Научная статья на тему 'Анализ систем оценки реализации образовательных программ в Сингапуре, Южной Корее и Китае'

Анализ систем оценки реализации образовательных программ в Сингапуре, Южной Корее и Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3361
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / EXPECTED RESULTS / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ / ФОРМИРУЮЩЕЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ И ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / DIAGNOSTIC AND SUMMATIVE ASSESSMENT / МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ / MONITORING OF ACHIEVEMENTS / СИСТЕМА ВЫПУСКНЫХ И ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / INTERNATIONAL COMPARATIVE STUDIES / SYSTEM OF ASSESSMENT OF STUDENTS'' ACHIEVEMENTS / FORMATIVE / THE SYSTEM OF FINAL AND ENTRANCE EXAMINATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Галина Сергеевна, Краснянская Клара Алексеевна

В период введения новых стандартов, ориентированных на вызовы современности (глобализация, новые требования рынка труда и др.), существенное влияние на совершенствование качества образования оказывают как сами стандарты, так и система оценки их достижения. В этих условиях особую важность приобретает изучение зарубежного опыта в странах с высокой конкурентоспособностью. В статье дается анализ систем оценки качества реализации образовательных программ в трех странах Восточной Азии: Сингапур, Южная Корея и Китай, которые в последние годы, показывают стабильные высокие результаты, в области математики и естественнонаучных предметов. Дается характеристика назначения, особенностей видов оценки достижений (формирующее, диагностическое и итоговое), измерительных материалов, системы выпускных и вступительных экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Галина Сергеевна, Краснянская Клара Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of assessment systems of educational programs in Singapore, South Korea and China

During the introduction of new standards, focused on the challenges of modernity (globalization, new requirements of the labor market, etc.), a significant impact on improving the quality of education have both the standards and the assessment system to achieve them. In these circumstances special importance has the study of international experience in countries with high competitiveness. The article analyzes the systems of assessment the quality of realization of educational programs in three countries of East Asia: Singapore, South Korea and China, which in recent years have shown stable high results in mathematics and natural science. The article presents the characteristics of the features of different types of assessments (formative, diagnostic and summative), test materials, system of final and entrance examinations.

Текст научной работы на тему «Анализ систем оценки реализации образовательных программ в Сингапуре, Южной Корее и Китае»

1УДК 37.022 ББК 74.04(3)

АНАЛИЗ СИСТЕМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СИНГАПУРЕ, ЮЖНОЙ КОРЕЕ И КИТАЕ1

Г. С. Ковалева, К. А. Краснянская

Аннотация. В период введения новых стандартов, ориентированных на вызовы современности (глобализация, новые требования рынка труда и др.), существенное влияние на совершенствование качества образования оказывают как сами стандарты, так и система оценки их достижения. В этих условиях особую важность приобретает изучение зарубежного опыта в странах с высокой конкурентоспособностью. В статье дается анализ систем оценки качества реализации образовательных программ в трех странах Восточной Азии: Сингапур, Южная Корея и Китай, которые в последние годы показывают стабильные высокие результаты в области математики и естественнонаучных предметов. Дается характеристика назначения, особенностей видов оценки достижений (формирующее, диагностическое и итоговое), измерительных материалов, системы выпускных и вступительных экзаменов.

Ключевые слова: образовательные стандарты, планируемые результаты, система оценки достижений учащихся, формирующее, диагностическое и итоговое оценивание, мониторинг достижений, система выпускных и вступительных экзаменов, международные сравнительные исследования.

ANALYSIS OF ASSESSMENT SYSTEMS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN SINGAPORE, SOUTH KOREA AND CHINA

G. S. Kovaleva, K. S. Krasnyanskaya

Abstract. During the introduction of new standards, focused on the challenges of modernity (globalization, new requirements of the labor market, etc.), a significant impact on improving the quality of education have both the standards and the assessment system to achieve them. In these circumstances special importance has the study of international experience in countries with high competitiveness. The article analyzes the systems of assessment the quality of realization of educational programs in three countries of East Asia: Singapore, South Korea and China, which in recent years have shown stable high results in mathematics and natural science. The article presents the characteristics of the features of different types of assessments (formative, diagnostic and summative), test materials, system of final and entrance examinations.

Keywords: educational standards, expected results, system of assessment of students' achievements, formative, diagnostic and summative assessment, monitoring of achievements, the system of final and entrance examinations, international comparative studies.

а ля эффективного решения проблем в области образования, вызванных комплексом причин, среди которых не по-е место занимают глобализация, стремительное развитие информационных технологий, изменение требований рынка труда к

выпускникам школы, важным становится анализ зарубежного опыта с целью выявления тенденций в изменениях систем образования, которые способствуют повышению конкурентоспособности выпускников школ и инновационному развитию стран.

1 Работа над данной статьей проводилась при поддержке Департамента образования города Москвы, в рамках проекта «Проведение сравнительного анализа эффективности образовательных программ по предметам математики, физики, информатики, химии, биологии в системах общего образования Китая, Ю.Кореи, Сингапура с целью распространения лучшего мирового опыта в системе образования г. Москвы».

