Научная статья на тему 'Анализ российских и белорусских механизмов государственного регулирования экономики в эпоху мирового кризиса'

Анализ российских и белорусских механизмов государственного регулирования экономики в эпоху мирового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / COOPERATION / THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS / FINANCIAL CRISIS / MECHANISMS OF STATE REGULATION / ANTI-CRISIS MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алдохина Татьяна Петровна, Мартюшева Юлия Ивановна

Целью данной статьи является рассмотрение наиболее важных аспектов, касающихся роли мирового экономического кризиса в экономике России и Белоруссии. Страны имеют тесные, крепкие связи и активно сотрудничают, развивая и укрепляя отношения из года в год. Кризис 2008 года затронул и пошатнул экономику всего мирового сообщества, и, безусловно, любое государство обязано грамотно и оперативно реагировать на все изменения в экономической системе, проводить непрерывный мониторинг многообразных факторов, влияющих на движение рыночной экономики в эпоху кризиса, искать пути выхода из кризиса, проводя эффективную антикризисную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF RUSSIAN AND BELARUSIAN MECHANISM OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY IN TIMES OF GLOBAL CRISIS

The purpose of this article is to review the most important aspects relating to the role of the global economic crisis in Russia and Belarus economy. Countries have close, strong ties and actively cooperating by developing and strengthening the relationship from year to year. The crisis of 2008 affected the economy of the entire world community, and, of course, every state is obliged to competently and promptly respond to any changes in the economic system, to carry out continuous monitoring of the multiple factors that affect for the movement of the market economy in times of crisis, to seek ways out of the crisis by conducting effective anti-crisis policy

Текст научной работы на тему «Анализ российских и белорусских механизмов государственного регулирования экономики в эпоху мирового кризиса»

УДК 33.054.22

Алдохина Татьяна Петровна, кандидат экономических наук, доцент Юго-Западного государственного университета

e-mail: aldoxinat@yandex.ru

Мартюшева Юлия Ивановна, студент 4 курса факультета экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление».

e-mail: martyusheva.julia@yandex.ru

АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И БЕЛОРУССКИХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ЭПОХУ МИРОВОГО

КРИЗИСА

Аннотация: целью данной статьи является рассмотрение наиболее важных аспектов, касающихся роли мирового экономического кризиса в экономике России и Белоруссии. Страны имеют тесные, крепкие связи и активно сотрудничают, развивая и укрепляя отношения из года в год. Кризис 2008 года затронул и пошатнул экономику всего мирового сообщества, и, безусловно, любое государство обязано грамотно и оперативно реагировать на все изменения в экономической системе, проводить непрерывный мониторинг многообразных факторов, влияющих на движение рыночной экономики в эпоху кризиса, искать пути выхода из кризиса, проводя эффективную антикризисную политику.

Ключевые слова: сотрудничество, мировой экономический кризис, финансовый кризис, механизмы государственного регулирования, антикризисные меры.

Tatyana PetrovnaAldohina, candidate of economic sciences, associate professor of the South-West state university

e-mail: aldoxinat@yandex.ru

Julia IvanovnaMartyusheva, 4th year student of the faculty of Economics and management of the South-West state university, specialty «State and municipal management».

e-mail: martyusheva.julia@yandex.ru

ANALYSIS OF RUSSIAN AND BELARUSIAN MECHANISM OF STATE REGULATION OF THE ECONOMY IN TIMES OF GLOBAL CRISIS

Annotation: the purpose of this article is to review the most important aspects relating to the role of the global economic crisis in Russia and Belarus economy. Countries have close, strong ties and actively cooperating by developing and strengthening the relationship from year to year. The crisis of 2008 affected the economy of the entire world community, and, of course, every state is obliged to competently and promptly respond to any changes in the economic system, to carry out continuous monitoring of the multiple factors that affect for the movement of the market economy in times of crisis, to seek ways out of the crisis by conducting effective anti-crisis policy.

Keywords: cooperation, the global economic crisis, financial crisis, mechanisms of state regulation, anti-crisis measures.

На протяжении многих лет сотрудничество России и Белоруссии является приоритетом внешней политики обеих стран: государства давно установили плотные и тесные связи во всех сферах, отраслях и областях. Динамичное развитие партнёрства стран обусловлено огромным множеством факторов: от влияния исторических предпосылок развития российско-белорусских отношений до взаимной заинтересованности стран в эффективном использования и обмене интеллектуальным, ресурсным, культурным и материальным потенциалами.

Безусловно, стороны чётко осознают необходимость в поддержке, углублении и расширении торгово-экономического, социально-культурного, научно-технического сотрудничества и активно способствуют созданию благоприятного климата для его развития, оказывая необходимое содействие на всех этапах реализации совместно поставленных целей.

