Научная статья на тему 'Анализ советской системы содействия занятости выпускников вузов (молодых специалистов) и использование её элементов сегодня'

Анализ советской системы содействия занятости выпускников вузов (молодых специалистов) и использование её элементов сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1871
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) / ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СТАЖИРОВКА / ЦЕЛЕВАЯ КОНТРАКТНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федченко Инна Викторовна

Автором проанализирован ряд действовавших в СССР нормативных документов в области трудоустройства выпускников вузов, в результате основные её аспекты систематизированы в виде схемы. В плановой экономике практически не существовало проблем безработицы молодёжи, особенно получившей высшее профессиональное образование. Советская система содействия занятости выпускников вузов имеет следующие особенности: широчайший охват населения, государственная гарантия трудоустройства выпускников, активное участие предприятий в формировании социального и человеческого капиталов выпускников, начиная с обучения в высшей школе и заканчивая стажировкой и особым правовым статусом молодого специалиста в течение трёх лет. Конечно, такая система имела свои недостатки, однако на данный момент назрела необходимость использования отдельных её элементов и принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федченко Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ советской системы содействия занятости выпускников вузов (молодых специалистов) и использование её элементов сегодня»

УДК 331.101.262

Федченко Инна Викторовна

доцент. Сибирский государственный технологический университет fed4enko.inna@yandex.ru

Анализ советской

СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ

занятости выпускников

ВУЗОВ (МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ)

и использование

ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ СЕГОДНЯ

Inna V. Fedchenko

Docent.

Siberian State Technological University fed4enko.inna@yandex.ru

Analysis of the soviet

SYSTEM OF PROMOTION EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES (YOUNG SPECIALISTS) AND application OF ITS ELEMENTS TODAY

Аннотация. Автором проанализирован ряд действовавших в СССР нормативных документов в области трудоустройства выпускников вузов, в результате основные её аспекты систематизированы в виде схемы. В плановой экономике практически не существовало проблем безработицы молодёжи, особенно получившей высшее профессиональное образование. Советская система содействия занятости выпускников вузов имеет следующие особенности: широчайший охват населения, государственная гарантия трудоустройства выпускников, активное участие предприятий в формировании социального и человеческого капиталов выпускников, начиная с обучения в высшей школе и заканчивая стажировкой и особым правовым статусом молодого специалиста в течение трёх лет. Конечно, такая система имела свои недостатки, однако на данный момент назрела необходимость использования отдельных её элементов и принципов.

Ключевые слова: занятость выпускников вузов (образовательных организаций высшего образования), плановая экономика, человеческий капитал, социальный капитал, производственная практика, стажировка, целевая контрактная подготовка.

Annotation. The author analyzes a range of the normative documents existing in the USSR in the field of employment of university graduates; as a result its main aspects are systematized in the form of the scheme. In a planned economy there were practically no problems of unemployment of the youth which, especially, having higher education. The Soviet frame of promotion employment of university graduates had the following features: the broadest coverage of the population, the state guarantee of employment of graduates, an active participation of enterprises in formation of the social and human capitals of graduates, starting with education at the higher school and concluding with training and special legal status of the young specialist during three years. Of course, such system had the weaknesses; however, at the moment the need of application of its separate elements and the principles has ripened.

Keywords: employment of university graduates (educational organizations of the higher education), planned economy, human capital, social capital, practice, probation period, target contract training.

На сегодняшний день актуальность проблем занятости выпускников вузов (образовательных организаций высшего образования) не вызывает сомнения. Несмотря на особую значимость молодых специалистов для общества, лица, недавно получившие высшее образование и не имеющие практического опыта работы по специальности, являются одной из наиболее незащищённых и невостребованных категорий в области трудовых отношений, поскольку работодатели, чаще всего, предпочитают нанимать специалистов с уже имеющимся опытом работы. Согласно данным Росстата, наибольшую долю от общего числа безработных составляют имен-

но лица в возрасте 21-24 года - 21, 5 % [8], чаще всего, это выпускники высших учебных заведений. В результате выпускники без стажа по соответствующей специальности вынуждены трудоустраиваться не по профилю или долгое время остаются безработными, что в итоге создаёт предпосылки для роста уровня социальной напряжённости в обществе. В прошлом подобных проблем не существовало, поскольку поддерживались устойчивые связи между предприятиями и вузами. Для того, чтобы определить, какие меры могут быть эффективны на сегодняшний день, проведём ретроспективный анализ сложившейся практики содействия государ-

167

ства занятости выпускников вузов.

