Научная статья на тему 'Анализ состояния преподавания черчения в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) в аспекте формирования интереса учащихся к предмету'

Анализ состояния преподавания черчения в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) в аспекте формирования интереса учащихся к предмету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / GRAPHIC TASKS / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL APPROACH / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / OUT-OF-CLASS WORK / ОЛИМПИАДЫ ПО ЧЕРЧЕНИЮ / TECHNICAL DRAWING / THE OLYMPIC GAMES ON TECHNICAL DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахурдин В.Д.

Статья содержит рассмотрение актуальных проблем преподавания черчения в школах Республики Саха (Якутия). Изучен многолетний накопленный опыт учителей черчения. Предложены пути повышения качества преподавания черчения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONDITION OF TEACHING TECHNICAL DRAWING IN COMPREHENSIVE SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) IN THE ASPECT OF FORMING THE STUDENTS INTEREST FOR THE SUBJECT

The article contains topical problems of teaching technical drawing in schools of the Republic of Sakha (Yakutia). The accumulated experience of teachers of technical drawing is studied. Ways of improvement of quality of teaching technical drawing are offered

Текст научной работы на тему «Анализ состояния преподавания черчения в общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия) в аспекте формирования интереса учащихся к предмету»

После охлаждения установки объем газа в шприце уменьшился

Рис. 4. Схема эксперимента 3 ние опыта: бумагу, смоченную растворами кислоты или щелочи, помещают на предметное стекло или кусок пластика, наносят каплю воды и испытывают индикаторной бумагой. Вышеизложенный способ использования наглядных дидактических средств возможен для проведения реакций, идущих в растворе без выделения газа. Возможны другие опыты по получению газа: нужно взять два медицинских шприца, соединенных резиновой трубкой. В один шприц налить 2-3 мл раствора соляной кислоты, в другой поместить гранулу цинка. Поршень шприца, содержащий цинк, постепенно выдвигается образующимся в результате реакции водородом, что свидетельствует об изменении объема газа в замкнутой системе прибора.

Реакцию разложения можно провести в приборе, изображенном на рис. 4. В колбу помещают около 1 г карбоната гидроксомеди (II) и нагревают его на открытом пламени спиртовки (кроме ожоговых больных). В результате реакции разложения на стенках колбы появляются капельки воды, порошок меняет цвет зеленого на черный, а положение поршня шприца свидетельствует об увеличении объе-

ма газа. Вначале поршень выдвигается полностью, а после охлаждения и сжатия газа выдвигается наполовину.

Отметим, что опыты, иллюстрирующие свойства водорода, хорошо описаны В. С. Полосиным и другими авторами [2].

Системное применение данных предложенных вариантов (запаянные ампулы, «бумажный» эксперимент, опыты со шприцами) позволяют решить проблему использования химического эксперимента в условиях больничного стационара. В одних реакциях учащиеся могут наблюдать процесс. В других - исходные вещества и продукты реакции. Наборы реактивов и образцы веществ, изготовленные по нашему способу, вполне умещаются в «дамскую сумку», что отвечает развивающейся в последние годы «кейс-технологии» обучения (обучение, идущее сначала от средств, а потом от слов).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грабецкий А. А., Зазнобина Л. С., Назарова Т. С. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 1988. 160 с.

2. Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1970. 336 с.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ

ANALYSIS OF THE CONDITION OF TEACHING TECHNICAL DRAWING IN COMPREHENSIVE SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) IN THE ASPECT OF FORMING THE STUDENTS' INTEREST FOR THE SUBJECT

В. Д. Шахурдин

Статья содержит рассмотрение актуальных проблем преподавания черчения в школах Республики Саха (Якутия). Изучен многолетний накопленный опыт учителей черчения. Предложены пути повышения качества преподавания черчения.

Ключевые слова: черчение, графические задачи, методы преподавания, индивидуальный подход, дифференцированный подход, внеклассная работа, олимпиады по черчению.

V. D. Shakhurdin

The article contains topical problems of teaching technical drawing in schools of the Republic of Sakha (Yakutia). The accumulated experience of teachers of technical drawing is studied. Ways of improvement of quality of teaching technical drawing are offered.

Keywords: technical drawing, graphic tasks, teaching methods, the individual approach, the differentiated approach, out-of-class work, the Olympic Games on technical drawing.

Научно-технический прогресс связан с освоением, совершенствованием и развитием техники. Это становится возможным при глубоком усвоении технических знаний, овладении графическими средствами информации, одним из которых является чертеж.

Поэтому черчению в школе отводится роль не только общеобразовательного предмета, но и дисциплины политехнического цикла. Необходимость обучения черчению в средней школе диктуется не только его исключительным значением в современной жизни, но и огромной ро-

лью графической деятельности в формировании интереса, логического мышления и познавательных способностей учащихся. Школа должна поспевать за быстрым развитием современной науки и производства. Учащимся необходимо овладеть методом проекций, позволяющим вооружить их теоретическими основами изображения пространственных форм на плоскости. Важная роль принадлежит черчению в воспитании таких качеств личности, как способность и стремление к творчеству, созиданию, конструированию и рационализации, поиску нового, усовершенствованию и улучшению всего окружающего людей в их жизнедеятельности.