Во многих странах, в которых вводятся новые образовательные стандарты, ориентированные на вызовы современности (демократизацию общества, развитие человеческого капитала, новые образовательные результаты, включая навыки XXI в.), система оценки их достижения становится важным фактором, настраивающим систему образования на соответствующую модернизацию. С целью выявления лучшего мирового опыта в сфере образования рассмотрим основные подходы к организации системы оценки качества образования в трех странах Юго-Восточной Азии: Сингапуре, Южной Корее и Китае, которые в последнее десятилетие демонстрируют высокие достижения в области математики, естественнонаучных предметов и функциональной грамотности школьников2, выявим основные тенденции и на отдельных примерах покажем особенности модернизации образования этих стран.

Основные характеристики системы оценки качества образования в Сингапуре, Южной Корее и Китае представлены в табл. 1.

Рассмотрим системы оценки качества образования в анализируемых странах.

Сингапур3

Проблема оценивания является частью организации процесса обучения. Решение этой проблемы напрямую связано с концепцией школьного обучения в XXI в., принятой в Сингапуре.

Рассмотрим решение проблемы оценивания на примере такого учебного предмета, как математика. Программа по математике для начальной школы (1-6-й классы) была создана в 2013 г., введена для учащихся 1-го класса и ежегодно внедряется в последующий класс. В программе сказано, что основная цель изучения математики - сформировать у учащихся компетенции, необходимые в XXI в. и достаточные для обеспечения продуктивной повседневной жизни и непрерывного обучения в течение всей жизни. В ней предусмотрены различные пути, следование которым позволит поддержать возможности к изучению данного предмета и обеспечить интересы различных категорий учащихся.

При создании программы 2013 г. содержание обучения не ставилось на первое место, так как считалось, что оно стабилизировалось за прошедшие годы. Основные коррективы были связаны с формированием компетенций XXI в. и организацией соответствующего этому процесса обучения и оценивания достижений учащихся. Программа 1-4-го классов является обязательной для всех учащихся. В 5-6-х классах предлагаются разноуровневые программы, при этом учащемуся обеспечивается возможность переходить с одной программы на другую в зависимости от его интересов и возможностей.

Оценивание в классе включено непосредственно в процесс обучения. При этом оно преследует две цели: сообщить ученику, что он знает и умеет на данный момент, и обозначить путь, который ему поможет улучшить его подготовку, сообщить учителю выявленные недочеты в подготовке учащихся и показать направления совершенствования процесса обучения.

Выделяются три вида оценивания, которые практикуются в процессе обучения: итоговое, формирующее, диагностическое:

• итоговое оценивание проводится с помощью тестов или экзаменов для определения того, что освоил ученик, и его результаты сообщаются в виде баллов (оценки, отметки) или уровня овладения изученным материалом;

• формирующее и диагностическое оценивание проводятся для обеспечения своевременной помощи учащимся в процессе обучения и учителю в процессе преподавания.

Очевидно, что в процессе обучения основное назначение оценивания - обеспечить помощь учащимся, поэтому по своему характеру оно должно быть преимущественно формирующим и диагностическим. При этом рекомендуется кроме традиционных письменных тестов использовать и другие методы оценивания, позволяющие получить дополнительную информацию. Например, использовать «дея-тельностное» оценивание ("performance assessment"). Отличительными особенностями такого оценивания являются: активное участие ученика в получении ответа, возможность непосредственного наблюдения за этим процес-

Информация имеется на сайте: http://www.centeroko.ru

Информация имеется на сайте: http://www.moe.gov.sg.

Таблица 1

Основные характеристики системы оценки качества образования в Сингапуре, Южной Корее и Китае

Основные Страны

характери- Сингапур Южная Корея Китай

стики

Уровни оцен- 1. Итоговое, формиру- 1. Формирующее и диагностическое оце- 1. Итоговое, формирую-

ки качества ющее, диагностиче- нивание с целью корректировки учебно- щее и текущее оценива-

образования: ское оценивание. Ос- го процесса и помощи учащимся. ние с целью корректи-

1. Школьный. новная цель — помощь ровки учебного процесса

учащимся и учителям. и помощи учащимся.

2. Региональ- 2. Нет. 2. Диагностический тест — Subject

ный. Learning Diagnostic Test — проводится в

начальной и средней школе, цель — по-

мощь в преодолении проблем в обучении)

Combined Achievement Test (подготовка

к национальному экзамену в вузы).

3. Националь- 3. Выпускной экзамен 3. Национальный мониторинг (National 3. Вступитель-

ный за курс начальной Assessment of Educational Achievement ный экзамен в вузы

школы (PSLE) — ан- (NAEA) проводится выборочно (не более ^аокао) проводится на

глийский язык, род- 3%) учащихся 6-х, 9-х и 10-х классов уровне провинций. Обя-

ной язык, математика один раз в год. Оценивается овладение зательные предметы:

и естествознание. корейским и английским языком, мате- китайский язык, мате-

Выпускные экзамены матикой, естественнонаучная грамотно- матика и английский

по предметам средней стью, социальными науками. язык, предметы по вы-

школы на трех уров- College Scholastic Ability Test — экзамен бору из 6 предметных

нях - GCE N Level, для отбора школьников в вузы. Оцени- областей.

