Научная статья на тему 'Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью'

Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1407
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ / SOCIAL INCLUSION / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / SOCIAL BARRIERS / НЕЗАВИСИМАЯ ЖИЗНЬ / INDEPENDENT LIFE / ЛОКАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / LOCAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SOCIAL REALITY / ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN NECESSITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афонькина Юлия Александровна, Жигунова Галина Владимировна

Исследование проблемы обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью вызвано необходимостью оптимизации инклюзивных процессов в обществе. К сожалению, в современном российском обществе успешному включению лиц с инвалидностью в социум препятствуют многочисленные социальные барьеры, ограничивающие доступ к социальным ресурсам и принятому в сообществе определенному образу жизни. Все это указывает на серьезную социальную проблему, требующую научного осмысления и решения. Важным инструментом исследования и понимания данной проблемы является анализ социальных сред на разных уровнях социальной реальности в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью. Цель данной работы разработать и представить компоненты теоретико-эмпирического анализа социальных сред на макро-, мезои микроуровнях социальной реальности в контексте проблемы обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью. Результаты исследования связаны с созданием авторской методики для эмпирической оценки ресурсных возможностей социальной среды для лиц с инвалидностью с точки зрения обеспечения их независимой жизни. Разработанная авторами методика анализа социальных сред позволит выявить имеющиеся ресурсы и потенциал каждой среды в контексте преодоления социального исключения и социальной дистанции между людьми с инвалидностью и остальным населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Social Environment Structure for Ensuring Independent Life for People With Disability

The study of the problem of ensuring the independent life for people with disabilities is caused by the need to optimize inclusive processes in the society. Unfortunately, in modern Russian society the successful inclusion of people with disabilities into the society is hampered by numerous social barriers that restrict access to social resources and the way of life adopted in the community. All this leads to a serious social problem that requires scientific understanding and decision. An important tool in the study of this problem is the analysis of social environment at different levels of social reality in the context of ensuring the independent life for people with disabilities. The purpose of this work is to identify and present the components of theoretical and empirical analysis of social environment at macro-, meso-and micro-levels of social reality in the context of ensuring the independent life for people with disabilities. The novelty of the study is related to the creation of a methodology for empirical assessment of the social environment resource possibilities for people with disabilities in terms of ensuring their independent life. The social environment analysis methodology presented in the article will help to identify the available resources and potential of each environment in the context of overcoming social exclusion and social distance between people with disabilities and the rest of the population.

Текст научной работы на тему «Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью»

Социология управления

Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В.

Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью*

Афонькина Юлия Александровна — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры специальной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», Мурманск, РФ. E-mail: julia3141@rambler.ru SPIN-код РИНЦ: 3952-2694

Жигунова Галина Владимировна — доктор социологических наук, доцент, профессор, кафедра философии и социальных наук ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», Мурманск, РФ. E-mail: galina-zhigunova@yandex.ru SPIN-код РИНЦ: 4554-0448

Аннотация.

Исследование проблемы обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью вызвано необходимостью оптимизации инклюзивных процессов в обществе. К сожалению, в современном российском обществе успешному включению лиц с инвалидностью в социум препятствуют многочисленные социальные барьеры, ограничивающие доступ к социальным ресурсам и принятому в сообществе определенному образу жизни. Все это указывает на серьезную социальную проблему, требующую научного осмысления и решения. Важным инструментом исследования и понимания данной проблемы является анализ социальных сред на разных уровнях социальной реальности в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью. Цель данной работы — разработать и представить компоненты теоретико-эмпирического анализа социальных сред на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности в контексте проблемы обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью.

Результаты исследования связаны с созданием авторской методики для эмпирической оценки ресурсных возможностей социальной среды для лиц с инвалидностью с точки зрения обеспечения их независимой жизни. Разработанная авторами методика анализа социальных сред позволит выявить имеющиеся ресурсы и потенциал каждой среды в контексте преодоления социального исключения и социальной дистанции между людьми с инвалидностью и остальным населением.

Ключевые слова

Инвалидность, социальная инклюзия, социальная среда, доступная среда, социальные барьеры, независимая жизнь, локальные среды, социальная реальность, потребности человека.

Развитие процессов интеграции и инклюзии людей с инвалидностью поставило проблему доступности среды в фокус социальных изменений.

Уровень доступности социальных сред для людей с инвалидностью в настоящее время является своеобразным барометром развития общественных институтов и всего общества. От того, насколько в обществе учитывается потребность

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18011-00712 «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)»).