В большинстве школ Республики Саха (Якутия) обучение черчению ведется учителями, имеющими многолетний и плодотворный опыт работы в системе образования. Многие из них имеют специальности художественно-графического и технического направления средних специальных и высших учебных заведений Якутии и России.

Изучение многолетнего опыта работы передовых учителей черчения школ Республики Саха (Якутия) показывает, что нужен индивидуальный подход к каждому конкретному учащемуся, как к личности. Нужно всесторонне использовать нетрадиционные методы обучения. Организовывать кружки, олимпиады по темам, конкурсы лучших чертежников, которые способствуют развитию интереса и духа соревновательности, что несомненно оказывает положительное влияние на повышение уровня графической грамотности учащихся.

Учебные программы, по которым ведется обучение, адаптированы к Всероссийской программе по черчению для общеобразовательных школ. Многие ведущие учителя черчения, имеющие многолетний опыт работы, обучают учащихся по индивидуальным программам, разработанным на основе базовых программ.

Преподавательская деятельность учителей черчения, имеющих большой опыт, в большинстве своем связана с сельскими общеобразовательными школами. Они организовывают и проводят семинары, предметные олимпиады и различные внешкольные и внеклассные мероприятия, которые имеют огромное значение в воспитании и обучении учащихся.

Таким увлеченным и преданным выбранной профессии учителем черчения является отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель Республики Саха (Якутия) Василий Николаевич Оконешников. Он одним из первых в республике в 1964 г. приступил к организации кабинета черчения и рисования в Павловской средней школе Мегино-Кангаласского улуса. В республике его кабинет черчения считается одним из лучших, и сейчас его пример позаимствовали многие учителя черчения и рисования.

С 1965 г. в Павловской средней школе постоянно функционирует кружок черчения и рисования. Для учащихся, углубленно занимающихся, обогащающих свои знания, оттачивающих свои графические умения и навыки на занятиях кружка «Юный чертежник», черчение превратилось в один из самых любимых предметов.

Василий Николаевич постоянно в поиске, индивидуально занимается с каждым учеником и старается развить его индивидуальные способности. Организует встречи с людьми различных профессий, со студентами, постоянно проводит внеклассные и внешкольные мероприятия.

Под его руководством команда учащихся Павловской средней школы участвует в республиканских зональных олимпиадах, в которых учащиеся занимают ведущие места.

Опыт работы В. Н. Оконешникова зиждется на следующих положениях, правилах и требованиях к процессу обучения:

1. Каждодневная предварительная подготовка к занятиям.

2. Индивидуальный подход к каждому ученику, всемерное развитие самостоятельности и поощрение инициативы учащихся.

3. Отдельные занятия с учащимися, которые имеют затруднения в изучении предмета, своеобразный подход, чтобы они не почувствовали свою ущемленность и скованность.

4. Оказание помощи учащимся в развитии пространственного воображения и мышления, а также в выборе будущей профессии.

5. Учитель - профессионал своего дела, должен превосходно знать преподаваемый предмет.

6. Всестороннее развитие и пропаганда профессии учителя.

Итоги многолетней работы В. Н. Оконешникова отражены в работах «Кабинет черчения» (М.: Просвещение, 1984), «...Всей душой и сердцем...» (Якутск, 1999), «Раздаточные тематические таблицы по черчению» (Якутск: Би-чик, 2007).

В настоящее время В. Н. Оконешников работает в единственном классе с углубленным изучением истории, теории и практики черчения, где этому начинает обучать учащихся с 5-го класса.

Для осуществления политехнического принципа в обучении многие учителя черчения широко используют межпредметные связи, например: черчение и рисование, черчение и трудовое обучение.

Один из энтузиастов и ведущих учителей широкого профиля, преподающих черчение, рисование и трудовое обучение в Адыччинской школе Верхоянского улуса - Отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель Республики Саха (Якутия) Василий Семенович Чириков.

Свою педагогическую деятельность Василий Семенович начал с создания кабинета черчения и изобразительного искусства, организации и оборудования учебной мастерской по трудовому обучению. Свидетельством его плодотворной работы является участие и постоянные успехи воспитанников на республиканских государственных олимпиадах по черчению, а также в конкурсах-выставках по трудовому обучению.

В школе работает кружок «Умелые руки», где учащиеся занимаются графикой, лепкой и резьбой по дереву. В кружке дети знакомятся с дополнительными графическими знаниями, особенностями работы в области декора-

тивно-прикладного искусства, которые особенно хорошо развивают пространственное воображение, мышление и художественный вкус.