GCE O Level, GCE А ваются все учащиеся 12-го класса. Про-

Level. водится ежегодно.

Национального мони- Учащиеся выбирают тесты из 5 предмет-

торинга нет. ных областей:

корейский и английский языки, второй

иностранный язык, математика, соци-

альные науки, естественнонаучная гра-

мотность.

4. Междуна- 4. Участие в междуна- 4. Участие в международных исследова- 4. Планируется участие

родный родных исследованиях ниях PISA, TIMSS в международном иссле-

PIRLS, PISA, TIMSS довании РША-2018

Особенности В основном оценка Оценка предметных знаний в соответ- Оценка предметных ре-

оценки образо- предметных знаний ствии с национальными стандартами и зультатов, познаватель-

вательных до- на компетентностной развития интеллектуальных умений в ной активности и лич-

стижений (оце- основе в соответствии соответствии со стандартами XXI в., а ностных качеств

ниваются толь- со стандартами XXI в. также фиксируются индивидуальные ре-

ко предметные зультаты, которые включают: внекласс-

результаты ную деятельность учащегося, черты ха-

или и другие рактера, прогресс в освоении предметов.

важные ре- Диагностика базовых компетенций в на-

зультаты) чальной и основной школе (математика,

письмо, чтение)

Особенности Задания разного типа Задания разного типа традиционного Задания разного типа

измеритель- традиционного харак- характера и на деятельностной основе традиционного характе-

ных материа- тера и на деятельност- ра и на деятельностной

лов нацио- ной основе основе

нальных экза-

менов

сом (например, как ученик изготавливает развертку пространственной фигуры) и интерактивная оценка его качества. Учащимся предлагаются задания, в контексте которых представлена проблема или вопрос, связанные с по-

вседневной жизнью или реальным миром, для получения окончательного ответа требуется учитывать условия контекста.

Оценивание включается в процесс обучения различными способами. Например, учи-

тель может наблюдать за учащимся в процессе выполнения задания и интерактивно комментировать его решение, оценивать устную презентацию, материал для включения в портфо-лио. Учитель может привлечь учащихся к оцениванию своего собственного решения, обнаружению своих недочетов и определению пути их преодоления. Наиболее информативны вопросы, на которые учащийся должен сам сформулировать ответ или найти и записать способ решения или объяснение.

Оценивание в школе. В зависимости от хода процесса обучения используются как оценивание по ходу обучения, так и плановое оценивание на соответствующих этапах обучения. Так, например, начиная с 3-го класса по 5-й класс включительно в конце каждого из двух семестров проводится итоговое оценивание подготовки учащихся с помощью теста СА1 (в первом семестре) и СА2 (во втором семестре).

Школы систематически отслеживают прогресс в достижениях каждого ученика и работают в тесном контакте с родителями. Родителям сообщается о достижениях их ребенка посредством сообщений, персональных телефонных разговоров, личных посещений учителем на дому, на родительских собраниях в школе вместе с учителями.

Оценивание подготовки учащихся на государственном уровне проводится в форме национальных экзаменов по окончании начальной и средней школы. Содержание экзаменационных работ строится на основе национальных программ начальной и средней школы. Экзамены разрабатываются и проводятся Сингапурским комитетом по экзаменам и оцениванию в контакте с Министерством образования.

Выпускной экзамен по курсу начальной школы (PSLE - Primary School Leaving Examination) проводится по окончании 6-го класса. Этот экзамен тестирует достижения учащегося по следующим предметам: английский язык, родной язык (таких языков несколько - китайский, малайский, тамильский и ряд других южноафриканских), математика и естественные науки (физика, биология, химия).

Основные цели данного экзамена - определить готовность учащегося к обучению в средней школе и программу курса по предметам в средней школе, которая отвечает наилучшим

образом его возможностям в изучении предметов (темпам и способностям), склонностям и интересам. На основе экзаменационной оценки определяется программа обучения в основной школе, по которой целесообразно обучаться учащемуся: Средняя ускоренная (Secondary Express Syllabus - 4 года), Средняя нормальная академическая (Secondary Normal/Academic Syllabus - 4 или 5 лет), Средняя нормальная техническая (Secondary Normal/ Technical Syllabus - 4 года).

Рассмотрим особенности экзамена за начальную школу на примере экзамена по математике. Этот экзамен явно отличается по форме и стилю от подобных экзаменов в других странах. Работа для учащегося представлена в 3 тетрадях, на нее отводится 2 часа 30 мин. Первая часть экзамена - Работа 1 (50 мин) состоит из 2 тетрадей - тетрадь А и тетрадь В, вторая часть экзамена - Работа 2 (1 ч и 40 мин) включает целиком третью тетрадь. Тетрадь А содержит 15 заданий только с выбором ответа. Выполнение каждого из 10 первых заданий оценивается 1 баллом, остальных 5 заданий - 2 баллами. Баллы за выполнение этих 15 заданий составляют только малую часть (20%) от общей оценки за всю экзаменационную работу. Тетрадь В содержит 15 заданий с открытым ответом. Выполнение каждого из 10 первых заданий оценивается 1 баллом, остальных 5 заданий - 2 баллами. Задания в Работе 1 требуют немного усилий, так как в основном проверяют знаниевый компонент достижений учащегося.

