Научная статья на тему 'Анализ состояния здоровья школьников, начавших обучение в разном возрасте'

Анализ состояния здоровья школьников, начавших обучение в разном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
657
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ВОЗРАСТ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ОСТРАЯ РЕСПИРАТОРНАЯ ПАТОЛОГИЯ / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕСПИРАТОРНОГО ТРАКТА / SCHOOLCHILDREN / AGE OF EDUCATION START / HEALTH / ACUTE RESPIRATORY PATHOLOGY / CHRONIC DISEASES OF RESPIRATORY TRACT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Теппер Е. А., Таранушенко Татьяна Евгеньевна

Отражена динамика соматического состояния здоровья детей в течение десяти лет обучения в зависимости от возраста начала школьного образования. В распределении по группам здоровья наименее неблагоприятная динамика для всего периода обучения отмечена в отношении 6-летних детей, а для первого года обучения — среди детей, начавших образование с 8 лет. Наиболее подверженными острой респираторной патологии верхних дыхательных путей оказались школьники, начавшие обучение с 6 и 8 лет, при этом изменения в структуре нозологий за период школьного обучения были связаны с формированием хронической патологии (хронический тонзиллит) без существенного снижения частоты острых заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Теппер Е. А., Таранушенко Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF HEALTH CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN STARTED THE EDUCATION PROCESS IN VARIOUS AGE

The article presents the dynamics of somatic conditions of children during ten years of teaching depending on the age of the start of school education. In the health groups the least benevolent dynamics for all period of education was established among 6 years old children and for the first year of education among children started teaching from 8 years. The schoolchildren who started teaching at the age from 6 to 8 years were the most subjected to respiratory infection. At that, the alterations in the structure of nosology during the period of school education were related to formation of chronic pathology (chronic tonsillitis) without a significant decrease of rate of acuter diseases.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния здоровья школьников, начавших обучение в разном возрасте»

162,6

142,3

108,9

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Ц 0-14 лет Щ 15-17 лет □ 18-29 лет ^ 30-39 лет Щ 40 лет и старше

Рис. 4. Заболеваемо сть хламидийной инфекцией в распределении по возрастным группам в Москве за 2009—2011 гг. (на 100 тыс. соответствующего населения).

В целом по стране количество случаев заболеваний хламидийной инфекцией уменьшилось на 32,2%. Доля детского населения от 0 до 14 лет уменьшилась в 1,3 раза, в возрасте 15—17 лет — выросла в 1,1 раза, в группе 18—29 лет увеличилась незначительно, среди лиц от 30 до 39 лет во столько же раз уменьшилась. Чуть большим было снижение доли больных в возрастной группе 40 лет и старше (в 1,1 раза).

В Москве за весь анализируемый период заболеваемость по хламидийной инфекции среди женщин была выше. Однако к концу этого периода темпы снижения показателей уменьшились и в 2011 г. уровни заболеваемости в обеих возрастных группах выровнялись.

Анализ заболеваемости хламидийной инфекцией по возрастной характеристике больных Москвы показал наиболее высокую заболеваемость в возрастной группе 18—29 лет, на втором месте была группа 30—39 лет. При этом, если в возрастной группе от 18 до 29 лет наблюдалось снижение показателей, от 30 до 39 лет — их нестабильность, то в других возрастных группах к 2011 г. появилась небольшая тенденция к росту (рис. 4).

Таким образом, за все годы анализируемого периода основная доля больных сифилисом и гонококковой инфекцией приходилась на мужчин, по трихомонозу и хламидийной инфекции — на женщин. Анализ больных по возрастной характеристике показал, что наиболее

© Е. А. ТЕППЕР, Т. Е. ТАРАНУШЕНКО, 2013 УДК 613.955:371.7]-07

уязвимыми в плане заражения ИППП являются лица в возрасте 18—29 и 30—39 лет.

В связи с вышеизложенным необходима разработка государственных медико-социальных программ профилактики ИППП и создание эффективных организационных форм работы с изучаемым контингентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аковбян ВА, Резайкина АВ, Тихонова ЛИ. Характеристика эпидемиологических закономерностей, определяющих распространение заболеваний, передаваемых половым путем, в России. Вестник дерматологии и венерологии. 1998; 1: 4—6.

2. Вислобоков АВ. Медико-социальные проблемы сифилиса у жителей сельской местности (на примере Орловской области): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М.; 2006.

3. Иванова МА. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, в Российской Федерации в 2002—2004 гг. Клиническая дерматология и венерология. 2005; 4: 9—12.

4. Иванова МА. Эпидемиологическая ситуация с инфекциями, передаваемыми половым путем, и основные направления модернизации дерматовенерологической помощи. М.: РИО "ЦНИИОЗ"; 2006.

5. Иванова МА. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, у детского населения Российской Федерации в 1994—2004 гг. В кн.: Новые аспекты патогенеза, диагностики и терапии в дерматовенерологии, микологии и врачебной косметологии: Тезисы научных трудов 3-ей ежегодной науч.-практ. конф., посвященной памяти профессора М. М. Желтакова. М.; 2006: 37—8.

6. Иванова МА. Ресурсное обеспечение и оптимизация медицинской помощи больным инфекциями, передаваемыми половым путем: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М.; 2007.

7. Лосева ОК, Ловенецкий АН. Эпидемиология, клиника, диагностика и лечение сифилиса: Руководство для врачей. М.; 2000.

8. Малыгина НС. Медико-социальные и эпидемиологические характеристики сифилиса у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. 2010.

9. Мальцева ОН, Лосева ОК. Сексуальное поведение больных сифилисом пациентов ОКВД г. Киров (1997—1999 гг.). В кн.: Тезисы научных работ VIII Всероссийского съезда дерматовенерологов. М.; 2001. ч. 2: 170.

