Научная статья на тему 'Анализ состояния индустрии туризма в условиях глобализации'

Анализ состояния индустрии туризма в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРОПЕРАТОР / ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / THE INDUSTRY OF TOURISM / TOUR OPERATOR / TRAVEL AGENCY / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горгоц О. В.

В статье освещены теоретические аспекты индустрии туризма в условиях глобализации мировой экономики. Отражены методические основы государственного регулирования развития индустрии туризма на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния индустрии туризма в условиях глобализации»

Туризм

рода как важнейшего фактора долговременного конкурентного преимущества перспективного развития в регионе, выявление сильных и слабых сторон области.

К сильным сторонам Свердловской области следует отнести: выгодное географическое положение; богатые природные ресурсы; наличие крупных промышленных объектов, привлекательных для бизнестуристов; глубокое историческое и культурное наследие; проведение культурных мероприятий, имеющий всероссийский и международный характер (выставки, конкурсные мероприятия); разнообразная развлекательная инфраструктура, богатая театрально-концертная сфера; собственные образовательные структуры, готовящие кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства; высокая транспортная доступность;

инвистиционная привлекательность области.

К слабым сторонам можно характеризовать отсутствие региональной программы развития гостиничного хозяйства, необходимой для нее нормативно-законодательной базы и стратегии взаимодействия структур, участвующих в подъеме гостиничной сферы; недостаток предприятий коллективных средств размещения; неблагоприятная экологическая обстановка в промышленно ориентированных городах области; дефицит профессиональных кадров; отсутствие рекламно-информационного обеспечения [4].

Развитие в регионе высокоэффективного гостиничного сервиса значительно повысит его привлекательность в качестве сферы активного международного предприниматель-

ства и делового сотрудничества.

Государственную поддержку реализации инвестиционных проектов предполагается осуществлять на условиях конкурсного размещения инвестиционных ресурсов, с учётом активного привлечения кредитов банков, средств специальных фондов и общественных организаций, отечественных и зарубежных инвесторов.

Развитие гостиничного сервиса станет стимулом социально-экономического развития районов области и отраслей экономики, связанных с туристской индустрией. Обеспечит дополнительные поступления в федеральный, областной и местный бюджеты вследствие значительного увеличения доходов от реализации гостиничных услуг и сопряженных с ними видов экономической деятельности.

Литература

1. Янкевич B.C., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт \ Под ред. B.C. Янкевича.-М.: Финансы и статистика, 2003.-416с.

2. Европейский гостиничный маркетинг : Учеб. Пособие: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 2003.-224 с.

3. Морозов М.Н. Основные современные мировые тенденции в области развития гостиничной индустрии\\ Особенности развития стран мирового содружества на рубеже веков. Сборник научных материалов Международной научно-практической конференции.-Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.-с.48-51.

4. Пешена Э.В. Рыночная адаптация предприятий коллективных средств размещения в сфере туризма: Изд-во УрГЭУ, 2006.-с.7.

Л

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

О.В.ГОРГОЦ,

старший преподаватель,

Югорский государственный университет

Ключевые слова: индустрия туризма, туроператор, туристическое агентство, государственное регулирование.

Современная индустрия туризма представляет собой одну из наиболее доходных отраслей мирового хозяйства. На ее долю приходится около 10% мирового валового продукта, инвестиций, рабочих мест и мировых потребительских расходов. Среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние 10 лет составляют 13%. По прогнозам Всемирной туристической организации (ВТО), к 2010 году количество международных туристических поездок превысит 930 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долларов. Отмечается, что Россия, при огромных возможностях развития туризма, выглядит на мировом рынке туристских услуг более чем скромно: на ее долю по числу прибывающих туристов приходится менее 1,5% мирового туристского потока [1].

Деятельность индустрии туризма невозможна без взаимодействия с другими отраслями экономики. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития

туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли экономики, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

В настоящее время понятие индустрии туризма является собирательным для многочисленных и разнообразных форм деятельности, которые специализируются на рынке услуг, связанных с приемом и обслуживанием туристов. При этом не существует единой классификации, которая бы охватывала абсолютно все виды деятельности в этой сфере.

Наиболее полно виды деятельности в сфере туриндустрии учтены в классификации индустрии туризма, разработанной Браймером Р.А. [2], -это общественное питание, средства размещения, организации-посредники (туроператоры и турагенты), рекреация. Анализ этой классификации пока-

зывает, что с учетом произошедших процессов связанных с развитием туристских услуг, необходимо учитывать следующие виды деятельности: информационные услуги, транспортные услуги, страховая деятельность, реализация товаров народных промыслов, оздоровительные комплексы, развлекательные комплексы, банковский бизнес, событийная деятельность, государственные учреждения и общественные организации по организации туризма. Эти пятнадцать сфер обслуживания являются основными в индустрии туризма.