В прошлом государство содействовало занятости выпускников вузов (молодых специалистов) систематизированно и достаточно результативно. В СССР выпускники вузов не имели сегодняшних проблем с трудоустройством, велось централизованное распределение выпускников на предприятия страны, а приобретение практических навыков работы путём прохождения практик и стажировок контролировалось государством. Н.В. Гончарова отмечает, что «в прошлом любой советский вуз был частью единого народнохозяйственного комплекса и действовал в соответствии с организационными правилами, близкими к принципам работы обычного государственного предприятия, встроенного в систему планового хозяйства» [4, с. 105]. Вуз был полноправным элементом формирования потенциала занятости молодых специалистов в воспроизводственном процессе рабочей силы. Соблюдение планов выпуска и приёма в вузах контролировало министерство высшего и среднего специального образования. В 1987 г. 896

вузов СССР были подчинены 74 союзным и республиканским министерствам и ведомствам [9, с. 5]. Согласно статье 182 КЗоТ РСФСР, «молодые рабочие, окончившие профессиональнотехнические учебные заведения, и молодые специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией» [6, с. 68]. Система содействия занятости выпускников вузов СССР представлена в виде схемы на рисунке. Одной из особенностей данной системы является взаимодействие будущего молодого специалиста и предприятия, начиная с периода обучения в вузе в форме прохождения производственных и преддипломных практик, а также в виде курсового проектирования с использованием материалов предприятия. Таким образом, во время прохождения практики и стажировки студент, выпускник вуза, получал все необходимые практические навыки работы на конкретном предприятии по полученной в вузе специальности, изучал всю специфику своей профессии.

оа

О

£

Ш

СО

О

Ес

'j£.

О

>,

С

3

СО

ь-

CJ

о

н

55

X

CS

го

О

S

н

о

о

=3

О

U

о Производственные и преддипломные практики, курсовое

л проектирование на предприятии:

X - возможность полностью понять специфику своей будущей работы.

Г быть вовлеченными в реальный производственный процесс:

О -специальные программы практики, разрабатываемые на кафедрах;

- заполнение специальных дневников;

- контроль и помощь состороны руководителя практики

с_ rj Распределение выпускников в последние месяцы перед окончанием вузов с помощью специально созданной комиссии

Стажировки выпускника:

сз - срок ! 1 год

с - назначение руководителя, который был обязан разрабатывать

я индивидуальный план, участвовать в составлении характеристики

молодого специалиста и в комиссии по подведению итогов

О стажировки;

- следование типовым программам стажировки, разработанным

О Министерством высшего и среднего специального образования

§ 2 СССР;

О ж - следование специальным индивидуальным планам.

С г. предусматривающим решение какой-либо важной производственной

ч = « у' s = задачи.

я р Особый правовой статус молодого специалиста:

ГЛ - обязанность после окончани вузв отработать 3 года на данном

Я предпритии;

- заработная плата, все льготы которыми пользовались сотрудники

г» данного предприятия, занимающие аналогичные должности;

X - запрет на увольнение.

168

Рисунок - Система содействия занятости выпускников вузов в СССР [Составлено по: 5, 7, 10]

После прохождения стажировки и ряда практик выпускник вуза в советской экономике обогащал свой человеческий капитал специфическими для данной работы знаниями, навыками, компетенциями, а также формировал свой социальный капитал, т.к., работая в должности дублёров специалистов во время практик, находясь около года на соответствующем предприятии во время стажировки, он обзаводился необходимыми социальными связями. Затем, после централизованного распределения (во многих случаях именно на то предприятие, где он уже был в качестве практиканта), в течение трёх лет после выпуска из вуза, он имел особый правовой статус, а в течение года - являлся стажёром, которому оказывалась помощь в эффективной адаптации к условиям предприятия.

К сожалению, в рыночной России практика студентов носит по большей части формальный характер. Студенты, чаще всего, не вовлечены в реальный производственный процесс, что снижает их будущую конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, молодой специалист в сегодняшних условиях не наделён особым правовым статусом, и на большинстве предприятий не уделяется должного внимания его адаптации. Исключением является запрет на установление испытательного срока для выпускников вузов и ссузов, имеющих государственную аккредитацию, в течение года после выпуска (прописан в ст. 70 Трудового кодекса РФ) [1]. Несмотря на очевидные преимущества (отсутствие безработицы среди молодёжи, обеспеченность предприятий специалистами нужной квалификации и в нужном количестве), существенными недостатками такой системы являлось отсутствие возможности выбора молодым специалистом места работы и обязанность отработать на определённом предприятии в течение трёх лет, но, несмотря на это, согласно опросу, проведённому исследовательским центром портала SuperJob.ru, в 2010 году среди 2500 представителей экономически активного населения России, большая часть - 68 % опрошенных уверены, что проблему трудоустройства молодежи можно решить, вернувшись к советской практике распределения молодых специалистов [2]. Также опрос 2012 года среди родителей будущих выпускников вузов и ссузов показал положительное мнение общества насчёт возврата к советской практике - 53 % опрошенных высказались за данную меру [3]. Конечно, полностью воссоздать подобную систему в современных условиях не представляется возможным, однако государство может развивать отдельные её элементы и прин-

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [КонсультантПлюс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

2. 68 % россиян хотят вернуть систему распределения выпускников вузов [РИА Новости]. 2010. URL: http://www.rian.ru/society/20100728/2593644 92 html 3