Работа 2 содержит несколько заданий, расположенных по возрастающей сложности, выполнение которых оценивается от 2 до 5 баллов, в целом - 60 баллами. В работу включены задания с развернутым ответом, которые оцениваются от 4 до 5 баллов. Это задания эвристического характера, которые требуют от учащегося, опираясь на свои знания, создать новое правило, утверждение, понятие или алгоритм, при этом оцениваются только рассуждения и выкладки, которые приводят к получению ответа на задание. Следует отметить, что некоторые из последних заданий вызывают критику со стороны родителей, так как, по их мнению, выходят за рамки программы, оцениваются экспертами неоднозначно и являются предметом для дискуссий со стороны педагогов.

Для оценивания экзаменационные работы учащихся пересылаются в Министерство образования. Работа каждого учащегося имеет свой индекс, на ней не указываются ни имя, ни фамилия. Задания с выбором ответа оцениваются автоматически с помощью компьютерной программы. Задания с открытым ответом Министерство направляет с помощью метода случайного отбора учителям других школ. Этот подход позволяет избежать субъективности в оценке работ учащихся со стороны обучающих их учителей.

С помощью принятой системы оценки две работы ученика оцениваются суммой баллов (absolute score), выставленных за выполненные задания. С помощью современных математических методов эти оценки сравниваются с оценками других учащихся, сдававших экзамен, и каждому ученику выставляется совокупная оценка (aggregate score). Затем учащиеся распределяются по 6 средним школам Сингапура с учетом величины совокупной оценки и предпочтений в выборе школы, в которой хотел бы учиться ученик. Учащиеся, которые не прошли экзамен, остаются на второй год в начальной школе и сдают выпускной экзамен в следующем году.

Выпускные экзамены по предметам курса средней школы проводятся на трех различных уровнях- GCE N Level, GCE O Level, GCE А Level -в соответствии с программой обучения, по которой работал учащийся. По результатам экзаменов учащемуся выставляется совокупная оценка, на основе которой он получает сертификат GCE - General Certificate of Education, соответствующий уровню его общего образования. Этот сертификат задает направления возможного продолжения обучения этого учащегося.

Экзамены уровня GCE N Level сдают учащиеся после 4 лет изучения курсов по программе обучения средней школы Secondary Normal/ Academic или Secondary Normal/Technical. Так, например, учащиеся, которые работали по программе Secondary Normal/Technical (Средняя нормальная техническая), сдают экзамен GCE N (Т) Level (Нормальный технический уровень), который включает следующие обязательные экзамены: английский язык, математика, родной язык, применение компьютера. Совокупная оценка выставляется на основе результатов экзамена по английскому языку и

двум другим предметам, по которым ученик получил более высокие оценки. Разработаны критерии, которые позволяют на основе совокупной оценки определить уровень сдачи всех экзаменов в целом. Например, для экзамена GCE N (Т) Level уровень сдачи экзаменов с учетом результатов, показанных учащимся, определяется следующим образом: А: 75% и выше; В: 70-74%; С: 60-69%; D: 50-59%; U: ниже 50% -экзамен не сдан.

После сдачи экзамена GCE N (Т) Level одним из направлений дальнейшего обучения может быть поступление в технический институт. Кроме того, в случае высокого результата сдачи экзаменов учащийся может продолжить в течение года обучение в рамках программы Secondary Normal/Academic (5 лет) для совершенствования своей подготовки в английском языке и математике.

Внешнее оценивание. Значительное внимание уделяется сравнению качества образования в Сингапуре с приоритетами, принятыми мировым сообществом. Внешнее оценивание качества школьного образования в стране проводится при постоянном участии Сингапура во всех наиболее продуктивных современных международных сравнительных исследованиях качества образования: TIMSS, PISA и PIRLS.

В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) проводится сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного школьного образования в начальной (4-й класс) и основой (8-й класс) школе, TIMSS проводится четырехлетними циклами с 1995 г., в 2015 г. в нем участвовали более 50 стран. В исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проводится сравнительная оценка качества читательской грамотности (качества чтения и понимания текста) в начальной школе (4-й класс). PIRLS проводится пятилетними циклами с 2001 г., в 2011 г. участвовали 39 стран.

Мониторинговое исследование PISA (Programme for International Student Assessment) проводит оценку готовности 15-летних учащихся к полноценному функционированию в современном обществе, к решению широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Выделяются три области для оценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образовательных достижений учащихся, получивших основное общее образование: читательская грамотность, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development) и проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 г. С каждым циклом количество стран-участниц увеличивается, в 2011 г. в нем участвовали 65 стран.

Следует отметить, что в каждом из трех международных исследований Сингапур находится в группе из 3-5 стран, которые демонстрируют самые высокие результаты среди стран-участниц.

