Научная статья на тему 'Анализ реагирования территориальной и функциональных подсистем РСЧС Московской области на отключение электроэнергии в аэропорту Домодедово'

Анализ реагирования территориальной и функциональных подсистем РСЧС Московской области на отключение электроэнергии в аэропорту Домодедово Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОПОРТ / AIRPORT / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС СУБЪЕКТА РФ / TERRITORIAL AND FUNCTIONAL SUBSYSTEMS OF THE RUSSIAN SYSTEM OF PREVENTION AND ELIMINATION EMERGENCY SITUATIONS / СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ЧС / DECREASING THE RISKS OF EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Владимир Анатольевич

Одной из важнейших проблем является обеспечение жизнедеятельности особо опасных и технически сложных объектов, к которым и относятся аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры. В статье обсуждаются проблемы снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на таких объектах в случае полного отключения электроэнергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF REACTION TERRITORIAL AND FUNCTIONAL SUBSYSTEMS OF THE RUSSIAN SYSTEM OF PREVENTION AND ELIMINATION EMERGENCY SITUATIONS IN MOSCOW REGION UPON THE POWER CUTOFF AT THE AIRPORT DOMODEDOVO

One of the most important problems is a life support of the high risk and technically complicated objects such as airports and other objects of aviation infrastructure. The article suggests the ways of decreasing the risks probability of emergency situations in case of power cutoff.

Текст научной работы на тему «Анализ реагирования территориальной и функциональных подсистем РСЧС Московской области на отключение электроэнергии в аэропорту Домодедово»

УДК 574.2.001

В.А. Иванов

АНАЛИЗ РЕАГИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ РСЧС МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОТКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В АЭРОПОРТУ ДОМОДЕДОВО

Одной из важнейших проблем является обеспечение жизнедеятельности особо опасных и технически сложных объектов, к которым и относятся аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры. В статье обсуждаются проблемы снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на таких объектах в случае полного отключения электроэнергии.

Ключевые слова: аэропорт, территориальные и функциональные подсистемы РСЧС субъекта РФ, снижение рисков ЧС.

V. Ivanov

THE ANALYSIS OF REACTION TERRITORIAL AND FUNCTIONAL SUBSYSTEMS OF THE RUSSIAN SYSTEM OF PREVENTION AND ELIMINATION EMERGENCY SITUATIONS IN MOSCOW REGION UPON THE POWER CUTOFF AT THE AIRPORT DOMODEDOVO

One of the most important problems is a life support of the high risk and technically complicated objects such as airports and other objects of aviation infrastructure. The article suggests the ways of decreasing the risks probability of emergency situations in case ofpower cutoff.

Keywords: airport, territorial and functional subsystems of the Russian System of Prevention and Elimination Emergency Situations, decreasing the risks of emergency situations.

26 декабря 2010 года в 9.30 произошло отключение электричества в аэропорту Домодедово по причине неблагоприятных погодных условий, дождя и низких температур («ледяной дождь»), обледенения и обрыва высоковольтных контактных сетей электропитания. На территории аэропорта находились 2500 пассажиров.

В 10.00 26.12.2010 г. аэропорт закрыт на прилёт воздушных судов. Прилетающие самолёты перенаправлены в аэропорты Внуково и Шереметьево. Вылеты задержаны по причине отключения оборудования (технически невозможно оформить документы и багаж пассажиров).

Обстановка осложнилась тем, что в результате отключения электричества нарушено движение электропоездов на ветке г. Москва - аэропорт Домодедово.

В 15.00 26.12.2010 г. произведён монтаж, установка и запуск генератора на 400 кВт и подключено аварийное освещение. Администрацией аэропорта создан оперативный штаб. Развёрнута видеоконференц-связь, начали работу 4 дизельные подстанции на взлётную полосу.

В 16.00 26.12.2010 г. с помощью генератора на 400 кВт подключена правая галерея аэропорта, ведутся работы по подключению центральной галереи аэропорта и по восстановлению «системы регистрации» и негабаритных лифтов. Производится монтаж, установка и запуск генератора на 135 кВт.

Началась регистрация и посадка пассажиров на авиарейсы, частичная отправка и приём авиарейсов. С 14.30 27.12.2010 г. аэропорт работает на 90 % в штатном режиме, задействованы все системы. Подключено все 6 островов регистрации, обе ВПП, зоны прилёта внутренних и международных рейсов. На территории находится около 8000 пассажиров.

Генератор на 400 кВт подключён к клиентской зоне для разгрузки основного фидера, генератор на 135 кВт подключён на сортировку багажа.

Проводятся работы по подключению резервной линии.

В аэропорту питание пассажиров задержанных рейсов организовано круглосуточно на базе трёх стационарных кафе («Сбарро», «Сабвей», «Елки-палки» на 400 мест) согласно договорам с авиаперевозчиками.

- 53

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2011'2

Установлены три куллера с питьевой водой на входах в аэропорт. Куллеры снабжаются бачками с питьевой водой непрерывно, перебоев с водоснабжением нет. Медицинское обеспечение организовано в стационарном и временном медицинских пунктах, а также в комнате матери и ребёнка в здании аэровокзала. Дополнительно осуществлялось круглосуточное дежурство трёх бригад скорой медицинской помощи и двух бригад скорой медицинской помощи Медицины катастроф Московской области.

