Научная статья на тему 'Анализ рынка автобусных маршрутов в ночное время из аэропортов в городские районы'

Анализ рынка автобусных маршрутов в ночное время из аэропортов в городские районы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
705
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / PASSENGER TRANSPORTATION / АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / BUS TRANSPORTATION / ГОРОДСКОЙ МАРШРУТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ROLLING STOCK / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PUBLIC PASSENGER TRANSPORT / CROSS-TOWN LINE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Адамович Юлия Ивановна, Яценко Светлана Анатольевна

Подводится итог исследования расписания действующих в настоящее время ночных автобусных маршрутов, городского общественного транспорта общего пользования, осуществляющих доставку пассажиров из аэропортов и железнодорожных вокзалов в разных городах мира и России. В настоящее время спрос на данном направлении перевозочных услуг мало изучен, но возможности введения ночных экспресс-маршрутов для крупных городов в России являются перспективными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MARKET OF NIGHT BUS ROUTES FROM AIRPORTS TO URBAN AREAS

The article summarizes the schedule study of current urban night bus routes in various cities of the world and in Russia that transport passengers from airports and railway stations. The demand for this kind of transportation services is poorly studied at present, whereas the possibility of introducing night express routes in major Russian cities is promising.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка автобусных маршрутов в ночное время из аэропортов в городские районы»

УДК 656.13:658 (075.8)

АНАЛИЗ РЫНКА АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ ИЗ АЭРОПОРТОВ В ГОРОДСКИЕ РАЙОНЫ

© Ю.И. Адамович1, С.А. Яценко2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Подводится итог исследования расписания действующих в настоящее время ночных автобусных маршрутов, городского общественного транспорта общего пользования, осуществляющих доставку пассажиров из аэропортов и железнодорожных вокзалов в разных городах мира и России. В настоящее время спрос на данном направлении перевозочных услуг мало изучен, но возможности введения ночных экспресс-маршрутов для крупных городов в России являются перспективными. Ил. 1. Табл. 4. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: пассажирский транспорт; автобусные перевозки, городской маршрут; подвижной состав; пассажирские перевозки

ANALYSIS OF THE MARKET OF NIGHT BUS ROUTES FROM AIRPORTS TO URBAN AREAS Yu.I. Adamovich, S.A. Yatsenko

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article summarizes the schedule study of current urban night bus routes in various cities of the world and in Russia that transport passengers from airports and railway stations. The demand for this kind of transportation services is poorly studied at present, whereas the possibility of introducing night express routes in major Russian cities is promising. 1 figure. 4 tables. 7 sources.

Key words: public passenger transport; bus transportation; cross-town line; rolling stock; passenger transportation.

В настоящее время в России существует нерешенная проблема, с которой сталкиваются пассажиры в аэропортах и на железнодорожных вокзалах в ночное время суток. Большинству из них приходится добираться до конечного места назначения самостоятельно, используя такси, беспокоя родственников или оставаясь до утра в залах ожидания. Такси - один из основных способов доставки пассажиров из аэропортов в спальные районы ночью, что вызывает некий дискомфорт в затратах, особенно для жителей городов с низким доходом: приходится переплачивать перевозчику в несколько раз больше, чем при использовании альтернативных способов в дневное время

[1, 2, 3]. Поэтому представляется интересным исследовать мировой опыт по уже существующим способам доставки пассажиров до конечных пунктов назначения из аэропортов и вокзалов в ночное время и рассмотреть возможности введения ночных экспресс-маршрутов для крупных городов в России.

Рассмотрим столицу Нидерландов - Амстердам с населением более 800 тыс. жителей (вместе с приго-

родами 2,3 млн). В этом городе пассажиры, чьи рейсы вылетают или прилетают поздно ночью или рано утром, могут воспользоваться ночными поездами до аэропорта, которые отправляются каждый час. Далее в табл. 1 представлено расписание отправления этих поездов. Также в городе используются и ночные автобусные маршруты. Автобус - менее удобный способ добраться от аэропорта до Амстердама, но он выгоден, если пункт конечного назначения расположен в южной части города. Время в пути занимает около получаса, а билет туда-обратно стоит 10 евро. Ночной автобусный маршрут существует и для доставки пассажиров на железнодорожный вокзал.