10. Наумова АА. Особенности репродуктивного здоровья девочек Севера (по материалам г. Якутска): Автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб.; 1996.

11. Соколовский ЕВ, Карапетян АФ, Островский ДВ. Наркозависимые и проститутки: медико-социальная характеристика групп повышенного риска. Журнал дерматовенерологии и косметологии. 1999; 1: 49—52.

12. Таишева ЛА. Медико-социальная характеристика коммерческих секс-работников крупного города. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2007; 6: 48—51.

Поступила 21.12.12

Е. А. ТЕППЕР, Т. Е. ТАРАНУШЕНКО,

Анализ состояния здоровья школьников, начавших обучение в разном возрасте

Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, 660022, Красноярск

Отражена динамика соматического состояния здоровья детей в течение десяти лет обучения в зависимости от возраста начала школьного образования. В распределении по группам здоровья наименее неблагоприятная динамика для всего периода обучения отмечена в отношении 6-летних детей, а для первого года обучения — среди детей, начавших образование с 8 лет. Наиболее подверженными острой респираторной патологии верхних дыхательных путей оказались школьники, начавшие обучение с 6 и 8 лет, при этом изменения в структуре нозологий за период школьного

Контактная информация: Таранушенко Татьяна Евгеньевна, д-р мед. наук, проф.; e-mail: tetar@rambler.ru

обучения были связаны с формированием хронической патологии (хронический тонзиллит) без существенного снижения частоты острых заболеваний.

Ключевые слова: школьники; возраст начала обучения; здоровье; острая респираторная патология; хронические заболевания респираторного тракта

THE ANALYSIS OF HEALTH CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN STARTED THE EDUCATION

PROCESS IN VARIOUS AGE

E.A. Tepper, T.E. Taranushenko The V.F. Voiyno-Yasenetskiy Krasnoyarsk State Medical University, 660022, Krasnoyarsk, Russia The article presents the dynamics of somatic conditions of children during ten years of teaching depending on the age of the start of school education. In the health groups the least benevolent dynamics for all period of education was established among 6 years old children and for the first year of education - among children started teaching from 8 years. The schoolchildren who started teaching at the age from 6 to 8 years were the most subjected to respiratory infection. At that, the alterations in the structure of nosology during the period of school education were related to formation of chronic pathology (chronic tonsillitis) without a significant decrease of rate of acuter diseases.

Key words: schoolchildren; age of education start; health, acute respiratory pathology; chronic diseases of respiratory tract

За последнее десятилетие произошли значительные негативные перемены в состоянии здоровья детей. Они характеризуются ростом распространенности функциональных отклонений и хронических болезней, которые особенно выражены в период обучения в школе [1—3].

Установлено, что, например, острая заболеваемость (инфекционные болезни и обострение хронических заболеваний) учащихся носит ярко выраженный сезонный характер и тесно связана с учебным процессом: в конце первой, второй и третей четвертей учебного года происходит значительное ухудшение состояния здоровья школьников, что может быть связано с прямым влиянием переутомления, вызванного учебным процессом [4—6]. Вместе с тем в литературе недостаточно представлены данные динамического наблюдения по выяв-ляемости наиболее значимой патологии на различных этапах школьного обучения [7—9].

Цель настоящего исследования — на основе сопоставления показателей выявляемости различных нозо-логий у детей, начавших обучение в разном возрасте, оценить состояние здоровья в течение всего периода образования для привлечения внимания к наиболее значимым проблемам школьной медицины.

Обследование школьников проводили в типовых школах разных районов Красноярска. Школьный процесс (обучение в первую смену, суточная и суммарная недельная нагрузка, продолжительность урока, продолжительность перемен, число учебных дней в неделю) во всех школах был организован одинаково и существенно не различался также по условиям обучения (световой, тепловой и воздушный режимы, подбор мебели соответственно росту).

Обследовано 437 детей. Все дети были разделены на 3 группы: 1-ю группу составили школьники, начавшие обучение в возрасте 6 лет (п = 135), 2-ю группу — в возрасте 7 лет (п = 274), 3-ю — в 8 лет (п = 28). Возрастные группы формировались следующим образом: детей в возрасте от 5 лет 6 мес до 6 лет 5 мес 29 дней отнесли к 6-летним, от 6 лет 6 мес до 7 лет 5 мес 29 дней — к

7-летним и от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней — к

8-летним. Анализ выполняли с учетом как возрастных, так и гендерных различий.

Обследование учащихся проводили в конце учебного года (апрель — май) в соответствии с приказами о профилактических осмотрах в декретированных группах детского населения, но детей первого года обучения осматривали 2 раза (осень и весна).

В работе выделены основные этапы наблюдения: первый — до поступления в школу; второй — после окончания 1-го класса; третий — после окончания начальной школы; четвертый — завершение школьного обучения.

Основой комплексной оценки состояния здоровья детей были результаты клинического осмотра, заключения врачей узких специальностей, данные анамнеза из анкет, которые заполняли родители, и сведения из медицинской документации (история развития ребенка ф. 112 и медицинская карта ребенка ф. 026). Группы здоровья оценивали в соответствии с приказом МЗ РФ №621 от 2003 г.

Статистическую обработку проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 и Biostatistica. Для всех данных рассчитывали абсолютные показатели и процентную долю детей с определенным признаком. Сравнение качественных признаков выполняли посредством вычисления %2.

Для выявления особенностей состояния здоровья и уточнения групп риска по развитию патологии изучено распределение детей по группам здоровья в разные периоды школьного обучения с учетом возраста поступления в школу (табл. 1).