Южная Корея4

Перед образованием в Корее ставятся следующие задачи: помочь всем людям в совершенствовании их характера, развить способность жить независимой жизнью, стать квалифицированным гражданином демократического общества, быть способным участвовать в построении демократического государства, содействовать процветанию человечества. Согласно этим установкам в Корее создано гражданское общество, которое способствует созданию открытого образования на протяжении всей жизни человека и обеспечению ресурсов для его функционирования и развития.

Структура школы в Корее: 6 лет - начальная (elementary), 3 года - средняя (middle) и 3 года -высшая (high). Каждому гражданину страны предоставляется возможность свободно обучаться на трех ступенях школы с учетом его способностей. В то же время обязательным для всех детей является обучение в начальной школе и с 2002 г. - в средней школе. В начальной школе дети получают элементарное образование, необходимое для жизни, в средней школе - стандартное основное общее образование. В Корее имеется национальная общая основная программа для 1-10-х классов. Для 11-12-х классов разработана программа, из которой каждый учащийся может выбрать для из-

учения те предметы, которые отвечают его возможностям, учитывая свои интересы, отношения к предметам и планы на карьеру.

Формирующее и диагностическое оценивание достижений учащихся осуществляется учителями и администрацией школ. Эти виды оценивания позволяют учителю получать оперативную информацию о достижениях и недочетах конкретного учащегося и вовремя оказать ему помощь, а также внести соответствующие коррективы в организуемый им процесс обучения в конкретном классе.

Следует отметить, что оценивание сфокусировано не только на достижении стандартов по учебным предметам, но и на развитии интеллектуальных умений, которые обеспечивают жизнеспособность гражданина в сегодняшнем современном мире с его экономикой и обществом XXI в. Список этих умений включает: критическое мышление и здравые рассуждения, творчество и инновации, сотрудничество, мультимодальное изучение (интеграция информации из различных источников, например, аудио и визуальных), самостоятельность в выборе направлений решения проблемы и др. Развитие этих умений проверяется на основе применения в контексте учебных предметов: математика, чтение, письменная речь, естественные науки, социальные науки и др.

Внутришкольное оценивание. Школы осуществляют оценивание уровня достижений учащихся данной параллели классов в соответствии с областью содержания учебных предметов, используя для этого различные материалы и методы. Начальная школа (1-6-й классы) должна зафиксировать в письменной форме индивидуальные результаты, показанные учащимся, которые включают: внеклассную деятельность учащегося, черты характера, прогресс в освоении предметов.

Достижения учащихся средней школы (7-9-й классы) оцениваются в конце каждого из двух семестров учебного года. Результаты тестирования по учебному предмету фиксируются учителем, который указывает ранг учащегося и число учащихся, изучавших этот курс. Уровень пред-

4 Информация на сайте: http://ncic.kice.re.kr/english.kri.org.inventoryList.do http://www.ncee.org/programs-affiliates/center-on-international-education-benchmarking/top-performing-countries/south-korea-overview/south-korea-instructional-systems/.

метных достижений учащегося выражается на основе процента группы учащихся, которые показали результаты в тех же пределах, что и данный ученик. Используются и фиксируются следующие обозначения уровня достижений учащегося: 90% или больше (уровень А), 80-89% (В), 70-79% (С), 60-69% (Э) и менее 60% (Е).

Оценивание достижений учащихся на государственном уровне. Для получения информации, характеризующей прогресс в достижениях учащихся и системе образования, в 1998 г. была введена Национальная система мониторинга образовательных результатов. Кроме того, в 2002 г. была введена Национальная система диагностики базовых компетенций для начальной и основной школы по математике, чтению и письму, включая диагностику освоения 6 областей по родному языку (аудирование, говорение, чтение, письмо, литература и грамматика).

Перед Национальной системой мониторинга поставлены следующие задачи: оценивание образовательного прогресса и достижений учащихся, качества образования на государственном уровне и соответствия национальной программы обучения поставленным перед ней целям; сбор контекстной информации о факторах, характеризующих условия, в которых проходит процесс обучения, оказывающие влияние на достижения учащихся. Результаты мониторинга сообщаются учащимся, учителям, родителям и правительству. Кроме мониторинга достижений учащихся на государственном уровне, тестирования подготовки учащихся проводятся на уровне отдельных территорий Кореи (метрополий и провинций).

Систематическое тестирование учащихся на государственном уровне проводится в контексте следующих предметов: корейский язык, общественные науки, математика, естественные науки и английский язык. Это выборочное тестирование, в нем принимают участие выборки учащихся (около 3%) из 6-х, 9-х и 10-х классов. Выбор этих классов не случаен и объясняется тем, что в 6-м классе завершается обучение в начальной школе, в 9-м классе - в средней школе (7-9-й классы). А в 10-м классе начинается обучение в высшей школе (10-12-й классы), поэто-

Станайны - баллы от 1 до 9 , где 1 - самый высокий.

му важно понять, какова начальная подготовка учащихся, которые в течение двух последующих лет должны получить полное среднее образование, затем продолжить обучение в высшем учебном заведении и в дальнейшем будут определять будущее развитие страны.

Корейский институт программ и оценивания (KICE) создает на национальном уровне тесты для отбора в 10-12-й классы учащихся, окончивших среднюю школу (7-9-й классы), тиражирует эти тесты и оценивает результаты тестирования. На основе этих результатов корректируются содержание и методика преподавания курсов по предметам в средней школе, что способствует совершенствованию качества и выравниванию уровня образования в стране.

