Научная статья на тему 'Анализ развития стратегического партнерства на примере взаимодействия «НЛМК - ВГУ»'

Анализ развития стратегического партнерства на примере взаимодействия «НЛМК - ВГУ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ендовицкий Д.А.

С конца 90-х годов прошлого столетия в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами: первая это то, что крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит, а вторая это неудовлетворенность качеством вузовского обучения. Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования. Одним из результатов последовательных усилий в направлении интеграции вузов и бизнеса стало подписание соглашения о стратегическом партнерстве в образовательной, научно-исследовательской и консалтинговой деятельности между ОАО «НЛМК» и ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет». Если проанализировать происходящие процессы между НЛМК и ВГУ можно прийти к выводу, что формирование корпоративной образовательной среды проходит не просто и сталкивается рядом проблем, на которых останавливается автор. Новым вполне действенным инструментом для усиления интеграционных процессов между вузами и бизнес-сообществом станет эксперимент Федерального агентства по образованию в части государственной поддержки предоставления образовательных кредитов для студентов вузов, и Воронежский государственный университет включен в перечень вузов, участвующих в этом эксперименте. В статье приводится общая схема взаимодействия участников эксперимента, среди которых НЛМК и ВГУ, при этом ОАО «НЛМК» выступает в качестве поручителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ развития стратегического партнерства на примере взаимодействия «НЛМК - ВГУ»»

6(6) - 2008

Частно-государственное партнерство

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «НЛМК - ВГУ»

Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по экономическому развитию и инновациям Воронежского государственного университета

С конца 90-х гг. прошлого столетия в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами.

Первая причина — крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит (ограничения происходят вследствие: демографических проблем; активного расширения масштабов деятельности крупного и среднего бизнеса; неэффективной кадровой политики российских компаний на этапах выхода из кризисного состояния в 90-е гг. XX в.; качественно новых изменений в бизнес-процессах и менеджменте). Результаты исследования компании Grant Thornton говорят о том, что российских предпринимателей все больше беспокоит кадровый голод — это значимое препятствие для развития бизнеса. Об этом заявили 45 % опрошенных предпринимателей. Каждый второй российский предприниматель называет расходы на персонал основной статьей расходов (источник: «РосБизнесКонсалтинг», 04.10.2007).

Вторая причина это неудовлетворенность качеством вузовского обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес-сообщества. На этот счет Президент РФ В. В. Путин высказал вполне определенное мнение: «Люди справедливо считают образование неотъемлемым элементом жизненного

успеха и личной самореализации. Вузы должны нести ответственность за достоверность сведений об их месте на рынке труда. Здесь неоценимую роль могут сыграть независимые рейтинги и профессиональная сертификация образовательных программ....» (из стенограммы заседания Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, Белгород, 13.09.2007).

Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования. В этой связи от участников этого процесса (вузов и бизнеса) потребуется четкое определение вклада каждой из сторон в совместные проекты, направленные на снижение кадрового голода и удовлетворение запросов рынка труда в специалистах с нужным набором компетенций. Для объединения усилий в процессе генерации высококвалифицированного персонала многие крупные компании и фонды начинают активную работу по поиску высших учебных заведений — лидеров рынка образовательных услуг, чьи выпускники обладают необходимыми профессиональными компетенциями, способностью работать в команде и к самообразованию. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко заявил: «Государству и бизнесу необходимо делать ставку на вузы-лидеры. Поддержка лидеров позволяет выявить позитивные изменения и продемонстрировать их реальность..» (из стенограммы заседания Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, Белгород, 13.09.2007).

6(6) - 2008

Частно-государственное партнерство

Рис 1. Образовательная среда Группы компаний НЛМК

В то же время вузов с действительно высоким уровнем качества подготовки специалистов, востребованных на рынке, не много. Ситуация усложняется из-за неподготовленности большинства вузов к переходу на европейские стандарты образования. Согласно Болонской декларации, к которой присоединилась Россия, мы должны иметь двухуровневую систему образования (бакалавр — магистр), обеспечивать мобильность студентов и преподавателей, внедрять балльно-рейтинговую систему оценок, кредитные зачетные единицы и многое другое.

