Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:
Елисеева Л.Г., Белкин Ю.Д., Осман А., Молодкина П.Г., Махотина И.А., Сантурян Т.А — Анализ санитарно-эпидемиологической безопасности питания студентов для формирования адаптивного иммунитета к алиментарным и вирусным заболеваниям // Вопросы безопасности. - 2022. - № 2. DOI: 10.25136/24097543.2022.2.37868 ЦЖЬ: ^lttps://nbpuЫish.com'lIЪr•ary_read_ar•ticle.php?id=37868
Анализ санитарно-эпидемиологической безопасности питания студентов для формирования адаптивного иммунитета к алиментарным и вирусным заболеваниям
Елисеева Лодмила Геннадьевна
доктор технических наук
профессор, кафедра Товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет
имени Г.В.Плеханова
117997, Россия, г. Мзсква, пер. Стремянный, 36, ауд. 438 И Eliseeva.LG@rea.ru Белкин Юрий Дмитриевич
кандидат технических наук
доцент, кафедра Товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет
имени Г.В.Плеханова
117997, Россия, г. Мзсква, пер. Стремянный, 36, ауд. 438
И Belkin.YD@rea.ru Осман Али
ассистент, кафедра Товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет
имени Г.В.Плеханова
117997, Россия, г. Мзсква, пер. Стремянный, 36, ауд. 438
И Osman.A@rea.ru
Молодкина Полина Георгиевна
ассистент, кафедра Товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет
имени Г.В.Плеханова
117997, Россия, г. Мзсква, пер. Стремянный, 36, ауд. 438 0 Molodkina.PG@rea.ru
Махотина Ирина Алексеевна
кандидат технических наук
доцент, кафедра Товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет
имени Г. В. Плеханова
117997, Россия, г. Москва, уп. Стремянный Переулок, 36 И irina_mahotina@maii.ru
Сантурян Татьяна Артуровна
ассистент, кафедра Товароведения и товарной экспертизы, Российский экономический университет
имени Г.В.Плеханова 117997, Россия, г. Москва, пер. Стремянный, 36, ауд. 438
И Santuryan.TA@rea.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-7543.2022.2.37868
Дата направления статьи в редакцию:
07-04-2022
Дата публикации:
14-04-2022
Аннотация: Предметом исследования выступает влияние нутриентов на формирование иммунитета. ВОЗ относит неполноценное питание к десяти наиболее важным факторам риска продовольственной безопасности, приводит к снижению способности организма формировать защитные механизмы устойчивости к негативным биотическим и абиотическим факторам и способствует активному распространению алиментарных пищевых и вирусных заболеваний. За последние 15 лет заболеваемость студентов увеличилась более, чем на 40%. Большое значение в формировании психологической устойчивости к стрессам имеет обеспечение организма необходимыми физиологически активными нутриентами. В работе использованы метод анкетирования студентов для выяснения уровня удовлетворения организма иммуномодулирующими пищевыми ингредиентами. Методы классификации, группировки, обобщения и анализа, проведена статистическая обработка результатов ответов на поставленные вопросы в отношении пищевого поведения. В данной работе впервые была проведена оценка качества и безопасности пищевого рациона студентов для оценки потенциального иммунного статуса и устойчивости к коронавирусной инфекции и пищевым алиментарным заболеваниям. Подтверждено, что пищевое поведение студентов требует существенной корректировки. Более, чем у 50% студентов при обучении в вузе меняется пищевое поведения. Нарушается режим питания и рекомендуемая периодичность приема пищи. Установлен дефицит мясопродуктов, рыбных и молочных продуктов. Выявлен избыток в суточном рационе мучных и кондитерских изделий, фастфуда. Более чем у 35-40% установлен дефицит полноценного белка, ш-3 жирных кислот, витамина D, цинка, селена. Разработаны предложения по снижению дефицита иммуномодулирующих нутриентов, показана необходимость введения в рацион питания в период обострения эпидемии вирусных заболеваний биологически активных добавок и витаминно-минеральных комплексов для повышения адаптивного потенциала. Предложено введение оценки пищевого статуса студентов в качестве критерия потенциального адаптивного потенциала студентов для повышения устойчивости к алиментарным и вирусным заболеваниям