3. Возврат к советской системе распределения выпускников вузов [Печатник.сот.]: 2012. URL:

ципы следующим образом: совершенствовать правовые аспекты подготовки специалистов «по заказу» предприятий или государственной и частной поддержки молодых специалистов (целевая контрактная подготовка); расширять масштабы стажировок выпускников вузов, организуемых Службой занятости; ввести в основную образовательную программу стажировки студентов в период обучения на старших курсах; развивать систему льготирования в области налогообложения для молодых специалистов и их работодателей; поощрять прохождение производственных практик с реальным включением в производственный процесс; сюда же может относиться выполнение курсовых и дипломных работ по материалам предприятий и под руководством опытных специалистов-практиков, увеличить удельный вес практик в основных образовательных программах; поощрять различные виды коммуникаций вузов и работодателей, например: участие работодателя в формировании и финансировании материально-технической базы вузов, проведение работодателями семинаров, круглых столов, дополнительная занятость студентов во время обучения и т.п.; совершенствовать систему поощрений для вузов, наиболее активно реализующих мероприятия по корректировке содержания и оценке высшего образования в соответствии с требованиями рынка труда.

Отдельные из перечисленных направлений уже осуществляются на практике, однако все предложенные меры будут эффективны только в случае заинтересованности, как вузов, так и работодателей. Высшим учебным заведениям следует проявлять больше инициативы в области сотрудничества с государственными и частными предприятиями. В настоящее время стимулы такого сотрудничества для большинства вузов уже реализуются (государством выделены цифры контрольного приема в рамках бюджетного финансирования, внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты Ш-го поколения, формируются механизмы общественной аккредитации). В свою очередь, работодатель самостоятельно должен заниматься вопросами кадрового планирования и прогнозирования потребности в кадрах на перспективу, активно участвовать в процессе профессиональной подготовки будущих выпускников, в том числе посредством разработки профессиональных стандартов. Однако, практика кадровой работы большинства работодателей, данные мониторингов, а также собственные эмпирические исследования, к сожалению, во многих случаях показывают обратную ситуацию.

Literature:

1. Labor code of the Russian Federation of 30.12.2001 N 197-FZ [ConsultantPlus]. URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

2. 68 % of Russians want to return system of distribution of university graduates [RIA News]. 2010. URL: http://www .rian.ru/society/20100728/259364 492 html

3. Return to the Soviet system of distribution of university graduates [Pechatnik.Com.]: 2012. URL:

169

http://pechatnick.com/forum/viewtopic.php?t= 27688

4. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов. СОЦИС. 1997. № 3. С. 105-112.

5. Декрет об откомандировании студентов высших технических учебных заведений для летней практики, принятый СНК РСФСР 10.06.1920 [Библиотека нормативно-правовых актов СССР]. URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/ussr_687. Htm

6. Кодекс законов о труде РСФСР. М. : юрид. лит.,1988. 112 с.

7. О производственной работе и производственной практике студентов высших учебных заведений СССР: Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 31.12.1959 № 396 [bestpravo.ru]. URL: http:// www.bestpravo.ru/sssr/gn-praktika/b8r.htm

8. Обследование населения по проблемам занятости - 2014 год. [Федеральная служба государственной статистики]. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b14_30/Main.htm

9. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. Киев. : Вища школа. 1987. 88 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Положение о стажировке молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения (утв. Госкомтрудом СССР 18.06.1973 № 104-АВ, ВЦСПС 21.06.1973, Минвузом СССР 25.06.1973 № 553 [bestpravo.ru]: URL: http://bestpravo.ru/ussr/ data03/ tex14653.htm

http://pechatnick.com/forum/viewtopic.php? t=27688

4. Goncharova N.V. About labor market of university graduates // SOTsIS. 1997. № 3. P. 105-112.

5. The decree about sending out on business of students of the highest technical educational institutions for summer practice adopted by SNK RSFSR 10.06.1920 [Library of normative legal acts of the USSR]: URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_687. htm

6. Code of laws on the work RSFSR. M. : Legal literature, 1988. 112 p.

7. About production work and work practice of students of higher educational institutions of the USSR: Order of the Ministry of higher and secondary vocational education of the USSR of 31.12.1959 No. 396 [bestpravo.ru]: URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/ gn-praktika/b8r.htm

8. nspection of the population on employment problems - 2014. [Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_30/Main.htm

9. The main directions of reorganization of higher and secondary vocational education in the country. Kiev : Higher school. 1987. 88 p.

10. The provision on training of the young specialists graduated from higher educational institutions (appr. By Goskomtrud SSSR 18.06.1973 No. 104-AB, AllUnion Central Council of Trade Unions 21.06.1973, Minvuz SSSR 25.06.1973 No. 553 [bestpravo.ru]: URL: http://bestpravo.ru/ussr/data03/tex14653.htm

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.