Научная статья на тему 'Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом'

Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мармылев А.Н.

Экономика преуспевающих стран во многом обязана развитию малого и среднего бизнеса. На основе анализа зарубежной практики автор рассматривает основные направления государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне. Сделан вывод о том, что в условиях экономического кризиса социально-экономическая эффективность этого сектора экономики зависит не только от льготного налогообложения, но и от эффективной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 338.24.021.8

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

А. Н. МАРМЫЛЕВ,

начальник управления малого и среднего предпринимательства E-mail: biz@admin. smolensk. ru Департамент экономического развития и торговли Смоленской области

Экономика преуспевающих стран во многом обязана развитию малого и среднего бизнеса. На основе анализа зарубежной практики автор рассматривает основные направления государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне. Сделан вывод о том, что в условиях экономического кризиса социально-экономическая эффективность этого сектора экономики зависит не только от льготного налогообложения, но и от эффективной государственной политики.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, льготное налогообложение, региональные особенности.

Экономика преуспевающих стран во многом обязана развитию малого и среднего бизнеса. Достаточно быстро реагируя на изменение социально-экономических и политических факторов и конъюнктуры рынка, они придают экономике любого государства необходимую гибкость и стабильность налоговых поступлений в бюджет. Большая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на субъекты малого бизнеса, так

как на смену обанкротившимся предприятиям приходят сотни новых предприятий со своими свежими инновационными идеями. Малые предприятия могут быстро менять профиль своей деятельности в силу экономического кризиса, неустойчивости рынка, нестабильности нормативно-правовой базы, подстраиваясь под любые условия, чтобы выжить, получая прибыль и создавая рабочие места.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число малых предприятий превышает 12 млн, а в Японии — 9 млн. В США малый бизнес дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест [2].

Низкий уровень развития малого бизнеса в регионах России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление его государственной поддержки в период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки особых мер по его поддержке.

Отмена налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе. Выделение в системе российского налогообложения специальных налоговых режимов соответствует общемировой практике и через стимулирующие функции налогов оказывает определенное воздействие на экономические процессы и поддержку наиболее важных отраслей экономики на региональном уровне, в том числе малого и среднего бизнеса.

От динамичного развития малого и среднего предпринимательства особенно зависят небольшие регионы и страны. В связи с этим как на национальном уровне, так и в рамках Европейского Союза в целом принимаются различные меры по стимулированию данного сегмента экономики, что проявляется в упрощении процедуры создания малого бизнеса, предоставлении различных льгот и стимулов для быстрого его развития, разработке программ по развитию конкурентоспособности национальных малых предприятий. Немаловажная роль отводится при этом налоговому регулированию деятельности малого бизнеса.

В большинстве развитых стран для целей налогообложения, статистического наблюдения и национальных программ поддержки используется единая классификация субъектов хозяйственной деятельности, при выработке которой учитываются как количественные, так и качественные критерии. Это позволяет не только обеспечить реализацию адресных мероприятий, но и осуществлять комплексную оценку экономической значимости малых и средних предприятий, эффективности применения тех или иных налоговых льгот, специальных режимов, государственных программ поддержки, а также соизмерять финансовые показатели малых и средних фирм различных сфер деятельности.

Руководствуясь таким подходом, Комиссия ЕС с 2005 г. к малому бизнесу относит:

— микропредприятия — фирмы с численностью персонала до 10 чел. и с суммой годового оборота или валюты баланса до 2 млн евро;

— малые предприятия — фирмы с численностью персонала до 50 чел. и с суммой годового оборота либо валюты баланса, не превышающей 10 млн евро;

— средние предприятия — фирмы с численностью персонала до 250 чел. и с суммой годового оборота до 50 млн евро либо валюты баланса до 43 млн евро.

В США предельная численность работников на предприятиях малого бизнеса еще выше — до 500 чел., при этом величина активов должна составлять не более 5 млн долл. США, а годовая прибыль — не более 2 млн долл. Управляются малые предприятия независимыми собственниками, они не должны занимать доминирующего положения на товарных рынках [5].