Ключевые слова: безопасность, качество, студенты, пищевое поведение, потенциал адаптивного иммунитета, иммуномодулирующие ингредиенты, витамин D, ВОЗ, витаминно-минеральный комплекс, питание
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определили две наиболее актуальные проблемы, несущие потенциальную угрозу безопасности жизнедеятельности и здоровью населения планеты - неполноценное во всех формах проявления питание, не соответствующее современным научным основам нутрициологии и проблемы безопасности пищевого сырья и продуктов питания, вызванные экологическим кризисом на планете. Проблема безопасности, качества пищевых продуктов и продовольственной безопасности тесно связаны между собой. В этой связи обеспечение безопасности и качества продуктов питания, соответствующих современным нормам потребления для предупреждения развития алиментарных и инфекционных пищевых заболеваний, являются важной
составляющей международной программы продовольственной безопасности [1,2]. Всемирная организация здравоохранения определила, что для решения важнейших проблем при обеспечении международной продовольственной безопасности необходимо обеспечение доступа к достаточному количеству безопасных и качественных продуктов питания не только для поддержания жизнедеятельности населения, но и для профилактики развития неинфекционных и инфекционных заболеваний, а также для укрепления здоровья и формирования адаптивного иммунитета населения, это международная проблема и все страны страдают от разных форм ее проявления ^^
Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам считает необходимым обеспечение права населения планеты на достаточное питание, что подразумевает: «Наличие продовольствия, количество и качество которого достаточно для удовлетворения потребностей людей в питании, свободном от вредных веществ и приемлемом для данной культуры; доступ к такому продовольствию должен осуществляться устойчивыми способами и не препятствовать реализации других прав человека» и обязывает правительства всех стран обеспечить доступ к полноценным и безопасным пищевым продуктам, осуществлять борьбу с неполноценным питанием во
всех формах его проявления В настоящее время более 30% населения сталкиваются с разными формами нарушения рекомендуемой структуры питания. По данным ФАО/ВОЗ безопасное, сбалансированное и полноценное питание играет важную профилактическую роль в предупреждении алиментарных заболеваний, в т. ч. ожирения, нарушения мозгового кровообращения, сахарного диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, которые тесно связаны с недостатком функциональных макро- и микронутриентов в рационе питания.
Расходы на реабилитацию больных в мире приближаются к 4 триллионам долларов. Неполноценное питание относится к десяти наиболее важным факторам риска активного распространения алиментарных пищевых заболеваний в мире, вызывающих увеличение затрат государств на их лечение. Урбанизация населения, экологические, экономические и демографические причины приводят к снижению плодородия почв и истощению потенциально возможного содержания питательных веществ в сельскохозяйственной продукции. В резолюции II Международной конференции ФАО/ВОЗ по проблемам питания говорится, что современные международные продовольственные системы в условиях неустойчивой модели производства и потребления не справляются с задачей снабжения населения необходимым количеством
полноценных, сбалансированных по пищевой и физиологической ценности продуктов питания для обеспечения безопасного пищевого статуса, соответствующего требованиям
нормам здорового питания [5,6].