В Лондоне, столице Великобритании, с населением 8,3 млн человек, автобусы - самый дешевый вид транспорта. На них можно добраться практически до любого уголка столицы. Существуют специальные ночные маршруты, курсируют также автобусы, которые связывают Трафальгарскую площадь и основные места отдыха Лондона. На табличках у таких машин перед номером проставлен символ N. Останавлива-

Таблица 1

Расписание ночного поезда от аэропорта до центра г. Амстердам_

Направление Время, ч

Amsterdam Airport - Amsterdam Centraal 01.00 02.00 03.00 04.00 05.00

Amsterdam Centraal - Amsterdam Airport 00.45 01.45 02.45 03.45 04.45

1Адамович Юлия Ивановна, студент, тел.: (S952) 4051S5, e-mail: julia.adamovich@tl-istu.com Adamovich Yulia, Student, tel.: (3952) 4051S5, e-mail: julia.adamovich@tl-istu.com

2Яценко Светлана Анатольевна, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952) 405135, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

Yatsenko Svetlana, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: (3952) 405135, e-mail: sv_lana2005@mail.ru

ются они только «по требованию», поэтому, чтобы сесть в ночной транспорт, пассажир должен поднять руку. Время работы этих автобусов с 23:00 до 5:00. Кроме чисто дневных и ночных маршрутов, есть и круглосуточные (информация имеется на всех городских остановках). Способ оплаты проезда похож на метро; самый дорогой случай - покупка билета на месте (из аппарата на остановке или у водителя) - 2,40 английских фунтов стерлингов (£) за одну поездку. При этом не все водители занимаются продажей проездных документов. При наличии у пассажира билета с "оплатой по мере использования" стоимость проезда составляет 1,45 £ за поездку, к тому же при ограничении: не платить больше, чем 4,40 £ в день.

Канны, город на юге Франции с населением 70 тыс. жителей, является одним из наиболее популярных и известных курортов Лазурного Берега, находится на расстоянии 42 км от аэропорта Ниццы. До Канн, так же, как и до Антиба, от Ниццы курсирует электричка Ницца - Канны, время в пути 45 минут, цена абонемента 8 евро. Зачастую именно электропоезда становятся удобной альтернативой автобусам, особенно в час пик, когда автомагистраль Ницца - Канны перегружена.

Дубай - крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), административный центр с населением более 2 млн человек. Автобусы в Дубае -самый дешевый вид транспорта, но его нельзя назвать самым быстрым. Пользоваться ими достаточно комфортно, так как все остановки снабжены кондиционерами. Автобусное сообщение ориентировано на передвижение между основными торговыми точками города. Чтобы сесть в городские автобусы, пассажиры должны поднимать руку или нажимать на специальную кнопку вызова на остановке. Нужно также отметить, что практически на всех остановках размещены расписания и карта городских маршрутов. Режим работы автобусов в Дубае с 06:00 до 23:00 часов, стоимость проезда примерно от 2 дирхам, билеты продают водители на остановках. С 2006 г. в Дубае появились ночные автобусы, их движение по пяти маршрутам, охватывающим главные районы города, осуществляется с 23.30 до 06.00 часов с 30-минутными интервалами. Автобусное сообщение действует и между некоторыми столицами эмиратов. Оплата в ночное время производится с помощью NOL-карт со стоимостью проезда 3 дирхама (26 руб.).

В городе Будапеште с населением более 1,7 млн чел. существует целая сеть ночных автобусных маршрутов и один трамвайный. В аэропорт ходит ночной автобус, который не подъезжает к станциям метро (т.к. метро в это время не работает); вместо этого он перевозит пассажиров к остановкам других ночных маршрутов, которые доставляют их в центр. Ночью билеты можно приобрести только в автомате на остановке аэропорта или у водителя, при этом их необходимо компостировать. Этот вариант перевозки считается самым экономичным. Второй способ добраться из аэропорта до города - минибасы. Их суть в том, что к аэропорту подходит микроавтобус (для 8-10 чел.) и везет пассажиров по указанным адресам. Автобус

отправляется по мере наполнения, и тариф зависит от зоны города.

В городе Барселоне (1,6 млн человек) существует ночной трансферт из аэропорта до центра города. У данного автобусного маршрута регулярные интервалы движения, большая вместимость багажного отсека и малое количество остановок по пути следования. В табл. 2 представлено расписание движения ночного трансферта. Автобусы отходят каждые 20 мин, поездка в одну сторону стоит 2,15 евро.

