3. Макаров С.В. Экологический менеджмент / С.В. Макаров, Т.В. Гусева. - М.: РОО «Эколайн», 1998. - 130 с.
4. Струкова М.Н., Ярошенко Ю.Г. Формирование экологической политики в современном обществе // Экологические проблемы промышленных регионов. - Екатеринбург, 2004. - С. 6-8.
5. Экологически чистое производство: подходы, оценка, рекомендации: учебно-метод. пособие / Под ред. С.А. Пегова, И.С. Солобоева. - Екатеринбург: УФ ЦПРП, 2000. - 394 с.
6. Официальный сайт Международной организации по стандартизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.iso.org/iso/ru.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
© Зорина М.Н.*
Оренбургский государственный институт менеджмента, г. Оренбург
В статье рассматривается эффективность Программы модернизации Оренбургской области и предлагается помимо расчета общепринятых показателей использовать математико-статистические методы, позволяющие выявить влияние Программы на динамику основных показателей медицинской результативности.
Ключевые слова региональная система здравоохранения, показатели развития здравоохранения, динамика рождаемости и смертности, младенческая смертность.
С 2011 года на территории РФ проводится модернизация здравоохранения, при этом масштабность проводимой модернизации системы здравоохранения требует эффективного управления.
Для анализа результативности программы модернизации здравоохранения приводится ряд показателей, разделенные на группы. Некоторые исследователи рассматривают здравоохранение как объект управления, представляющий собой сложную холоническую систему. Так, неполный учет интересов отдельных холонов приводит к недостаточной эффективности бюрократического подхода к управлению. Использование холонического подхода, по мнению авторов, с активизацией механизмов самоорганизации и социального партнерства открывает возможность развивать инициативу не только менеджеров, но и медицинских работников и населения (пациентов) [1].
* Магистрант.
Другие авторы предлагают разработанные ими системы индикаторов здравоохранения, и, анализируют совокупность конкретных характеристик состояния и развития отрасли [6], использование системы индикаторов, позволяет более эффективно осуществлять управление здравоохранением.
В Оренбургской области подведены итоги реализации программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы». Несмотря на то, что в целом отмечаются положительные результаты, однако в рамках программы средства освоены на 80,9 %, например, по разделу «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» программа реализована лишь на 76 % [2]. Это указывает на недостатки управления системой здравоохранения в Оренбургской области в условиях ее модернизации.
Как известно конечной целью программы модернизации является улучшение жизни населения через снижение смертности, заболеваемости и т.д., а также повышения качества, доступности и комфортности медицинских услуг. Исследования, проводимые в области здравоохранения, показали связь демографических и социально-экономических показателей с количеством, возрастной структурой и состоянием кадровых ресурсов среднего медицинского персонала. Установлено влияние государственных программ по здравоохранению последних лет на качественные и количественные показатели среднего медицинского персонала [4]. Однако увязывание демографических показателей лишь с медицинскими кадрами является не объективным. Представляет интерес исследование влияния реализации программы модернизации на динамику основных ключевых показателей, например, рождаемости и смертности. В качестве информационной базы были взяты данные Территориального органа государственной статистики по Оренбургской области по показателям смертности (общей и младенческой на 1000 человек) и рождаемости (на 1000 человек) за 2000-2012 гг.
На рис. 1 представлена динамика показателей рождаемости и смертности на 1000 человек в Оренбургской области за 2000-2012 гг.
По рис. 1 видно, что начиная с конца первого десятилетия 2000-х, уровень рождаемости в регионе вплотную приблизился к уровню смертности, а в 2012 году впервые со времен СССР произошло превышение рождаемости над смертностью. Для моделирования ряда динамики показателей рождаемости и смертности используем кривые роста [5]. Введем фиктивную переменную, принимающую значение 0 до модернизации здравоохранения и принимающую значение 1 после начала работы Программы модернизации здравоохранения. В табл. 1 представлены теоретические модели и их оценки для рядов динамики рождаемости и смертности с включением и без включения фиктивной переменной. Оценивание параметров модели провели на основе метода наименьших квадратов, результаты представлены в табл. 1.
18 16 14
и и
§ 12 а 10
2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012
8
6
4
2
0
Рис. 1. Динамика рождаемости и смертности
в Оренбургской области за 2000-2012 гг.
Таблица 1
Моделирование динамики рождаемости и смертности в Оренбургской области
Показатель Общий вид модели | Оценка модели
Рождаемость С включением фиктивной переменной, учитывающей начало модернизации здравоохранения
у = а0 + а^ + + £, у = 8,95 + 0,437/ - 0,07^, Я2 = 0,94
Без включения фиктивной переменной
у = а0 + ах/ + е1 у = 8,97 + 0,432/ Я2 = 0,94
Смертность С включением фиктивной переменной, учитывающей начало модернизации здравоохранения
у = а0 + а/ + аг/2 +у11 +е1 у = 13,89 + 0,469/ - 0,039/2 + 0,565^, Я2 = 0,83
Без включения фиктивной переменной
у = а0 + а/ + аг/2 +е1 у = 14,067 + 0,372/ - 0,029/2 Я2 = 0,77
Младенческая смертность С включением фиктивной переменной, учитывающей начало модернизации здравоохранения
у = а0 + ах/ + у11 +е1 у = 15,95 - 0,8/ + 0,22а, Я2 = 0,79
Без включения фиктивной переменной
у = а0 + ах/ + е1 у = 15,17 - 0,627/ Я2 = 0,7
Примечание: а0, а1 и а2 - параметры тренда; у - параметр при фиктивной переменной; $ -случайные отклонения, вызванные действием множества незначимых факторов.