Большая роль пищевому рациону питания населения уделялась специалистами в области гигиены питания в связи распространением эпидемии коронавирусной инфекции. Специалисты всего мира интегрировали свои усилия для обеспечения безопасности населения и предупреждения распространения эпидемии СОУШ-19. На ряду с разработкой методов лечения коронавирусной инфекции большое внимание уделяется повышению адаптивной устойчивости организма для предупреждения заболевания. ВОЗ проанализировала мнение ученых мира и пришла к заключению о важной роли структуры питания в формировании защитных механизмов устойчивости организма к негативным биотическим и абиотическим факторам. В этой связи коррекция питания для ликвидации дефицита функциональных макро- и микронутриентов является важным элементом формирования адаптивного иммунитета для профилактики заболевания. Нутрициологи всех ведущих стран мира провели комплексные широкомасштабные исследования по изучению влияния структуры питания на возможность профилактики коронавируса и установили наиболее важные функциональные ингредиенты, оказывающие положительное влияние на повышение устойчивости к заболеванию и способствующие успешному лечению больных людей. На основании результатов данных исследований Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и ВОЗ разработали рекомендации по оптимизации рациона питания на этапах профилактической работы с пациентами и при лечении коронавирусной инфекции СОУШ-19, направленные на снижение системной воспалительной реакции организма и коррекцию метаболического ответа организма на вирусную инвазию [7,8]. На основании международных рекомендаций разрабатываются национальные программы по рекомендуемой структуре питания для коррекции метаболического ответа организма на СОУШ-19. В России ФИЦ питания и биотехнологии и Роспотребнадзор разработали руководство «СОУШ-19: реабилитация и питание», содержащие рекомендации для обеспечения безопасности населения в период эпидемии вирусных заболеваний и обеспечения население лечебным питанием, направленным на коррекцию недостаточности витаминов, микроэлементов и других микронутриентов питания для
повышения адаптивного потенциала [9,10]. Доказано, что иммунные клетки отличаются высокой чувствительностью к нутриентному составу пищи и в этой связи данный фактор используется в медицинской практике для формирования и поддержания адаптивного иммунитета и иммунной устойчивости к инфекционным заболеваниям. Пищевой статус рекомендуется использовать в качестве показателя, обеспечивающего безопасность населения и устойчивость к коронавирусной инфекции. Важным направлением в обеспечении безопасности населения в период эпидемии является мониторинг обеспеченности адекватного потребления питательных веществ, обладающих иммуномодулирующими свойствами. Подтвержденными иммуномодулирующими свойствами обладает ряд аминокислот, в т. ч. серосодержащие аминокислоты, таурин, аргинин, глутамин; ш - 3 полиненасыщенные жирные кислоты; витамин D; минеральные элементы ^е, Fe, Си, и Zn) и другие вещества. Дефицит белков и энергии вызывает снижение иммунитета и резистентности онкологическим и вирусным заболеваниям |"11,12,13"|. Установлена необходимость контролировать и регулировать содержание нутриентов для формирования иммунного статуса. Рекомендуемые нормы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Рекомендуемые дозы наиболее важных иммуномодуляторовв в суточном
рационе питания для профилактики КОВИД-19
Рекомендуемая суточная доза нутриента
Белок, г/сут Витамин С, мг /с ут Витамин D, мкг/сут Цинк, мг/сут œ-3 жирные кислоты, мг/сут
80-100 200 50 11 20
Результаты регулярного мониторинга обеспеченности населения России необходимыми функциональными ингредиентами в пищевом статусе указывает на недостаточность этих элементов в среднестатистическом рационе питания, что является фактором риска при обеспечении безопасности питания и уровня формирования устойчивости к поражению вирусными заболеваниями [14,15,16].
ВОЗ высказала озабоченность в связи с увеличивающимся в последние годы уровнем заболевания молодежи, особенно студентов. За последние 15 лет заболеваемость студентов увеличилась почти на 40%. Это связано с увеличением учебной, информационной, физической нагрузки, психоэмоциональных стрессов, снижением материальной обеспеченности многих студентов, что сопровождается нарушением пищевого поведения и режима отдыха. Студентов относят к особой категории населения испытывающей постоянные психологические и физические риски. ВОЗ подчёркивает, что большое значение в формировании психологической устойчивости к стрессам играет закрепление метаболической устойчивости к неблагоприятным абиотическим факторам. При этом большое значение уделяется обеспеченности организма физиологически активными нутриентами, без которых невозможно создание защитных реакций. Сбалансированная структура питания формирует необходимое качество и безопасность жизни молодого организма, иммунную устойчивость в периоды повышенных умственных и психологических нагрузок, обеспечивает быстрое восстановление пластических и
энергетических потребностей [17,18]. В этой связи изучение пищевого поведения студентов в период широкого распространения заболеваний КОВИД-19 с целью определения необходимых направлений его эффективной коррекции для формирования резистентности молодежи к вирусным и алиментарным заболеваниям является неотъемлемой составляющей обеспечения продовольственной безопасности и мотивации системы здорового питания [19, 20]
Целью данной работы являлось определение качества и безопасности пищевого рациона студентов для оценки потенциального иммунного статуса и устойчивости к коронавирусной инфекции и пищевым алиментарным заболеваниям и разработке предложений по целенаправленной коррекции пищевого поведения студентов.
