Научная статья на тему 'Анализ систем охлаждения силовых полупроводниковых преобразователей электровозов'

Анализ систем охлаждения силовых полупроводниковых преобразователей электровозов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
764
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полупроводниковый преобразователь / силовые полупроводниковые приборы / охладитель / система охлаждения

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Буянов Александр Борисович, Митрофанова Ирина Владимировна, Киселев Игорь Георгиевич

В процессе эксплуатации транспортных или стационарных полупроводниковых преобразователей (ПП) всегда имеют место потери электрической энергии, приводящие к нагреву силовых полупроводниковых приборов (СПП) или модулей на их основе. Это вызывает необходимость охлаждения элементов ПП с целью обеспечения их нормального теплового режима и повышения надежности. Совершенствование ПП и методов их охлаждения является актуальной задачей и составным звеном совершенствования тягового электрооборудования электровозов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Буянов Александр Борисович, Митрофанова Ирина Владимировна, Киселев Игорь Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ систем охлаждения силовых полупроводниковых преобразователей электровозов»

УДК 621.382.026.017.72

АНАЛИЗ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВЫХ ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ

ЭЛЕКТРОВОЗОВ

И.Г.Киселев, А.Б.Буянов, И.В.Митрофанова

Аннотация

В процессе эксплуатации транспортных или стационарных полупроводниковых преобразователей (1111) всегда имеют место потери электрической энергии, приводящие к нагреву силовых полупроводниковых приборов (СПП) или модулей на их основе. Это вызывает необходимость охлаждения элементов 1111 с целью обеспечения их нормального теплового режима и повышения надежности. Совершенствование 1111 и методов их охлаждения является актуальной задачей и составным звеном совершенствования тягового электрооборудования электровозов в целом.

Ключевые слова: полупроводниковый преобразователь, силовые полупроводниковые приборы; охладитель; система охлаждения

Введение

Статистические исследования причин отказов 11 показывают, что они вызваны в подавляющем большинстве случаев именно тепловыми причинами (Исаев ИЛ. и др., 1984): из-за чрезмерного нагрева С11 вследствие возросшего внутреннего теплового сопротивления прибора, плохого теплового контакта с охлаждающим устройством при плохом качестве сборки, а чаще всего вследствие недостаточного охлаждения. Так, например, выпрямительная установка ЫБ-бООО-УЗ тягового агрегата промышленного железнодорожного транспорта О1Э-1А имеет по перечисленным причинам 15% отказов об общего числа отказов электрической аппаратуры, которые в свою очередь составляют 40% всех отказов агрегатов в целом (Курасов Д.С. и др., 1984).

1. Одноконтурные системы воздушного охлаждения ПП

На отечественном и зарубежном транспорте наиболее распространены одноконтурные системы воздушного охлаждения И для агрегатов малых и средних мощностей, так как они требуют наименьших затрат при изготовлении. 1ри однократном воздушном охлаждении такой 11 становится большим по массе и габаритным размерам, которые фактически определяются охладителями С11, и при этом требуется значительный расход охлаждающего воздуха, наличие вентиляторов и фильтров для очистки воздуха от пыли. Существенными недостатками таких систем охлаждения являются шум и вибрация от вентиляторов.

Фильтры требуют проведения периодических осмотров, обслуживания и ремонта, т. е. дополнительных эксплуатационных расходов.

Одной из тенденций развития транспортных ПП является переход от мощных СПП таблеточной конструкции (Т353-800, ТБ 153-800, ТБ253-1000, Д252-1000 и др.) к полупроводниковым модулям GTO, IGCT и IGBT, что связано со следующими факторами: 1) возможностью резкого

снижения числа СПП в ПП; 2) увеличением надежности агрегата вследствие повышения термоциклостойкости СПП; 3) обеспечением двухстороннего охлаждения прибора; 4) снижением контактного теплового сопротивления «С1111-охладитель». Однако такой переход на СПП таблеточной конструкции и модули при сохранении одноконтурной системы воздушного охлаждения происходит на железнодорожном транспорте затруднительно.

2. Двухконтурные масляно-воздушные погружные системы охлаждения ПП

Следующей ступенью развития систем охлаждения СПП явились двухконтурные масляно-воздушные погружные системы охлаждения, позволяющие изолировать СПП от пыли и использовать масло, как охлаждающую и электроизолирующую среду путем герметизации СПП в масляном баке. Высокие диэлектрические свойства масла позволили уменьшить диэлектрические зазоры между элементами ПП до минимума, что благоприятно сказалось на массе и габаритных размерах преобразователей.

Однако, несмотря на множество достоинств двухконтурных масляновоздушных систем охлаждения, эксплуатация железнодорожным транспортом таких систем за рубежом выявила следующие недостатки: а) наличие опасности воспламенения масла от электрической дуги при авариях; б) трудность герметизации протяженной и разветвленной масляной системы, т.е. наличие подтечек масла; в) расход электроэнергии на привод масляного насоса; г) значительные массогабаритные размеры маслоохладителя; д) накопление статического электричества на электроизоляторах ПП при протоке жидкости, причем его величина линейно зависит от плотности текущей среды; е) оседание конденсата на охлаждающихся поверхностях, для исключения которого требуется регулирование температуры масла выше температуры точки росы атмосферного воздуха, что особенно важно в летний период при повышенной влажности.

