Научная статья на тему 'Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых российским фондом социального страхования'

Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых российским фондом социального страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАСХОДНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / FUNCTIONAL ACCOUNT OBLIGATION / STAT SOCIAL INSURANCE / SOCIAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринкевич Лариса Сергеевна, Касачева Оксана Викторовна

Функциональные расходные обязательства ФСС РФ являются для экономически активного населения России формой реализации важнейших конституционных прав на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, рождения детей, на охрану здоровья и пр. Представляется целесообразным анализ состава и качества государственных гарантий, продекларированных правительством и возложенных на ФСС, а также анализ на их соответствие международным стандартам социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринкевич Лариса Сергеевна, Касачева Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The composition and quality analysis of functional account obligations entrusted to Russian Social Insurance Fund

Functional account obligations of Social Insurance Fund of the Russian Federation are form the realization of important constitutional rights to social security in the event of disease, disability, birth of children, to health protection, etc. for the economically active population in Russia. It seems appropriate the composition and quality analysis of government guarantees the declared government and entrusted to Social Insurance Fund of the Russian Federation, and the analysis of their correspondence with social protection international standards.

Текст научной работы на тему «Анализ состава и качества функциональных расходных обязательств, реализуемых российским фондом социального страхования»

2013 Экономика №1(21)

УДК 369.22

Л.С. Гринкевич, О.В. Касачева

АНАЛИЗ СОСТАВА И КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Функциональные расходные обязательства ФСС РФ являются для экономически активного населения России формой реализации важнейших конституционных прав на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, рождения детей, на охрану здоровья и пр. Представляется целесообразным анализ состава и качества государственных гарантий, продекларированных правительством и возложенных на ФСС, а также анализ на их соответствие международным стандартам социальной защиты.

Ключевые слова: функциональное расходное обязательство, обязательное социальное страхование, социальная защита.

Исполнение Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) своих функциональных расходных обязательств есть не что иное, как реализация государственной политики в социальной сфере. В этой связи качество социальных гарантий государства зависит в том числе от объема и уровня социально-страхового обеспечения, осуществляемого за счет средств ФСС. Однако постоянное снижение размеров обязательных отчислений, действие регрессивной шкалы, широкий перечень льгот, направленных главным образом на стимулирование отечественного бизнеса, обусловили проблему нехватки средств социального страхования для финансирования установленных государственных гарантий. Уменьшение ресурсной базы послужило причиной сокращения расходов ФСС, в том числе полного исключения таких видов страхового обеспечения, как санаторно-курортное лечение работников, а затем и оздоровление детей, введение ограничений на размеры пособий по временной нетрудоспособности. Данные обстоятельства существенно снизили социальную защищенность экономически активного населения.

В связи с вышеизложенным представляет научный интерес анализ состава и качества страхового обеспечения, осуществляемого за счет средств ФСС.

Состав функциональных расходных обязательств, возложенных на ФСС, и аналогичных обязательств, реализуемых государственными (общественными) страховыми организациями за рубежом, представлен в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 и 2 следует, что область охвата рисков, страхуемых ФСС, обеспечивает минимальные мировые стандарты и даже превосходит по некоторым странам. Однако кроме финансовых задач по компенсации утраченных заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности и пр.) обязательное социальное страхование во многих странах выполняет целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и их семей, организация лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по

реабилитации инвалидов [3]. В настоящее время данные функции ФСС в России реализованы не в полной мере.

Таблица 1

Виды функциональных расходных обязательств Фонда социального страхования Российской

Федерации [1, 2]

Вид обязательного социального страхования Вид функционального расходного обязательства

1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 1.1. Пособие по временной нетрудоспособности. 1.2. Пособие по беременности и родам. 1.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 1.4. Единовременное пособие при рождении ребенка. 1.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. 1.6. Социальное пособие на погребение

2. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 2.1. Пособия по временной нетрудоспособности. 2.2. Ежемесячные страховые выплаты. 2.3. Единовременные страховые выплаты. 2.4. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшим

Таблица 2

Функциональные расходные обязательства, взятые иностранным государством и реализуемые через структуры, аналогичные Фонду социального страхования Российской Федерации

Конвенция МОТ № 102 Германия Ирландия Швеция США

1. Пособие 1. Пособие по вре- 1. Пособие по 1. Родительское посо- 1. Посо-

по болезни. менной нетрудо- болезни. бие.. бие на

2. Пособие в способности. 2. Пособие на 2. Пособие по беремен- погребе-

случае тру- 2. Пособие по рождение ребенка. ности. ние.