Для оценки пищевого статуса были выбраны студенты экономического вуза, расположенного в г. Москве (n = 200).
В работе были использованы следующие методы исследований. Аналитический метод использовался для анализа зарубежных и отечественных источников литературы в области обеспечения международной продовольственной безопасности, влиянии структуры питания на развитие пищевых алиментарных и инфекционных заболеваний, обоснования состава и количества необходимых иммуномодулирующих нутриентов для формирования адаптивного потенциала организма. В работе использован метод анкетирования студентов для выяснения необходимого уровня удовлетворения организма иммуномодулирующими пищевыми ингредиентами для обеспечения устойчивости к заболеванию коронавирусом в соответствии с международными и
национальными рекомендациями по обеспечению здорового и профилактического питания. Анкетирование является важным инструментом для проведения социологического опроса, на основании которого составляется акт анализа ответов респондентов с использованием методов классификации, группировки, проводится обобщение и анализ статистически обработанных результатов ответов на поставленные вопросы в отношении пищевого поведения. Анкетирование проводилось с использованием метода индивидуального письменного выборочного онлайн опроса 200 студентов 2 курса двух факультетов. Для проведения онлайн анкетирования было составлено 30 вопросов, отраженных в анкете в форме закрытых и открытых вопросов. Студентам предоставлялся удаленный доступ к анкете с использованием для онлайн анкетирования и статистической обработки приложения компании Google - Google Forms, позволяющее систематизировать и статистически обрабатывать ответы студентов относительно принятого ими пищевого поведения. На основании полученных результатов были проанализированы индивидуальные ответы студентов, обобщены результаты и проведен анализ соответствия структуры питания требованиям установленных норм физиологических потребностей и требованиям к содержанию физиологически активных компонентов, ответственных за формирование иммунной устойчивости к заболеванию коронавирусной инфекцией.
Репрезентативная группа студентов была представлена юношами (40%) и девушками (60%) в возрасте от18 до 24 лет. Распределение студентов, которые приняли участие в анкетировании представлено на рис.1, основной контингент (70%) представлен студентами в возрасте 20 лет. Для обеспечения безопасности питания большую роль играет структура пищевого рациона и режим принятия пищи в течение суток. Рекомендуется 5 приемов пищи, при этом режим суточного распределения потребляемой пищи составляет: завтрак 25%, второй завтрак - 5%, обед - 35%, полдник - 10% и ужин 25% Г10, с-ЮТ!.
Рисунок 1. Распределение анкетируемых студентов по возрасту (п = 200)
Распределение оценок при опросе по структуре питания студентов показали, что 53% опрошенных предпочитают принимать пищу не менее трех раз в день, около 26% утром не завтракают, более 67% используют 2-3 перекуса между основными приемами пищи, предпочтительно используют фастфуд, мучные, кондитерские изделия с разными напитками. При двухразовом питании перерывы между приемами пищи могут превышать 5-6 часов. Основной объем принимаемой пищи более чем у 50% студентов, приходится на ужин. Время ужина непостоянное, колеблется в широком диапазоне времени от 18 до 22 часов.
При проведении анкетирования студенты были ознакомлены с основными требованиями, предъявляемыми к здоровому и профилактическому питанию. Только личное осознание важности включения незаменимых функциональных ингредиентов в рацион питания в
необходимых количествах, соответствующих рекомендуемой суточной дозе потребления
[10, Сш 67] позволит сформировать устойчивость к коронавирусной инфекции. На рис.2 представлена информация, характеризующая какое внимание студенты уделяют выполнению правил рационального питания.
Рисунок 2. Осознанность студентов необходимости правильного пищевого поведения
Только 30,1% студентов понимают значение безопасного и здорового питания в формировании необходимого иммунного статуса для обеспечения устойчивости к заболеванию КОВИД-19. 41,3% иногда уделяют внимание здоровому питанию. Следовательно, большинство студентов не понимают значимости структуры питания в профилактике алиментарных и инфекционных заболеваний. В этой связи большое значение необходимо уделять оценке пищевого поведения студентов (рис.3).
