Научная статья на тему 'Анализ работы региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года»'

Анализ работы региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / SMALL BUSINESS / AUTHORITIES / REGIONAL PROGRAMMERS / REPUBLIC OF KARELIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Владимир Викторович

Развитие малого и среднего предпринимательства относится к числу приоритетных социально-экономических задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. В связи с этим было принято решение проанализировать аналитические отчеты, подготовленные по итогам исследований, проведенных в рамках реализации мероприятий региональной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF THE REGIONAL PROGRAMMERS «DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE IN REPUBLIC OF KARELIA UNTIL YEAR 2014»

Development of small and medium business is one of the major socio-economic tasks, both at the federal and at the regional levels. Therefore, it was decided to analyze the analytical reports on the results of studies carried out within the regional program.

Текст научной работы на тему «Анализ работы региональной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия до 2014 года»»

Труды Карельского научного центра РАН № 6.2012. С.185-187

УДК 334.7(470.22)

АНАЛИЗ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ ДО 2014 ГОДА»

В. В. Королев

Институт экономики Карельского научного центра РАН

Развитие малого и среднего предпринимательства относится к числу приоритетных социально-экономических задач, как на федеральном, так и на региональном уровне. В связи с этим было принято решение проанализировать аналитические отчеты, подготовленные по итогам исследований, проведенных в рамках реализации мероприятий региональной программы.

Ключевые слова: малое предпринимательство, власть, региональная программа, Республика Карелия.

V. V. Korolyov. ANALYSIS OF THE PERFORMANCE OF THE REGIONAL PROGRAMMERS «DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE IN REPUBLIC OF KARELIA UNTIL YEAR 2014»

Development of small and medium business is one of the major socio-economic tasks, both at the federal and at the regional levels. Therefore, it was decided to analyze the analytical reports on the results of studies carried out within the regional program.

Key words: small business, authorities, regional programmers, Republic of Karelia.

В нестабильных экономических условиях Российской Федерации одной из приоритетных задач является развитие малого и среднего предпринимательства. Предпринимательство - это самый гибкий и динамичный сектор экономики, который быстро перестраивается в связи с запросами покупателей. Предпринимательство способствует снижению уровня безработицы, уровню социальной напряженности в обществе, формированию среднего класса и создает благоприятные условия для оздоровления экономики (развивает конкурентную среду, обеспечивает рост поступлений в бюджет и т. д.). Важность развития предпринимательства подтверждается принятием 24 июля 2007 г. Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии

малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В Республике Карелия с 2006 по 2008 гг. осуществлялась государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в соответствии с Постановлением правительства Республики Карелия от 16 декабря 2005 г. N 143-П «Об отраслевой целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-

2008 гг.».

Постановлением правительства Республики Карелия от 21 февраля 2009 г. N 29-П была утверждена региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 г.», далее в тексте - Программа.

В результате работы Программы в Республике Карелия предполагается получить:

У рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 1360 единиц на 100 тыс. человек населения Республики Карелия;

У увеличение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий до 85,3 тыс. человек;

У увеличение удельного веса налоговых поступлений по специальным налоговым режимам (единый налог на вмененный доход; единый сельскохозяйственный налог; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения) в консолидированный бюджет Республики Карелия до 10 процентов.

На данные цели из бюджета Республики Карелия планируется потратить 115,4 млн рублей, из Федерального бюджета (субсидии) -243 млн рублей [Постановление..., 2009]. В период с февраля 2009 по 2011 г. были проведены исследования и составлены аналитические отчеты, которые охватили 14 из 18 административных единиц Республики Карелия.

Первое исследование эффективности Программы было проведено в рамках исполнения Государственного контракта № 176 от

05.10.2010 г. фирмой ООО «Аудит и Право», далее в тексте - Госконтракт. Территорией исследования, согласно Техническому заданию к Госконтракту, являлись Кондопожский и Беломорский муниципальные районы. Работы проводились непосредственно в городах Беломорске и Кондопоге. Число респондентов (субъектов малого и среднего предпринимательства) составило не менее 20.

В рамках исследования были проведены опросы следующих двух укрупненных целевых групп: представителей субъектов малого и среднего предпринимательства; сотрудников администраций местного самоуправления, ответственных за поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Для проведения опроса этих групп были разработаны специальные опросные листы, структурированные по направлениям исследования исходя из целей и задач проводимой работы. Ответы респондентов и сведения, отраженные в опросных листах, подвергались статистической обработке, после чего были сделаны выводы о результатах проведения региональной программы [Аналитический отчет., 2011].