Рассмотрим, какие меры государственной поддержки формирования специальных налоговых режимов используются в международной практике, в чем их специфика и каково их налоговое бремя в сравнении с российскими специальными режимами.

Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млн евро ежегодно. В Конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30—40 чел., которые занимаются поддержкой малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Поскольку абсолютное большинство предприятий Европы и Америки относятся к категории малых и средних предприятий, дополнительных льгот для малого бизнеса, как правило, не существует.

В большинстве развитых стран (исходя из неоклассических позиций) стараются вообще не вводить налоговые льготы и специальные налоговые режимы для малого бизнеса, чтобы не дискриминировать прочих хозяйствующих субъектов, лишь некоторые государства применяют специфическую политику в отношении малых и средних предприятий. Специальные пониженные ставки для предприятий, относящихся к малому

и среднему предпринимательству, применяются в Бельгии, Финляндии, Канаде, Японии, Великобритании и США.

В Канаде, если годовой налогооблагаемый доход от деятельности частных компаний не превышает 200 тыс. долл., предоставляется налоговая скидка, которая уменьшает налог на доходы на 16 %. По мнению отдельных авторов, все государства по степени формирования благоприятного налогового режима для малого бизнеса можно разделить на две группы [5]:

— страны, где для определенных видов деятельности, осуществляемых преимущественно малыми предприятиями, предусмотрены налоговые льготы или специальные режимы налогообложения (Австрия, Великобритания, Венгрия, Греция, Испания, Канада, Мальта, Мексика, Норвегия, Португалия, Словения, США, Франция, Чехия);

— страны, в которых налоговая политика в отношении малого бизнеса строится в зависимости от размера получаемой выручки и выражается в пониженных ставках налога на прибыль, введена упрощенная система налогообложения и другие налоговые стимулы (Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Ирландия, Испания, Канада, Кипр, Литва, Нидерланды, Португалия, США, Франция, страны СНГ).

Некоторые государства попали и в первую, и во вторую группы в связи с тем, что правительством оказывается комплексная поддержка малому бизнесу, используются несколько вариантов налогообложения (как и в России), поэтому осуществить их деление можно лишь достаточно условно. Однако большинство стран — лидеров по уровню налоговых доходов в ВВП не практикуют использования налоговых льгот, пониженных ставок или специальных режимов для сектора малых и средних предприятий (например Швеция Дания, Финляндия).

Первая группа стран стремится поддержать отдельные виды деятельности, приоритетные с точки зрения национальных интересов, осуществляемые преимущественно малыми фирмами, для чего вводятся специальные налоговые режимы. Так, в большинстве южных стран особыми льготами пользуются сельскохозяйственные производители, те страны, которые имеют выход к акватории, вводят специальные режимы для туристических и рыболовных судов и т. д.

Например, в Греции специальные режимы налогообложения вводятся для следующих видов деятельности:

— осуществление проектных работ, использование технических методов производства, запатентованных прав, торговых или индустриальных марок;

— аренда сооружений и подвижных составов, ремонт машин и оборудования;

— обучение персонала для консультативного и любого вида обслуживания в Греции;

— поставка подержанных товаров (second-hands), произведений искусства;

— проведение аукционных продаж и др.

Перечисленные виды деятельности облагаются налогом с валовых доходов по ставке 20 % (прибыль от осуществления проектных работ облагается налогом по ставке 16,45 %).

Характеристика налогообложения малого бизнеса в каждой отдельно взятой стране представляет довольно субъективную оценку. Из-за больших различий в системе налогообложения абсолютные числовые показатели в ряде стран вообще несопоставимы, выделить же общие черты достаточно сложно. Поэтому, чтобы иметь возможность сравнивать налоговую нагрузку малых и средних предприятий разных стран, необходимо иметь представление о тяжести налогового бремени для малых предприятий относительно крупных фирм (табл. 1) [4].