дового уве- материнству. 3. Пособие по 3. Временное родитель- 2. Посо-

чья или про- 3. Семейное посо- материнству. ское пособие. бие по

фессиональ- бие. 4. Пособие на 4. Пособие по уходу. нетрудо-

ного заболе- 4. Пособие на ребенка. 5. Пособие на ребенка. способ-

вания. ребенка. 5. Пособие по 6. Пособие на прием ности

3. Семейные 5. Пособия на здоровью и безо- ребенка.

пособия. домашний уход за пасности. 7. Пособие по болезни.

4. Пособие больным. 6. Пособие на опе- 8. Пособие на лечение;

по беремен- 6. Пособия по ухо- кунство; 9. Пособие на реабили-

ности и ро- ду (частичному, 7. Пособие по тацию.

дам. временному, крат- уходу на дому. 10. Пособие по уходу за

5. Пособие косрочному, пол- 8. Пособие по членом семьи.

по инвалид- ному). инвалидности. 11. Пособие по инвалид-

ности 7. Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве. 8. Реабилитацион-но-восстанови-тельное лечение 9. Пособие на лечение. 10. Пособие по нетрудоспособности в связи с производственным травматизмом ности или длительной нетрудоспособности. 12. Пособие в случае производственной травмы. 13. Пособие на погребение в результате травмы на производстве

Качество расходных функциональных обязательств предлагается оценить через размер выплат по социальному страхованию, который, с одной стороны, должен быть экономически обоснован, с другой - должен обеспечить достойный (приемлемый) уровень индивидуального потребления, соответствующий рациональному потребительскому бюджету.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 [4] сумма пособия должна быть достаточной для поддержания здоровья, надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше установленного минимального размера (табл. 3).

Таблица 3

Размер периодических выплат по некоторым видам пособий по обязательному социальному страхованию, % от утраченного заработка

№ п/п Охватываемый случай Конвенция МОТ № 102 Германия Ирландия Швеция Российская Федерация (ФСС)

1 Болезнь 45 До 70 До 100 80

2 Трудовое увечье: нетрудоспособность инвалидность 50 50 70-100 До 100 До 100 60-100

3 Беременность и роды 45 100 80 80

По объему компенсации утраченного заработка Россия также соответствует мировым стандартам. Однако далее встает вопрос о размере этого утраченного заработка. Зарубежная практика свидетельствует, что большинство государств устанавливает предельный уровень заработной платы, при достижении которого страховые взносы не уплачиваются и из расчета которого определяется максимальный размер пособия. Россия пошла по этому пути с 2010 г., когда была введена предельная облагаемая база на уровне 415 000 руб. в год (в 2011 г. - 463 000 руб. в год, в 2012 г. - 512 000 руб. в год, в 2013 г. - 568 000 руб. в год). Если перевести эту базу из рублевого эквивалента в евро, то получится, что в 2010 г. предельная база составляла €9548 (курс евро на 01.01.2010 - 43,4605), в 2011 г. - €11 436 (курс евро на 01.01.2011 -40,4876), в 2012 г. - €12 287 (курс евро на 01.01.2012 - 41,6714), в 2013 г. -€14 119 (курс евро на 01.01.2013 - 40,2286), что существенно ниже, чем в зарубежных странах. Из этого следует два вывода: во-первых, в России уровень заработной платы существенно отстает от уровня заработной платы за рубежом, он достаточно низкий, и (или), во-вторых, уровень предельной облагаемой базы очень низок и его требуется поднять как минимум в 2 раза [5].

Для дальнейшего анализа качества расходных функциональных обязательств ФСС представляется целесообразным оценить покупательную способность пособий, например связанных с материнством и детством. Данный выбор обусловлен тем, что защита материнства и детства является одним из стратегических направлений социальной политики государства. Это предполагает не только охрану здоровья женщин и детей, оказание доступной и квалифицированной помощи, но и поддержание материальной обеспеченности работающих граждан в такие периоды, как беременность, рождение ребенка, уход за ним в ранние периоды его жизни. С этой позиции особую значимость приобретают следующие пособия ФСС: пособие по беременности и родам,

пособие женщинам, вставшим на учет в женские консультации в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (рис. 1 и 2)1.

