Научная статья на тему 'Анализ реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в экономической науке'

Анализ реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в экономической науке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ECONOMIC INTERESTS / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассказова Н. В.

Процесс реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в экономической науке анализируется на основе структурного и поведенческого подходов. Структурный подход определяется спецификой отрасли или типом хозяйственных связей, возникающих между участниками хозяйственных отношений. Поведенческий подход позволяет рассматривать реализацию экономических интересов в процессе выбора определенной модели поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рассказова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the realization of small business economic interests in economics

The economic interests of small business in economics are analyzed on the basis of structural and behavioural approach. The structural approach is defined by the specific character of the branch of industry or by the type of the economic ties arising between the participants of economic relations. The behavioural approach allows us to consider the realization of economic interests while choosing a certain model of behavior.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в экономической науке»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 330.8

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

© н. В. РАССКАЗОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра экономической теории e-mail: ras-nat@mail.ru

Рассказова Н. В. - Анализ реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в экономической науке // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 484-487. - Процесс реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в экономической науке анализируется на основе структурного и поведенческого подходов. Структурный подход определяется спецификой отрасли или типом хозяйственных связей, возникающих между участниками хозяйственных отношений. Поведенческий подход позволяет рассматривать реализацию экономических интересов в процессе выбора определенной модели поведения. Ключевые слова: экономические интересы, малое предпринимательство.

Rasskazova N. V. - The analysis of the realization of small business economic interests in economics // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. Р. 484-487. - The economic interests of small business in economics are analyzed on the basis of structural and behavioural approach. The structural approach is defined by the specific character of the branch of industry or by the type of the economic ties arising between the participants of economic relations. The behavioural approach allows us to consider the realization of economic interests while choosing a certain model of behavior.

Keywords: economic interests, small business.

Проблема экономических интересов субъектов малого предпринимательства в настоящее время является актуальной и анализируется экономистами, общественными деятелями, руководителями разного уровня. Так, существует мнение, что экономические интересы субъектов малого предпринимательства должны быть реализованы преимущественно в процессе взаимодействия с крупным бизнесом. Субъекту малого предпринимательства в таких условиях отводится вспомогательная роль со значительным ограничением самостоятельности. Популярная кластерная концепция монопольно диктует «вертикальный» подход, согласно которой субъекты малого предпринимательства ограничивают свои экономические интересы исключительно функцией снабжения и сбыта при крупной компании. Вместе с этим, опыт успешно развивающихся экономик и теоретические разработки исследователей позволяют утверждать, что экономические интересы субъектов малого предпринимательства могут реализовываться не только в тесной взаимосвязи с крупным бизнесом.

В экономической науке процесс реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства рассматривается с позиции анализа состояния и структуры малого предпринимательства -

данный подход условно назовем структурным. Второй подход - можно назвать поведенческим, т. к. он позволяет рассматривать реализацию экономических интересов в процессе выбора определенной модели поведения субъектов хозяйствования в условиях изменения социально-экономической системы.

Структурный подход к исследованию реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства основан на анализе экономических отношений и связей между субъектами малого предпринимательства и определяется спецификой отрасли или типом хозяйственных связей между предприятиями и другими участниками экономических отношений.

Отраслевая структура реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства учитывает вид деятельности предприятий и выделяет в наиболее общем виде промышленные, торговые, строительные, сельскохозяйственные предприятия, сферу услуг и др. Возможна более детальная классификация.

Институциональная структура реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства получила в экономической литературе достаточно широкое отражение. интересной представляется точка зрения ряда авторов, согласно кото-

рой институциональная структура реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства, определяемая типом экономических связей и отношений, выглядит следующим образом [6]:

1. автономные предприятия, которые образованы в порядке личной инициативы и самозанятости населения и ориентированы на изготовление товаров народного потребления, оказание услуг производственного характера, переработку сельскохозяйственного сырья, жилищное и дачное строительство и т. д.;

2. малые предприятия, образующие многопрофильную сеть фирм, которая впоследствии может реорганизоваться в более крупную фирму;

3. малые предприятия, возникающие в результате реорганизации нежизнеспособных крупных структур.

Однако представленная классификация не включает взаимодействий субъектов малого предпринимательства с другими субъектами хозяйственных отношений, возникающих в процессе реализации их экономических интересов.