участия в социальных процессах данной категории населения, можно судить о соблюдении в нем законодательно закрепленных прав человека, а также о доминирующих общественных ценностях.

Общественность подошла к пониманию инвалидности как социального феномена в 80-е годы ХХ в. Первая взаимосвязь инвалидности с отношениями человека с окружающей средой была показана ООН при определении понятия нетрудоспособности. Проявляются эти отношения в столкновении людей-инвалидов с культурными, физическими или социальными барьерами, препятствующими их доступу к различным сферам жизни общества, которые доступны другим гражданам. i

Важным шагом в обеспечении равенства прав людей с инвалидностью в России посредством изменения социальной среды стало появление Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181. Задача обеспечения доступной среды для людей с инвалидностью в России в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Они должны создавать условия людям с инвалидностью для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) 2.

В 2000-х гг. были приняты значимые для формирования доступной среды нормативные документы: «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения», утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 70; СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».

1

Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года / ООН [Электронный ресурс]

URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/progl.shtml (дата обращения: 15.04.2018).

2

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения: 15.04.2018).

В 2012 году в России была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., и был взят курс на соблюдение международных стандартов в отношении прав инвалидов. Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению3. Эти меры включают выявление и устранение барьеров, мешающих доступности людей с инвалидностью в здания, транспорт, дороги и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, в том числе электронные и экстренные.

Для устранения барьеров, препятствующих реализации прав и свобод людьми с инвалидностью, в нашей стране была принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг., где определены приоритетные сферы жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранение, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура.

Немаловажными ориентиром в создании безбарьерной среды для инвалидов стал Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», направленный на повышение доступности образовательных учреждений для детей с инвалидностью.

В последние годы был принят ряд нормативных документов по обеспечению условий для независимой жизни людей с инвалидностью: продлена государственная программа «Доступная среда» до 2020 года, утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи (Приказ Минтруда России № 527н от 30.07.2015 г.), утвержден план по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ № 893-р от 10.05.2017 г.), утверждена Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (Распоряжение Правительства РФ от 16.07.2016 г. № 1506-р) для обеспечения целостности сведений об инвалидах из различны ведомств,

3

Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал].иКЪ: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 20.04.2018).

утверждены правила формирования и ведения федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 674).

Таким образом, обеспечение равных возможностей людям с инвалидностью и устранение существующих барьеров социальной среды стало одной из важнейших социально-экономических задач современной России, которая нашла свое законодательное воплощение.

Однако барьеры по-прежнему остаются существенной проблемой современного общества, препятствием к обеспечению его целостности. Причем в современном обществе, наряду с осознанием наличия в нем барьеров, происходит непрерывный процесс барьеризации инвалидности, поскольку в ходе научно-технического и социального развития общества конструируются все новые барьеры, препятствующие удовлетворению новых возникающих социальных потребностей, обусловленных общественным прогрессом. Концепт барьеризации инвалидности А.А. Никонова определяет как процесс осознания обществом ограничений (барьеров) в возможности реализации все увеличивающихся социальных потребностей. 4 Соответственно, преодоление барьеризации невозможно без своевременной разработки и реализации мер, направленных на удовлетворение возникающих потребностей населения. В этой связи повышается роль исследований по выявлению новых потребностей, условий и барьеров в их удовлетворении.

Барьеры физической среды стали предметом исследований ученых в конце XX - начале XXI вв. Среди зарубежных авторов следует отметить P. Буркхаузера, М. Дели5, Д. Вандерхайдена, Д. Тобиаса6, исследующих барьеры трудовой занятости и практику инклюзивного (универсального) дизайна, А. Хана, М. Оливера, Дж. Кемпбелла, Д. Пфайфер, Г. Альбрехта, Д. Брадока, К. Денсона и других, разрабатывающих концепцию независимой жизни людей с инвалидностью7.

4

НиконоваА.А. Социологический анализ создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью (на примере категории слабовидящих и незрячих инвалидов: автореферат дисс. ... канд. социол. наук по специальности 22.00.04. Казань, 2015. С. 12.

5

Burkhauser R., Daly M. Disability and work: the experiences of American and German men. Economic

Review, № 2. 1998. PP. 17-29.

6

Vanderheiden G., Tobias J. Universal design of consumer products: current industry practice and perceptions // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. 2000. № 32. P. 16-22.

