Научная статья на тему 'Анализ современного российского законодательства по вопросам новых репродуктивных технологий (НРТ)'

Анализ современного российского законодательства по вопросам новых репродуктивных технологий (НРТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / NEW REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES / LEGISLATION / RULES OF LAW / FAMILY CODE OF RF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернышева Марта Леонидовна

В данной работе произведен анализ российского законодательства по вопросам новых репродуктивных технологий. Обобщена информация о правах граждан РФ в области охраны репродуктивного здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MODERN RUSSIAN LEGISLATION CONCERNING NEW REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES (NRT)

In the article the analysis of the Russian legislation concerning new reproductive technologies is made. The information on rights of citizens of the Russian Federation in the field of protection of reproductive health is generalized.

Текст научной работы на тему «Анализ современного российского законодательства по вопросам новых репродуктивных технологий (НРТ)»

УДК 340.61

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НРТ)

© М.Л. Чернышева

Ключевые слова: новые репродуктивные технологии; законодательство; правовые нормы; Семейный кодекс Российской Федерации.

В данной работе произведен анализ российского законодательства по вопросам новых репродуктивных технологий. Обобщена информация о правах граждан РФ в области охраны репродуктивного здоровья.

Законодательство Российской Федерации в отношении охраны репродуктивных прав в целом соответствует международным правовым документам и нормам, регламентировано Конституцией Российской Федерации и специальными законодательными актами по охране здоровья, материнства, детства, социальной поддержке семьи; целевыми федеральными программами и т. д. Данные документы содержат ряд прав граждан Российской Федерации, которые могут рассматриваться самостоятельно или в сочетании с другими правами и служить целям охраны репродуктивного здоровья и защиты репродуктивных прав.

Конституция Российской Федерации содержит ряд статей, направленных на охрану отдельных репродуктивных прав мужчин и женщин, а именно права женщин на материнство, права граждан иметь семью и детей. Так, в соответствии с п. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих как состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, так и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери и ребенка. Перечисленные ранее международ-но-правовые нормы и нормы Конституции Российской Федерации воспроизведены и развиты в Семейном кодексе Российской Федерации [1].

В настоящий момент в Семейном кодексе прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума [2, 3].

Нормами Семейного кодекса РФ урегулированы также особенности установления происхождения детей, родившихся при применении методов вспомогательных репродуктивных технологий. Так, п. 4 ст. 48 Семейного кодекса установлены нормы об основаниях производства записи о родителях ребенка в книге записей рождения, при рождении ребенка у супругов в результате применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона и предусматривается специальный случай имплантации эмбриона т. н. суррогатной матери. Тем самым впервые в России сделана попытка разрешить проблему, связанную с регулированием отношений по поводу суррогатного материнства (вынашивание и рождение ребенка другой женщиной с целью передачи его супругам).

Важным этапом в совершенствовании законодательства по охране здоровья, планированию семьи явилось принятие в 1993 г. «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее - Основы). Это законодательный документ, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья, в т. ч. и в области репродуктивного здоровья граждан.

Некоторые статьи Основ имеют самое непосредственное отношение к проблемам планирования семьи и репродуктивным правам. В частности, статья 22 Основ посвящена правам семьи. Данная статья более подробно раскрывает принципы государственной политики в отношении семьи и детей, которые обозначены в Конституции Российской Федерации.

- Установлено право каждого гражданина на бесплатные консультации по медицинским показаниям по вопросам планирования семьи, наличие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих по медико-психологи-

ческим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

- Определено право семьи по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов на выбор врача общей практики (семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

- Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

- Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в инте-

ресах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка.

- Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Раздел VII Основ законодательства об охране здоровья граждан определяет принципы медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Так, ст. 35 Основ провозглашает право каждой совершеннолетней женщины детородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Данная статья устанавливает нормы, имеющие целью способствовать реализации права быть матерью для женщин, которые в силу особых заболеваний или состояния репродуктивной системы одного из супругов не могут зачать ребенка естественным путем [4].

Лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме

на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у ник ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений

Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)

Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства

Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать нв вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства

Рис. 1. Ст. 51 и 52 Семейного кодекса, регулирующие вопросы, связанные с записью родителей ребенка в книге записей рождений и оспариванием отцовства (материнства)

| Ст. 35 • право каждой совершеннолетней женщины детородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона

Ст. 35 • право женщины на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий

Ст. 35 • право женщины на информацию о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора

С % Ст. 35 V > • принципы деятельности медицинских ^ учреждений при применении указанных процедур: процедура осуществляется в учреждении, получившем лицензию на медицинскую деятельность; должно быть письменное согласие на эту процедуру супругов или одинокой женщины; сведения о проведенной процедуре и личности донора составляют врачебную тайну

Ст. 35 ь- ............. • незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную российским законодательством

Рис. 2. Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 г. № 5487-1, ст. 35 [5]

донорство спермы

донорство ооцитов

Иилы рлс.мпр чилоыек.1 с ни при I

предоставление эмбриона

предоставление всего организма дли вынашивания

ребенка (суррогатное _материнство)_

Рис. 3. Виды распоряжения человека своим телом при ВРТ [5]

: й-£

г-Ия

г I 2 в о

Рис. 4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 февраля 2003 г. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» (зарегистрирован в Минюсте 24 апреля 2003 г. № 4452) и его структура

Ст. 36 Основ определяет право каждой женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Действующие в настоящее время подзаконные нормативные правовые акты создают механизм для реализации прав женщины, закрепленных в данной статье. Так, приказом Минздрава РФ № 484 от 14 октября 2003 г. утверждена инструкция о порядке разрешения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям и проведения операции искусственного прерывания беременности. Приказом Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. № 302 установлен перечень медицинских показаний для прерывания беременности. Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности утвержден постановлением Правительства РФ № 485 от 11 августа 2003 г. Ст. 37 Основ провозглаша-

ет право граждан на проведение медицинской стерилизации. Согласно данной статье, медицинская стерилизация - это специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции, которая может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей. Приказом Минздрава России от 28 декабря 1993 г. № 303 «О применении медицинской стерилизации граждан» определен механизм реализации норм, содержащихся в указанной статье, в целях охраны здоровья граждан и реализации их прав на специализированный вид медицинской помощи, а также снижения числа абортов и смертности от них [6].

Согласно Приказу, медицинскую стерилизацию можно проводить в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.

Необходимо отметить и ряд других федеральных законов, создающих дополнительные гарантии признания и реализации гражданами репродуктивных прав: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этих законодательных актах представлен комплекс законодательных мер, обеспечивающих правовую, материальную поддержку материнства и детства, охрану труда и здоровья женщин, защиту интересов и прав семьи, создание условий для воспитания детей и другие меры.

Так, Ю. Павлова считает, что особенно важным является создание в России новой правовой базы государственной защиты репродуктивных прав граждан и охраны репродуктивного здоровья, а также неразрывно связанных с ними интересов семьи и защиты детей. Эта система должна реализовать требования ст. 38 Конституции Российской Федерации исходя из характеристики нашей государственности, как направленной на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека [4, 7].

В настоящее время существуют следующие виды распоряжения человеком своим организмом при применении вспомогательных репродуктивных технологий: донорство спермы, донорство ооцитов, предоставление эмбриона, предоставление всего организма для вынашивания ребенка (суррогатное материнство) [7]. До февраля 2003 г. отношения в этой области были частично регламентированы приказом Минздрава Российской Федерации 1993 года № 301 «О применении метода искусственной инсеминации (далее - ИИ) женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (далее - ЭКО) для лечения женского бесплодия». Данный приказ детально регламентировал порядок применения указанных методов, однако в нем содержался значительный пробел относительно донорства в этой области.

26 февраля 2003 г. Минздравом был принят приказ № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия». При анализе уже одного названия этого документа заметно его распространение на более широкую область отношений, а именно - отношения, складывающиеся с целью лечения бесплодия путем применения вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ). ВРТ - это методы терапии бесплодия, при которых все или отдельные этапы зачатия осуществляются вне организма женщины, которые, в частности, включают в себя донорство спермы, донорство ооцитов и суррогатное материнство.

В ходе сравнительного исследования данного и ранее действовавшего приказа необходимо отметить сле-

дующие новые положения, которые нашли в нем отражение.

- Это первый нормативно-правовой акт, в котором получили закрепление такие виды распоряжения человеком своим организмом и его частями, как донорство ооцитов, эмбрионов и суррогатное материнство, в то время как ранее действовавший Приказ регулировал лишь донорство спермы.

- Помимо самой Инструкции по применению указанных методов, приказ утвердил формы первичной медицинской документации, в т. ч. индивидуальные карты донора спермы, донора ооцитов, журналы учета, хранения и использования спермы, ооцитов доноров и т. д., а также сроки их хранения.

- В Инструкции закреплены базовые условия для применения методов ВРТ. В частности, в ней содержится норма о том, что сведения о проведенных операциях, а также о личности донора составляют врачебную тайну, или положение, согласно которому доноры не берут на себя родительские обязанности по отношению к будущему ребенку.