3. Двухконтурные испарительно-воздушные системы охлаждения ПП

Указанные недостатки определили переход к следующему этапу развития систем охлаждения ПП - к двухконтурному испарительновоздушному погружному охлаждению с двухфазным промежуточным

теплоносителем. Имела место замена масла фреоном (в основном фреоном 113) с использованием испарительно-конденсационного цикла. Вязкость фреона 113 составляет 5-7% вязкости масла, а электрическая прочность его даже выше (20 кВ/мм). Он невоспламеняем, химически инертен к металлам и керамике, однако воздействует на резину, полимеры и органические вещества при длительном контакте. Преимущества двухконтурных испарительно-воздушных погружных систем охлаждения подтверждают результаты сравнения технических характеристик серийных выпрямительных установок тяговых подстанций электрифицированных железных дорог Японии мощностью 4000 кВт и напряжением 1500 В с двухконтурной масляно-воздушной и испарительно-воздушной системами охлаждения с естественным воздушным охлаждением оребренного бака при наружной установке 1111 ( табл. 1).

ТАБЛИЦА 1. Технические характеристики выпрямительных установок

Показатель Система охлаждения

Масляно-воздушная Испарительно- воздушная

Относительная площадь поверхности теплообмена 1,0 0,55

Относительный объем 1,0 0,5

Относительная масса 1,0 0,4

К недостаткам двухконтурных испарительно-воздушных погружных систем охлаждения можно отнести конструктивную сложность охлаждающих устройств и повышенную стоимость, а также трудность герметизации погружных устройств из-за большого числа электрических выводов из герметичного бака. Отрицательным фактором является также наличие фреона, применение которого постепенно сокращается.

В настоящее время наиболее перспективным направлением является использование двухконтурных испарительно-воздушных охлаждающих устройств на основе двухфазных термосифонов (ДТС) или тепловых труб

(тт).

Наибольшие результаты за рубежом в этом направлении получены в ФРГ и Японии (Икаи А. и др., 1979; Мурасэ Т. и др., 1985). Установлено, что удельный массовый показатель (масса преобразовательной установки локомотива, приходящаяся на один силовой полупроводниковый прибор) в 1,4 раза меньше при испарительно-воздушной системе охлаждения на основе ТТ по сравнению с погружной масляно-воздушной системой.

В нашей стране поисковые работы по разработке и исследованию охладителей на основе ДТС для транспорта ведутся в ПГУПС, ОАО «ВЭлНИИ», ВНИИЖТе и ОАО «Электровыпрямитель». В результате проведения таких работ в ПГУПСе были теоретически обоснованы и

разработаны конструкции ДТС, осуществлены их разносторонние исследования (Киселев И.Г. и др., 2001). Выполнено несколько типов преобразовательных устройств с охладителями ДТС, в том числе для опытных электровозов ВЛ80Т-1499, ВЛ65 и ЭП-200. Применение охладителей на основе ДТС из алюминиевых сплавов позволяет в 2-2,5 раза уменьшить удельные массогабаритные показатели ПП, приходящиеся на один СИП, по сравнению с такими же показателями ПП, имеющего одноконтурную воздушную систему охлаждения с охладителями типа ОА.

Использование силовых полупроводниковых модулей серии IGBT МВ№120 Д33 и МВ№1200 С33 (Япония) в преобразователях

вспомогательного электропривода электровоза ВЛ-65 потребовало разработки и изготовления новых компактных и эффективных испарительно-воздушных охладителей. По заказу ОАО «ВЭлНИИ» для тяжелых условий работы охладителей модулей IGBT внутри кузова электровоза ВЛ-65, где температура охлаждающего воздуха в летнее время достигает +65 °С, была разработана новая конструкция охладителя (Буянов А.Б. и др., 2001) и технология его изготовления в промышленных условиях.

Конструкция охладителя (поз.2-4) с модулем IGBT (поз.1) представлена на рис.1. Испарительно-воздушный охладитель состоит из трех основных деталей: испарителя (поз.2), коллектора (поз.3) и

оребренного конденсатора (поз.4). Эти детали из алюминиевого сплава АД31 соединены между собой аргонно-дуговой сваркой. Масса охладителя составляет 4,2 кг, а его габаритные размеры - 197х285х70 мм. Тепловое сопротивление этого охладителя при средней скорости охлаждающего воздуха между ребрами конденсатора равной 6 м/с, его температуре перед охладителем - +65 °С и отводимой мощности тепловых потерь - 1000 Вт составляет всего 0,05 К/Вт.

4. Заключение

Таким образом, применение двухконтурных испарительно-воздушных систем охлаждения на основе эффективных алюминиевых охладителей СПП - двухфазных термосифонов - позволяет решить задачи существенного снижения массы, габаритных размеров, повышения надежности ПП и уменьшения эксплуатационных расходов.

5. Литература

Исаев И.П., Матвеичев А.П., Козлов Л.Г. Ускоренные испытания и прогнозирование

надежности электрооборудования локомотива. - М.:Транспорт.- 1984. - 284с. Курасов Д.С. Ремонт подвижного состава промышленного железнодорожного

транспорта.- Киев-Донецк: Высш. школа.-1984.- 200с.

Икаи А., Иман К. Способы охлаждения статических преобразователей // Дэнки гаккиа

дзасси. - 1979. т 99. №5. - С.430-436.

Мурасэ Т., Эндо С., Кодзумк Т. Система охлаждения тепловыми трубами «павакикка» для мощных полупроводниковых устройств // Фурукава дэнки дзихо.-1985. №75.-С.115-124.

Киселев И.Г., Буянов А.Б. Расчеты нагрева и охлаждения полупроводниковых преобразовательных установок железнодорожного транспорта. С-Пб, ПГУПС, 2001. -79с.

Буянов А.Б., Киселев И.Г., Тимофеев А.А. и др. Силовой полупроводниковый блок. Патент РФ на полезную модель № 30464.-2001. - 3с.

Рис. 1. Конструкция охладителя с модулем IGBT:

1 - модуль IGBT, 2-4 - охладитель, 3 - коллектор, 4 - конденсатор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.