Научная статья на тему 'Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан'

Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4230
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / АНАЛИЗ / TOURISM / MANAGEMENT / POTENTIAL / ANALYSIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бунаков Олег Александрович

В статье проведен анализ текущего состояния сферы туризма в Республике Татарстан. Выявлены основные проблемы развития и показана необходимость создания и внедрения единой комплексной программы развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of a current condition of sphere of tourism in the Republic of Tatarstan is carried out. The basic problems of development are revealed and necessity of creation and introduction of the uniform complex program of development is shown

Текст научной работы на тему «Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан»

Бунаков O.A. Анализ ситуации в сфере туризма в республике Татарстан

Дата: 28/02/2011 Номер: (26) УЭкС, 2/2011

Аннотация: В статье проведен анализ текущего состояния сферы туризма в Республике Татарстан. Выявлены основные проблемы развития и показана необходимость создания и внедрения единой комплексной программы развития.

Ключевые слова: туризм, управление, потенциал, анализ.

Abstract: In article the analysis of a current condition of sphere of tourism in the Republic of Tatarstan is carried out. The basic problems of development are revealed and necessity of creation and introduction of the uniform complex program of development is shown.

Keywords: tourism, management, potential, analysis.

Бунаков Олег Александрович аспирант

Российская международная академия туризма

oleg-bunakov.@mail .ги

Выходные данные статьи: Бунаков O.A. Анализ ситуации в сфере туризма в

республике Татарстан // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 2 (26). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2010 году доля туризма в мировом валовом внутреннем продукте составила 4,2%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 11,3%. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа туристских прибытий в мире составили 5,1%, валютных поступлений -14%. Ежедневно мировой туризм дает около 2,4 млрд.долларов США.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, грамотное позиционирование, а также общее давление цен.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все

более очевидными, мировая туристская индустрия сталкивается с растущим уровнем конкуренции между странами как внутри региона, так и за его пределами. На это указывают широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия продвижения своего туристского продукта на внешних рынках. Вместе с тем появляется все больше стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов, что требует от стран, стремящихся сохранить и развить свою туристскую привлекательность следующих действий:

• попытаться сохранить баланс между ростом спроса и предложения;

• осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;

• предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

• обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией. Прогноз показывает, что мировые туристские прибытия в период между 2000 и 2020 годами увеличатся более чем вдвое. В 2010 году их число превысило 1 млрд.человек, а к 2020 году должно составить 1,56 млрд.человек, из которых 1,18 млрд.человек будут путешествовать в пределах своего региона. Российская Федерация должна выйти к 2020 году на девятое место по количеству туристских посещений.

Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день не занимает на мировом рынке лидирующего места. Вместе с тем анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост (за исключением кризисного 2009 года), прежде всего, внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал устойчивую тенденцию роста объемов строительства гостиниц в курортных регионах и крупнейших городах. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. Основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.

По прогнозным данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2010 году в валовом внутреннем продукте нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Вместе с тем очевидным является факт, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России как иностранных, так и российских граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. Благодаря продуманной политике органов государственной власти в республике существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, постоянно растет количество объектов туризма, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.

На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

• богатыми природно-ресурсными возможностями;

• уникальным культурно-историческим наследием;

• разнообразным этнографическим составом;

• выгодным географическим положением;

• наличием мегаполиса - г.Казани.

Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.

Наряду с указанными достоинствами, которыми обладает Республика Татарстан в сфере туристской индустрии, имеется и ряд проблем, характерных для современного состояния сферы туризма в республике.

Таблица 1 -Анализ сферы туризма в РТ

Сильные стороны (преимущества)

Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность. Река Волга как один из известных российских брендов.

Высокий культурно-исторический потенциал (Казанский Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, 13 исторических городов, многочисленные объекты культурноисторического наследия, особый колорит, определяемый разнообразием культур и традиций и др.).

Наличие религиозных объектов различных конфессий (Казанская икона Божьей Матери, мечеть Кул Шариф и др.). Наличие баз размещения (гостиницы, пансионаты и др.) и динамично формирующихся спортивных объектов и досугово-развлекательных структур.

Сезонное разнообразие.

Местая кухня.

Проведение большого количества мероприятий, привлекающих разнообразных посетителей (конференции, конгрессы, спортивные соревнования различного уровня, фестивали, и т.д.).

Национальный праздник Сабантуй.

Благоприятно складывающаяся конъюнктура туристского рынка.

активная позиция и заинтересованное отношение руководства Республики Татарстан.

Формирование органами местного самоуправления Республики Татарстан активной политики в области разработки и внедрения проектов развития туристской индустрии в контексте социального и экономического развития муниципальных образований.

Наличие крупных спортивных мероприятий мирового масштаба (У ниверсиада-2013 и Чемпионат Мира по Футболу 2018 года).