На первом этапе обследования (при поступлении в школу) во всех возрастных группах преобладали дети со II группой здоровья, при этом наибольший процент выявлен среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 6 и 7 летнего возраста — от 94 до 87,5% соответственно. Меньшее количество детей со II группой здоровья отмечено среди обучающихся с 8-летнего возраста (от 78,9 до 55.5%). Дети с I группой здоровья зарегистрированы среди мальчиков и девочек, пришедших в школу с 7 лет, и среди мальчиков, начавших обучение с 6 лет. В группе детей, имеющих III группу здоровья, преобладали школьники обоего пола, начавшие обучение с 8 лет (от 21,05 до 44,44%). Среди детей в возрасте 7 лет отмечена наименьшая принадлежность к III группе здоровья (от 1,3 до 3,4%), при этом в III группе здоровья достоверно преобладали мальчики и девочки, начавшие обучение с 8 лет; можно предположить, что именно наличие хронических заболеваний определило их более позднее поступление в школу (р = 0,000).

На втором этапе наблюдения (после окончания 1-го класса) во всех группах обследованных наибольший процент по-прежнему составляли девочки и мальчики

Распределение учащихся по группам здоровья за период 10-летнего обучения в

в школу (в %)

Таблица 1 зависимости от пола и возраста поступления

Период обучения Группа здоровья Девочки Мальчики Достоверность различий

До Группы обследованных

поступления в школу 1-я (n 79) 2-я (n = 157) 3-я (n = 19) 1-я (n = 56) 2-я (n = 117) 3-я (n 9)

I 9,5 (n 15) 1,8 (n = 1) 2,6 (n = 3) р4, 5 > 0,05 P2, 5 < 0,01

II 93,7 (n = 74) 89,2 (n 140) 78,9 (n = 15) 87,5 (n = 49) 94,0 (n 110) 55,6 (n = 5) р, 2 > 0,05 р12,, 23 > 0,05 р4 5 > 0,05 р45,, 56 > 0,05 Рз, 6 < 0,001

III 6,3 (n = 5) 1,3 (n = 2) 21,1 (n = 4) 10,7 (n = 6) 3,4 (n = 4) 44,4 (n = 4) р, 2 > 0,05 Р2 3 < 0,001 р; 5 > 0,05 Р5, 6 = 0,001

После Группы обследованных

окончания 1-го класса 1-я (n 68) 2-я (n = 148) 3-я (n = 21) 1-я (n = 56) 2-я (n = 105) 3-я (n = 10)

I — 4,0 (n = 6) — — 1,9 (n = 2) —

II 85,3 (n = 58) 93,2 (n 138) 57,1 (n = 12) 78,6 (n = 44) 92,3 (n = 97) 40,0 (n = 4) Р2 3 < 0,001 А 3 < 0,01 Р4 5 < 0,05 Рз, 6 < 0,001

III 14,7 (n = 10) 2,8 (n = 4) 42,9 (n = 9) 21,4 (n = 12) 5,7 (n = 6) 60,0 (n = 6) Р1 2 < 0,005 p2 3 < 0,001 Р4 5 < 0,01 р; 6 < 0,001 4 < 0,001

После Группы обследованных

окончания начальной школы 1-я (n 50) 2-я (n 98) 3-я (n = 21) 1-я (n = 51) 2-я (n = 104) 3-я (n = 11)

I — 5,1 (n = 5) — — 1,9 (n = 2) —

II 76,0 (n = 38) 87,7 (n = 86) 57,1 (n = 12) 76,5 (n = 41) 94,2 (n = 98) 45,5 (n = 5) р, 2 > 0,05 Р2 2 < 0,001 р2 3 < 0,05 Рз, 6 < 0,001

III 24,0 (n = 12) 7,1 (n = 7) 42,9 (n = 9) 23,5 (n = 10) 3,8 (n = 4) 54,5 (n = 6) Р, 2 < 0,05 Р2 3 < 0,001 Р4 з < 0,05 Рз, 6 < 0,002

Завершение Группы обследованных

школьного обучения I 1-я (n 38) 2-я (n 5,3 (n 94) = 5) 3-я (n = 21) 1-я (n = 37) 2-я (n = 1,9 (n 104) = 2) 3-я (n 9)

II 65,8 (n = 25) 84,0 (n = 79) 57,1 (n = 12) 67,6 (n = 25) 92,3 (n = 96) 33,3 (n = 3) Р1 2 < 0,001 Р2, 3 < 0,05 Р4 з < 0,001 Рз, 6 < 0,001

III 28,9 (n = 11) 10,6 (n = 10) 42,9 (n = 9) 32,4 (n = 12) 5,8 (n = 6) 66,7 (n = 6) Р, 2 < 0,05 Р2 3 < 0,001 Р4 з < 0,001 Рз' 6 < 0,001

IV 5,3 (n = 2) — — — - —

со II группой здоровья, начавшие обучение с 7 лет, — 92,3 и 92,4%. Самый низкий процент детей со II группой здоровья отмечен среди школьников, обучающихся с 8 лет. К I группе здоровья относились только дети, начавшие обучение с 7 лет, а дети, которые пошли в школу с 6 лет с I группой здоровья, к концу 1-го года обучения перешли во II группу здоровья. В III группе здоровья преобладали школьники, начавшие обучение с 8 лет (от 42,9 до 60,0%), а среди школьников-шестилеток перераспределение по группам сопровождалось достоверным ростом процента детей с III группой здоровья (р = 0,00).

Важно, что наименьший процент детей с хроническими заболеваниями отмечен в группе 7-летних учащихся обоих полов.

Третий этап наблюдения (окончание начальной школы) вновь подтвердил наибольший процент детей со II группой здоровья во всех обследуемых группах с более высокой долей детей, обучавшихся с 7 лет. Среди 6- и 8-летних сократился процент учащихся с I и II группами и существенно возросла доля детей с III группой здоровья (р = 0,000). В сравнении с предыдущим (вторым) этапом наблюдения I группа была пред-

ставлена только школьниками, которые начали обучение с 7 лет.