В ряде используемых в выборке стран для малого бизнеса установлены прогрессивные ставки, поэтому при использовании в расчетах максимальной ставки для малого бизнеса значение исследуемого показателя было бы еще выше. Рассматривая сокращенные ставки по налогу на прибыль малых и средних предприятий в номинальном выражении, следует отметить, что среднее значение по выборке составляет 13,6 %. При этом максимальная ставка налога для малого и среднего предпринимательства установлена в размере 34 % в США, а минимальная — до 0 % — возможна при ведении малого бизнеса в Швейцарии.

В ряде стран из первой группы (Греция, Мальта, Мексика) действуют особые ставки налога с валового дохода, но основным критерием выступает не размер получаемых доходов, а приоритетные для государства отрасли. Поэтому сравнить их налоговую нагрузку с российскими

Таблица 1

Ставки налога на прибыль для корпораций и малых предприятий

Страна Ставка налога на прибыль корпораций (максимальная) Наличие специальных льгот (режимов) Ставка налога для прибыли малого бизнеса

США 35,0 + 15,0—34,0

Швейцария 8,5 - От 0

Австрия 34,0 + 15,0

Кипр 10,0 + 5,0

Канада 44,0 + 18,0

Германия 15,0 + 10,0

Великобритания 30,0 + От 19,0

Гонконг 16,0 + 3,0

Израиль 34,0 + 15,0

Франция 35,0 + От 15,23

Норвегия 28,0 + От 24,98

Среднее по странам 26,3 13,6

Россия 20,0 + 5—15,0

предприятиями (применяющими упрощенную систему налогообложения со ставкой 5—15 %, или систему единого налога на вмененный доход со ставкой 15 %) не представляется возможным.

Для наглядности данные показатели представим на рисунке.

Таким образом, в условиях экономического кризиса государственная поддержка и снижение налоговой нагрузки малого бизнеса позволяют выживать экономике большинства зарубежных стран. Сравнительный анализ показывает, что в некоторых развитых государствах налоговые ставки для субъектов малого предпринимательства существенно выше, чем налогообложение малого предпринимательства в России, что достаточно заметно проявляется на региональном уровне. Так, в настоящее время на территории Смоленской области налоговая ставка для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообло-

35 30 25 20 15 10 5 0

35

34

35

24,5

-85-

0

15

10

15,23

США Швейцария Австрия Кипр Франция Россия

Налоговые ставки по налогу на прибыль для корпораций и малого бизнеса

жения, составляет всего 5 %, что стимулирует его развитие и улучшает социально-экономические показатели региона.

Динамика доли продукции малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте и количества субъектов малого и среднего предпринимательства по годам представлена в табл. 2.

В сфере малого и среднего предпринимательства Смоленской области на 01.12.2010 трудятся свыше 102,8 тыс. чел., что составляет 33,3 % от среднесписочной численности работников на всех предприятиях региона (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2090 г. составил 7 %, или почти 11 тыс. чел.).

Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Смоленской области по различным видам налогов за январь — сентябрь 2010 г. составил свыше 1,25 млрд руб., что на 60 млн (4,98 %) больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства представлена в табл. 3.

Ожидаемый прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 г. составит 80 млн руб. (рост на 5 % по сравнению с 2009 г.).

□ Ставка налога корпорации

□ Ставка налога малый бизнес

20

15

5

Таблица 2

Доля продукции малого и среднего предпринимательства

Показатель 2008 г. 2009 г. За 9 мес. 2010 г.

Доля продукции МСП в валовом региональном продукте, % 9,8 11,2 12,8

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства 32 470 32 886 36 917

Таблица 3 Динамика поступления налогов в консолидированный бюджет, тыс. руб.

Налог 2008 г. 2009 г. 2010 г. (ожидаемое)

Упрощенная система налогообложения 542 630 467 421 514 025

Единый налог на вмененный доход 526 491 545 411 584 449

Единый сельскохозяйственный налог 5 188 7 293 10 976

Налог на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, частных нотариусов и др. 51 915 66 076 55 750

Прочие виды налогов 287 040 505 590 505 968

Итого... 1361349 1 591 791 1671168

С 01.01.2009 на территории Смоленской области реализуется долгосрочная областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области на 2009—2012 годы». На общее финансирование программы запланировано свыше 1,5 млрд руб., в том числе в 2010 г. — 242,35 млн руб. (144 млн руб. из федерального бюджета и 98,35 млн руб. из областного бюджета). В рамках реализации программы в 2010 г. профессиональную подготовку по основам предпринимательской деятельности прошли 300 представителей малого бизнеса.