Таблица 2

Расписание движения ночного трансферта в _Барселоне_

Время, ч

Направление Первый автобус Последний автобус

От площади Каталонии (Plaça Catalunya) к 23.00 05.00

аэропорту

От аэропорта Барселоны к площади Катало- 21.55 04.45

нии

В городе Праге рейсовые автобусы начинают работать в 4:30 утра (в час пик рабочего дня передвигаются с интервалом в 6-8 мин, в остальное - с интервалом в 10-20 мин; в выходные дни интервал может составлять 15-30 мин). Заканчивают работу на городских маршрутах в 00:00, после чего, в 00:30, начинают курсировать ночные автобусы (№№ 502, 514, 601, 603) с интервалами в 40 минут и заканчивают свою работу в 4:30. То есть автобусное сообщение действует практически круглосуточно, но с разными интервалами времени. Маршрут в аэропорт Праги, который захватывает ранние утренние и поздние вечерние часы, только один, но автобус отходит каждые 10 мин с 4.15 утра до 11.30 вечера. Стоимость обычного билета 32 кроны, но при покупке его у водителя цена увеличивается до 40 крон. Билеты действуют в течение 90 мин для всех видов общественного транспорта. Если пассажир имеет при себе багаж, например, рюкзак или чемодан, то необходимо приобретать дополнительный билет стоимостью 16 крон.

Если сравнить тарифы на ночные перевозки по приведенным выше городам, то они довольно сильно разнятся. В каждом населенном пункте своя транспортная маршрутная сеть, города по-разному размещены территориально, также это относится и к расположениям аэропортов относительно черты города. Тарифы в курортных городах могут быть выше, так как используют ночные маршруты главным образом туристы, которые приносят основной доход (рис.). В любом случае, на данный вид услуг есть спрос, поэтому перевозчики открывают такие маршруты и используют их на протяжении многих лет.

Рассмотрим российский опыт в исследуемом вопросе.

Ночные маршруты наземного городского пассажирского транспорта организованы в столице Депар-

таментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с ГУП «Мосгортранс» в августе 2013 г. (табл. 3).

300

VO

il 250 го

S 200

ш о

^ 150 .о

I-

и О

100

S

о

50

ГУП «Пассажиравтотранс», являющимся одним из крупнейших пассажирских перевозчиков автобусным транспортом Северо-Западного региона России. На сегодняшний день это предприятие является лидером

243

195

105

64

187

Барселона Будапешт Ниццы-Канны Амстердам

Город

Лондон

Анализ тарифов на ночных автобусных маршрутах

Расписание ночных маршрутов в г. Москве

Таблица 3

№ Ночные автобусные маршруты

Н1 Аэропорт "Шереметьево" - Озерная ул. ежедневно, интервал 30 мин

Н2 Лубянская площадь - Беловежская ул. в ночь пт/сб, сб/вс и в праздники, интервал 30 мин

Н3 Лубянская площадь - Уссурийская ул. в ночь пт/сб, сб/вс и в праздники, интервал 30 мин

Б По улицам Садового кольца в обе стороны Кольцевой ежедневно, интервал 15 мин

15 Метро "ВДНХ" - ул. 10-летия Октября ежедневно, интервал 15 мин

63 Лубянская площадь - Выхино, 138 квартал в ночь пт/сб, сб/вс и в праздники, интервал 30 мин

Ночной трамвайный маршрут

3 Метро "Чистые пруды" - ул. Академика Янгеля ежедневно, интервал 30 мин

0

Ночной общественный транспорт в Москве - это транспортная система, предусматривающая движение автобусов, троллейбусов и трамваев в ночное время по специальным маршрутам. Часть ночных маршрутов совпадает с дневными, другие являются продленными версиями дневных, часть - существуют только ночью. Работают они преимущественно с 1:00 до 5:45, с интервалом движения 15 или 30 мин. Но есть маршруты, которые выходят на линии и раньше этого времени. Остановки на таких маршрутах осуществляются по требованию пассажиров по ходу движения транспортных средств. Перевозчиком является ГУП Москвы «Мосгортранс». Стоимость проезда и виды проездных документов не отличаются от проезда днем. По праздникам часть дневных маршрутов продляется до двух-трех часов ночи, об этом сообщается отдельными объявлениями. Кроме маршрутов Мосгортранса, существует также маршрут в аэропорт Домодедово, обслуживаемый ГУП Московской области «Мос-трансавто» и частными перевозчиками. На маршруте действует собственный тариф 100/120 рублей [4].

Ночные маршруты введены в Санкт-Петербурге

в сегменте городских социальных автобусных перевозок. Выпуск подвижного состава на линию в рабочие дни составляет здесь 1300 единиц. С 1 июля 2014 г. в режиме тестовой эксплуатации работают пять ночных «социальных» автобусных маршрутов. Их трассы номеров 1М, 2М, 3М, 4М, 5М дублируют линии петербургского метрополитена.

На время разводки мостов автобусы следуют по укороченным маршрутам - тогда нумерация дополняется литерой А или Б. Проезд на ночных автобусах можно оплатить только путем приобретения разового билета по тарифу 25 рублей. Работают они в период с 30 апреля по 15 ноября, в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. Кроме того, пассажиры могут воспользоваться ими в праздники: 1 и 9 мая, в «Ночь музеев», в День города и в праздник выпускников «Алые паруса».