Широко используется в различных исследованиях вариант структурного подхода, предложенный Л. Ходовым [7]. В качестве критериев классификации автор выделяет условия, цели образования и перспективы деятельности предприятий. В итоге реализация экономических интересов субъектов малого предпринимательства может осуществляться в следующих формах:

- традиционное малое предпринимательство -мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение;

- наиболее массовый вид малого предпринимательства - предприятия-поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий; характерными чертами является недостаточный собственный капитал, сильная зависимость от главного партнера;

- относительно небольшая группа малых акционерных и паевых обществ, по сути, являющихся формой производственной кооперации;

- псевдопредпринимательство - малые предприятия, созданные для перевода прибылей, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или приватизированного предприятия на счета заинтересованных лиц или подставных компаний.

Данный подход, как видно, не охватывает все разновидности форм реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства, а раскрывает лишь некоторые аспекты данного процесса.

Таким образом, структурный подход позволяет выяснить особенности процесса реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в зависимости от форм связей, которые характерны для данных субъектов экономики. Например, экономисты считают, что процесс реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства в России напрямую определяется возможно-

стями формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий, а также развитием сетевых форм субъектов малого предпринимательства [1,2,3,4,6]. Поэтому развитие кооперационных связей между различными субъектами предпринимательства является важной составляющей экономической политики государства в современных условиях. Однако в процессе реализации стимулирующей политики необходимо учитывать специфические слабые места сетевой организации:

- возможность потери независимости малыми предприятиями, что значительно снижает предпринимательский потенциал экономики и ее конкурентоспособность;

- предпочтение специализации, тогда как современной тенденцией развития экономики является диверсификация деятельности, а в качестве направления управления - многоплановая квалификация;

- чрезмерная зависимость от кадрового состава, вследствие этого подверженность дополнительным рискам из-за текучести кадров;

- высокая степень неопределенности в планировании деятельности предпринимательской сети;

- возможность усложнения структуры в связи с разнородностью членов организации [5].

Анализируя процесс реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства, можно отметить, что поведенческий подход отражает систему взаимосвязанных действий предприятий, обусловленных влиянием внешней среды. Выбор той или иной модели поведения субъектов малого предпринимательства отражает степень развития социальноэкономической системы, ее основных ориентиров.

В современной экономической науке выделяют две основные модели поведения субъектов предпринимательства, посредством которых реализуются экономические интересы - классическую и инновационную. Сущностью классической модели поведения является использование имеющихся ресурсов для удовлетворения спроса потребителей на базе сложившихся традиций, местных природных условий. издержки предприятия включают затраты на производство продукта, сохранение позиций в рыночной нише, поддерживающую рекламу, возможные судебные издержки. Все усилия субъектов предпринимательства направлены на удержание имеющегося рынка. В целом, такая модель поведения характеризуется относительно невысокими рисками и поэтому широко распространена в экономике различных стран.

Проблема реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства посредством развития инновационной модели поведения обусловлена несколькими причинами. Во-первых, переход от массового стандартизированного производства к мелкосерийному, широкая экспансия фирм различных сегментов рынка, углубление его сегментации на основе учета и формирования потребностей потребителя усилили инновационную активность бизнеса в целом. Во-вторых, необходимость внедрения различных инноваций на малых предприятиях реального сектора

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

экономики определены такими их преимуществами, как мобильность и гибкость, позволяющими в минимальные сроки переналадить производство в соответствии с новыми потребностями.

Первоначально инновационная модель поведения требует большего денежного обеспечения по сравнению с классической моделью. Издержки предприятия складываются из затрат на поиск и обработку информации, заключение контрактов, разработку новой идеи проекта, освоение нового рынка, производство продукта и продвижение его на рынке. Можно констатировать, что инновационная модель поведения связана с более высокими рисками. Кроме того, увеличение масштабов этой деятельности приводит к повышению величины риска. Поэтому инновационная модель поведения субъектов малого предпринимательства очень часто является пробным шагом на пути распространения инноваций на более крупных предприятиях. По мнению исследователей, в том случае, если «крупное предприятие является абсорбентом целого ряда апробированных инновационных проектов, достигается особый синергетический эффект, обусловленный взаимной поддержкой используемых инноваций» [6].

Существование классической и инновационной моделей поведения субъектов предпринимательства связано с теорией экономического развития Й. Шумпетера. В рамках этих теоретических положений впервые продемонстрирована значительная роль новатора в развитии производства, показано, что происходит при вторжении новаторов в экономическое пространство. Кроме того, ученый вводит принцип creative destruction - созидательного разрушения, являющегося одним из основных двигателей эволюции.

Представленный подход позволил исследователям пересмотреть некоторые положения экономической теории. Сторонники эволюционной концепции критически относятся к теоретическому предположению, что все экономические агенты максимизируют свою прибыль. По их мнению, данное утверждение в большей мере применимо к новаторам, поскольку консерваторы стремятся сохранить свое жизненное пространство и для них актуальны параметры выживания. интересно, что в роли консерваторов выступает до 80-90 % всех производителей и лишь 10-20 % - это новаторы, максимизирующие прибыль.