7

Hahn A. de. Social Exclusion: an Alternative Concept for the Study of Deprivation? // IDS Bulletin. 1998. Vol. 29. № 1. P. 10-19; Oliver M., Campbell J. Disability Politics: Understanding Our Past, Changing Our Future. New York: Routledge, 1996; Pfeiffer D. Disability Studies Quarterly Fall 2002, Vol. 22. No. 4. P. 234235. URL: http://dsq-sds.org/article/view/390/527 (дата обращения: 26.06.2018).

Среди отечественных ученых неоценимый вклад в развитие представлений о социально-средовых условиях обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью в этот период внесли Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Д.В. Зайцев, Е.И. Холостова, Е.А. Тарасенко и др.

Современные российские ученые, исследующие социальные барьеры инвалидности, сосредоточены на барьерах в образовании и идеях инклюзии (Д. Зайцев, Е.А. Тарасенко, А.Я. Чигрина, Е.Р. Ярская-Смирнова),8 барьерах занятости (Н.С. Бубеев, Е.Г. Кудаева)9, социокультурных и социально-психологических барьерах (T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина, Г.В. Жигунова, Е.Р. Ярская-Смирнова)10, доступной пространственной среды (Э.К. Наберушкина, А.А. Никонова, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова, Ю.П. Шестопалов)11.

Указанные исследователи обращают особое внимание на взаимодействие между человеком с инвалидностью и окружающей средой, анализируют формы и способы интеграции инвалидов в социум посредством социальной модели инвалидности, в которой акцент длается не на исправлении дефектов лиц со стойкими нарушениями здоровья, а на изменении недостатков социума, препятствующих удовлетворению потребностей данных лиц. Указанный подход, по нашему мнению,

8

Зайцев Д.В., Романов П.В., Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. Теоретико-методологические основы социальной инклюзии // Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / Под общ. ред.: Д.В. Зайцев, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд-во СГТУ, 2010. С. 9-15; Тарасенко Е.А., Збировская Е.П. Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 4. С. 33-41; Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. Н. Новгород, 2011; Ярская-Смирнова Е.P., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100-106.

9

Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. Саранск, 2009; Бубеев Н.С. Трудоустройство инвалидов в изменяющихся социальных условиях российского общества:

автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. Улан-Удэ, 2011.

10

Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997; Добровольская T.A., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования, 1991. № 5. С. 3-8; Жигунова Г.В., Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю., Кузнецов А.Н. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с

ограниченными возможностями / Под ред. Г.В. Жигуновой. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008.

11

Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города: автореферат дисс. ... д-ра социол. наук по специальности 22.00.04. Саратов, 2013.; Наберушкина Э.К. Город-проект для жизни // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 1-8; НиконоваА.А. Социологический анализ создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью (на примере категории слабовидящих и незрячих инвалидов: автореферат дисс. ... канд. социол. наук по специальности 22.00.04. Казань, 2015; Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 44-55; Шестопалов Ю.П. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.08. М., 2011.

является наиболее перспективным при анализе доступности социальных сред для инвалидов и формировании мер социальной политики.

Однако, несмотря на интерес ученых к проблеме интеграции людей с инвалидностью, она остается все еще недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане. Вне поля разработки остаются сами социальные среды, их состояние, условия и способы обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью в рамках данных сред. На сегодняшний день в науке не сложилось представления о компонентах социальных сред в контексте социальной инклюзии данной категории людей, отсутствуют адекватные методы оценки сред для удовлетворения потребностей инвалидов. Получение нового научного знания по указанной проблематике позволит повысить ресурсные возможности сред по включению людей с инвалидностью в общество и реализации их прав и свобод.

В исследованиях безбарьерной среды современными российскими и зарубежными учеными отмечаются различные стороны данной проблемы. По результатам исследований, проведенных в Турции, Англии и США, была установлена взаимосвязь между барьерами и различными средами, в зависимости от физического, социального и психологического характера соответствующих сред 12. По результатам исследования, проведенного среди студентов вузов Хорватии, были выявлены препятствия, с которыми встречаются люди с инвалидностью: недостаточный транспорт и финансы для посещения университета, минимальная адаптация зданий, туалетов, лифтов, классных комнат и общежитий 13. Студенты были удовлетворены неформальной поддержкой, которую они получили от семьи и друзей, но не удовлетворены официальной поддержкой, которую они получили от университетов и правительства.

В рамках исследования барьеров инклюзивного образования в Греции, Испании и Литве было выявлено, что доступ к инклюзивному образованию молодым людям ограничивают культурные и институциональные барьеры наряду с физическими барьерами14.

12

Koca-AtabeyM. A personal validation of the social nature of disability: different environments, different experiences // Disability & Society. 2013. Vol. 7. № 28. PP. 1027-1031.