На четвертом этапе наблюдения (к окончанию школы) во всех группах превалировали дети со II группой здоровья с более высокой долей школьников, обучавшихся с 7 лет. К I группе здоровья относились только дети, начавшие школьное обучение с 7 лет. К окончанию школы отмечено достоверное увеличение школьников с

III группой здоровья среди учащихся, которые пошли в школу с 6- и 8-летнего возраста (р = 0,000). Следует отметить, что на данном этапе были выявлены подростки с

IV группой здоровья среди девочек, начавших обучение с 6 лет, т. е. дети с хроническими заболеваниями и неполной компенсацией функциональных возможностей, ограниченными функциональными возможностями и т. д. Наряду с этим в сравнении с предыдущим этапом отмечена тенденция к росту числа детей, отнесенных к III группе здоровья. Указанные результаты подтверждают данные о росте хронической патологии за период школьного обучения.

Для более детального изучения изменений в состоянии здоровья учащихся рассмотрены показатели выяв-ляемости различных нозологий во всех обследованных группах на протяжении периода обучения.

Известно, что респираторная патология верхних дыхательных путей является наиболее распространенной в периоде детства (табл. 2, 3).

На первом этапе отмечено, что среди обследованных, начавших обучение с 7 лет, преобладали мальчики и девочки, не имевшие респираторных заболеваний по данным анамнеза в течение 1 года до поступления в школу, — 76,4 и 82,1% соответственно. Наиболее подверженными острой респираторной патологии верхних дыхательных путей были школьники, начавшие обучение с 6 и 8 лет. В структуре бактериальных заболеваний преобладал и острый средний отит (до 21,1% девочек 8 лет) и острый фарингит. Обращает на себя внимание наличие вазомоторного ринита у 7-летних девочек.

На втором этапе исследования выявлено достоверное снижение доли здоровых детей из числа 6- и 8—летних учащихся (р = 0,000). Увеличение процента школьников с респираторной патологией верхних дыхательных путей происходило преимущественно за счет высокой регистрации случаев острого среднего отита, острого фарингита и синусита. Среди другой наиболее распространенной ЛОР-патологии обращает на себя внимание гипертрофия носоглоточной миндалины. В группе 6-летних девочек возросло число школьниц с вазомоторным ринитом.

На третьем и четвертом этапах обследования сохранялись вышеизложенные тенденции с преимущественным увеличением числа диагностированных случаев хронического тонзиллита. Достоверно возрастала выявляемость острого отита среди девочек и мальчиков, поступивших в школу в 8 и 6 лет соответственно (р < 0,05). К концу обучения в школе увеличилась доля детей с хроническим тонзиллитом, который был наиболее частой нозологией на IV этапе наблюдения в рассматриваемых группах за исключением школьников, начавших обучение с 7 лет (р < 0,05).

Наряду с обозначенными выше бактериальными процессами в верхних дыхательных путях существенный интерес представляет кратность и динамика острых респираторных вирусных инфекций в течение периода обучения.

На первом этапе в группе школьников с кратностью острых вирусных инфекций 3 эпизода и более в течение года достоверно превалировали девочки, начавшие обучение с 8 лет, и мальчики с 6-летнего возраста. Наиболее благополучными, т. е. не болевшими ОРВИ до школы, были 7-летние дети обоего пола.

На втором этапе отмечено достоверное увеличение группы часто болеющих детей среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 8 и 6 лет (р = 0,000). Вновь наиболее благополучными, т. е. не болевшими, были 7-летние дети обоего пола; при этом установлено достоверное уменьшение доли девочек, отнесенных к категории часто болеющих, после первого года обучения (р = 0,03).

На третьем и четвертом этапах обследования сохранялись обозначенные выше особенности. Так, среди школьников, начавших обучение с 7 лет, возрастала доля детей, не болевших острыми вирусными инфекциями. Противоположная тенденция отмечена в группах учащихся обоего пола, начавших образование в школе с 6 и 8 лет.

На всех этапах наблюдения нами не выявлены ген-дерные различия в кратности острых вирусных инфекций в течение учебного года.

Полученные данные свидетельствуют о том, что 7-летние учащиеся более устойчивы к школьным нагрузкам в течение всех лет обучения.

Известно, что в начале учебы в школе у ребенка возникает диссонанс между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды, что может привести к срыву адаптации с исходом в острое заболевание, а также реализацией биологических и/или наследственных факторов рисков хронической патологии.

Результаты настоящего исследования показывают, что в наибольшей степени указанная дезадаптация присуща детям, начавшим обучение до и после 7 лет. При этом дети 6-летнего возраста являются, вероятно, функционально менее зрелыми, а дети 8-летнего возраста начинают обучение в более старшем возрасте в связи со сниженной реактивностью к факторам окружающей среды, в том числе инфекционного характера.

При изучении выявляемости и структуры патологии нижних дыхательных путей отмечено следующее (табл. 4).

На первом этапе обследования с учетом данных анамнеза установлена тенденция к сокращению доли детей без каких-либо заболеваний нижних отделов респираторного тракта. Из числа перенесенных заболеваний с одинаковой частотой регистрировались острый бронхит и пневмония, которые диагностированы преимущественно у мальчиков, начавших обучение с 8 лет. В одном случае у мальчика, начавшего обучение с 6 лет, уставлен диагноз бронхиальной астмы.

На втором этапе обследования рассматриваемая патология выявлялась с примерно одинаковой частотой во всех указанных группах. Среди выявленных заболеваний преобладал острый бронхит у всех обследованных с увеличением доли девочек, пошедших в школу с 6 лет; в группе мальчиков, начавших обучение в этом же возрасте, выявлены 2 случая бронхиальной астмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На третьем этапе обследования патология нижних дыхательных путей выявлялась в рассматриваемых группах с примерно одинаковой частотой. Среди перенесенных заболеваний регистрировался острый бронхит и пневмония без достоверных различий в группах.