Рисунок 3. Характеристика пищевого поведения студентов
В соответствии с установленными нормами потребления физиологическая потребность в белке составляет от 60 до 114 г/сут в зависимости от пола и возраста потребителя. Основными источниками полноценного белка являются мясо, рыбопродукты и молочные товары. В соответствии с утвержденными рациональными нормами потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания норма потребления мяса и мясопродуктов составляет 73 кг/год (200 г/сутки) и рыбы и рыбопродуктов - 22 кг/год (60 г/сутки), молока и молокопродуктов - 50 кг/год (140 г /с утки).
Анализируя уровень потребления основных белковых продуктов студентами (таблица 2), видно, что 26,9% студентов употребляют до 50 г мяса в сутки и 37,1% - до 100 г/сутки, 6% - не используют мясо в своем рационе. Пи этом 4% респондентов ответили, что используют мясо 1 раз в неделю, 13% - 2 раза в неделю, 12% - 3 раза в неделю, 27% -
4 раза в неделю и 44% - ежедневно.
Аналогичная зависимость выявлена при анализе употребления рыбы и рыбопродуктов. 7% студентов не употребляют рыбу и морепродукты, 39,5% в среднем используют 50 г/сутки и 36,3% - до 100 г/сутки. Уровень потребления молока и кисломолочных продуктов в среднем составляет на одного студента 80 - 100 г.
Таблица 2 - Распределение респондентов по уроню употребления основных белковых продуктов, %
Вид продукта Среднесуточное употребление мясных и рыбных продуктов, (г/сут на 1 человека)
0 до 50 51-100 101-150 151-200 201-250 Более 250
Мясо и мя сопродукты 6,0 26,9 37,1 15,9 8,9 5,0 0,2
Рыба и морепродукты 7,0 39,5 36,3 9,6 6,6 1,0 0
В таблице 3 приведены рекомендуемые нормы суточного потребления основных нутриентов в период повышенной опасности заболевания коронавирусной инфекцией
Таблица 3 - Химический состав и энергетическая ценность стандартных диет для больных С0УЮ-19 1101
Стандартные диеты Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал
Основной вариант стандартной диеты 85-90 70-80 300-330 2170-2400
Вариант стандартной диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета) 70-80 60-70 130-150 1340-1550
Рекомендуемая Минздравом России суточная доза белка в стандартной диете должна составлять 85-90 г. Учитывая, что основная доля опрошенных студентов в сутки употребляют до 100 г мяса и мясопродуктов и до 50 г рыбы и морепродуктов и около 100 г молока и кисломолочных продуктов, которые являются основными источниками полноценных белков, можно сделать заключение, что их суточный рацион содержит около 50-55 г белка, что составляет 60-65% от рекомендуемой нормы потребления.
Важным элементом, формирующим иммунный статус и безопасность питания являются незаменимые жирные кислоты. Основными источниками ш-3 полиненасыщенных жирных кислот и витамина D являются жирные сорта рыбы и морепродукты, в меньшей степени мясопродукты и молочные товары. На основании полученных результатов опроса можно сделать заключение, что уровень потребления этих продуктов не может восполнить суточную потребность в ш-3 полиненасыщенных жирных кислотах и витамине D более чем для 50% студентов. Следовательно, недостаток в рационе питания указанных продуктов формирует у студентов дефицит важнейших иммуномодуляторов полноценных белков, ш-3 полиненасыщенных жирных кислот и витамина D, обеспечивающих резистентность к инфекционным заболеваниям.
Фрукты и овощи являются необходимыми источниками витаминов, минеральных веществ, антиоксидантов пищевых волокон и биофлавоноидов, которые необходимы для
модуляции и поддержания иммунитета. Научно доказано, что недостаток витаминов D, А, Е, С, группы В и минеральные вещества, особенно Zn, Se и Fe вызывает опасность снижения иммунного статуса и снижения устойчивости к вирусным инфекциям. Рекомендуемые нормы потребления овощей составляют 140 кг/год на человека (385 г/сутки), а фруктов - 100 кг/год (274 г/сутки).
Ежедневно овощи в рационе питания используют около 60% студентов, а фрукты ежедневно включают в рацион питания только 30,8% (рис. 4).
Рисунок 4. Распределение оценок частоты использования в рационе питания овощей и фруктов
Средний объем потребления овощей одним студентом составляет 100-250 г в сутки. Среднестатистическое значение количество фруктов в рационе питания одного студента составляет в зимний период 100-150 г и в весенне-летний - 150-200 г.