Все построенные модели являются качественными, на что указывает большие (близкие к 1) значения выборочных коэффициентов детерминации. Так, динамика рождаемости описывается линейным трендом с коэффициентом детерминации 0,94. Согласно модели ежегодно рождаемость увеличивается в среднем на 432 человека. Проверка значимости параметров на основе ^статистики Стьюдента показала, что параметры при фиктивных переменных для показателей рождаемости и смертности является не значимо отличным от нуля, то есть модернизация здравоохранения не привела к значимым изменениям в динамике изучаемых показателей. Это можно объяснить, во-первых, тем, что программа реализуется всего два года, во-вторых, тем, что показатели рождаемости и смертности по своей сущности достаточно инерционные показатели, и, для изменения тенденции развития необходимо достаточно длительное время. С этих позиций включение данных показателей в качестве индикаторов эффективности Программы модернизации остается открытым. Что касается младенческой смертности, то здесь включение в модель фиктивной переменной привело к интересным результатам. Параметр при фиктивной переменной оказался значимым, значит, модернизация здравоохранения оказала влияние на динамику младенческой смертности, однако, согласно модели, модернизация здравоохранения привела к негативным тенденции в уровне младенческой смертности - она повысилась. С одной стороны, такой вывод сделан на основе проверки статистической гипотезы, и считается обоснованным. С другой стороны программа действует только с 2011 года, и, возможно рост младенческой смертности был связан с другими неучтенными факторами, сюда же следует отнести тот факт, что с 01.01.2012 регистрируются дети, рожденные с экстремально низкой массой тела (от 500 гр). Таким образом, данный факт побуждает проводить дальнейшие исследования, касающиеся эффективности Программы модернизации в Оренбургской области относительно используемых показателей (используемые либо инерционны, либо несопоставимы по кругу наблюдения), а также причин повышения младенческой смертности, а при выявлении недостатков, необходимо выработать соответствующие рекомендации.
Список литературы:
1. Виттих В.А., Гридасов Г.Н., Гриценко Е.А., Кузнецов С.И., Тяпухина Т.В., Кузьмук Е.В., Кведер Л.В., Буклешева М.С. Основные принципы модернизации системы управления здравоохранением Самарской области // Управление качеством медицинской помощи. - 2012. - № 1. - С. 40-45.
2. Данилова Л.В., Борщук Е.Л., Чолоян С.Б., Рындин И.В. Обзор автоматизации медицинских учреждений г. Оренбурга // Врач и информационные технологии. - 2013. - № 4. - С. 22-30.
3. Канюков В.Н. Моделирование в управлении здравоохранением [Текст]: монография / В.Н. Канюков, А.К. Екимов. - Оренбург: ГОУ ОГУ 2010. -565 с.
4. Павленко Т.Н., Володин А.В. Кадровый потенциал среднего медицинского персонала системы здравоохранения Оренбургской области в условиях модернизации // Медицинский альманах. - 2013. - № 1. - С. 19-24.
5. Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика: учебник / Н.П. Тихомиров, Е.Ю. Дорохина. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 512 с.
6. Шам Ю.М. Система индикаторов и направляющее управление в здравоохранении // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 37. - С. 31-31.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕГИОНЕ
© Идрисова С.К.*, Рабаданова Д.А.*
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
В статье на основе анализа структуры банковской системы, степени концентрации банковского капитала и соотношения региональных и инорегиональных кредитных организаций дается оценка состояния банковского обслуживания в регионе.
Ключевые слова рынок банковских услуг, региональные банки, ино-региональные кредитные организации.
Сфера банковских услуг является ведущим сектором экономики большинства развитых стран. От конкурентоспособности рынка банковских услуг напрямую зависит устойчивость национальной экономики.
Особенности развития российского рынка банковских услуг и его конкурентоспособность определяются состоянием банковской системы и ее ролью в экономике. Развитие же регионального рынка банковских услуг -состоянием банковского сектора региона.
На состояние рынка банковских услуг оказывают влияние такие факторы как, структура банковской системы, степень концентрации банковского капитала, соотношение региональных и инорегиональных кредитных организаций.
Определяющее влияние на состояние банковской системы в регионе оказывает структура последней. В структурном аспекте банковская система Республики Дагестан на 1.01.2012 г. насчитывала 306 кредитно-кассовых учреждений, из которых 28 кредитных организаций, 3 расчетные небанковские кредитные организации, 67 филиалов региональных банков, 15 филиалов кредитных организаций других регионов в том числе Дагестанское отделение Северо-Кавказского Сбербанка РФ, 170 дополнительных офисов, 8 операционных касс вне кассового узла, 7 кредитно-кассовых офиса, 8 операционных офисов. Приведенные статистические данные свидетельствуют о боль-
* Профессор кафедры Налогов и денежного обращения, кандидат экономических наук.
* Доцент кафедры Финансов и страхования, кандидат экономических наук.