Таблица 2

Распределение учащихся по выявляемости патологии верхних дыхательных путей за период 10-летнего обучения в зависимости

от пола и возраста поступления в школу (в %)

Период обучения Нозология Девочки Мальчики Достоверность различий

До Группы обследованных

поступления в школу 1-я (п = 79) 2-я (п = 157) 3-я (п = 19) 1-я (п = 56) 2-я (п = 117) 3-я (п = 9)

Без патологии 73,4 (п = 58) 76,4 (п 123) 52,6 (п = 10) 57,1 (п = 32) 82,1 (п = 96) 77,8 (п = 7) р,2 > 0,05 Р2, 3 < 0,05 Р4 5 < 0,001 р5, 6 > 0,05

Гипертрофия аденоидов 7,6 (п = 6) 5,7 (п = 9) 15,8 (п = 3) 12,5 (п = 7) 6,8 (п = 8) 11,1 (п = 1) 5555 О о о о 0, 0, 0, 0, > > > > ар аР аР ар

Острый синусит — 1,3 (п = 2) — — 11,1 (п = 1)

Острый средний отит 7,6 (п = 6) 5,1 (п = 8) 21,0 (п = 4) 7,1 (п = 4) 3,4 (п = 4) р1, 2 > 0,05 Р12,, 23 > 0,05 Р4, 5 > 0,05

Острый тонзиллит — 1,9 (п = 3) — 7,1 (п = 4) 2,6 (п = 3) — р4, 5 > 0,05

Острый фарингит 5,1 (п = 4) 1,9 (п = 3) — 12,5 (п = 7) 4,3 (п = 5) — р1, 2 > 0,05 р4; 5 > 0,05

Вазомоторный ринит — 5,7 (п = 9) — — 0,9 (п = 1) —

Хронический тонзиллит 6,3 (п = 5) 1,9 (п = 3) 10,5 (п = 2) 3,6 (п = 2) р1, 2 > 0,05 Р2 3 > 0,05 Р4, 5 > 0,05

После Группы обследованных

окончания 1-го класса Без патологии 1-я (п = 41,1 (п = 68) 30) 2-я (п = 81,8 (п 148) 121) 3-я (п = 21) 67,9 (п = 13) 1-я (п = 56) 55,4 (п = 31) 2-я (п = 85,7 (п 105) = 90) 3-я (п = 60,0 (п 10) = 6) Р12 < 0,001 Р12,, 23 > 0,05 Р4 5 < 0,001 р45,, 56 < 0,101

Гипертрофия аденоидов 14,7 (п = 10) 4,0 (п = 6) 9,5 (п = 2) 10,7 (п = 6) 3,8 (п = 4) 10,0 (п = 1) Р1, 2 < 0,05 Р12,, 23 < 0,05 Р4 5 < 0,001 р45,, 56 > 0,05

Острый синусит 7,3 (п = 5) 5,9 (п = 4) — 1,8 (п = 1) 10 (п = 1)

Острый средний отит 13,2 (п 9) 0,7 (п = 1) 9,5 (п = 2) 10,7 (п = 6) 1,9 (п = 2) Р12 < 0,001 Р12,, 23 < 0,05 Р4, 5 < 0,001

Острый тонзиллит 2,9 (п = 2) 2,0 (п = 3) 5,4 (п = 3) 3,8 (п = 4) Р12 < 0,001 Р12,, 23 > 0,05 Р4 5 < 0,001 р45,, 56 < 0,101

Острый фарингит 2,9 (п = 2) 1,3 (п = 2) 14,3 (п = 3) 7,1 (п = 4) 10,0 (п = 1) Р12 < 0,001 Р12,, 23 < 0,01 Р4 5 < 0,001 р5; 6 < 0,101

Вазомоторный ринит 13,2 (п 9) 3,4 (п = 5) — 8,9 (п = 5) 3,8 (п = 4) — Р1, 2 < 0,01 р4, 5 > 0,05

Хронический тонзиллит 1,5 (п = 1) 1,4 (п = 2) 4,8 (п = 1) 1,9 (п = 1) 10,0 (п = 1) 5555 о о о о 0, 0, 0, 0, > > > > р1 Р2 Р4 р5

Р (1, 2) = 0,000

Группы обследованных

После 1-я (п = 50) 2-я (п = 98) 3-я (п = 21) 1-я (п = 51) 2-я (п = 104) 3-я (п = 11)

окончания начальной школы Без патологии 26,0 (п = 13) 71,4 (п = 70) 42,8 (п = 9) 45,1 (п = 23) 76,0 (п = 79) 63,6 (п = 7) Р12 < 0,001 Р12,, 23 < 0,05 Р4 5 < 0,001 р45,, 56 > 0,05

Гипертрофия аденоидов 12,0 (п 6) 8,2 (п = 8) 15,7 (п = 8) 8,6 (п = 9) 9,1 (п 1) 5555 о о о о 0, 0, 0, 0, > > > > р1 Р2 Р4 р5

Острый синусит 6,0 (п = 3) 1,3 (п = 2) 4,8 (п = 1) 3,9 (п = 2) 1,9 (п = 2)

Острый средний 4,0 (п = 2) 3,1 (п = 3) 4,8 (п = 1) 2,0 (п = 1) отит

2,9 (п = 3)

Острый тонзиллит 12,0 (п = 6) 4,1 (п = 4) 14,8 (п = 3) 13,7 (п = 7) 1,9 (п = 2) 9,1 (п = 1)

Острый фарингит — — — —

Вазомоторный 4,0 (п = 2) 8,2 (п = 8) 4,8 (п = 1) 9,8 (п = 5)