В 2010 г. в рамках программы финансовую поддержку (субсидирование процентной ставки и гранты начинающим предпринимателям) уже получили 176 субъектов малого и среднего предпринимательства из 276 претендентов, принявших участие в конкурсах по финансовой поддержке, что в 3,2 раза больше по сравнению с 2009 г. Общий объем оказанной поддержки субъектам малого предпринимательства в 2010 г. составил 81,5 млн руб., что в 3,9 раза больше по сравнению с 2009 г. [1].

Важным финансовым инструментом реализации программы в регионе стала некоммерческая организация «Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства». В 2010 г. фондом была продолжена реализация программы по направлениям микрофинансирования и предоставления поручительств из средств гарантийного фонда субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, анализируя предпосылки становления малого бизнеса за рубежом, можно сделать вывод о том, что в условиях экономического кризиса социально-экономическая эффективность этого сектора экономики зависит не только от льготного налогообложения, но и от действенной государственной политики, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства. Налоговые льготы и специальные режимы помогают окрепнуть, занять свое место на рынке, развиться малым предприятиям до уровня средних и стать полноценными участниками налоговых отношений.

Основная же задача государственных программ неналогового характера — обеспечить стабильное конъюнктурное положение предпринимательства, гарантировать свободный доступ к финансированию на льготных условиях, оказывать все виды поддержки и устранять административные барьеры, что наглядно продемонстрировано на примере отдельного региона (Смоленская область), который по своим размерам соответствует Швейцарии. В 2010 г. каждый десятый субъект малого и среднего предпринимательства Смоленской области получил государственную поддержку, в результате чего в экономику региона удалось привлечь дополнительно более 1 млрд руб. Наряду с экономическими результатами достигнут ряд значимых социальных показателей: благодаря оказанной поддержке на предприятиях малого и среднего бизнеса удалось сохранить более 5 300 рабочих мест и создать около 1 400 новых.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аналитический отчет Управления малого и среднего предпринимательства Департамента экономического развития и торговли Смоленской области за 9 мес. 2010 г. URL: http://econ. admin-smolensk. ru/~ekon.

2. Малый бизнес: характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурой сфере URL: http://www. ioj. narod. ru.

3. Официальный сайт Управления по делам малого бизнеса США. http://www. sba. gov/advocacy.

4. Официальный сайт компании «Dominart Real Estate» (Германия, Австрия), предоставляющей полный спектр риелторских услуг для частных и корпоративных клиентов из России и стран Восточной Европы. URL: http://www. berlin-realestate. ru.

5. Тимофеева И. Ю. Налоговая безопасность государства и бизнеса: теория и практика. М.: Глобус, 2009, 300 с.

25 апреля 2011 г. в Марриотт Гранд Отеле (г. Москва, ул. Тверская, 26) Ассоциация российских банков, Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу при участии Государственной Думы РФ и международных организаций проводят

IX Международную научно-практическую конференцию «Мировые тенденции развития системы ПОД\ФТ и их реализация в России».

Ассоциация российских банков в своей работе уделяет большое внимание вопросам противодействия отмыванию преступных доходов в банковской системе: регулярно проводятся семинары, круглые столы, активно работает профильный комитет АРБ. Но, несомненно, ключевое значение имеет ежегодная конференция по вопросам ПОД/ФТ, проводимая АРБ уже девятый год подряд.

Официальные спонсоры мероприятия - Банк ВТБ и Росбанк.

Спонсор - компания Теменос Мидл Ист Лимитед и партнер мероприятия компания Доу Джонс

Информационный партнёр - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по тел.: (495) 690-46-91; 690-30-13 (Богомолова Мария, Головина Елена) или на сайт АРБ.

©Росбанк

http://www. arb.ru

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.