштаб накопления неликвидных позиций может быть различен, поэтому необходимо своевременно организовать деятельность по снижению уровня неликвидных запасов предприятия.

Деятельность, направленная на минимизацию неликвидов требует дополнительных затрат на организацию реализации (поиск потребителя) и на проведение выявления и анализа причин их возникновения.

Для сокращения объемов неликвидных запасов необходимо осуществить следующие действия:

1) определить неликвиды;

2) выявить причины снижения оборачиваемости, образования неликвидов;

3) подготовить неликвиды к продаже;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.