Для поступления в высшие учебные заведения выпускники полной средней школы (12-й класс) проходят тестирование с помощью специального теста CSAT (College Scholastic Ability Test). Этот тест направлен на оценивание способности мышления высокого уровня в контексте различных предметных областей. Согласно специальной инструкции абитуриент может выбрать несколько тестов из 5 предметных областей: словесность, математика, английский язык, исследование (общественные науки, естественные науки или профессиональное образование), второй иностранный язык. После тестирования каждый абитуриент получает отчет, который включает основные сведения о его подготовке, перечень тестов, которые он выполнял, и оценки по каждому тесту (стандартную оценку (Standard Score), ранг (в %) (Percentile Rank), оценку в станайнах5), на основе которых затем проводится отбор абитуриентов в высшие учебные заведения.

Внешнее оценивание осуществляется на основе результатов, показанных корейскими учащимися в международных сравнительных исследованиях TIMSS и PISA, в которых Корея стабильно занимает лидирующие места (1-3) среди стран-участниц.

Китай6

Национальная система мониторинга качества образования в Китае начала формироваться еще в 1990-е гг. Считалось, что эта систе-

ма должна способствовать развитию моральных, интеллектуальных и физических способностей учащихся, в школе ей отводилась важная роль в осуществлении контроля и в повышении качества обучения.

После реформы образования девяностых годов в Китае было введено 9-летнее обязательное обучение в школе и в связи с этим особое внимание было обращено на повышение качества образования и на стандарты обучения. Важная роль отводилась оцениванию достижений учащихся на различных этапах обучения: до начала, в процессе и по завершении изучения нового материала. С учетом наличия новых технологий и глобализации стран было обращено особое внимание на оценивание способностей учащихся и на качество подготовки в целом.

Глобализация стран способствовала пониманию того, что успешность в повседневной жизни граждан повышается, если при обучении учитывать международные приоритеты. Кроме того, общество признало необходимость модернизации экономики и построения социалистической рыночной экономики. В связи с этим в Китае была проведена реформа содержания обучения и сделаны определенные шаги к введению более гуманной системы оценивания, сфокусированной на личности учащегося, как это характерно для других стран. Значительные размеры страны и ее населения привели к необходимости постепенного введения этой реформы в практику школы. Поэтому для начала реформа была введена в Шанхае и нескольких других регионах.

Проявление тенденции ориентации оценивания на управление качеством образования можно проследить в ходе введения новых образовательных стандартов.

Для Китая характерно централизованное управление содержанием обучения, учебниками и требованиями к выпускникам школы. В 2002 г. в стране были представлены новые национальные стандарты средней школы, которые учитывали требования XXI в. В государственном постановлении (2002 г.) относитель-

но реформы в оценивании школой достижений учащихся говорилось о двух частях оценивания. Первая часть включала оценивание личностных качеств учащихся и была сфокусирована на развитии: морали, гражданской осведомленности, способностей к обучению, к общению и сотрудничеству, физического благополучия, эстетической грамотности и др. Результаты этого оценивания фиксировались и сообщались в виде достигнутых уровней и их содержательного описания. Вторая часть оценивания была сфокусирована на оценивании достижений учащихся по предметам, включая знания, умения, методы и способы познавательной деятельности, отношение к предметам. Учителям предлагалось проводить итоговое и интерактивное оценивание, используя различные способы (письменные тесты, дея-тельностные тесты, наблюдения за учащимся, экспертные оценки, презентации учащихся и самооценку). Характеристика качества деятельности учащегося, представленная в его портфолио, была признана существенным элементом системы оценивания.

Согласно новым стандартам были введены существенные изменения в содержание обучения, введены новые интегрированные курсы, обязательные курсы и курсы по выбору и др. В цели обучения было включено развитие учащихся по трем направлениям: знания и умения, способы познавательной деятельности, личностные качества. При этом по-прежнему признавалась важность приобретения предметных знаний по новой программе, однако больше внимания уделялось знаниям, необходимым для повседневной жизни, и способности к решению проблем. Понимая, что экзамены оказывают существенное влияние на процесс обучения в школе, были внесены значительные коррективы в систему экзаменов. Так, например, чтобы уменьшить опору на зубрежку, на сверхконкурентном экзамене в высшую школу стали предлагаться вопросы, для ответа на которые от учащихся теперь требовалось интегрировать знания из различных учебных областей. Однако новая реформа не дошла до мно-

Информация имеется на сайтах: http://wenr.wes.org/2011/11/wenr-novemberdecember-2011-practical-information-curriculum-reform-in-chinese-secondary-education/;

http://www.ncee.org/programs-affiliates/center-on-international-education-benchmarking/top-performing-countries/ shanghai-china/shanghai-china-instructional-systems/.

6

гих школ, и особенно в менее развитых районах, где подготовка учащихся в значительной степени не соответствовала новым стандартам. Тем не менее, было решено, что лучше централизованный государственный экзамен, чем субъективные оценки преподавателей вузов на вступительных экзаменах.