Группа компаний НЛМК является безусловным лидером отрасли по уровню эффективности и, как многие крупные отечественные бизнес-объединения, оказалась перед необходимостью более тесного 1. сотрудничества с образовательными учреждениями (школами, профессионально-техническими училищами, техникумами и вузами) с целью минимизации риска снижения качественных и количественных характеристик трудовых ресурсов. Одним из результатов последовательных усилий в направлении интеграции вузов и бизнеса стало подписание соглашения о стратегическом партнерстве в образовательной, научно-исследовательской и консалтинговой деятельности между ОАО «НЛМК» и ГОУ ВПО «ВГУ» (соглашение подписали 29.11.2007 ректор Воронежс- 2. кого государственного университета профессор В. Т Титов и президент, председатель Правления ОАО «НЛМК» А. А. Лапшин).

ОАО «НЛМК» как стратегический партнер Воронежского государственного университета (ВГУ) проявляет интерес к реализации совместных образовательных и научных проектов по следующим направлениям: экономика и менеджмент; финансы и бухгалтерский учет; 1Т-технологии; иностранные языки и методика технического перевода; мониторинг и защита окружающей среды; материаловедение; юриспруденция; международные отношения; геология; охрана труда и промышленная безопасность; связи с общественностью. Наряду с Московским институтом стали и сплавов, Московским государственным техническим университетом им. Н. Э. Баумана, Липецким государственным техническим университетом, аккредитованными при НЛМК школами, учреждениями начального и среднего профессионального образования ВГУ будет входить в так называемую «корпоративную образовательную среду НЛМК» (рис. 1). Предполагается, что в результате взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений целевая подготовка и последующее качественное развитие трудовых ресурсов в интересах Группы компаний НЛМК (по различным категориям персонала) будут осуществляться по определенным этапам (рис. 2).

Если проанализировать происходящие процессы между НЛМК и ВГУ можно прийти к выводу, что формирование корпоративной образовательной среды проходит непросто. Наиболее значимые, на наш взгляд, проблемы взаимодействия в системе «предприятие — вуз» представлены ниже:

Существует определенный конфликт интересов между основным собственником (понимающим острую необходимость серьезных новаций и обновлений в кадровом потенциале, обеспокоенным за сохранение высоких темпов развития и роста стоимости компании) и руководителями крупных подразделений и служб компании (пассивно сдерживающих приход более молодых специалистов / менеджеров, обладающих современными профессиональными компетенциями).

Как правило, у крупных компаний с вертикально-интегрированной структурой управленческий аппарат достаточно забюрократизирован, получение разрешения (санкционирование) на

Частно-государственное партнерство

6(6) - 2008

♦ Общеобразовательные школы

♦ Лицеи

♦ Гимназии

♦ Колледжи

9-10-11 классы

Профессиональная ориентация Профилизация образования Научная работа школьников Программа «Старт в науку»

Группа НЛМК

Департамент образования г. Липецк

вузы - стратегические партнеры: ВГУ,

МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСиС, ЛГТУ

I этап

Вузовская подготовка

Поступление на 1 курс

♦ ЕГЭ (бюджет)

♦ Собеседование (обучение на платной основе)

Обучение 1 - 4 курс

Начальное профессиональное и сред-неспециальное образование

♦ ПТУ

♦ Техникумы

♦ Колледжи

II этап

-м-

-Ч V

1-й уровень высшего образования -бакалавриат

(подготовка 4 года) -отсутствуют профессиональные компетенции (выбор профиля бакалавриата исходя из потребностей Группы НЛМК)

Дипломированные специалисты по редким техническим специальностям (подготовка 5 лет)

III этап

Группа НЛМК (трудоустройство рабочих, специалистов)

-м-

>

>

>

га ¡^

X г , га У м к

^ и

со V

§ И

5 га

К 5

гп

м

ч Я

о ьц

с г

о 18

§ ^

Я н

О е

С X

л к

о ¡а

¡Л о

х

2-й уровень высшего образования — магистратура

(подготовка 2 года) (магистерские программы формируются исходя из потребностей Группы НЛМК)

Группа НЛМК

(трудоустройство наиболее квалифицированных специалистов/ менеджеров, успешно закончивших магистратуру)

IV этап

-м-

Рис. 2. Образовательный цикл подготовки кадров в группе компаний нлмк (проект)

реализацию даже небольшого образовательного проекта (проведение круглых столов, семинаров, тренингов и пр.) требует серьезного согласования на различных уровнях управления, причем часто встречаются взаимопротиворечивые решения у менеджеров одного уровня, но разных структурных подразделений.

