Научная статья на тему 'Анализ работы номерного фонда «Swissotel Сочи Камелия»'

Анализ работы номерного фонда «Swissotel Сочи Камелия» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3517
3157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ОТЕЛЬ / АНАЛИЗ НОМЕРНОГО ФОНДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / HOTEL INDUSTRY / HOTEL / ROOM STOCK ANALYSIS / COST-EFFECTIVENESS / LOYALTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонов Д.А., Бургун Н.В., Сиднев Х.Н.

В данной статье проведен детальный анализ номерного фонда «Swissotel Сочи Камелия», выделены основные проблемы и направления возможного повышения качества обслуживания в современном гостиничном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Swisotel Sochi Kamelia» room stock analysis

The article gives a detailed “Swissotel Sochi Kamelia “ room stock analysis. It highlights the main issues and ways of possible service quality improvement in the modern hotel industry.

Текст научной работы на тему «Анализ работы номерного фонда «Swissotel Сочи Камелия»»

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

Леонов Д.А., Бургун Н.В., Сиднее Х.Н.

АНАЛИЗ РАБОТЫ НОМЕРНОГО ФОНДА «SWISSOTEL СОЧИ КАМЕЛИЯ»

Одним из основных положений Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является переход к инновационной социально ориентированной модели экономического роста. Достижение этой цели, во многом, связано с формированием эффективных механизмов взаимодействия общества, предпринимательства и государства, обеспечением учета интересов всех указанных сторон при проведении социально-экономической политики [13, С.3].

Гостиничный бизнес - один из самых развивающихся в мире и в России в том числе. Так, за последние десять лет российский рынок гостиничных услуг ежегодно рос на 15-20%, а на конец 2014 года общее число гостиниц увеличилось на 9%. На эту дату на российском рынке работало немало гостиниц, санаториев и пансионатов общим числом 4369, способных предоставить 186,7 тысяч номеров и 368,3 тысяч мест [10]. Очевидно, конечно, что на российском рынке гостиничных услуг функционируют не только современные отели, но и другие средства размещения. По данным 2010 года, их процентное соотношение таково [4]: (рис. 1)

Рисунок 1. Соотношение различных средств размещения.

Сегментация российского гостиничного бизнеса в зависимости от класса отеля выглядит следующим образом [4]: (рис. 2)

"Пятъоки

■ Четы]* ав«дц ■Три-тел-си

■ Двеэм-цы

Рисунок 2. Сегментация российского гостиничного бизнеса.

По данным на начало 2011 года, средняя стоимость проживания в номере для отелей уровня 4-5 звезд составляет порядка 10300 рублей. Рентабельность гостиниц в регионах находится на уровне 15-20%, а в столице - 17-25%. Для сравнения, аналогичный

19

ISSN 2312-9778

показатель в Европе не превышает 10% [4]. Рассмотри более подробно показатели деятельности гостиниц на примере сравнения ADR (средний тариф), RevPAR (средняя доходность на номер) и Occupancy (уровень загрузки отеля) за разные периоды для отелей города Москвы в верхней ценовой группе (рис. 3) [10]:

Рисунок 3. Показатели деятельности гостиниц Москвы верхней ценовой группы (1 квартал 2011 года в сравнении с тем же периодом предыдущих лет).

Одна из главных особенностей отрасли - продукт, который она предоставляет. «Гостиничный продукт - это неограниченный комплекс услуг, предоставляющихся проживающим и сторонним посетителям, разнообразных по форме и методам предоставления и объединенных одной концепцией» [3, С.47]. Это определение в полной мере соответствует современному гостиничному продукту класса 4-5 звезд, поскольку дифференциация посетителей таких отелей высока.

Каждая гостиница ставит перед собой определенные задачи, главной из которых, конечно же, является получение прибыли. Достижение этой поставленной перед гостиницей задачи в огромной степени зависит от того, насколько хорош ее номерной фонд. Именно от организации номерного фонда гостиницы и его структуры зависит основной доход гостиницы.

Количество и класс номеров, оснащение, ценовая политика, обслуживание - все эти факторы влияют на то, будут ли к нам приезжать гости или нет. А это в свою очередь влияет на прибыль отеля.