Укрепляя и развивая взаимовыгодные связи, выстраивая деловые контакты на плановой долгосрочной основе и учитывая тенденции современного рынка, государства все же сталкиваются с рядом проблем. Наиболее остро в современных условиях успешному развитию стран препятствуют именно потрясения экономического характера, в частности -мировой экономический кризис, обозначившийся в 2008 году, впервые затронувший действительно все страны мира без исключения и не преодоленный до сих пор.Экономическим кризисом называется глубокое нарушение нормальной экономической деятельности, которое сопровождается разрушением привычных экономических связей, снижением деловой активности, невозможностью погашения долгов и накоплением долговых обязательств [3, с. 86].

Ученые утверждают, что при всей своей болезненности кризисы являются важной частью прогресса. Однако кризисы мирового масштаба априори являются катастрофой для всего мирового сообщества - очевидно, что рыночные механизмы не способны на самостоятельное её преодоление. Соответственно, роль механизмов государственного регулирования кризисных ситуаций в стране возрастает, государство обязано мобилизовать все силы, задействовать все рычаги для того, чтобы пережить кризис,максимально смягчив его последствия и минимизировав потери [4, с. 16]. В этом состоит актуальность необходимости создания целого комплекса антикризисных мер, направленных на недопущение необратимых разрушительных процессов и обеспечение если не финансовой стабильности, то хотя бы финансовой устойчивости в обществе.

В Россию кризис пришел сразу, в 2008 году, и затронул все сферы: первый серьезный удар принял частный сектор экономики, далее свою порцию экономических потрясений получил фондовый рынок, потом досталось всей экономике в целом: российские банки настиг кризис ликвидности, рухнули биржевые индексы РТС и ММВБ, резко упали цены на экспортную продукцию, произошел резкий спад промышленного производства, волнами хлынули сокращения рабочих мест. Но государство объективно оценило ситуацию и начало оперативно на неё реагировать - уже с сентября 2008 года Правительство начало проводить мероприятия по укреплению финансовой системы страны [2].

Белоруссия же ощутила на себе влияние мирового экономического кризиса несколько позже. Неразвитость фондовых и финансовых рынков, их слабая интегрированность в мировую финансовую систему ранее считалась проблемой. Но именно эти пробелы в экономике страны на некоторое время отложили встречу Белоруссии с кризисом - ощущать она его начала только после того, как кризис повлиял на экономику стран-партнёров: снижение темпов производства начал сказываться на объёмах белорусского экспорта. В связи с этим произошло ограничение возможностей привлечения иностранного капитала в страну. Пик обострения кризиса в Белоруссии начался с весны 2011 года - страна столкнулась с финансовым кризисом. Белорусский рубль обесценивался со стремительной скоростью [1, с. 24].

Рассмотрим, какие же меры выбрали страны-союзники в качестве антикризисных (таблица 1).

Таблица 1. Антикризисные меры России и Белоруссии

Антикризисные меры

Белоруссия Россия

выход на положительное сальдо внешней торговли усиленная поддержка финансового сектора экономики

импортозамещение с помощью местных производителей стимулирование внутреннего спроса (госзакупки; закупки и инвестиционные

программы субъектов естественных монополий; лизинг; защитные таможенные меры)

сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики обеспечение условий для укрепления доходной базы банков в виде привлечения на возвратной основе средств Банка России, государственного бюджета, государственных корпораций и депозитов населения

ограничение деятельности импортёров плавная девальвация рубля, которая позволит банкам исправить дисбаланс между валютными активами и обязательствами исполнение всех социальных обязательств государства в полном объёме, сохранение рабочих мест и поддержка отдельных социально-значимых предприятий

«выселение» иностранных коммерческих банков за пределы экономики страны, активизация привлечения иностранных инвестиций, приватизация малоэффективных предприятий поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию малого и среднего предпринимательства; программы кредитования Внешэкономбанка, развитие конкуренции)

в перспективе во время кризиса снижать ставку рефинансирования, а не повышать, как это делалось ранее расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование государственными банками и финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путём предоставления государственных гарантий и субсидий; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями)

отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков снижение нагрузки на бизнес (административной и налоговой нагрузки; экспортных пошлин; ограничение роста тарифов естественных монополий)

способствование росту золотовалютных резервов, отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями стимулирование инновационной активности организаций, привлечение иностранных инвесторов, развитие особых экономических зон

Как видно из проведённого анализа, наибольшее число видов антикризисных мероприятий приходятся на те направления антикризисной политики, которые выделены в качестве приоритетных в данной стране. Оба государства делают ставки на импортозамещение, но все же в обоих случаях прослеживаются существенный недостатки: низкая доля антикризисных мер, направленных на стимулирование экспорта отечественных товаров, а также недостаточное стимулирование конкуренции.

Список литературы:

1. Киреев Л.П. Международная экономика: учебное пособие. — М: Юрайт, Международные отношения, 2013. - 98 с.

2. Материалы официального сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minfin.ru, (дата обращения 28.09.2016).

3. Мачавариани Г.И. Мировая экономика: выход из кризиса. - М.: ИМЭМО РАН, 2012. - 100 с.

4. Сидорович А.В. Мировой экономический кризис и новый экономический курс//Общество. Государство. Политика. - 2014. - № 7. - С. 11-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.