3. Есть временные межкультурные (в плане корпоративной и организационной культуры) проблемы коммуникации между академическим менеджментом вузов и бизнес-ориентированным менеджментом компаний.

4. Существуют определенные стереотипные барьеры — психологические комплексы, мешающие интеграционным процессам между вузами и предприятиями:

а) бизнес еще не отошел от стратегии поведения «снятия сливок» на рынке труда (когда предложения о вакансиях от работодателей поступают преимущественно для студентов последних курсов, и нет необходимости активного участия в образовательном процессе, следовательно, и нет прямых капиталовложений в образовательные учреждения), инновационные предложения вузов рассматриваются как одна из форм добывания у предпринимателей денег;

б) вузы считают, что неденежные формы участия / поддержки — это «нежелание делиться»; менеджмент вузов традиционно ориентирован на поступление реальных денежных средств (прямые инвестиции); логика бизнес-сообщества все еще не понятна многим управленцам от образования.

5. Отсутствуют налоговые льготы, стимулирующие участие бизнеса в деятельности образовательных учреждений (например, обсуждаемая идея об освобождении 2 % прибыли от налогообложения, направленной на поддержку вузов, техникумов, ПТУ и школ).

6. Последствия перехода вузов на двухуровневую систему (бакалавр — магистр) еще очень плохо осознаны бизнес-сообществом.

7. Четко не определены сегменты корпоративной образовательной среды, за которые отвечают в рамках стратегического партнерства аккредитованные при НЛМК вузы.

8. Для успешной реализации стратегического партнерства между вузом и предприятием необходимо иметь организационное обеспечение (выделять в штатном расписании должности координатора и технических исполнителей, отдельное помещение, средства коммуникации, определять регламент взаимодействия, систему

7х"

77

6(6) - 2008

Частно-государственное партнерство

документооборота и пр.). Первый опыт показывает, что совмещение основных функций и альтруизм (неоплачиваемая работа) в деятельности сотрудников организаций, ответственных за реализацию мероприятий в рамках соглашения о партнерстве между вузом и предприятием, крайне отрицательно сказываются на результативности проводимых мероприятий и подрывают саму идею сотрудничества.

9. Очевидно, что эффективное взаимодействие вуза и предприятия невозможно без формирования отдельного бюджета, выделения средств, поступающих на реализацию программы партнерства, на отдельном субсчете университета, с целью контроля за их целевым расходованием.

10. Региональные объединения работодателей (например, РСПП, ТПП и пр.) не спешат тратить деньги на проведение серьезных исследований реальной потребности бизнес-сообщества в выпускниках вузов, также пока еще весьма незначительна их роль в корректировке учебных планов и проведении общественной независимой сертификации качества профессиональных образовательных программ. Новым, вполне действенным инструментом

для усиления интеграционных процессов между вузами и бизнес-сообществом станет эксперимент Федерального агентства по образованию в части государственной поддержки предоставления образовательных кредитов для студентов вузов. Правовой основой проведения мероприятий в рамках этого эксперимента стали следующие документы:

✓ Положение о порядке проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (утв. постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 534);

✓ приказ Минобрнауки России от 01.10. 2007 № 267 «Об утверждении форм документов, необходимых для реализации постановления Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 534»;

✓ приказ Рособразования от 24.03.2008 № 226 «Об утверждении перечня вузов для участия в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Воронежский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

включен в перечень вузов, участвующих в этом экс-

перименте. Для наших стратегических партнеров — ОАО «НЛМК» — мы подготовили предложения по целевой подготовке студентов-липчан, для которых ОАО «НЛМК» выступит в качестве поручителя. Общая схема взаимодействия участников эксперимента представлена на рис. 3. Участники процесса:

✓ вуз (ВГУ) (1);

✓ заемщик (абитуриент/студент) (2);

✓ поручитель (ОАО «НЛМК») (3);

✓ коммерческий банк — участник эксперимента

(4);

Федеральное агентство по образованию (5). Схему, представленную на рис. 3, можно прокомментировать следующим образом.

Студенты (2) заключают с ВГУ (1) договоры об оказании платных образовательных услуг (ж). В качестве заемщиков студенты (2) заключают договор образовательного кредита (д) с банком — участником эксперимента (4). Как заемщики (2) они же заключают с поручителями (НЛМК) (3) договоры о предоставлении поручительства (г).