Функциональная составляющая всех номеров в «Swissotel Сочи Камелия».

Мини-бар, душ, сейф, телевизор, телефон, кондиционер, фен, утюг, балкон, халат, рабочий стол, гладильные принадлежности, гостиный уголок, туалетные принадлежности, туалет, ванная комната, удлиненные кровати (более 2 метров), отопление, тапочки, спутниковые каналы, кабельные каналы, доступны смежные номера, сейф для ноутбука, услуга «звонок-будильник», электрический чайник, шкаф/гардероб, вид на сад, кофе-машина, полотенца, белье.

Стандартный номер.

Номера с видом на парк. Они оборудованы по последнему слову техники. В номере имеется кондиционер, телевизор с плоским экраном и спутниковыми каналами, кофе-машина и гладильные принадлежности. Все номера данной категории оснащены двумя раздельными кроватями. В числе удобств собственной ванной комнаты — фен, бесплатные

20

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

швейцарские туалетно-косметические принадлежности, халат и тапочки. Размер номера: 31 квадратный метр. Данная категория номеров пользуется большой популярностью у отдыхающих. На рисунке 4 приведены показатели заполняемости номеров указанной

категории.

Рисунок 4. Показатели загрузки стандартного номера за 2014 год.

Исходя из статистических данных, приведенных на рисунке 1 видно, что наиболее высокий показатель загрузки номерного фонда наблюдается в августе - 83.3%, наиболее низкий показатель загрузки в марте - всего 7,5 %. Средняя загрузка за год составила 38,5 %. Поскольку отель открылся в 2014 году, то средние показатели довольно скромны и имеют большие перспективы. Тем не менее, начиная с мая по октябрь видно увеличение загрузки номерного фонда. Связано это с отдыхом туристов на майские праздники и началом летнего сезона. Наибольшая загрузка - 50 % была в феврале месяце. Такой показатель был достигнут в связи с проведением в Сочи Олимпийских игр, когда было большое количество туристов.

Стандартный номер категории «Премиум».

Стандартные номера категории «Премиум» расположены на последних этажах отеля. Данные номера были созданы для тех, кто предпочитает дополнительное пространство. Отличительной черной данных номеров от стандартных служит наличие ванной. Во всех номерах имеются две раздельные или одна двуспальная кровать. Просторная гостиная послужит прекрасным местом для встреч. Наличие рабочего стола у окна подойдет для тех, кто находится в Сочи с деловым визитом. В каждом номере обязательное наличие минибара, кофе-машины, сейфа, халата, меню-подушек и бесплатный Wi-Fi. Размер номера составляет 41 квадратный метр. Номера данной категории появились в конце 2014 года. В декабре загрузка номеров составила 26,5%.

Стандартный номер с видом на море.

На рисунке 5 приведены показатели заполняемости номеров данной категории.

Стандартные номера с балконами и видом на Черное море — уютные, просторные и комфортабельные. Каждый стандартный номер предназначен для гостей, которые хотели бы отдохнуть от повседневности и насладиться пейзажами Черного моря. Номера этой категории оснащены удобными двуспальными кроватями, рабочим столом у окна и кофе-машиной. На рисунке 2 представлены показатели заполняемости номера.

Главной чертой данных номеров служат просторные балконы с видом на море и парковую зону отеля. В остальном оснащение номеров ничем не отличается от стандартных: минибар, кофе-машина, сейф, халаты, меню-подушек и бесплатный Wi-Fi.

21

ISSN 2312-9778

Рисунок 5. Показатели загрузки стандартного номера с видом на море за 2014 год.

Исходя из показателей видно, что наивысший процент загрузки был в августе месяце - 88,9%, наименьший в апреле - 8,1. Средний показатель загрузки номеров за год составляет 36,25%. В феврале, во время Олимпиады загрузка составила 56,2%. Начиная с мая и по конец летнего сезона наблюдается увеличение загрузки номеров данной категории.

1-комнатный номер категории «люкс».

Однокомнатные номера данной категории расположены на последних этажах отеля. Номера были созданы для тех, кто предпочитает дополнительное пространство и великолепный вид на море.