Данная классификация дает более точное представление об индустрии туризма, позволяет системно рассматривать ее как объект регулирования.

Выделяются политический, экономический, социальный, просветительский, культурный аспекты государственного регулирования этой отрасли.

В настоящее время отсутствует единое мнение по проблемам понятий-

The industry of tourism, tour operator, travel agency, state regulation

ного аппарата и инструментария исследования в области туризма, нет четкой систематизации основных компонентов туристского спроса и предложения в туризме, статистических показателей его развития.

На основании наших исследований индустрии туризма предлагается дать определения туризма и индустрии туризма, а также туроператорской деятельности и турагентской деятельности.

Туризм - деятельность физических лиц во время свободных передвижений (путешествия, поездки) и/или их пребывания за пределами обычной среды в течение периода, не превышающего 12 (двенадцати) месяцев подряд, с конкретно определенными целями, совершаемыми собственно туристом с необходимой для него мотивацией: отдых, деловые, познавательные и другие цели; без занятия оплачиваемой деятельностью.

Индустрия туризма («туристская индустрия», «туристская отрасль») -это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность как туристских предприятий, так других предприятий обеспечивающих туризм.

Под воздействием глобализационных процессов в мировой экономике

и, соответственно, индустрии туризма, происходят изменения объектов хозяйственного управления. Объектом регулирования выступают не туристические фирмы, включающие несколько предприятий (по перевозкам туристов, по экскурсионному обслуживанию), а предпринимательские сети, представляющие собой организованную на основе долгосрочных контрактов и участия в капитале сеть фирм туристических агентов и операторов, отелей, перевозчиков (авиа и транспортных предприятий), информационных, рекламных агентств и других участников индустрии туризма.

В объединениях традиционного типа (холдингах, концернах) предприятия могут полностью или частично лишиться юридической, хозяйственной самостоятельности; кроме того, подобные объединения имеют, как правило, громоздкую управленческую структуру и предрасположены к монополизации рынка, что не позволяет им четко реагировать на изменения внешней среды.

За последние годы в мире развитие теории предпринимательских сетей заключается в анализе конкуренции в этих структурах, природе менеджмента, динамике межфирменного сотрудничества [5, 6].

Объединение усилий сетевых партне ров-предпринимателей, органов управления, государственных структур, крупных транспортных компаний способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющихся условий туристского бизнеса. В развитых

странах такое объединение усилий оказалось достаточно эффективным -сетевые организации гораздо успешней занимаются туристским бизнесом.

В России фактически сформировались и функционируют сетевые связи. Схема функционирования сетевых связей туриндустрии представлена на рисунке 1.

У туроператора могут быть как собственные турагенства, перевозчики, отели, экскурсионные бюро и другие представители туриндустрии, так и набор договоров с совершенно независимыми от него по форме собственности турагенствами, перевозчиками, отелями, экскурсионными бюро. Крупные туроператоры совместно с разными авиакомпаниями организуют рейсы в то время, как каждая авиакомпания имеет свою сеть туроператоров. Туроператоры объединяются между собой при бронировании мест в отелях, при этом многие из них имеют свою сеть отелей в собственности. При отелях, как правило, действуют в соответствии партнерскими договорами небольшие фирмы: по аренде автомобилей, экскурсионным, оздоровительным и другим услугам. Часто крупные отели в период межсезонья (отсутствия туристов) доплачивают этим фирмам, чтобы постоянно иметь комплекс услуг для клиентов.

В России такое объединение усилий оказалось достаточно эффективным. В настоящее время в нашей стране функционирует Российский союз туриндустрии (РСТ) - крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбиз-неса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, освещающие туризм.