В Китае до введения реформы считалось, что оценивание должно проводиться в форме тестирования или экзаменов [3]. Учащиеся должны были выполнять многочисленные тесты (после изучения материала, в процессе его изучения, по завершении изучения, в середине семестра, в конце семестра, в конце года, выпускные тесты и др.), сдавать два государственных экзамена при поступлении в старшие классы средней школы и вступительный в университеты. Эти тесты рассматривались в качестве средства воздействия на учителей, учащихся и процесс обучения. Это были в основном письменные тесты с выбором ответа или типа да/ нет, которые измеряли скорее количественный аспект результатов обучения на невысоком мыслительном уровне [4]. Очевидно, что подобные тесты препятствовали введению реформы образования. Поэтому Министерство образования приняло решение о реформировании оценивания, как это было сделано в Корее и Японии. В постановлении министерства было сказано о построении новой системы оценивания, которая будет сфокусирована на всех аспектах обучения, с использованием различных методов и техник, и будет оценивать не только достижения учащихся по предметам, но и способствовать развитию потенциала учащихся в различных направлениях, выявлять их нужды, помогать лучше понимать себя и приобретать уверенность в себе.

В рамках этой реформы увеличивалась роль школы в оценивании достижений учащихся, снижалось влияние присваивания рангов учащимся, учителям и школам на основе результатов тестирования и экзаменов, что приводило к ориентации обучения в школе на сдачу экзаменов, а не на всестороннее развитие учащихся.

Было сделано следующее:

• выпускные экзамены по курсу начальной и младшей средней школы стали проводить и оценивать на уровне школы;

• вместо рангов (выраженных в %) успешность учащихся стала оцениваться качественными категориями (превосходно, хорошо, средне, прошел/не прошел);

• запрещено присваивание рангов учащимся, учителям и школам на основе результатов государственных экзаменов;

• уменьшено количество самих экзаменов и др.

Эта реформа привела к тому, что вместо измерения только знаний и познавательных умений предполагалось оценивать все аспекты интеллектуального развития учащихся; принимать во внимание характерные особенности и стремления учащихся; поощрять учащихся к более активному участию в собственном развитии; от централизованного контроля и атмосферы соперничества перейти к менее централизованному контролю и более спокойной атмосфере в школах.

Вступительный экзамен в университеты также претерпел изменения. Он оказывал существенное влияние на процесс обучения в школе, например, последний год обучения в старшей средней школе обычно отводился на тренировку учащихся в выполнении заданий, подобных тем, что предлагались на экзамене. Политика министерства образования состояла в следующем: содержание и форма экзамена должны соответствовать реформе школы, способствовать оцениванию не только способностей, но и характерных качеств учащегося, разрешается сдавать экзамен не один раз. Вступительный экзамен был передан под ответственность департаментов образования провинций, которые теперь должны были сами определять стратегии и подходы к разработке вступительного экзамена, создавать его содержание, проводить и оценивать результаты, показанные учащимися. В то же время право независимого приема абитуриентов было оставлено за университетами.

На вступительных экзаменах в любой провинции Китая обязательными являются три предмета: китайский язык, математика и обычно английский язык (хотя его могут заменить японским, русским или французским), а также экзамены по выбору из шести стандартных предметов: Физика, Химия, Биология, История, География и Политическое образование. При этом фактические требования к выбору состава экза-

менов в университеты и колледжи и оцениванию результатов, показанных абитуриентами, существенно варьируются в провинциях Китая.

В заключение следует отметить, что такие особенности Китая, как отличие установок реформы от особенностей и традиций страны, большая по размеру территория, огромная численность населения, большие различия школ по уровню преподавания и составу учащихся, привели к тому, что реализация реформы образования проходит по-разному в различных частях страны, в конкретных школах и вузах. В то же время зафиксирован очевидный прогресс многих учащихся, учителей, школ и университетов.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы об основных тенденциях развития систем оценки качества образования в Сингапуре, Южной Корее и Китае:

1. Глобализация в различных сферах современного общества, выравнивая требования к квалификациям различных специалистов, требует от стран уделять пристальное внимание изучению международного опыта.

Система оценки качества образования, представленная в трех рассмотренных странах и в международных сравнительных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISA, ICCS, ICILS и др.), в настоящее время направлена на решение насущной проблемы - большей ориентации на потребности рынка, общества, школы, учителей и учащихся.

Эта направленность проявляется:

• в ориентации системы оценки не на контроль предметных результатов, а на поддержку качества обучения;

• в оценке не только предметных результатов, но также интеллектуального и личностного развития;

• в увеличении роли школы в оценивании достижений учащихся, снижении влияния присваивания рангов учащимся, учителям и школам на основе результатов государственных экзаменов, приводящее к ориентации обучения в школе на сдачу экзаменов, а не на всестороннее развитие учащихся.