Важную роль новаторов, обеспечивающих инновационное поведение в процессе реализации экономических интересов субъектов, подчеркивают теоретики в своих исследованиях, государственные деятели. Поэтому в современной экономике приоритетное развитие должно получить именно инновационное поведение субъектов предпринимательства, т. к. такая модель быстрее адаптируется к происходящим в социальноэкономической системе изменениям. Эта задача особенно актуальна для России в условиях стимулирования экономического роста и ориентации на стратегию устойчивого развития.

Следует отметить, что в современной экономике переход субъектов предпринимательства к инно-

вационной модели поведения является вынужденной мерой, поскольку необходимо сохранить свое положение на рынке. Так, исследователи на российском рынке зафиксировали следующие варианты реализации экономических интересов субъектов, определяемые моделью поведения субъектов предпринимательства внутри отраслей и смежных секторах деятельности: подражание, соперничество, синергия.

Модель поведения, ориентируемая на подражание, характеризуется выраженной тенденцией пристраиваться за удачливым первопроходцем, в результате чего может сформироваться слой быстроразвива-ющихся предприятий. В данном случае подражатели пристально следят за новатором, отслеживая все успехи и неудачи.

Соперничество как модель поведения равносильна принуждению к внедрению новшеств из-за угрозы вытеснения с рынка конкурентами. Под влиянием роста конкурентоспособности новатора его соперники вынуждены копировать новинку или искать аналогичные решения.

Синергетическая модель поведения основана на том, что позитивные изменения в фирмах возникают в результате взаимодействия с фирмой - новатором. Суть данной модели состоит в том, что взаимодействующие предприятия демонстрируют более устойчивую тенденцию к росту, чем изолированные [8].

итак, поведенческий подход к анализу реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства демонстрирует возможные варианты развития предприятий и их влияния на эволюцию социально-экономической системы. С одной стороны, новация и развитие предпринимательства -две взаимодополняющие части одного процесса. Поэтому ориентация субъектов предпринимательства на инновационную модель поведения обеспечивает существенные преимущества перед конкурентами, открывает перспективы для значительного роста экономических показателей фирмы. Одновременно инновационная деятельность субъектов предпринимательства усиливает неравновесие в экономике, приводит к появлению новых качественных характеристик ее развития. С другой стороны, необходимо учитывать, что возможность адаптации и внедрения различных новаций на разных этапах развития экономики будет неодинаковой. В связи с этим, одна и та же новация в одних условиях будет эффективна, а в других - не сможет реализоваться полностью или будет реализована со значительной долей потерь. Поэтому эффективная экономическая политика должна быть направлена не только на создание условий для реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства через инновационную модель, но и на укрепление классической модели поведения, т. к. именно данные субъекты удовлетворяют в значительной мере спрос потребителей, а также создают потенциальную базу для внедрения инноваций и перехода к инновационной модели поведения.

Таким образом, в экономической теории процесс реализации экономических интересов субъектов

малого предпринимательства анализируется на основе структурного или поведенческого подходов, предполагающих рассмотрение экономических взаимосвязей, особенностей развития данных субъектов экономики. Вместе с этим, можно констатировать методологическую ограниченность анализа реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства, основанного только на одном подходе. исходным положением анализа процесса реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства должен выступить принцип взаимодействия потоков ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, информационных ресурсов, а также предпринимательской способности его руководителя как особого вида ресурса), особенностей ментального и культурного развития, опыта поведения на рынке. данный подход предполагает комплексный анализ процесса реализации экономических интересов субъектов малого предпринимательства и позволяет учитывать не только динамическую природу предпринимательства, но выявлять такие возможные механизмы воздействия на систему экономических интересов данного субъекта, которые содействуют стабилизации экономики в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ардишвили А. Предпринимательские сети - формы сотрудничества малых фирм // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 4. С. 88-94.

2. Иванова Н. Ю. Социально-экономические функции малого бизнеса в российской экономике. М.: Высш. шк., 2003. 304 с.

3. Иванова Н. Ю. Стратегические союзы малого бизнеса в инновационной сфере // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2004. № 2 (14). С. 236-242.

4. Мищенко Л., Листопад М. Роль предпринимательских сетей и альянсов в обеспечении рыночной устойчивости предприятий // Экономист. 2003. № 10. С. 67-70.

5. Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1. С. 92-97.

6. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2002. 448 с.

7. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 147-151.

8. Юданов А. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.