- Приказ содержит ряд новелл.

Среди новых условий для применения методов ВРТ с использованием донорского материала необходимо отметить требование об использовании нативной спермы. Ее применение возможно лишь в случае ИИ или ЭКО спермой мужа. Донорскую же сперму допустимо использовать только в криоконсервированном виде. Причем только после получения повторных (через 6 месяцев после сдачи спермы) отрицательных результатов анализов на ВИЧ, сифилис и гепатит.

Впервые определен возраст возможного донора -это лица от 20 до 40 лет.

Закреплено новое основание для прекращения использования донора для реципиентов определенного региона - рождение от него 20 детей на 800 тыс. населения данного региона.

Действующая Инструкция, помимо донорства спермы, предусматривает возможность донорства ооцитов и эмбрионов, а также порядок их криоконсер-вации, отмечает необходимость наличия письменного заявления - информированного согласия донора для ее проведения. Отсутствие правового закрепления данного требования могло повлечь значительное нарушение прав доноров.

Впервые получил правовое закрепление случай, когда после рождения ребенка у пациентов программы ЭКО остаются в банке неиспользованные криоконсер-вированные эмбрионы. Они могут быть использованы только по свободному решению и письменному информированному согласию таких пациентов. Реципиентам в этом случае должен быть предоставлен фено-типический портрет доноров.

В Инструкции отдельно выделена программа «Суррогатное материнство» с алгоритмом ее проведения. Впервые четко перечислены требования, помимо прохождения медицинского обследования, которые предъявляются к суррогатным матерям: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое и соматическое здоровье.

Вопросы относительно родительских прав при применении методов ВРТ с использованием донорского материала или программы «Суррогатное материн-

ство» урегулированы Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (далее - СК РФ) в зависимости от метода.

В случае рождения ребенка в результате ЭКО или ИИ женщины родителями в книге записей рождений записываются супруги, давшие в письменной форме на это свое согласие (п. 1. ч. 4 ст. 51 СК РФ). При этом супруги обязуются не устанавливать личность донора, а донор обязуется не устанавливать личность ни реци-пиентки, ни ребенка.

Если ребенок вынашивается суррогатной матерью, супруги могут быть записаны его родителями только с ее согласия (п. 2. ч. 4. ст. 51 СК РФ). Нормой ст. 16 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» определено, что при государственной регистрации рождения ребенка в таком случае одновременно с документом, подтверждающим факт его рождения, должен быть представлен документ, подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери на запись супругов родителями ребенка. Выдается такой документ медицинской организацией уже после рождения ребенка.

Следует отметить, что правовое положение эмбриона является одним из наиболее неоднозначных с позиции права и биоэтики вопросов, возникающих в рамках отношений донорства с целью лечения бесплодия. По этой причине в некоторых европейских странах уже введены жесткие законодательные ограничения проведения исследований на эмбрионах и применения методов искусственного зачатия с их использо-

ванием. В российском законодательстве пока еще приходится констатировать отсутствие подобных норм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Risk Of Stillbirth Is Four Times Higher After IVF/ICSI Compared To Spontaneous Pregnancies. URL: http:// www.medicalnewstoday.com/ articles/180236.php (дата обращения: 01.06.2011).

2. Mairi Levitt Assisted reproduction: managing an unruly technology // Health Care Analysis. 2004. V. 12. № 1. P. 41-49.

3. Афанасьева Е.Г. У истоков человеческой жизни: правовые аспекты. М., 1994. С. 27.

4. Курило Л.Ф. Некоторые морально-этические проблемы репродукции человека. М„ 1997. С. 151-172.

5. Чернышева М.Л., Чернышев А.В. Определение принципов биоэтики // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2009. № 2. С. 39-41.

6. Пищита А.Н., Стеценко С.Г. Медицинское право. М„ 2005. 378 с.

7. Шабордина М. Проблема регулирования вспомогательных репродуктивных технологий человека. URL: http:// www.lomono-sovmsu.ru/ archive/Lomonosov_2007/l 7/shabordina_mn.doc.pdf (дата обращения: 01.06.2011).

Поступила в редакцию 15 сентября 2011 г.

Chernysheva M.L. ANALYSIS OF MODERN RUSSIAN LEGISLATION CONCERNING NEW REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES (NRT)

In the article the analysis of the Russian legislation concerning new reproductive technologies is made. The information on rights of citizens of the Russian Federation in the field of protection of reproductive health is generalized.

Key words: new reproductive technologies; legislation; rules of law; Family code of RF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.