Группировка сил и средств по ликвидации ЧС в аэропорту Домодедово приведена в табл. 1.

Таблица 1

Группировка сил и средств по ликвидации ЧС в аэропорту Домодедово

№ п/п Подразделение Кол-во техники Кол-во человек Кол-во генераторов/мощность Задачи

1 ЦОР 1 4 1/3 ВКС, освещение штаба

2 ПСЧ-214 1 3 2/2,5 Освещение стойки информации

3 ПСО-5 1 2 1/2 Освещение справочной (3-й подъезд)

4 ПСО-2 1 3 1/3 Освещение внутренней стороны 3-го подъезда

5 УЦ (АСО) 1 4 1/6 Освещение таможенного пункта приёма международных сообщений

6 ПСО-17 1 3 1/2,5 Освещение зала прилёта международных линий

7 ЦРПСО 1 6 2/2,5 Освещение зала регистрации

8 ПТЦ 1 3 1/2 Освещение фасада (1-й подъезд)

9 ГИБДД 4 8 _ Регулировка дорожного движения

10 СМП 3 6 - Оказание медицинской помощи

11 Медицина катастроф 2 6 _ Оказание медицинской помощи

12 МВД 20 - Обеспечение правопорядка

Итого 17 (из них МЧС - 8) 68 (из них МЧС - 28) 10

Анализ показывает, что временные показатели прибытия сил и средств в аэропорт Домодедово не превышают нормативные требования.

В 17.30 27.12.2010 г. подключены обе подстанции, планируется работа аэропорта в штатном режиме.

В результате работы совместной группы Главного управления МЧС России по Московской области и Академии гражданской защиты было установлено следующее.

Причиной отключения электроэнергии в аэропорту Домодедово явилось выход из строя двух подстанций (№ 663 и 425) в результате неблагоприятных погодных условий, дождя и низких температур, обледенения и обрыва высоковольтных сетей электропитания.

Наличие агрегатов питания малой мощности у обеспечивающих служб позволило поддерживать в рабочем состоянии канализацию, подачу воды, серверные персональных компьютеров, аварийное освещение. Взлётно-посадочные полосы непрерывно работали от автономных источников питания, что позволило принять ещё 20 авиарейсов. Однако имеющихся мощностей не хватило на работу системы регистрации, таможенного контроля и багажного отделения.

Доставленные дополнительные генераторы на 400 и 135 кВт позволили осуществить работу элементов аэропорта практически в полном объёме.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2011'2

Проведённые аварийно-восстановительные работы позволили к 5.00 28.12.2010 г. полностью восстановить электроснабжение аэропорта.

Аэропорт работает в штатном режиме за исключением приёма и отправки авиарейсов.

Развитие данного техногенного сбоя можно квалифицировать как стечение неблагоприятных обстоятельств, так как, по оценке экспертов, аэропорт Домодедово отвечает требованиям безопасности международных стандартов.

Предварительная работа с документами, представленными сотрудниками аэропорта, показала следующее.

Работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в аэропорту организована в соответствии с требованиями нормативных документов.

Разработан и согласован в 2007 году «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного и природного характера международного аэропорта Домодедово», откорректирован по состоянию на 1 декабря 2010 года.

Разработан и утверждён План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС аэропорта Домодедово на 2011 год. Предыдущие планы разработаны, согласованы, отчётные документы в наличии.

Паспорт безопасности международного аэропорта Домодедово разработан и согласован с Главным управлением МЧС России по Московской области.

Вместе с тем во всех планирующих документах отсутствуют прогнозирование и действия по реагированию на чрезвычайные ситуации такого характера (полное отсутствие энергоснабжения).

Предложения по снижению риска возникновения аналогичных чрезвычайных ситуаций приведены в табл. 2.

Таблица 2

Предложения по снижению риска возникновения ЧС, аналогичных имевшим место в аэропорту Домодедово

№ п/п Содержание предложений

1 Организовать работу по оценке последствий критических чрезвычайных ситуаций (полное отключение электроэнергии, прекращение подачи воды, тепла и т. д.) для таких объектов, а также выработке предложений по оперативному реагированию на сложившиеся чрезвычайные ситуации

2 Уточнить требования нормативных правовых документов в части обеспечения объектов с длительным массовым пребыванием людей и объектов жизнеобеспечения резервными автономными источниками энергоснабжения необходимой мощности

3 Пересмотреть структуру и содержание паспорта безопасности на предмет расчёта риска возникновения природных и техногенных ЧС аналогичного характера

4 Предусмотреть возможность прокладывания линий электропередач под землей

5 Предусмотреть в планирующих документах порядок освобождения парковочных стоянок у здания аэропорта от транспортных средств для обеспечения подъезда специальной техники

6 Провести оценку соответствия имеющихся сил и средств возможным объёмам работ при ликвидации последствий ЧС

7 Провести анализ возможности подключения аэропорта к другим трансформаторным подстанциям района в случае ЧС

8 Работу надзорных органов МЧС России ориентировать на создание достаточного количества сил и средств для ликвидации последствий возможных ЧС

Литература

1. Сосунов И.В., Мичева В.В. Аналитика - Паспорта безопасности. //М.: НТЦ «Прогресс», 2011. http://sio.su/down_021_7_def.aspx.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2011'2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.