13

Babic M.M., Dowling M. Social support, the presence of barriers and ideas for the future from students with disabilities in the higher education system in Croatia // Disability & Society. 2015. Vol. 4. № 30. PP. 614-629.

14

Genova A. Barriers to inclusive education in Greece, Spain and Lithuania: results from emancipatory disability research // Disability & Society. 2015. Vol. 7. № 30. PP. 1042-1054.

В качестве серьезных препятствий на пути независимой жизни людей с инвалидностью выступает также неблагоприятная социально-психологическая среда, способствующая их маркировке и дискриминации, что подтверждается рядом проведенных исследований15.

Для понимания препятствий, которые имеют место в локальных социальных средах на пути социальной инклюзии и независимой жизни людей с инвалидностью, необходимо рассмотреть структуру локальной социальной среды.

Социальная среда, согласно А.В. Тихонову, Е.М. Акимкину, В.А. Шилову, включает социально-стратификационный, институциональный и самоорганизационный

16 п

компонент, где зарождаются процессы спонтанной активности . При этом саму социальную среду мы понимаем как совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение, и выступающая опосредующим звеном между индивидом и личностью в разнообразных социальных сферах.

Предметом социологического анализа конкретной социальной среды выступают символические социокультурные признаки, социальные установки, ценности, правила и образцы поведения, формы, способы, временные и пространственные характеристики взаимодействий субъектов и их деятельности, потребности субъектов, реализуемые в среде социальные ситуации, отражающие цель и содержание взаимодействий и деятельности.

Основные социальные среды, в которых протекает жизнедеятельность и проявляется активность человека с инвалидностью, отражают его человеческие потребности и содержат в себе условия по их удовлетворению. Это такие среды, как жилищно-бытовая, лечебно-реабилитационная, социального обслуживания, архитектурно-градостроительная, транспортно-логистическая, информационная, потребительская, образовательная, профессионально-трудовая (производственная), спортивная и физкультурно-оздоровительная, рекреационная и культурно-досуговая, социально-психологическая, коммуникативная, семейная.

В своей работе Ш.К. Ханнанов, рассматривая антропоцентрические и экоцентрические модели понимания социальной среды, показывает, что в первом

15

ShierM., Graham J.R., JonesM.E. Barriers to employment as experienced by disabled people: a qualitative

analysis in Calgary and Regina, Canada // Disability & Society. 2009. Vol. 1. № 24. PP. 63-75.

16

Тихонов А.В., Акимкин Е.М., Шилова В.А. Предисловие // Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: пробелы и методы исследования: материалы XI Дридзевских чтений. М., 2010.С. 3.

случае среда выступает как фактор влияния на становление и развитие человека, а во втором случае человек рассматривается как активный агент формирования и развития социальной среды17. На основании показанного взаимовлияния среды и человека, заключим, что освоение возможностей, имеющихся в социальной среде, определяется активной позицией субъекта в их восприятии и реализации. В связи с чем в область социологического анализа социальных сред необходимо ввести категорию потребностей, которые, согласно сложившейся научной парадигме, опирающейся на исследовании, как отечественных, так и зарубежных ученых, выступают источником активности человека (А. Маслоу18, К. Левин19, С.Л. Рубинштейн20, А.Н. Леонтьев21, Д.А. Леонтьев22, К.К. Платонов23, Е.П. Ильин24 и др.). Потребности рассматриваются как основа формирования мотива — своеобразного двигателя личности, и представляют собой в разных авторских подходах нужду или предмет ее удовлетворения, необходимость, отсутствие блага, отношение, состояние, нарушение стабильности, системную реакцию личности. В целом потребности направляют активность личности на восполнение определенного «дефицита» и сигнализируют о необходимости выбора средств для их удовлетворения.

В связи с этим все социальные среды, в которые включен или может быть включен человек с инвалидностью, необходимо анализировать с точки зрения того, насколько они отвечают его материальным, физическим, духовным и социальным потребностям как субъекта деятельности.

Материальные потребности связаны с теми или иными ресурсами для жизни — пищей, одеждой, финансами, жилищем и т.д.; физические — с естественными физическими и физиологическими потребностями человека; духовные — с познанием, творчеством, верой, смыслом жизни и т.д. Социальные потребности представляют собой особый вид потребностей, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизнедеятельности человека как социального субъекта и личности, и

17

Ханнанов Ш.К. Средовый подход в социологии // Среднерусский вестник общественных наук. 2011.

№ 1. С. 72.

18

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2013.