ринит

Хронический 10,0 (п = 5) 5,1 (п = 5) 23,8 (п = 5) 9,8 (п = 5)

тонзиллит

Завершение

школьного

обучения

Без патологии

Гипертрофия 5,3 (п = 2) 2,1 (п = 2) 9,5 (п = 2) 5,5 (п = 2)

аденоидов

Острый синусит 5,3 (п = 2) 5,3 (п = 5) 4,8 (п = 1) 8,1 (п = 3)

Острый средний 5,3 (п = 2) — 9,5 (п = 2) 10,8 (п = 4)

отит

Острый тонзиллит 7,9 (п = 3) 2,1 (п = 2) 9,5 (п = 2) 10,8 (п = 4)

Острый фарингит — — — —

Вазомоторный — 3,2 (п = 3) 4,8 (п = 1) 8,1 (п = 3) ринит

Хронический 5,3 (п = 2) 2,1 (п = 2) 21,0 (п = 6) 8,4 (п = 3) тонзиллит

7,7 (п = 8)

1,9 (п = 1) 18,2 (п = 2)

Группы обследованных 1-я (п = 38) 2-я (п = 94) 3-я (п = 21) 1-я (п = 37) 71,0 (п = 27) 75,2 (п = 80) 33,3 (п = 7) 48,6 (п = 18)

5 (п = 88,3 (п

104) = 83)

6 (п = 9) 33,3 (п = 3)

4.8 (п = 5) -

2.9 (п = 3) -

4.8 (п = 5) —

1.9 (п = 2) 22,2 (п = 2)

3.8 (п = 4) —

1.9 (п = 2) 44,4 (п = 4)

р, 2 > 0,05

3 > 0,05

Р4, 5 > 0,05 р, 2 > 0,05

3 > 0,05

Р4, 5 > 0,05 р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р, 2 > 0,05 Р2 3 > 0,05 Р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

Р2 3 <0,001 Р,' 3 < 0,01 Р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4, 5 > 0,05 р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4, 5 > 0,05 р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4, 5 > 0,05 р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4 5 > 0,05 р.' 5 > 0,05

рх 3 > 0,05

р4, 5 > 0,05 р, 2 > 0,05

Р2, 3 > 0,05

Р4 5 > 0,05 р45,, 56 > 0,05

На четвертом этапе различия в частоте встречаемости основных нозологий нижних дыхательных путей не установлены. Среди выявленных заболеваний преобладали острые бронхиты и редкие случаи пневмонии среди детей, поступивших в школу с 6 лет. Патология нижних дыхательных путей преобладала в группе школьников, начавших обучение с 6 лет. Доля детей с бронхиальной астмой существенно не изменялась.

Представленные данные свидетельствуют об особенностях структуры респираторной патологии у детей, начавших обучение в разном возрасте, за время учебы в школе. Это относится преимущественно к патологии верхних дыхательных путей с формированием хронических очагов инфекции в области лимфоидного глоточного кольца. Уже к окончанию 1-го класса (на втором этапе наблюдения) отмечено статистически значимое сокращение доли детей, преимущественно девочек, обучающихся с 6 лет, без заболеваний верхних дыхательных путей, с 73,4 до 41,4% (р = 0,000).

Известно, что за время обучения в школе дети переживают 3 критических периода развития, когда диапа-

зон адаптационных реакции ограничен, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается. Это в первую очередь поступление в 1-й класс, переход к предметному обучению и переход на 3-ю ступень обучения в школе (10—11-й классы). Во время этих критических периодов возможны как эффективное формирование, так и утрата основных параметров здоровья.

Полученные результаты исследования подтверждают особенности формирования патологии в указанные выше критические периоды. В структуре инфекционной патологии обращает на себя внимание высокая частота острых респираторных вирусных инфекций, а также острая и хроническая патология ЛОР-органов. При этом среди детей, обучающихся с 6 и 8 лет, отмечен более высокий уровень заболеваемости, поэтому они нуждаются в первоочередных оздоровительных мероприятиях. Можно предположить, что появлению выраженных отклонений в состоянии их здоровья предшествуют нарушения приспособительной деятельности организма, снижение адаптации к новым микросоциальным условиям.

Распределение учащихся по кратности эпизодов ОРВИ за период 10-летнего обучения в зависимости от

поступления в школу (в %)

Таблица 3 пола и возраста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период обучения

Кратность ОРВИ в год

Девочки

Мальчики

Достоверность различий

До

После окончания 1-го класса

После окончания начальной школы

Завершение

школьного

обучения

Группы обследованных

поступления 1-я (п = 79) 2-я (п = 157) 3-я (п = 19) 1-я (п = 56) 2-я (п = 117) 3-я (п =

в школу

Нет 7,6 (п = 6) 10,8 (п = 17)

3,6 (п = 2) 9,4 (п = 11)

Нет 4,4 (п = 3) 11,5 (п = 17)

Нет

2,0 (п = 1) 7,1 (п = 7)

Нет 2,6 (п = 1) 9,6 (п = 9)

9)

1 эпизод 5,1 (п = 4) 10,8 (п = 17) 10,5 (п = 2) 12,5 (п = 7) 17,9 (п = 21) 22,2 (п = 2)

2 эпизода 26,6 (п = 21) 31,9 (п = 50) 10,5 (п = 2) 21,4 (п = 12) 34,2 (п = 40) 44,4 (п = 4)

3 эпизода 60,7 (п = 48) 46,5 (п = 73) 79,0 (п = 15) 62,5 (п = 35) 38,5 (п = 45) 33,4 (п

и более

Группы обследованных 1-я (п = 68) 2-я (п = 148) 3-я (п = 21) 1-я (п = 56) 2-я (п = 105) 3-я (п ^

— 3,6 (п = 2) 10,5 (п = 11) —

= 3)

10)