Анализ форм организации туристской индустрии показал, что:

- в сетевых связях между фирмами, принадлежащим разным собственникам, возникает взаимодействие при сохранении каждой из них своей автономии;

- экономические связи, лежащие в основе создания предпринимательской сети, основаны на долгосрочных контрактах (в отличии от холдингов, базирующихся на имущественных интересах), осуществляются на основе вертикальных и горизонтальных взаимодействий между различными бизнес-субъектами и их симбиозной взаимозависимости, определяемой принципом синергизма. Такие объединения позволяют небольшим организациям сочетать преимущества малых фирм предпринимательства и крупных производств;

- в сетевой организации элементы

Туризм

рынка сочетаются с иерархической координацией действий, но на первый план выходят кооперационные и информационные связи, а имущественные связи могут присутствовать в форме долевого участия;

- через взаимодействие головной организации с организациями-участника-ми вырабатывается новая информация, которая становится движущей силой деловой активности. Так, появляется информация от турагентов для туроператоров о пожеланиях клиентов посетить тот или иной маршрут. В свою очередь туроператоры открывают для клиентов «новые страны», строя там отели и организуя туристский сервис. Формируется общая коммерческая политика (сбыт и сервисное обслуживание);

- многовариантность управленческих решений при формировании предпринимательских туристских сетей (подборе партнеров, обосновании конфигурации сети и т.д.) делает актуальным выбор наилучших вариантов с большей рентабельностью производства при взаимосвязи организаций, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.

Анализ опыта различных стран по развитию индустрии туризма показывает, что успех во многом зависит от того, как эта отрасль пользуется государственной поддержкой.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневый процесс, включающий в себя:

-координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;

-согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);

-согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которая осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Управление рыночной моделью с -элементами государственного регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях в условиях экономического кризиса начала XXI века осуществляется через два основных механизма: во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения; во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления и координации. Причем, во втором случае речь идет как о государственном регулировании, так и о самоорганизации хозяйствующих субъектов через создание туристских объединений и ассоциаций

Туризм

предпринимательских сетей.

В нашем исследовании предлагается рассмотреть следующие виды механизмов государственного управления в Российской Федерации, в зависимости от сфер жизни общества.

В правовой сфере: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие методологии лицензирования, стандартизации, сертификации в сфере туризма; таможенное регулирование; установление правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ с учетом интересов развития туризма; борьба с преступностью и коррупцией.

В экономической сфере: налоговое регулирование; целевое бюджетное финансирование программ развития туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, в том числе аграрный; увеличение инвестиций в человеческий капитал.

В социальной сфере: решение проблем адресного социального туризма, создание социальной инфраструктуры.

В научно-образовательной сфере: развитие научных исследований в сфере туризма; создание информационно-аналитической базы; обеспечение профессиональных кадров для туристской деятельности.

В сфере организации туризма: формирование имиджа России на мировом рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой рынки; содействие участию в международных туристских программа.

Анализ и прогноз факторов внешней и внутренней среды (рисунок 2) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения туристской деятельности, факторов окружения как регулируемых, так и нерегулируемых со стороны государства. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление потенциальных угроз и новых возможностей и разработать адекватный план действий по достижению поставленных целей. В наиболее общей форме стратегическая цель государственной политики развития туризма может быть определена следующим образом: создание конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных граждан в туристских услугах и вносящего вклад в развитие экономики страны за счет увеличения количества рабочих мест, притока ино-

Рисунок 1. Схема функционирования сетевых связей

Рисунок 2. Схема государственного регулирования с учётом взаимодействия внешних и внутренних факторов

странной валюты, сохранения культурного и природного наследия.

Государство не может оказывать прямого влияния своей туристской политикой на нерегулируемые факторы внешней и внутренней среды, однако оно может оказывать воздействие на регулируемые факторы внутренней среды. Так, единство федеральной и региональной политики выражается в совместных программах по регулированию туристской индустрии.

Выводы Анализ внешних факторов, определяющих стратегическое развитие тех

или иных подсистем региона, предполагает выявление интересов, складывающихся у субъектов управления различных иерархических уровней и форм хозяйствования к месту и роли сферы туризм региона в системе территориального разделения труда.

Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта государственной политики регулирования развития туризма указывает на необходимость решения проблем туризма в общем контексте социально-экономических проблем федеральных и региональных структур.

Литература

1. Бордюк Т., Лимонов А. Иностранцы стали больше въезжать в Россию // Коммерсантъ. 25.11.2005. №213/П.

2. Браймер РА. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс.- 1995. - 236с.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб.пособие. -М.: Финансы и статистика. 1999. - 176с.

4. Туризм: нормативно-правовые акты: Сборник актов. / Сост. Н.И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 432с.

5. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./ Научн. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 123 с.

6. Азар В. Туротрасли - самостоятельный орган управления // Российская туристская газета. - 1999. - №24. - С. 2.

7. Маринин М. Какие нужны меры по защите отечественного туризма? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. -1998. - № 2. - С.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.