Поручители (НЛМК) (3) заключают с коммерческими банками — участниками эксперимента (4) договоры поручительства (в), а с ВГУ (1) — соглашения об информационном сотрудничестве (е). Кроме того, поручители (НЛМК) (3) заключают с Федеральным агентством по образованию (5) соглашения о возмещении за счет средств федерального бюджета части расходов поручителей по договорам поручительства (б) по образовательным кредитам.

Поручитель (НЛМК) (3) и заемщик (2) несут перед банком — участником эксперимента (4) солидарную ответственность за исполнение заемщиком своих обязательств по договору образовательного кредита.

В эксперименте под образовательным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые заемщику (2) банком — участником эксперимента (4) в целях оплаты:

> образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг (основной образовательный кредит);

> образовательных услуг, предоставляемых заемщику вузом, с которым у заемщика заключен договор о предоставлении платных образовательных услуг в целях получения дополнительного образования в этом образовательном учреждении (дополнительный образовательный кредит);

> сопутствующих расходов заемщика на проживание, питание, учебные пособия и других расходов социального характера, связанных с

Частно-государственное партнерство

6(6) - 2008

рис. 3. схема взаимодействия участников эксперимента по выдаче образовательных кредитов и договорные отношения

обучением (сопутствующий образовательный кредит).

Максимальная процентная ставка за пользование образовательным кредитом, устанавливаемая банком — участником эксперимента (4), не может превышать 10 %. Максимальная сумма образовательного кредита в постановлении Правительства РФ не оговорена.

Условия эксперимента предусматривают так называемый льготный период пользования образовательным кредитом, т. е. период, в течение которого заемщик (2) не погашает задолженность по образовательному кредиту и не выплачивает проценты по нему банку — участнику эксперимента (4). Этот период включает в себя срок обучения заемщика в вузе плюс дополнительно 3 мес.

Важно отметить, что согласно условиям эксперимента единственным способом обеспечения исполнения заемщиком (2) обязательств по договору образовательного кредита является поручительство, предоставляемое банку — участнику эксперимента (4) поручителем (3).

Банкам — участникам эксперимента (4) запрещено взимать дополнительные платежи (в том числе комиссии за ведение счетов заемщика), которые влекут увеличение максимальной процентной ставки по выдаваемым кредитам. В случае превышения максимальной процентной ставки по договорам образовательного кредита (д) на такие договоры не

распространяется государственная поддержка.

Кроме того, досрочное погашение задолженности по образовательному кредиту осуществляется без штрафных санкций — это должно быть предусмотрено условиями договора образовательного кредита, заключаемого заемщиком с банком — участником эксперимента (4) по форме, утвержденной Минобрнауки России.

Согласно Положению о порядке проведения эксперимента (утв. постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 534) в случае неисполнения заемщиком (2) его обязательств по договору образовательного кредита (д) банк — участник эксперимента (4) вправе предъявить к поручителю (НЛМК) (3) требование по погашению последним обязательств заемщика (2) перед банком — участником эксперимента (3) в полном объеме.

Поручитель (НЛМК) (3) на основании договора поручительства (в) обязан исполнить за заемщика (2) его обязательства перед банком — участником эксперимента (4). В свою очередь, требования, предъявляемые поручителем (3) к заемщику (2) в случае исполнения поручителем (3) обязательств в соответствии с договором поручительства (в), уменьшаются на сумму оказанной поручителю государственной поддержки в рамках указанного договора поручительства.

В заключение можно отметить, что интеграционные процессы между вузами и бизнес-сообществом идут очень сложно. На практике возникает определенный конфликт интересов, имеются принципиальные различия в бизнес-процессах и этике управленческой деятельности. Ожидаемый в ближайшее время переход многих вузов из государственных образовательных учреждений в автономные учреждения и активное внедрение в образовательную деятельность положений Болон-ской декларации только увеличат список проблем по реализации взаимовыгодных соглашений о стратегическом партнерстве вузов и предприятий. Но в то же время очевидно, что переход российской экономики от сырьевой модели функционирования к инновационной экономике абсолютно невозможен без тесного взаимодействия работодателей с динамично реформируемой системой высшего образования.

7х"

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.