Покупательная способность количество наборов прожиточного минимума

Среднедушевые доходы населения в месяц Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — ПС пособия по беременности и родам

Среднемесячное пособие по беременности и родам ПС доходов населения -ПС ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 л

Рис. 1. Динамика покупательной способности пособия по беременности и родам и пособия по уходу

за ребенком до 1,5 лет

Руб.

14 000,0 12 000,0 10 000,0 8 000,0 6 000,0 4 000,0 2 000,0 0,0

2005

2006

2007

2008

2009

2010

т 3,5

-- 3,0 Покупательная способность, -- 2,5 количество наборов --2 0 прожиточного минимума -- 1,5 -- 1,0 -- 0,5 0,0

2011

Единоврем. пособие жен., вставшим на учет в ранние сроки беременности I . . . .I Единовременное пособие при рождении ребенка

ПС единоврем. пособия жен., вставшим на учет в ранние сроки беременности X ПС единовременного пособия при рождении ребенка

Рис. 2. Динамика покупательной способности пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, и пособия при рождении ребенка

На рис. 1 представлена динамика размера и покупательной способности пособий, размер которых зависит от среднего заработка (пособие по уходу за ребенком до 2006 г. имело фиксированный размер, не зависевший от дохода); на рис. 2 - динамика размера и покупательной способности пособий, размер которых не зависит от размера заработной платы.

Анализ данных рисунков позволяет сделать следующие выводы:

1. Пособие по беременности и родам выплачивается в 100 %-ном объеме утраченного заработка независимо от страхового стажа, но с учетом предель-

1 Покупательная способность определена авторами исследования расчетным путем на основании

данных Федеральной службы государственной статистики РФ, взятых с http://www.gks.ru (дата обра-

щения: 01.01.2013-01.02.2013).

ной облагаемой базы. Однако фактически среднемесячный размер данного пособия гораздо ниже среднемесячного размера заработной платы. Если в 2003 г. данное соотношение составило 93%, то в 2010 г. - 57%. Это обусловлено исключением из налогооблагаемой базы некоторых видов выплат, а также более низким размером средней зарплаты женщин, уходящих в декретный отпуск.

2. Остается низким размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. До 2007 г. данное пособие не зависело от заработка. Несмотря на изменение порядка расчета данного пособия с 2007 г. (введение зависимости размера пособия от заработка и от объема перечисленных страховых взносов), увеличение его фактического размера, покупательная способность его остались низкими - менее одного набора прожиточного минимума. Однако данное пособие должно обеспечить такой прожиточный минимум, чтобы его было достаточно как для лица, совершающего уход за ребенком, так и для ребенка.

3. Величина единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, не зависит от размера утраченного заработка. Покупательная способность данного пособия очень низка, не более 0,1 набора прожиточного минимума. Оно не обеспечивает никаких социальных гарантий и поэтому не имеет самостоятельного значения.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка имеет фиксированный размер и должно компенсировать единовременные затраты на приобретение малышу минимально необходимого набора предметов. Покупательная способность данного пособия обеспечивает более двух наборов прожиточного минимума. Аналога данного пособия за рубежом авторами не выявлено.

Таким образом, система выплат, осуществляемых за счет средств ФСС, играет важную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в сохранении его жизни и здоровья, в решении вопросов материнства и детства. Это придает данной системе повышенную социально-экономическую и политическую значимость. От объема и качества этих выплат зависит уровень социальных гарантий государства. Однако на основании проведенного анализа авторы делают вывод о том, что социальные нормативы практически никаким образом не используются в определении минимального и максимального размера пособий. Мера покрытия социальных рисков определяется не столько на базе актуарных расчетов, сколько путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба. Вследствие этого страховой тариф устанавливается в большей степени исходя из государственных возможностей, а не на основании актуарных расчетов

Литература

1. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством : федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 255-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1, ч. 1. Ст. 18.

2. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (в ред. от 9 дек. 2010 г. № 350-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.

3. Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Управление финансами. Электрон. дан. [Б.м.], 2011. ИКЬ: http://www.deepfinance.ru (дата обращения: 02.01.2011).

4. Социальное страхование и социальная защита: доклад Генерального директора Международного бюро труда МОТ. Женева, 1993.

5. Касачева О.В. Обеспечение сбалансированности финансовых потоков Фонда социального страхования Российской Федерации на современном этапе // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2012. № 2 (18). С. 94-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.