Основными характеристиками номеров являются гостиная зона, которая послужит прекрасным местом для встреч. Удобная ванная, с помощью которой можно расслабиться и отдохнуть. Большой рабочий стол у окна прекрасно подойдет для тех, кто находится в Сочи с деловой поездкой. Номер оборудован двуспальной кроватью, минибаром, кофе-машиной, сейфом, халатом, меню-подушек и бесплатный Wi-Fi.

Заполняемость номеров рассматриваемой категории представлена на рисунке 6.

* / s

Рисунок 6. Показатели загрузки номера категории 1-комнатный «люкс» за 2014 год.

22

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

По показателям видно, что загрузка номера категории 1-комнатный «люкс» практически стабильная. Средняя загрузка за год составляет 49,1%, все это с учетом того, что в январе и декабре загрузка равнялась 0%. Наивысшая загрузка данного номера пришлась на июль месяц - 87,1%, чуть меньше в августе - 84,9%. Наименьшая загрузка, как и в номерах остальных категорий пришлась на март месяц - 20,4%.

2-комнатный номер категории «люкс».

Просторные двухкомнатные люксы с видом на море или на парк занимают верхние этажи западного и восточного крыльев отеля и состоят из двух комнат: гостиной и спальни, так же пользуются спросом у отдыхающих.

Во всех номерах данного типа имеются ванны с гидромассажем. Так же в номере есть отдельная рабочая зона, гостиная с телевизором, удобными креслами и диваном. В номере имеются минибар, кофе-машина, сейф, халат, меню-подушек и бесплатный Wi-Fi. Размер номера 68 квадратных метров.

Показатели заполняемости номеров представлены на рисунке 7.

Загрузка номера категории 2-комнатный

Люк:

100_0й*

НА»

SOJOC*

7ЩЮ*

MUW*

5il.CC*

<С1,СС*

i5.CC*

J0.CC*

ie.cc*

OJOC*

Рисунок 7. Показатели загрузки 2-комнатного номера категории «люкс» за 2014 год.

Исходя из показателей представленных на рисунке 4 видно, что пик загрузки пришелся на август месяц - 78%. Наименьшая загрузка была в марте - 9,7%. Но несмотря на неплохую загрузку в летний период, средняя загрузка за год составила 35,1%.

Двухуровневые номера категории «люкс».

Просторные и элегантные двухуровневые номера категории «люкс» предназначены для длительного пребывания семей с детьми и молодоженов. Деловые люди так же по достоинству оценят эти номера. На рисунке 5 представлен график заполняемости номеров данной категории.

Двухуровневые номера идеально подходят для работы, деловых встреч и отдыха вне дома. К основным характеристикам номера относятся просторная ванная комната, зал, столовая зона и балкон. Комплектация номера схожа с остальными номерами, номера комплектуются: двуспальной кроватью, минибаром, кофе-машиной, сейфом, халатом, меню-подушек и бесплатным Wi-Fi. Размер двухуровневых люксов варьируется от 83 до 148 квадратных метров.

23

ISSN 2312-9778

Рисунок 8. Показатели загрузки двухуровневого номера категории «люкс» за 2014 год.

При рассмотрении представленных выше показателей видно, что номера данной категории имели не высокую загрузку. Средняя загрузка за год составила 21,1%. Самая высокая загрузка была в августе месяце - 83,9%, самая маленькая загрузка в ноябре -15,6%.

Двухуровневый номер категории «Гранд-люкс» с видом на море.

Большие и элегантные двухуровневые номера категории «люкс», из которых открывается великолепный вид на море, пользовались повышенным спросом в течение августа месяца.

Номер предназначен для уютного семейного отдыха. На первом этаже находится зона отдыха: два дивана, журнальный столик и большой телевизор. Так же для деловых туристов имеется удобное рабочее место у окна. На втором этаже расположена спальная комната с двуспальной кроватью. Ванные комнаты расположены на обоих этажах номера. В номере есть минибар, кофе-машина, сейф, халаты, меню-подушек и Wi-Fi. Площадь номера 143 квадратных метра.

Загрузка номеров представлена на рисунке 9.

За груз на двухуровневого номера категории гранд-люкс

lOCuOOH

Рисунок 9. Показатели загрузки двухуровневого номера категории

24

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

«Гранд-люкс» за 2014 год.