Второе исследование было проведено в рамках реализации мероприятий региональной программы «Развитие малого и среднего пред-

принимательства в Республике Карелия на период до 2014 г.». Территорией исследования, согласно Техническому заданию к Госконтракту, являлись Сегежский, Медвежьегорский, Сортавальский и Прионежский муниципальные районы, Пряжинский национальный, а также Петрозаводский и Костомукшский городские округа. Работы проводились непосредственно в следующих населенных пунктах: Сегежа, Медвежьегорск, Сортавала, Пряжа, Петрозаводск, Кос-томукша. Число субъектов малого и среднего предпринимательства (респондентов исследования) в каждом муниципальном образовании не менее 10 [Аналитический отчет., 2011].

Третий аналитический отчет подготовлен по итогам исследований, проведенных в рамках исполнения Государственного контракта

05.12.2011 г. Основанием для оказания услуг являлся протокол заседания аукционной комиссии по размещению государственного заказа по закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд (протокол № 570/2011-А-2 от «22» ноября 2011 г.).

Территорией исследования являлись Лах-денпохский, Лоухский, Муезерский, Олонецкий и Пудожский муниципальные районы. Работы в рамках исследования проводились в следующих населенных пунктах: городах Петрозаводске, Лахденпохье, Пудоже, Олонце, пгт. Лоухи, пос. городского типа Муезерском. Ссылка на количество опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства в контракте отсутствует [Аналитический отчет., 2011].

В исследованиях описательного и аналитического плана, цель которых дать всестороннюю характеристику предмета исследования и наметить пути решения социальной проблемы, выборка должна быть строго репрезентативной. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав выборочной совокупности должен соответствовать пропорциям генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от цели исследования. Величина допустимой ошибки определяет надежность результатов выборочного обследования.

Повышенная надежность предполагает ошибку выборки до 3 %, нормальная от 3 до 10 % (чаще всего 5 %), приближенная от 10 до 20 % и ориентировочная от 20 до 40 %.

Если в пилотных и разведывательных исследованиях надежность может быть приближенной и ориентировочной, то в описательных и аналитических исследованиях она должна быть обеспечена, по крайней мере, на нормальном уровне (5 %).

Согласно общепринятым стандартам, при проведении массовых опросов считаются количественные параметры выборочной совокупности, рассчитанные с помощью критерия Стьюдента (статистическое правило проверки гипотез) при заданном уровне ошибки выборки 5 % от 10 000 до 100 000 - 385 субъектов [Аналитический отчет, 2012]. В связи с тем, что на

2009 г. было зарегистрировано 19 292 субъектов малого и среднего предпринимательства [Карелиястат], число опрошенных субъектов должно было быть не ниже чем 385 субъектов. Из двух отчетов следует, что было опрошено всего 86 субъектов предпринимательства. К тому же не все административные единицы Республики Карелия были включены в исследование, в то время как в г. Петрозаводске исследование было проведено дважды. Из вышеизложенного следует, что сделанные выводы не могут достоверно претендовать на отображение реального положения дел.

Прогресс в развитии сектора малого и среднего предпринимательства существует, но сведения о нем противоречивы. Тем не менее, очевидно, что существующие темпы раз-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Королев Владимир Викторович

аспирант

Институт экономики Карельского научного центра РАН

пр. А. Невского, 50, Петрозаводск, Республика Карелия,

Россия, 185030

эл. почта: printrk@bk.ru

тел.: (8142) 572210

вития малого и среднего предпринимательства в Карелии не соответствуют поставленной цели Региональной программы.

Необходимо проведение независимого статистического исследования в данном направлении, охватывающего не менее 385 респондентов. Это позволит достоверно выявить слабые и сильные стороны действующей программы и на этой базе предложить пути повышения эффективности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия.

Литература

Аналитический отчет ООО «Аудит и Право», 2011 -http://msb.karelia.ru/snews/n1103234848.html.

Аналитический отчет, 2011 - http://msb.karelia.ru/ snews/analiticheskii_otchet_2011.html.

Аналитический отчет, 2012 - http://msb.karelia.ru/ snews/n1203125125.html.

http://www.my-market.ru/market__136.html;

Карелиястат - http://krl.gks.ru/.

Постановление правительства Республики Карелия от 21 февраля 2009 года N 29-П.

Korolyov, Vladimir

Institute of Economic Studies, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences

50 A. Nevsky St., 185030 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: printrk@bk.ru tel.: (8142) 572210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.