19

Левин К. Динамическая психология. Избр. труды / пер. с нем. М.: Смысл, 2001.

20

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.

21

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия. 2005.

22

Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107-117.

23

Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986.

24

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

оказывает влияние на социальные группы, в которые он включен, и на общество в целом. В группу социальных потребностей следует отнести потребности в общении, понимании и поддержке, трудовой деятельности, социально-экономической активности, приобщении к культуре общества, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

В результате взаимодействия со средой в ходе удовлетворения своих потребностей у людей с инвалидностью формируется удовлетворенность или неудовлетворенность своей жизнедеятельностью, что является значимым индикатором качества их жизни.

Удовлетворение всего спектра потребностей людей с инвалидностью дает им ощущение причастности к социальным процессам и собственной ценности для общества и конкретных людей, позволяет им приобрести высокий социальный статус и социальную успешность. Такое понимание социальной инклюзии базируется на идеях концепции человеческого достоинства. Категория человеческого достоинства отражает в концентрированном виде идею о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, являются неповторимыми и ценными для общества25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью анализа возможностей разных социальных сред для удовлетворения потребностей людей с инвалидностью необходимо выделить их компоненты, которые отражали бы структуру каждой отдельной среды и, соответственно, раскрывали ее функции в создании социальных условий для независимой жизни людей с инвалидностью. Важно также определить критерии анализа компонентов социальных сред. Такой научный анализ может составить теоретическую основу, позволяющую выделить индикаторы для определения степени удовлетворения потребности человека с инвалидностью в независимой жизни.

На наш взгляд, компоненты социальной среды следует рассматривать на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, где мезосреда интегрирует внутренние детерминанты активности человека, направленной на удовлетворение своих потребностей, с одной стороны, и внешние ограничения/разрешения, закрепленные в обществе, с другой.

В содержательном плане компоненты социальных сред отражают составляющие социальной реальности, куда относятся люди, их объединения,

25

Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с ОВЗ и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. 2015. № 11. С. 155.

отношения, действия. Объективируются данные компоненты в социальных фактах, которые и подлежат эмпирическому изучению и позволяют судить о компонентах социальных сред.

В процессе эмпирического изучения и теоретического анализа социальных фактов важно объективировать единство индивидуальности и общности как характеристики социального бытия человека. Только в таком единстве может быть интерпретирована социальная реальность в совокупности составляющих ее социальных сред.

На макроуровне анализа социальных сред необходимо рассмотреть идеологический, культурный и политический компоненты жизнедеятельности людей с инвалидностью, поскольку благодаря им в обществе обеспечивается и воспроизводится определенное представление о данных людях, формируются научные теории, идеологические концепты, стереотипы восприятия людей с инвалидностью, а также принципы и нормы взаимодействий общества с ними.

Барьеры для людей с инвалидностью на макроуровне определяются отсутствием доступа к механизмам интеграции в обществе. При этом общество можно представить в виде концентрических кругов, в центре которых (ядро) находятся его члены, обладающие всей совокупностью прав, доступом к ресурсам и возможностью вести принятый в данном пространстве образ жизни. В каждом следующем круге за ядром находятся те, кто по разным причинам в большей или меньшей степени оказывается дискриминируемым в отношении реализации определенных прав. Так, субъекты множественной дискриминации, к которым относятся и люди с инвалидностью, находятся на периферии, фактически составляя группу исключенных.

Таким образом, анализ данного уровня важен для понимания нормативно-правовых границ функционирования инвалидов в обществе, положения и меры участия людей с инвалидностью в социальных процессах, принципов и подходов к организации среды для независимой жизни людей с особыми потребностями.

С учетом сказанного, критериями анализа социальной среды на макроуровне уровне выступает соответствие сложившихся в обществе идей, стандартов и норм мировому законодательству, идеям равенства прав, недискриминированности и т.п.

На мезоуровне социальной реальности анализу подлежат формальные и неформальные нормы базовых и частных социальных институтов, условия локальных сообществ (поселений), организаций и учреждений локального социума, социальных групп, коллективов, с которыми взаимодействует индивид.

Различные институты в своей структуре имеют функциональные возможности, ресурсы и потенциал для удовлетворения специфических потребностей людей, принадлежащих к той или иной социальной группе26. Данный уровень регулирует нормативно-правовые границы функционирования инвалидов в различных групповых и специализированных видах взаимодействий, осуществляет организацию среды инвалидов с учетом существующих требований, регулирует правила отношения к инвалидам в условиях конкретных организаций.