По представленным статистическим показателям видно, что в течение года номер большим спросом не пользовался. Средняя загрузка за год составляла всего 18,2%. Максимальная загрузка была достигнута в августе месяце - 90,3%. Вторым по загрузке идет февраль, в период, когда проходили Олимпийские игры - 51,8 %. Минимальная загрузка была осенью, в сентябре и ноябре месяце показатели равны - 10 %.

Номер категории «люкс» с террасой.

Эти люксы расположены на последних этажах как западного, так и восточного крыла отеля. Из номера гостям открывается прекрасный вид на Чёрное море и парковую зону. Просторная терраса в каждом из номеров делает их отличным местом для отдыха. Номера предназначены для длительного пребывания, а так же для отдыха семей с детьми. К основным характеристикам номера относятся просторные ванные комнаты, зал со столовой зоной, а так же просторная терраса. Комплектация номера схожа с остальными номерами и комплектуются: двуспальной кроватью, минибаром, кофе-машиной, сейфом, халатом, меню-подушек и бесплатным Wi-Fi.

На рисунке 10 представлен график заполняемости номеров указанной категории.

Рисунок 10. Показатели загрузки номеров категории «люкс» с террасой за 2014 год.

Исходя из показателей загрузки номера «люкс» с террасой, видно, что самая большая загрузка пришлась на пик летнего сезона - 75,3%. Вторым по загрузке номеров, является период проведения Олимпийских игр февраль - 59,5%. Самая маленькая загрузка номера была в апреле и составила всего 1,1%. Средняя загрузка номеров за год - 23,1%.

Президентский номер категории «люкс».

Все оформление президентского люкса было создано для истинных ценителей роскоши. Приемное фойе, большая гостиная, две спальни и ванная с видом на море подарят незабываемые впечатления отдыхающим. Из номера и с его террасы открываются великолепный панорамный вид на Черное море, бассейн и восхитительный парк отеля. Большая терраса делает этот люкс идеальным местом для проведения романтического вечера. Показатели загрузки номера данной категории представлены на рисунке 11.

25

ISSN 2312-9778

Рисунок 11. Показатели загрузки номера «Президентский люкс» за 2014 год.

Рассматривая показатели загруженности номера, мы можем увидеть, что в течение года номер не пользовался большой популярностью. Средняя загрузка за год составляет всего 21,6%. Наивысший показатель, как и у остальных номеров, был в августе месяце - 45,2%. Наименьший показатель в апреле - 6,7%.

Важнейшим показателем деятельности гостиницы является экономическая деятельность. Показатели экономической деятельности предприятия«Swissotel Сочи Камелия» представлены на рисунке 12.

Показатели среднего тарифа за ночь обозначаются ADR.

ADR(average daily rate) - это средний тариф за ночь и вычисляется по формуле

ADR = общая выручка номерного фонда за прошедшие гостиничные сутки число проданных комнато-ночей

Рисунок 12. Показатели экономической деятельности предприятия за 2014 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На размер ADR влияют:

Конкурентная среда. Отель вынужден продавать номера, всегда оглядываясь на конкурентов.Так стоимость номерного фонда отеля соответствует стоимости аналогичных номеров по г. Сочи: стоимость стандартных номеров в отеле «Swissotel Сочи Камелия» - 14000 рублей, номеров «Люкс» - 20000 рублей, в то же время в отеле «Рэдиссон Лазурная» стоимость стандартных номеров - 7700 рублей и номеров «Люкс» - 16600 рублей, а стоимость номеров в отеле «Хаятт Ридженси Сочи» -11500 и 21500 рублей соответственно.

Сезонность. В низкий сезон целесообразно делать различные скидки и бонусы для

26

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

гостей. В сезон с высоким количеством посетителей существует необходимость продавать номера отеля дороже. «Swissotel Сочи Камелия» открылся в 2014 году, но видно, что у отеля есть все возможности, чтобы увеличивать данный показатель, так как он играет большую роль.

Так, в сезон осень 2014 - зима 2015 г.г. для привлечения клиентов эффективно применялось использование номерного фонда с предоставлением набора дополнительных услуг (в том числе и номеров более высокого уровня) без взимания дополнительных денежных средств: интернет, городской телефон, сауна и т.д. В то же время в летний сезон стоимость номерного фонда отеля повышается и соответствует стоимости аналогичных номеров по городу Сочи. Правильное распределение объемов бронирования по каналам продаж с учетом стоимости каждого канала.