На основании анализа пищевого поведения студентов по всем исследованным направлениям обеспечения пищевого рациона физиологически обоснованным количеством функциональных ингредиентов установлен дефицит полноценного белка, пищевых волокон, минеральных веществ ^п, Se, Fe), витамина D.
В сложившейся ситуации пищевое поведение студентов требует существенной корректировки. В рацион питания студентов в период обострения эпидемии вирусных заболеваний необходимо включать биологически активные добавки, в т.ч. витаминно-минеральные комплексы. При опросе студентов об использовании для профилактики заболеваний и обеспечения безопасности жизнедеятельности витаминных препаратов 62,9% ответили, что используют витаминные препараты, из них 36% принимают витамины по рекомендации врача и 64% - по собственной инициативе для профилактики заболеваний и обеспечения безопасности жизнедеятельности (рис. 5). 34,3% опрошенных студентов используют их на ежедневной основе, 11,2% используют ежемесячно, такое же количество один раз в полгода, реже всего респонденты выбирали ответ «раз в год». Ответ «другое» выбрали 6% опрошенных, причем большинство из них указало на приём витаминов в отдельные сезоны.
Рисунок 5. Распределение оценок периодичности приема студентами витаминных пре па ра то в
Структура состава витаминов и минеральных веществ, которые принимают студенты представлены на рис. 6. Опрос показал осведомленность студентов в необходимости использования витаминно-минеральных комплексов для обеспечения безопасности для здоровья и нормального функционирования организма. Наиболее часто дополнительно студенты принимают витамины С и D. Меньше внимания уделяется удовлетворению потребности организма в минеральных веществах и омега 3 полиненасыщенных жирных кислотах.
Рисунок 6. Частотный ряд распределения оценок по структуре принимаемых студентами витаминов и минеральных веществ
Проведенные исследования показали, что у многих студентов при обучении в вузе меняется пищевое поведение. Меняется режим питания, нарушается рекомендуемая периодичность приема пищи. Не соблюдаются рекомендуемые Минздравом соотношения объемов приема пищи в течение дня, смещен период приема основного объема пищи с завтрака и обеда на ужин, особенно серьезные нарушения пищевого поведения отмечается для иногородних студентов. Отмечены существенные нарушения в соотношении приема основных макро- и микронутриентов. В рационе питания установлены существенные нарушения в приеме основных белковых продуктов, в т.ч. мясопродуктов, рыбо- и морепродуктов и молочных товаров, избыток мучных и кондитерских изделий, что приводит к дефициту белка и других важных физиологически активных нутриентов в пищевом рационе 40-50% студентов. Характерной особенностью пищевого поведения студентов является не сбалансированный рацион, отличающийся дефицитом полноценных белков, эссенциальных ш-3 жирных кислот, витамина D, цинка и селена при избытке углеводов, в т. ч. быстро усваиваемых, фастфуда и продуктов, которые относят к «пищевому мусору». Пищевое поведение студентов существенно отличается от других групп населения, это вызвано высокой степенью мобильности,
занятости, широким кругом интересов, отсутствием свободного времени и в этой связи сопровождается высоким уровнем стрессов и психологических напряжений, особенно в период сессий. В период обучения студенты уделяют мало внимания сбалансированному и безопасному питанию, регулярности приема пищи, безответственно относятся к частому использованию в питании фастфуда, это объясняется недостатком времени на еду и недостаточностью знаний в области здорового питания. В соответствии с разработанными международными рекомендациями в области обеспечения качественного и безопасного питания необходимо проводить просвещение студентов в области обеспечения безопасности питания и формирования пищевого поведения с учетом научно-обоснованных требований к здоровому питанию и здоровому образу жизни студентов. Качественное и безопасное питание студентов является основополагающей составляющей системы здорового образа жизни.