Таким образом, в качестве критериев анализа социальных институтов как компонентов мезосреды выступают адекватность и полнота реализации установленных норм в ходе жизнедеятельности людей с инвалидностью и соответствие существующих норм их потребностям в независимой жизни.

Характер влияния мезосреды на жизнедеятельность личности в значительной мере зависит от региональных условий проживания, типа поселения (город, село, поселок), уровня реализации требований материально-технический среды поселений и учреждений к потребностям людей с инвалидностью и т.д.

Особенно важно обратить внимание на пространственную организацию поселения, градостроительную составляющую среды (тротуары, пешеходные дороги, освещенность, доступность зданий, парковок, пандусы, лифты, тактильные полосы и т.д.), логистическую (расположение учреждений, указатели, знаки и т.п. для ориентации инвалидов), уровень материально-технического состояния среды, ресурсное и информационное обеспечение среды и их доступности для людей с инвалидностью. Следует учитывать и природную среду, определяющую не только естественные границы региона, но и разнообразные социальные характеристики регионального социума, включающие как особенности регионального производства, так и характер социальных взаимодействий.

Ключевым элементом анализа доступности среды для инвалидов на мезоуровне являются контактные общности, окружающие индивидов и служащие связующим звеном в отношениях личности и общества. В качестве таковых могут выступать различные локальные объединения, инициативные ассоциации граждан, политические группы, свободные масс-медиа, общественные движения, клубы, организующие взаимодействие.

26

Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Южно-Российский государственный технический университет». Новочеркасск, 2012. С. 69.

На микроуровне социальной реальности предметом анализа становятся социальные среды непосредственных взаимодействий, образуемые референтными группами и значимыми лицами, взаимодействия с которыми необходимы для удовлетворения важнейших потребностей индивидов: семья и ближайшее окружение, друзья, коллеги/одноклассники, одногруппники; первичный трудовой или учебный коллектив, неформальные объединения по интересам и т.д., в которые непосредственно включен индивид.

Эвристическую ценность для анализа микроуровня социальной среды имеет подход М.П. Ульяновского, который считает, что большинство акторов, приспосабливаясь к существенным изменениям макросреды, стремится сохранить в целостности микросреду, которую автор предлагает считать своего рода социальным капиталом, использование которого позволяет людям решать свои повседневные проблемы и приспосабливаться к социальным трансформациям.27 Таким образом, исследование микросреды имеет значение не только само по себе, но в контексте анализа и прогнозирования возможностей человека в его социальной адаптации и поиска действенных механизмов социальной инклюзии людей с инвалидностью.

Важнейшими критериями анализа микросреды становятся медико-психофизиологические и физические особенности самого человека с инвалидностью, его социальные роли в микрогруппах, эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные, когнитивные, коммуникативные характеристики, характер, условия и принципы социальных взаимодействий, опыт деятельности и взаимодействий, притязания и др., самооценка себя, своего места и роли в социальных группах и обществе, образ повседневной жизни и т.д. Во внимание берутся также жилищно-бытовые условия индивида.

Для понимания особенностей и возможностей независимой жизни людей с инвалидностью на микроуровне необходимо учитывать материальное положение, недостаточность которого приводит индивида к выпадению из привычных социальных связей и общепринятого образа жизни большинства населения определенного региона и снижению уровня жизни.

Итак, на макроуровне устанавливаются общие формы институализированных социальных отношений и осуществляется институциональная регуляция в обществе. Данный уровень определяет отношение государства и общества к согражданам, в том

27

Ульяновский М.П. Кумуляция рисков социальной средой // Теория и практика общественного развития. 2005. С. 23-28.

числе имеющим нетипичные свойства. Изменение социального положения лиц с инвалидностью также определяется глубинными институциональными переменами этого уровня28. Мезоуровень, включая социальные институты, локальные сообщества и поселения, создает или разрушает социальные барьеры на местах, формирует конкретные модели поведения индивидов, отношение к лицам с инвалидностью. Микроуровень представлен повседневной жизнью, связанной с удовлетворением разнообразных потребностей, реализацией интересов, мотивов, установок, целей лиц с инвалидностью в тех или иных социальных условиях. Данный уровень дает возможность составить представление о конкретно-ситуативном опыте в организации жизнедеятельности индивидов.