Одним из условий повышения конкурентоспособности отеля является использование динамических повышающих тарифов в периоды максимального спроса. Если отель работает с динамическими тарифами, то есть, в отеле несколько тарифных планок для работы с индивидуальными гостями (стойка, отдел продаж, сайт отеля) и оперативно выставляется в системе нужный тариф в зависимости от ситуации с текущей загрузкой, можно повысить отпускной тариф по этим каналам, а следовательно, и повысить средний отпускной тариф по отелю в целом.

Так, при бронировании номера в отеле «Swissotel Сочи Камелия» через интернет стоимость проживания меньше стоимости номера оплачиваемого посетителем на стойке администратора отеля: при приобретении номеров через интернет бронирование стоимость стандартных номеров - 14000 рублей, номеров «Люкс» - 20000 рублей, в то же время при оплате на стойке администратора стоимость проживания для посетителя составляет 13000 рублей и 18500 рублей соответственно.

Также немаловажным фактором является глубина бронирования и продолжительность проживания. Это означает, что отелю стоит делать скидки за предварительное бронирование и за длительное проживание посетителей, например, от 14 ночей и более. Объем таких продаж также влияет на ADR.

Размер инфляции за год.

К сожалению, не учитывать данный фактор нельзя. Инфляция является одним из главных действующих факторов, влияющих на ценообразование и загруженность номерного фонда отеля. С учетом повсеместного роста цен добиться увеличения оборота на 8-10%, только за счет увеличения загрузки номерного фонда и не повышения стоимости проживания крайне сложно.

На рисунке 13 представлены данные по загрузке номерного фонда отеля в 2014 году.

Загрузка номерного фонда

Рисунок 13. Показатели загрузки номерного фонда отеля в 2014 году.

27

ISSN 2312-9778

Occupancy - загрузка номеров отеля.Загрузка отеля - процент занятых номеров за определенный период времени и вычисляется по формуле:

Количество проданных номеров-суток в месяц;

Общее количество номеров я количество дней я 100%.

При исследовании показателей, представленных на рисунке 10, видно, что наибольшая загрузка номеров была в пик летнего сезона в августе месяце и составляла 85%. Наиболее востребованными номерами в августе были стандартные номера, а так же номера гранд-люкс. Низкая цена стандартных номеров делает их наиболее привлекательными для гостей.

Гранд-люкс - это эксклюзивный номер. Таких номеров в отеле всего один. Всегда есть посетители, которым нравятся роскошные номера, и не удивительно, что именно данный номер стал самым востребованным в пик летнего сезона. Чуть более 50% указанного номера была загрузка в феврале месяце, и 53% во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Вместе с тем в период проведения Олимпийских игр наибольшим спросом пользовались номера Люкс с террасой, а также стандартные номера. Люкс с террасой был наиболее востребованным т.к. за достаточно приятную цену, гости получали максимальный набор услуг. Стандартные номера пользовались стабильным спросом. Большое количество номеров данной категории, а также их небольшая стоимость - делает данные номера наиболее востребованными для посетителей. Небольшая загрузка номеров была в первый месяц открытия отеля в январе месяце, а также в период после окончания Олимпийских игр - 9% и 10% соответственно.

В низкий сезон самым продаваемым номером был 1-комнатный люкс. Повышенный интерес к номерам данной категории связан был с тем, что в указанных номерах останавливались бизнес туристы. Выбор этих номеров обусловлен тем, что бизнесмены не любят останавливаться в стандартных номерах, не обладающих всем набором услуг необходимых современному человеку, в то же время они и не желают оплачивать за услуги, которыми не пользовались. Таким образом, 1-комнатные люксы с предоставляемым набором услуг для указанной категории посетителей являются лучшим выбором. Загруженность номеров представлена на рисунке 14.

Рисунок 14. Показатели загруженности номеров 1-комнатный люкс.

28

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2015

Одним из показателей конкурентоспособности гостиницы является коэффициент доходности на доступный номер в день. Указанные показатели представлены на рисунке

12.