3 эпизода 66,2 (п = 45) 22,3 (п = 33) 81,0 (п = 17) 69,6 (п = 39) 29,5 (п = 31) 60,0 (п = и более Р1, 2 = 0,000

Группы обследованных 1 (п = 50) 2 (п = 98) 3 (п = 21) 4 (п = 51) 5 (п = 104) 6 (п =

19,2 (п = 20)

1 эпизод 13,2 (п = 5) 26,6 (п = 25) 14,2 (п = 3) 8,0 (п = 3) 32,7 (п = 34)

р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6 р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6

р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6 Р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6

1 эпизод 14,7 (п = 10) 16,9 (п = 25) 9,5 (п = 2) 12,5 (п = 7) 20,0 (п = 21) 20,0 (п = 2)

2 эпизода 14,7 (п = 10) 49,3 (п = 73) 9,5(п = 2) 14,3 (п = 8) 40,0 (п = 42) 20,0 (п = 2)

6)

11)

3,9 (п = 2) 19,2 (п = 20) 18,2 (п = 2)

1 эпизод 10,0 (п = 5) 25,5 (п = 25) 9,5 (п = 2) 11,8 (п = 6) 33,6 (п = 35) 18,2 (п = 2)

2 эпизода 10,0 (п = 5) 32,6 (п = 32) 33,4 (п = 7) 15,7 (п = 8) 26,9 (п = 28) 18,2 (п = 2)

3 эпизода 78,0 (п = 39) 34,8 (п = 34) 57,1 (п = 12) 72,5 (п = 37) 20,2 (п = 21) 45,4 (п = 5) и более

Группы обследованных 1-я (п = 38) 2-я (п = 94) 3-я (п = 21) 1-я (п = 37) 2-я (п = 104) 3-я (п = 9)

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,01

0,005

0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05

> 0,05

> 0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05 2, 3> 0,05

> 0,05

2, 3 р4, 5 р5, 6

р4, 5 р5, 6

Р1, 2 < 0,001

< 0,001

< 0,05

< 0,005

р2, 3 р4, 5 р5, 6

Р1, 2 < 0,001

Р2, 3 Р4, 5

р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6 Р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6

Р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6 Р1, 2 р1, 2 р2, 3 р4, 5 р5, 6

< 0,001 < 0,001

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,01

0,05

0,05

0,05

0,001

0,05

0,05

0,001

0,05

р1, 2 > 0,05 р2, 3 > 0,05

2, 3> 0,05

> 0,05

р4, 5 р5, 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05 р24,, 35 > 0,05 р45,, 56 > 0,05

2 эпизода 13,2 (п = 5) 31,9 (п = 30) 42,9 (п = 9) 10,8 (п = 4) 18,3 (п = 19) 18,2 (п = 2)

3 эпизода и более

71,0 (п = 27) 31,9 (п = 30) 42,9 (п = 9) 81,1 (п = 30) 29,8 (п = 31) 77,8 (п = 7)

Р1,

< 0,001

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05 р24,, 35 > 0,05 р45,, 56 > 0,05 Р1; 2 < 0,001

р12,, 23 > 0,05

р4 5 < 0,001

р45,, 56 > 0,05

Распределение учащихся по выявляемости патологии нижних дыхательных путей за период в зависимости от пола и возраста поступления в школу (в %)

Таблица 4 10-летнего обучения

Период обучения

Нозологии Девочки Мальчики

Группы обследованных

1-я (п = 79) 2-я (п = 157) 3-я (п = 19) 1-я (п = 56) 2-я (п = 117) 3-я (п 9)

Без патологии 94,9 (п = 75) 96,2 (п 151) 89,5 (п = 17) 96,4 (п = 54) 96,6 (п = 113) 77,8 (п = 7)

Острый бронхит 2,5 (п = 2) 2,5 (п = 4) 5,9 (п = 1) 1,8 (п = 1) 1,7 (п 2) 11,1 (п = 1)

Пневмония 2,5 (п = 2) 1,3 (п = 2) 5,9 (п = 1) 1,8 (п = 1) 1,7 (п 2) 11,1 (п = 1)

Бронхиальная

астма

Группы обследованных

1-я (п = 68) 2-я (п = 148) 3-я (п = 21) 1-я (п = 56) 2-я (п = 105) 3-я (п = 10)

Без патологии 92,6 (п = 63) 98,6 (п 146) 95,2 (п = 20) 91,1 (п = 51) 99,0 (п = 104) 80,0 (п = 8)

Острый бронхит 5,9 (п = 4) 0,7 (п = 1) — 3,6 (п = 2) 0,9 (п 1) 20,0 (п = 2)

Пневмония 1,5 (п = 1) 0,7 (п = 1) 4,8 (п = 1) 3,6 (п = 2) — —

Бронхиальная — 1,7 (п = 1)

астма

Группы обследованных

1-я (п = 50) 2-я (п = 98) 3-я (п = 21) 1-я (п = 51) 2-я (п = 104) 3-я (п = 11)

Без патологии 90,0 (п = 45) 98,0 (п = 97) 100 (п = 21) 86,3 (п = 44) 98,1 (п = 102) 81,8 (п = 9)

Острый бронхит 4,0 (п = 2) 1,0 (п = 1) — 5,9 (п = 3) 1,0 (п 1) 18,2 (п = 2)

Пневмония 6,0 (п = 3) 1,0 (п = 1) — 3,9 (п = 2) 1,0 (п 1) —

Бронхиальная 3,9 (п = 2)

астма

Группы обследованных

1-я (п = 38) 2-я (п = 94) 3-я (п = 21) 1-я (п = 37) 2-я (п = 104) 3-я (п 9)

Без патологии 94,7 (п = 36) 98,9 (п = 93) 95,2 (п = 20) 86,5 (п = 32) 99,0 (п = 103) 100 (п = 9)