Василий Семенович большое внимание уделял техническому моделированию, так как оно способствует расширению политехнического кругозора, формированию интереса к технике и техническому творчеству.

В. С. Чириков широко использовал межпредметные связи трудового обучения и черчения. На уроках трудового обучения он обучал школьников чтению простейших чертежей, схем, технических рисунков изготовляемых изделий и их деталей. Организовывал внеклассные занятия по техническому моделированию, где учащиеся увлеченно изготавливают модели. В Адыччинской школе много действующих моделей, в том числе аэросани, ручной насос, шлифовальный станок и др.

В списке ведущих учителей черчения Республики Саха (Якутия) по праву ведущее место занимает учитель высшей категории Иннокентий Степанович Жегусов, работающий в Черкехской средней школе. Он создал один из лучших кабинетов черчения и изобразительного искусства, на базе которого был проведен первый семинар учителей черчения Таттинского улуса.

Иннокентий Степанович активно занимается внеклассной деятельностью. Под его руководством учащиеся являются постоянными участниками и победителями государственных и улусных олимпиад по черчению. Также работают кружки по интересам «Юный чертежник», «Умелые руки», «Мастер по обработке дерева», воспитанники которых участвуют в улусных и республиканских выставках прикладного искусства.

При изучении методики преподавания черчения нельзя не вспомнить имя замечательной учительницы школы № 14 г. Якутска Розы Титовны Афанасьевой. Она является одним из лучших учителей черчения и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия). Роза Ти-товна прошла курсы переподготовки по программе Б. М. Неменского, которые дали возможность переосмыслить новую программу, разработать адаптированную программу с учетом местного материала, включающую национальные узоры, орнаменты, что приводит к возможности развития творческих способностей учащихся. Она активно использует метод оптимального сочетания и рационального использования наглядности в обучении: открытые уроки для начинающих учителей черчения, постоянное пополнение дидактических и наглядных материалов, обновление оснащения кабинета.

Характерной особенностью педагогического стиля Р. Т. Афанасьевой является тщательная подготовка к каждому уроку, скрупулезная разработка его структуры. При проведении урока старается как можно больше использовать наглядные пособия (плакаты, макеты, работы учащихся и др.). Уроки и внеклассные мероприятия проводит на высоком профессиональном уровне, удачно используя связь черчения и изобразительного искусства.

Р. Т. Афанасьева является руководителем методического объединения учителей черчения школ г. Якутска. Со-

держание докладов «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства», «Эффективное использование наглядных пособий, дидактического материала - одно из средств снятия перегрузки учащихся и учителя», «Творческая лаборатория учителя черчения и изобразительного искусства» на педагогических чтениях вызвали огромный интерес учителей республики.

Постоянно участвуя в семинарах, курсах повышения квалификации и переподготовки, она разработала адаптированную учебную программу по черчению с использованием местного материала, включая национальную особенность народа Саха. Учитывая возможности развития творческих способностей учащихся, включает в содержание графических работ нестандартные задачи с элементами конструирования. Родители детей, заинтересованные в воспитании творческих личностей, просят продолжить обучение черчению по адаптированной программе в старших классах.

Одним из передовых учителей черчения, который ведет целенаправленную работу по введению в школах начального политехнического обучения, является учитель графики Таттинской гимназии Прокопий Дмитриевич Мегин.

Прокопий Дмитриевич параллельно с основным предметом «Графика», который включает черчение и рисование, проводит предмет «Техническое моделирование», где изучаются азы политехнического образования.

При изучении дисциплины «Техническое моделирование» учащиеся знакомятся с технической терминологией, узнают назначение общетехнических профессий, таким образом ведется целенаправленная подготовка кадров для инженерно-технических профессий.

В 5-м классе на изучение моделирования отводится 35 ч аудиторного времени, в 6-м и 7-м классах - по 34 ч.

За время обучения моделированию учащихся Таттинской гимназии с 1995 по 2012 г. анализ поступления на технические специальности вузов России и Республики Саха (Якутия), среди которых технический факультет Якутского государственного университета (ЯГУ), Инженерно-физический институт при ЯГУ, Якутский государственный инженерно-технический институт, Якутская сельскохозяйственная академия, Новосибирский государственный технический университет, Хабаровский железнодорожный институт, Московский институт дизайна и архитектуры, Государственная академия систем управления и радиоэлектроники, Московский государственный технический университет имени Баумана и другие, свидетельствует о возрастании заинтересованности выпускников гимназии в получении высшего технического образования (количество учащихся):

1995 г. - 3; 1996 г. - 2; 1997 г. - 3;

1998 г. - 3; 1999 г. - 4; 2000 г. - 4;

2001 г. - 4; 2002 г. - 6; 2003 г. - 9;

2004 г. - 8; 2012 г. - 8.

Афанасий Николаевич Степанов - учитель черчения, окончил инженерно-педагогическое отделение Педагогического института ЯГУ в 1986 г., отличник образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.