Рисунок 15. Показания доходов на доступный номер в день за 2014 год.

RevPAR (Revenue per available room per day) - доход на доступный номер в день.

Расчет RevPAR:

RevPar = выручка / количество номеров

RevPar = Загрузка отеля * ADR

В мировой практике данный показатель используется как база для определения и анализа качества работы отеля и позволяет отслеживать результативность и эффективность управления номерным фондом. Максимизация RevPAR происходит за счет работы с загрузкой и средним тарифом продажи номера.

Обязательно важно понимать, что показатель RevPAR не дает полной картины функциональности предприятия, и связанно это с тем, что он не включает в себя такие показатели, как дополнительные услуги отеля (мини-бары, СПА, и т.д.), а так же комиссии, стоимость транзакций и т.д.

Анализ номерного фонда «Swissotel Сочи Камелия» показал, что номера категории «люкс» не пользуются большим спросом. Наименьшим спросом за 2014 год пользовались номера: 2-уровневый люкс, 2-уровневый Гранд люкс, люкс с террасой. Одной из причин низкой загрузки данных номеров является их дизайн. Все номера выполнены преимущественно в белом и бежевом цветовых оформлениях. Аналогичного цвета вся мебель в номере. Так же белого цвета кухонные гарнитуры. Все это не может не отталкивать потенциальных гостей. В некоторых номерах из общего оформления выбиваются фиолетовые стулья. В номерах много ненужной и лишней мебели. Не очень правильно ставить тумбочку с телевизором около кровати. Все всех номерах непонятного цвета шторы. Цвет штор мокрого асфальта в гостевой зоне всегда будет отталкивать. Единственное что получило приятное оформление, это ванная комната. Маленькая разноцветная плитка, большое зеркало и, конечно же, наличие джакузи. Все эти факторы говорят о том, что перед руководством гостиницы ставится вопрос о разработке дизайн-проекта номеров, пользующихся наименьшим спросом, с целью повышения их конкурентоспособности и максимального увеличения лояльности клиентов отеля.

Для клиента основными являются четыре составляющие: льготы, скидки, качество и доверие. Из них особое значение клиенты придают возможности пользоваться льготами и испытывать чувство доверия. Что касается льгот, то особенно клиенты ценят те из них,

29

ISSN 2312-9778

которыми можно воспользоваться немедленно: размещение в более удобном и дорогом номере за те же деньги, продление времени выезда или возможность более раннего заселения, бесплатное пользование оздоровительным центром и т.д.

Только предоставляя льготы, заслуживая доверие, обеспечивая высококачественное обслуживание, предприятие гостинично-туристского бизнеса может завоевать лояльность клиентов, создав тем самым основу для собственного благополучия - постоянную клиентуру. Необходимо обеспечить гостям не просто удобное проживание - это обязанность любой гостиницы, а дать им почувствовать свою исключительность.

Литература:

1. Величко Н.Ю. Совершенствование управления маркетингом в сфере гостиничнотуристских услуг (на примере курортного региона): дис. ... канд. эконом. наук. Научнообразовательный центр Российской Академии образования, Сочи, 2004.

2. Величко Н.Ю., Миносян С.Д. Маркетинговые мероприятия по повышению лояльности потребителя к гостинично-туристскому продукту // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. - № 6. - С. 47-52.

3. Маркетинговое исследование гостиничного бизнеса в России: текущие состояние и перспективы развития: [Электронный документ]. - (http://www.restko.ru/market/1662).

4. Современная модель эффективного бизнеса: монография /Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др. /Под общ. ред. С.С.Чернова. - Книга 10. - Новосибирск: ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. - С. 94-107.

5. Современные теории менеджмента: научная коллективная монография / Е.В. Петрухина, Е.В. Симонова, Гужина Г.Н. [под общ. ред. Е.В. Симоновой]. - Орел: ООО «Научное обозрение», 2014. - С.69-85.

6. Яковлева-Чернышева, А. Ю. Методологические аспекты управления маркетингом в социально-экономической системе предпринимательства: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2013. - № 3. - С. 43-51.

7. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Формирование методологических принципов управления маркетингом в предпринимательской деятельности: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 90-95.

8. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Маркетинг в предпринимательской деятельности как объект управления: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 62-69.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.