В Красноярске на основе эксперимента введен новый ночной маршрут № 635 «Ж.д. вокзал - Автовокзал - Аэропорт» в июне 2014 г. Автобус курсирует от аэропорта Емельяново до города, по основным остановочным пунктам. Рейсы выполняются ООО УК

I ИЩИ I

Транспорт

«Крас-Бус» на комфортабельных автобусах MAN Lion's Regio, стоимость такой поездки составляет 83,5 руб. Расписание этого маршрута представлено в табл. 4 [5].

было удобно ими пользоваться, добираясь до дома или работы, пусть с пересадкой, но не на такси. В Белгороде скоро заработает электронная система, которая позволит отслеживать передвижение каждого ав-

Таблица4

Расписание движения ночного автобусного маршрута № 635, г. Красноярск

Остановка Время, ч.

Междугородный автовокзал 23.00 00.30 01.30 03.30 04.30 06.10 07.20

Аэропорт «Емельяново» 23.10 00.30 02.00 03.00 05.50 06.10 07.40

Железнодорожный вокзал 20.25 02.55 03.55 06.45 07.05 08.35

В Воронеже проблему ночных маршрутов решили следующим образом: утвердили в городском транспорте тариф, который начинает действовать с 22.00. У перевозчиков возникает материальная заинтересованность, так как им компенсируется уменьшение числа пассажиров, а горожане и приехавшие на вокзал гости могут спокойно добраться в нужное им место в любое время суток [7].

Белгородские власти, решив усовершенствовать систему пассажирских перевозок, закупили десятки автобусов и троллейбусов и увеличили стоимость проезда. Однако пока транспортное сообщение здесь оставляет желать лучшего. С 23 часов вечера, по словам горожан, шансов воспользоваться маршрутными микроавтобусами почти нет. В настоящее время в городе стартовал проект "Последний автобус": четырьмя маршрутами, охватившими весь город, можно воспользоваться и после полуночи. Но среди ночных маршрутов есть совершенно не востребованные, на которых перевозчики не хотят работать. Пассажирское предприятие, обслуживающее город, имеет в планах продлить работу транспорта примерно до половины первого ночи, а также разработать специальные "ночные маршруты". Один - радиальный - из одного конца города в другой по центральным улицам; и еще два -кольцевых без пересечения трассы, чтобы человеку

тобуса в режиме реального времени. На остановках уже поставлены специальные табло [6].

В настоящее время повторно проводится работа по обследованию пассажиропотока в городском транспорте общего пользования в вечернее и ночное время в городе Тамбове. На основании полученных данных будут сделаны экономически обоснованные расчеты тарифа на перевозку пассажиров и представлены на рассмотрение для принятия решения.

Ночные автобусные маршруты для многих городов - очень удобный вид транспорта и фактически единственная альтернатива такси между 23.00 и 6.00 ч. И, если сравнивать мировой и российский опыт в ночных перевозках пассажиров, можно сделать вывод, что такой вид услуг может быть востребован при условии сопоставления и анализа многих факторов, влияющих на конъюнктуру этого рынка.

Без сомнения, нужно использовать успешный мировой опыт, но главную роль при организации ночных маршрутов в российских городах должны играть: исследования пассажиропотоков; анализ возможного спроса; расположение пассажирообразующих и пас-сажиропоглощающих пунктов в ночное время; местоположение аэропортов и вокзалов относительно этих пунктов.

Статья поступила 07.10.2014 г.

Библиографический список

1. Шаров М.И. Управление транспортным спросом как средство снижения нагрузок на улично-дорожную сеть // Известия Волгоградского ГТУ. 2013. № 10. С. 89-92.

2. Тарханова Н.В. Повышение качества обслуживания льготных категорий населения на основе изучения особенностей их транспортного спроса // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9. С. 316-320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Колганов С.В. Перспективы развития городского пассажирского транспорта общего пользования в России // Вестник ИрГТУ. 2011. № 4. С. 79-84.

4. ГУП «Мосгортранс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosgortrans.ru/

5. Администрация города Красноярска. Департамент транспорта МКУ "Красноярскгортранс" [Электронный ресурс]. URL: http://mu-kgt.ru/informing/

6. Официальный сайт администрации г. Белгорода [Электронный ресурс]. URL: gorod-belgorod.ru/sait/gov/admbel.php

7. Воронеж: официальный сайт городской администрации [Электронный ресурс]. URL: www.voronezh-city.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.