Схема теоретико-эмпирического анализа социальных сред на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, разработанная авторами с позиции независимой жизни людей с инвалидностью, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Схема теоретико-эмпирического анализа социальных сред на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности

Уровень анализа Компоненты анализа Содержание анализа

Макроуровень (социетальные условия среды) — идеология — культура — политика — идеологические концепты инвалидности, представления об инвалидности в обществе — культурные образцы, стереотипы, нормы и ценности, проявляющиеся в отношении к инвалидам — нормы права в отношении к инвалидам

Мезоуровень (институциональные и социогрупповые условия среды) — базовые и частные социальные институты (семьи и брака, экономики, религии, образования, здравоохранения, социальной политики, занятости, общественного мнения, СМИ и т.д.) — локальные сообщества (поселения) — организации (образовательные, лечебные и иные учреждения, производство, общественные организации, досуговые объединения, т.д.) — социальные группы, коллективы — нормативные условия, формальные и неформальные правила базовых и частных социальных институтов — тип поселения, природно-климатические и географические особенности; — пространственно-логистическая организация (указатели, знаки, приборы, специальное оборудование для ориентации инвалидов), материально-техническая (тротуары, пешеходные дороги, освещенность, доступность зданий, парковок, пандусы, лифты, тактильные полосы и т.д.) — ресурсное и информационное (сайты, шрифты, терминалы) обеспечение среды.

28

Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО "Южно-Российский государственный технический университет". Новочеркасск, 2012. С. 93.

Микроуровень (индивидуально -личностные условия функционирования в среде)

— семья, ближайшее окружение

— друзья

— коллеги/ одноклассники, одногруппники

— особенности взаимодействия индивида

— физические возможности, способность к самообслуживанию

— психо-физиологические особенности личности

— жилищно-бытовые условия

— характер, условия и принципы социальных взаимодействий

— социально-ролевые и статусные позиции индивида, уровень притязаний

— ценностно-мотивационная, эмоционально-волевая, когнитивная, коммуникативная сферы индивида

— удовлетворенность индивида реализацией своих потребностей.

— восприятие себя, других, своего места в социальных группах и обществе в целом

Итак, выявленные на основе теоретического осмысления и интерпретации компоненты социальных сред и критерии их анализа на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности с точки зрения независимой жизни людей с инвалидностью позволят определить степень удовлетворения потребностей данной категории людей в различных средах, выявить ресурсы, потенциал и необходимость изменений социальных сред для обеспечения их доступности лицам с инвалидностью и другим маломобильным гражданам.

На основе предложенной авторской методики исследования социальных сред можно составить целостное представление о том, какие должны быть данные социальные среды для включения в них людей с инвалидностью и в каком направлении необходимо управлять их преобразованием для обеспечения реализации равных прав граждан в условиях регионального социума.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения: 15.04.2018).

2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал].URL: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 20.04.2018).

3. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года / ООН [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog1.shtml (дата обращения: 15.04.2018).

4. Афонькина Ю.А. Социальная инклюзия лиц с ОВЗ и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал. 2015. № 11. С. 149-162.

5. Бубеев Н.С. Трудоустройство инвалидов в изменяющихся социальных условиях российского общества: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. Улан-Удэ, 2011.

6. Дворецкая Г. В Мурманске начал работу семинар, посвященный формированию доступной среды для инвалидов // Мурманский вестник. [Электронный ресурс] 26.04.2018. URL: http://www.mvestnik.ru/newslent/v-murmanske-nachal-rabotu-seminar-posvyawennyj -formirovaniyu-dostupnoj -sredy-dlya-invalidov/ (дата обращения: 26.04.2018).

7. Добровольская T.A., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования, 1991. № 5. С. 3-8.

8. Жигунова Г.В., Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю., Кузнецов А.Н. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями / Под ред. Г.В. Жигуновой. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008.

9. Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институциональной организации и социальных практик: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Южно-Российский государственный технический университет». Новочеркасск, 2012.

10. Зайцев Д.В., Романов П.В., Ярская В.Н., Ярская-Смирнова Е.P. Теоретико-методологические основы социальной инклюзии // Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / Под общ. ред.: Д.В. Зайцев, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд-во СГТУ, 2010. С. 9-15.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

12. Кудаева Е.Г. Социальные барьеры трудоустройства инвалидов в современном российском обществе: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. Саранск, 2009.

13. Левин К. Динамическая психология. Избр. труды / пер. с нем. М.: Смысл, 2001.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия. 2005.

15. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 107-117.

16. МаслоуА. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2013.

17. Наберушкина Э.К. Город-проект для жизни // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 1-8.

18. Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города: автореферат дисс. ... д-ра социол. наук по специальности 22.00.04. Саратов, 2013.