2. В содержании измерительных материалов начинают доминировать компетентност-ный подход и ориентация на оценку базовых интеллектуальных умений, отвечающих международным стандартам «Навыки XXI в.».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Changing, Xu. Citizenship Education, Globalisi ng Trend and the Student Assessment Reform: A Case Study in China [Электронный ресурс] / Xu Changing. - Режим доступа: https://www. ioe.ac.uk/about/documents/About_Overview/ Changqing_X.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

2. Fullan, M. The new meaning of educational change [Text] / M. Fullan. - 3rd ed. - London: Cassell, 2001.

3. Gao, L. Issues in student assessment in the new national curriculum (in Chinese) [Text] / L. Gao // Global Education. - Shanghai, 2002. - 31 (6).

4. Gao, L. Some ideas about the reform of university entrance examinations (in Chinese) [Text] / L. Gao // Global Education. - Shanghai, 2003. - 32 (9).

5. Gao, L. Information assessment in teaching (in Chinese) [Text] / L. Gao, S. Huang // Journal of Subjection Education. - Beijing, 2004 (2).

6. Ministry of Education: A Circular for Depressing Primary Students from Heavy Learning Load (in Chinese), Government document, BMOE No. 1 (2000), January 3, 2000.

7. Ministry of Education: Guide Lines for Curriculum Reform in Basic Education (experimental draft) (in Chinese), Government document, BMOE No. 17 (2001); June 7, 2001.

8. Ministry of Education: Circular of the Ministry of Education on Promoting Reforms on School Evaluation and assessment System (in Chinese), Government document, BMOE No. 26 (2002); December 27, 2002.

9. Ministry of Education: The Curriculum Scheme of General Senior Secondary Schools (in Chinese), 4-5; Beijing: People's Educational Press, 2003.

10. TIMSS 2007 Encyclopedia: A Guide to Mathematics and Science Education Around the World (Vol. 2) / Ed. Ina V. S. Mullis, Michael O. Martin and oth., 2008. Publisher: TIMSS & PIRLS International Study Center, Lynch School of Education, Boston College.

11. TIMSS 2011 Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Mathematics and Science, Vol. 1, 2 / Ed. by I. V. S. Mullis, M. O. Martin, C. A. Minnich, G. M. Stanco, A. Arora, V. A. S. Centurino & C. E. Castle. Chestnut Hill, MA: TIMSS&PIRLS International Study Center,

Lynch School of Education, Boston College, 2012.

12. TIMSS 2011 International Results in Mathematics / Ed. Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin, Pierre Foy, Alka Arora. TIMSS&PIRLS International Study Center, Lynch School of Education, Boston College, 2012.

REFERENCES

1. Changing Xu. Citizenship Education, Globalising Trend and the Student Assessment Reform: A Case Study in China. Available at: https:// www.ioe.ac.uk/about/documents/About_Over-view/Changqing_X.pdf (accessed: 14.02.2016).

2. Fullan M. The new meaning of educational change. 3rd ed. London: Cassell, 2001.

3. Gao L. Issues in student assessment in the new national curriculum (in Chinese). Global Education. Shanghai, 2002, 31 (6).

4. Gao L. Some ideas about the reform of university entrance examinations (in Chinese). Global Education. Shanghai, 2003, 32 (9).

5. Gao L., Huang S. Information assessment in teaching (in Chinese). Journal of Subjection Education. Beijing, 2004 (2).

6. Ministry of Education: A Circular for Depressing Primary Students from Heavy Learning Load (in Chinese), Government document, BMOE No. 1 (2000), January 3, 2000.

7. Ministry of Education: Guide Lines for Curriculum Reform in Basic Education (experimental

draft) (in Chinese), Government document, BMOE No. 17 (2001); June 7, 2001.

8. Ministry of Education: Circular of the Ministry of Education on Promoting Reforms on School Evaluation and assessment System (in Chinese), Government document, BMOE No. 26 (2002); December 27, 2002.

9. Ministry of Education: The Curriculum Scheme of General Senior Secondary Schools (in Chinese), 4-5; Beijing: Peoples" Educational Press, 2003.

10. TIMSS 2007 Encyclopedia: A Guide to Mathematics and Science Education Around the World (Vol. 2) / Ed. Ina V. S. Mullis, Michael O. Martin and oth., 2008. Publisher: TIMSS & PIRLS International Study Center, Lynch School of Education, Boston College.

11. TIMSS 2011 Encyclopedia: Education Policy and Curriculum in Mathematics and Science, Vol. 1, 2 / Ed. by Mullis, I.V.S. Martin, M. O., Minnich, C.A., Stanco, G.M., Arora, A., Cen-turino, V.A.S.,&Castle, C.E., Chestnut Hill, MA: TIMSS&PIRLS International Study Center, Lynch School of Education, Boston College, 2012.

12. TIMSS 2011 International Results in Mathematics / Ed. Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin, Pierre Foy, Alka Arora. TIMSS&PIRLS International Study Center, Lynch School of Education, Boston College, 2012.

Ковалева Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующая Центром оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» e-mail: centeroko@mail.ru

Kovaleva Galina S., PhD in Education, Head of the Centre for Assessment of the Quality of Education, Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development'; Russian Academy of Education e-mail: centeroko@mail.ru

Краснянская Клара Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» e-mail: centeroko@mail.ru

Krasnyanskaya Klara A., PhD in Education, Senior researcher, Center for Assessment of the Quality of Education, Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development", Russian Academy of Education

e-mail: centeroko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.