Острый бронхит 2,6 (п = 1) 1,1 (п = 1) 4,8 (п = 1) 5,4 (п = 2) 1,0 (п 1) —

Пневмония 2,6 (п = 1) — 2,7 (п = 1) — —

Бронхиальная _ 5,4 (п = 2) — —

Достоверность различий

До

поступления в школу

После окончания 1-го класса

После окончания начальной школы

школьного обучения

р1, 2 > 0,05 р2 3 > 0,05

р; 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

А 2 > 0,05

р21,, 32 > 0,05

р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05 р4 5 > 0,05 р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05

р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05 р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05 рл , > 0,05

Р12 < 0,001

р12,, 23 > 0,05 р4 5 < 0,01 р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05 р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05

р4 , > 0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05

р4 5 > 0,05

р45,, 56 > 0,05

р1, 2 > 0,05

р12,, 23 > 0,05 р4 3 > 0,05

Выводы

1. Доля абсолютно здоровых детей к окончанию школьного обучения сокращается и составляет среди девочек и мальчиков, начавших обучение с 7 лет, 5,1 и 1,9% соответственно, против 9,5 и 2,6% перед поступлением в школу; неблагоприятным фактором является рост хронических заболеваний, особенно среди детей, поступивших в школу в 6 и 8 лет.

2. Распределение детей по группам здоровья с учетом возраста поступления в школу показало преобладание II группы здоровья во все периоды наблюдения, увеличение III группы с хронической патологией с первых лет учебы и формирование IV группы здоровья при завершении школьного обучения.

3. В распределении по группам здоровья наиболее неблагоприятная динамика отмечена для всего периода обучения в отношении 6-летних детей и для первого года обучения среди детей, начавших образование с 8 лет.

4. Наиболее подверженными острой респираторной патологии верхних дыхательных путей были школьники, начавшие обучение с 6 и 8 лет, при этом изменения в структуре нозологий за период школьного обучения характеризуются формированием хронической патологии (хронический тонзиллит) без существенного снижения частоты острых заболеваний.

5. Во всех обследованных группах и на всех этапах наблюдения превалировали школьники с частотой острых респираторных вирусных инфекции 3 эпизода и более в год; доля часто болеющих детей была наибольшей среди 6- и 8-летних школьников независимо от пола; к окончанию школы группа часто болеющих детей среди девочек, начавших обучение с 7 лет, значимо сократилась.

6. Острые заболевания нижних отделов респираторного тракта у мальчиков значительно реже регистрировались в группе 7-летних школьников; в структуре

© А. И. РОМАНОВ, С. А. РОМАНОВ, 2013

УДК 614.2:616.-036.868

патологии нижних дыхательных путей ведущей нозологией был острый бронхит, который преобладал среди мальчиков, начавших обучение с 8 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов АА, Кучма ВР, Сухарева ЛМ. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М.: Династия; 2004.

2. Баранов АА, Кучма РВ, Сухарева ЛМ. Оценка состояния здоровья детей. Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

3. Демографический ежегодник России. 2008: Стат. сб. М.: Рос. стат.; 2008.

4. Виблая ИВ, Чеченин ГИ, Якимова ТВ. Первые результаты эксплуатации блока "Здоровье школьников и педагогических работников" в рамках АИС СГМ (на примере г. Новокузнецка). Вестник Кузбасского научного центра. 2006; 2: 13—5.

5. Алифанова ЛА. Здоровье школьников и их конституциональное развитие при различной организации учебно-познавательной деятельности в школе. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 2002; 1: 36—9.

6. Кучма ВР, Звездина ИВ, Жигарева НС. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (4): 9—12.

7. Сухарева ЛМ, Намазова ЛС, Рапопорт ИК и др. Изменение заболеваемости учащихся в динамике обучения в младших классах. В кн.: Сборник материалов XII Конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". М.; 2008: 324.

8. Ямпольская ЮА. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005—2007). В кн.: Сборник материалов XII Конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". М.; 2008; 402. 2.

9. Рапопорт ИК. Состояние здоровья подростков 15—17 лет как интегральный показатель их медико-биологической адаптации при динамических наблюдениях. В кн.: Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., ред. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007: 197—213.

Поступила 29.05.12

А. И. РОМАНОВ, С. А. РОМАНОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размышления по поводу актуальных проблем клинической реабилитологии (30-летний опыт работы)

ФГБУ Центр реабилитации Управления делами Президента Российской Федерации, 143088 Москва

Рассмотрен ряд принципиальных вопросов, связанных с сохранением и приумножением "человеческого капитала", формированием нового качества жизни, появлением новых возможностей и угроз, определением роли и места в этом процессе клинической реабилитологии как интегрального формирующегося, на стыке медицинской, педагогической и социальной наук.

Исследование авторов, опирающееся на длительный опыт "кремлевской" медицины, вобравшей лучшие отечественные и зарубежные наработки в сфере клинической реабилитологии, позволяют вынести на обсуждение широкой медицинской общественности актуальные проблемы, без решения которых невозможно обеспечить переход отечественного здравоохранения на качественно новый уровень.

Ключевые слова: клиническая реабилитология; человеческий капитал; качество жизни

THE REFLECTIONS CONCERNING ACTUAL ISSUES OF CLINICAL REHABILITOLOGY: THE THIRTY YEARS OF EXPERIENCE

A.I. Romanov, S.A. Romanov The Center of Rehabilitation of Executive Office of the President of the Russian Federation, Moscow, Russia The article considers several key issues related to "human capital" promotion, formation of new quality of life, appearance of new opportunities and dangers and determination of the role and place of rehabilitology in this process as an integral direction formed at the joint of medical, educational and social sciences.

Контактная информация: Романов Александр Иванович, чл-корр., главврач; e-mail: raicentr2007@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.