19. Никонова А.А. Социологический анализ создания безбарьерной среды для людей с инвалидностью (на примере категории слабовидящих и незрячих инвалидов: автореферат дисс. ... канд. социол. наук по специальности 22.00.04. Казань, 2015.

20. Осипов Г.В. Измерение социальной реальности. Показатели и индикаторы. М.: ИСПИ РАН, 2011.

21. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Отв. ред. А.Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986.

22. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости // Социологические исследования. 2005. № 2. С. 44-55.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015.

24. Тарасенко Е.А., Збировская Е.П. Опыт российских университетов: создание инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 4. С. 33-41.

25. Тихонов А.В., Акимкин Е.М., Шилова В.А. Предисловие // Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: пробелы и методы исследования: материалы XI Дридзевских чтений. М., 2010.

26. Ульяновский М.П. Кумуляция рисков социальной средой // Теория и практика общественного развития. 2005. С. 23-28.

27. Ханнанов Ш.К. Средовый подход в социологии // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 72-76.

28. Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.04. Н. Новгород, 2011.

29. Шестопалов Ю.П. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан: автореферат дисс. ... кандидата социологических наук по специальности 22.00.08. М., 2011.

30. Ярская-Смирнова K.P., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100-106.

31. Ярская-Смирнова K.P. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997.

32. Babic M.M., DowlingM. Social support, the presence of barriers and ideas for the future from students with disabilities in the higher education system in Croatia // Disability & Society. 2015. Vol. 4. № 30. PP. 614-629.

33. Burkhauser R., Daly M. Disability and work: the experiences of American and German men. Economic Review, № 2. 1998. PP. 17-29.

34. Genova A. Barriers to inclusive education in Greece, Spain and Lithuania: results from emancipatory disability research // Disability & Society. 2015. Vol. 7. № 30. PP. 1042-1054.

35. HahnA. de. Social Exclusion: an Alternative Concept for the Study of Deprivation? // IDS Bulletin. 1998. Vol. 29. Ко 1. P. 10-19.

36. Koca-Atabey M. A personal validation of the social nature of disability: different environments, different experiences // Disability & Society. 2013. Vol. 7. № 28. PP. 10271031.

37. Oliver M., Campbell J. Disability Politics: Understanding Our Past, Changing Our Future. New York: Routledge, 1996.

38. PfeifferD. Disability Studies Quarterly Fall 2002, Vol. 22. No. 4. P. 234-235. URL: http://dsq-sds.org/article/view/390/527 (дата обращения: 26.06.2018).

39. Shier M., Graham J.R., Jones M.E. Barriers to employment as experienced by disabled people: a qualitative analysis in Calgary and Regina, Canada // Disability & Society. 2009. Vol. 1. № 24. PP. 63-75.

40. Vanderheiden G., Tobias J. Universal design of consumer products: current industry practice and perceptions // Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting. 2000. № 32. P. 16-22.

Afonkina Y.A., Zhigunova G. V.

Analysis of the Social Environment Structure for Ensuring Independent Life for People with Disability

Afonkina Yulia Alexandrovna — PhD, associate professor, chair of the Department of special pedagogics and special psychology, FSBEE HE "Murmansk Arctic State University", Murmansk, the Russian Federation. E-mail: ¡ulia3141@rambler.ru

Zhigunova Galina Vladimimvna — DSc (Sociological sciences), associate professor, professor, Department of philosophy and social sciences FSBEE HE "Murmansk Arctic State University", Murmansk, the Russian Federation. E-mail: galina-zhigunova@yandex.ru

Annotation

The study of the problem of ensuring the independent life for people with disabilities is caused by the need to optimize inclusive processes in the society. Unfortunately, in modern Russian society the successful inclusion of people with disabilities into the society is hampered by numerous social barriers that restrict access to social resources and the way of life adopted in the community. All this leads to a serious social problem that requires scientific understanding and decision. An important tool in the study of this problem is the analysis of social environment at different levels of social reality in the context of ensuring the independent life for people with disabilities.

The purpose of this work is to identify and present the components of theoretical and empirical analysis of social environment at macro-, meso-and micro-levels of social reality in the context of ensuring the independent life for people with disabilities.

The novelty of the study is related to the creation of a methodology for empirical assessment of the social environment resource possibilities for people with disabilities in terms of ensuring their independent life.

The social environment analysis methodology presented in the article will help to identify the available resources and potential of each environment in the context of overcoming social exclusion and social distance between people with disabilities and the rest of the population.

Keywords:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Disability, social inclusion, social environment, accessible environment, social barriers, independent life, local environment, social reality, human necessity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.