Слабые стороны (недостатки) • Недостаточно информации о Республике Татарстан как туристском направлении. • Недостаточно активное продвижение на мировых и региональных туристских рынках. • Недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта. • Недостаточное количество средств размещения туристского класса для организации массового туристского потока. • Недостаточное количество организованного туристского транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений, специализированных автобусных и теплоходных рейсов и т.д.). • недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цена-качество не соответствуют принятым стандартам). • Преобладание экскурсионной деятельности с характерными для нее «пиковыми» нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов. • Неравномерное распределение туристского потока по сезонам. • Слабое использование возможностей туризма выходного дня. • Преобладание культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы туров. • Недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм). • Инфраструктура бизнес-туризма не в полной мере отвечает мировым требованиям. • Слабая информированность населения о туристском потенциале республики, отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа. • Слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала. • недостаток статистики посетителей. • Недостаточное представление республиканского туристского продукта в глобальной сети «Интернет».

Возможности • Интерес к незнакомому и малознакомому для многочисленных сегментов международного и внутреннего туризма направлению. • Толерантность культур и этноса. • Являясь регионом России, Республика Татарстан имеет больше возможностей, чем другие регионы России в силу своих национально-культурных особенностей. • Развитие новых конкурентоспособных туристских предложений (спортивных, экологических, кулинарных и др.).

• Рост рецептивных туроператоров для быстрого освоения рынка туристских услуг в Республике Татарстан, в том числе в муниципальных образованиях.

Угрозы (трудности) • Недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры. • Разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его фактическим использованием. • Слабые взаимодействия отраслей, формирующих туристский продукт, с туристской индустрией. • Недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения туризма для экономического развития. • Недостаточно отработанный механизм научного планирования развития отрасли. • Слабая координация в проведении туристской политики, развитии менеджмента регионального и локального уровней. • Слабое развитие государственно-частных партнерств в туристском бизнесе. • недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли и сложность в осуществлении контроля за деятельностью отрасли. • Слабый обмен информацией между участниками туристского рынка. • Недостаточное финансирование развития отрасли.

Туризм в Татарстане - одно из наиболее перспективных направлений социально -экономического развития республики. Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: за последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12%, и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу -25%.

Росту туристского потока способствует интенсивное развитие туристской инфраструктуры. Высокими темпами идет строительство гостиниц. За последний год в столице республики введены гостиницы Art-hotel, Castro, Park Inn,Courtyard гостиничной цепи Marriott и ряд других. Количество средств размещения увеличивается не только в г.Казани, но и в других городах и туристских центрах республики.

Развивается сеть объектов общественного питания, транспортная инфраструктура, появляются новые спортивные, культурные объекты, развлекательные комплексы. Знаковым событием стало открытие Экскурсионного центра в городе Казани в составе Туристско-информационного центра, который с мая 2010 года обслужил 5371 человек.

Меняется система профессионального туристского образования, в учебный процесс внедряются новые образовательные программы международного уровня. При МДМСТ РТ работает методический совет учебных заведений туриндустрии, который

координирует их в плане научной и образовательной деятельности, тематической специализации, проведения конференций, «Круглых столов» по актуальной туристской тематике, взаимодействия с работодателями, участия в решении проблем развития туризма, привлечения к различным мероприятиям в сфере туризма.

Сейчас много делается для развития инфраструктуры центров нашего культурного наследия - древнего города Болгар и острова-града Свияжск. Ведется большая работа по освоению территории туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны»: создана концепция его развития, проведено функциональное зонирование, создаются инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры туризма, органично связанной с природными условиями территории и возможностями развития активных видов туризма, охоты, рыбалки, экологического и оздоровительного туризма. Это новые перспективные направления в создании турпродукта.

Перспективной и хорошо зарекомендовавшей себя является туристская программа «Три столицы России: С.Петербург - Москва - Казань», которая нацелена на то, чтобы туристский поток в ведущие туристские центры (Москва и С.-Петербург) направлялся и в Казань.

В настоящее время на туристском рынке Татарстана действуют порядка 500 туристских фирм, из них около 350 в Казани, на внутренний туризм работает порядка 80. В федеральном реестре 36 турфирм, в т.ч. занимающихся внутренним туризмом 26, международным въездным - 4, международным выездным - 6; из общего числа туроператоров 33 работают в Казани, 1 в Елабуге.

Успешная работа организаций туриндустрии Татарстана в 2010 году была отмечена Национальной премией в области туризма им. Ю.Сенкевича. Ее лауреатами стали Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и туристский комплекс «Ривьера», а дипломантами - Туристско-информационный центр г.Казани и директор Казанского филиала Российской международной академии туризма К.Н. Пономарев.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что обладающей большим туристским потенциалом Республике Татарстан необходима комплексная программа развития данной сферы. При достаточном уровне финансирования, программа может в краткосрочном периоде сделать отрасль туризма одной из главных доходных статей бюджета республики.

№ гос. рег. статьи 0421100034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.