На основании проведенного анализа пищевого поведения студентов были установлены серьёзные нарушения баланса питательных веществ в суточном и недельном рационе 200 студентов. В этой связи необходимо проведение качественной и количественной коррекции пищевого рациона студентов для обеспечения формирования необходимого иммунного статуса для предупреждения заболеваний инфекционными и алиментарными заболеваниями. Для обеспечения качественного и безопасного питания необходимо научное обоснование и внедрение в практику жизнедеятельности студентов алгоритма создания рациона здорового питания для поддержания оптимального уровня адаптивной иммунной системы с учетом взаимодополняющего комплексного значения для обеспечения необходимой физиологической активности и иммунного статуса организма рекомендуемого количественного и качественного состава пищевых продуктов, обеспечивающих содержание полноценных белков, w-3 ненасыщенных жирных кислот, витаминно-минерального комплекса, включающего витамины D,C,E,B, Zn, Se, Fe и другие микронутриенты в количествах, обеспечивающих суточную физиологическую потребность. На основании полученных результатов проведенного анкетирования студентов необходимо рекомендовать обязательное включение в рацион питания в соответствии с рекомендациями ВОЗ и Минздрава России следующие продукты питания: хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки или с добавлением цельно зерновой муки либо отрубей, зерновые хлебцы; необходимо увеличить объем суточного потребления молока и молочных продуктов, в т.ч. кисломолочных и бифидопродуктов; необходимо компенсировать недостаток суточного потребления полноценного белка за счет увеличения частоты употребления мяса, птицы и рыбы и морепродуктов (не менее 2 раз в неделю), яиц (2-3 раза в неделю), необходимо обеспечить достаточное содержание в рационе фруктов и овощей в свежем виде и после кулинарной обработки, суточная доза которых должна составлять не менее 400 г в сутки. В период сессий, повышенных физических и психологических нагрузок, в период эпидемий вирусных заболеваний в рацион питания необходимо включать витаминно-минеральные комплексы или биологически активные добавки к пище, позволяющие компенсировать недостаток указанных выше физиологически активных нутриентов.
Библиография
1. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] // Здоровое питание : [сайт]. [2018] URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/healthy-diet
2. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России [Электронный ресурс]// Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и
здоровья Утверждена Всемирной ассамблеей здравоохранения (резолюция 57.17 от 22 мая 2004 года) : [сайт]. [2021] URL: https:// gnicpm.ru/wp-content/uploads/2020/01/global_strategy_voz_diet.pdf?ysclid = l1vtg7fh7l
3. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]// Неполноценное питание : [сайт]. [2021] URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/malnutrition
4. ФАО и ВОЗ. 2020. Устойчивое здоровое питание-Руководящие принципы. Рим. https ://doi.org/10.4060/ca6640ru
5. ФАО и ВОЗ. (2015) Вторая Международная конференция по вопросам питания. Доклад совместного Секретариата ФАО/ВОЗ - декабрь 2014. URL: http://www.fao.Org/3/i4436r/I4436r.pdf
6. Онищенко Г.Г. Актуальные вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности питания населения // Здравоохранение Российской Федерации. 2005. №1. С. 3-10.
7. Тутельян В.А., Вялков А.И., Разумов А.Н., Михайлов В.И., Москаленко К.А., Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Сергеев В.Н. Научные основы здорового питания: - М.: Панорама, 2010.
8. Health and health behaviour among young people. WHO Policy Series: Health policy for children and adolescents, Issue 1, International report // WHO Regional Office for Europe, 2000. - 134 p. URL:
https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0006/119571/E67880.pdf
9. Торшин И.Ю., Громова О.А. Микронутриенты против коронавирусов [Текст: электронный], М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020.-112 с. URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970458181.html
10. Тутельян В.А. , Никитюк Д.Б., Погожева А.В., Жилинская Н.В., Фесюн А.Д. COVID-19: реабилитация и питание : руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.256 c.
11. Zhang, L. & Liu, Y. (2020). Potential interventions for novel coronavirus in China: A systematic review. J. Med. Virol, 92 (5), 479-490.
12. Maggini, S., Pierre, A, & Calder, P.C. (2018). Immune Function and Micronutrient Requirements Change over the Life Course. Nutrients, 10(10), 1531.
13. Mehta, N.M. & Duggan, C.P. (2009). Nutritional deficiencies during critical illness. Pediatr. Clin. North Am., 56(5),1143-60.
14. Bailey, R.L.; West, K.P., & Black, R.E. (2015). The epidemiology of global micronutrient deficiencies. Ann. Nutr. Metab., 66, 22-33.
15. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Рисник Д.В., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Обеспеченность населения России микронутриентами и возможности ее коррекции. Состояние проблемы // Вопросы питания. 2017. Т. 86, № 4. С. 113-124.
16. Коденцова В.М, Вржесинская О.А., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Витаминная обеспеченность взрослого населения Российской Федерации: 1987-2017 гг. // Вопросы питания. 2018. Т. 87, № 4. С. 62-68.
17. Корягина И. А., Королёв Г.В. Изучение источников стресса среди студентов высших учебных заведений // Гуманитарные науки. 2019. №3. С. 155-159.
18. Мартышенко Н. С. Исследование проблем организации питания студентов университета: социально-экономические аспекты // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 3. С. 70-89.
19. Антонова А.А., Яманова Г.А., Мусаева А.Э., Грачева Д.В. и др. Анализ питания студенческой молодежи // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 8. С.110-112.
20. Безряднова А.С., Липатова Л.П., Беркетова Л. В. Анализ структуры питания
студентов высшей школы // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2016б № 5. С.153-159
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В рецензируемой статье рассматриваются вопросы влияния санитарно-эпидемиологической безопасности питания студентов на формирование адаптивного иммунитета к алиментарным и вирусным заболеваниям.
Методология исследования включает обобщение зарубежных и отечественных источников литературы по теме работы, применение метода онлайн анкетирования 200 студентов для выяснения необходимого уровня удовлетворения организма иммуномодулирующими пищевыми ингредиентами для обеспечения устойчивости к заболеванию коронавирусом, использовании статистических методов для обработки результатов анкетирования.
Актуальность статьи автор справедливо связывает с тем, что необходимостью решения проблемы неполноценного питания, не соответствующего современным научным представлениям и проблемы безопасности пищевого сырья и продуктов питания ввиду экологического кризиса на планете.
Новизна результатов рецензируемого исследования, по мнению рецензента заключается в определении качества и безопасности пищевого рациона студентов для оценки потенциального иммунного статуса и устойчивости к коронавирусной инфекции и пищевым алиментарным заболеваниям, а также в разработке предложений по целенаправленной коррекции пищевого поведения студентов на примере одного из экономических вузов Москвы.
В статье приведены данные о распределении анкетируемых студентов по возрасту; результаты анкетирования, отражающие осознанность студентов необходимости правильного пищевого поведения; характеристику пищевого поведения студентов -удельный вес респондентов, потребляющих конкретные группы продуктов: мясо и печень, рыбу и рыбопродукты, молочные продукты, овощи, ягоды и фрукты; распределение респондентов по уроню употребления основных белковых продуктов; распределение оценок частоты использования в рационе питания овощей и фруктов, а также периодичности приема студентами витаминных препаратов; частотный ряд распределения оценок по структуре принимаемых студентами витаминов и минеральных веществ. На основании проведенного анализа пищевого поведения студентов были установлены серьёзные нарушения баланса питательных веществ в суточном и недельном рационе студентов, сделан вывод о необходимости проведения качественной и количественной коррекции пищевого рациона для обеспечения формирования необходимого иммунного статуса для предупреждения заболеваний инфекционными и алиментарными заболеваниями, внесены количественные рекомендации по обязательному включению в рацион питания конкретных продуктов в соответствии с рекомендациями Всемирной организаций здравоохранения и Минздрава России.
Библиографический список статьи, включает 20 источников - публикации отечественных и зарубежных ученых. На приведенные в списке литературы источники в тексте имеются адресные ссылки.
Статья не лишена некоторых недоработок, касающихся оформления представленных
результатов исследования: текст не структурирован надлежащим образом - в нем не выделены общепринятые в современных научных журнальных публикациях разделы: введение, материал и методы исследования, результаты и их обсуждение, выводы или заключение. Представляется, что авторам не составит особого труда устранить этот недочет, поскольку материал изложен логически стройно и в нем имеются все необходимые элементы, которые должны присутствовать в каждом из перечисленных разделов - нужно лишь озаглавить соответствующие части работы.
Рецензируемый материал соответствует тематике журнала «Вопросы безопасности», отражает результаты оригинальной исследовательской работы, что позволяет рекомендовать его к опубликованию после устранения отмеченных выше недочетов.