Научная статья на тему 'Анализ работы г. Маркузе "Одномерный человек"'

Анализ работы г. Маркузе "Одномерный человек" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2391
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Матвеев Михаил Сергеевич, Моисеева Мария Борисовна, Дорофеев Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ работы г. Маркузе "Одномерный человек"»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ РАБОТЫ Г. МАРКУЗЕ «ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК» Матвеев М.С.1, Моисеева М.Б.2, Дорофеев Д.Н.3

1Матвеев Михаил Сергеевич - студент;

2Моисеева Мария Борисовна - студент;

3Дорофеев Денис Николаевич - студент, факультет социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Работа Герберта Маркузе «Одномерный человек» была написана 1964 году, в ней детально рассмотрены противоречия индустриального общества середины XX века, а также приведен анализ современной цивилизации. Это книга принесла популярность автору и стала его визитной карточкой, и, по мнению исследователя Маркузе Дугласа Келлнера, является одной из крупнейших трудов 1960-х годов. Под её вилянием стали зарождаться новые политические движения, такие как Новые левые. Однако прошло более пятидесяти лет, общество перешло в новый этап развития, и работа кажется, по моему мнению, несколько устаревшей и неактуальной, а главное, не дает точного ответа и решения сложившейся проблемы, а только инициирует критику и поиск альтернативного пути развития.

Работа начинается с размышления об угрозе атомной катастрофы [2] и тут стоит вспомнить исторический контекст написания работы, а именно наиболее напряженный период Холодной войны, однако причины Маркузе видит не дихотомии мира на Запад - Восток, а в невидимых для всеобщего обозрения причин, находящихся в самом обществе [2] и здесь ставится первая проблема капиталистического общества - подмена индивидуальных потребностей потребностями общественными [2], стандартными, ложными, репрессивными [17-18], а также удушение тех потребностей, которые настаивают на освобождении. Тем самым индивид лишается основы, на которой он мог бы развить автономию, а тем более способность противостоять Целому. В дополнение к этой идее стоит добавить так называемое уравнивание классовых различий. Если рабочий и его босс наслаждаются одной и той же телепрограммой и посещают одни и те же курорты, если машинистка загримирована не менее эффектно, чем дочь ее начальника, если негр владеет «Кадиллаком» и все они читают одни и те же газеты, то это уподобление указывает не на исчезновение классов, но на то, насколько основное население усваивает потребности и способы их удовлетворения, служащие сохранению Истэблишмента. Вообще на протяжении всей работы чувствуются идеи, присущие социал-демократам (Сам Маркузе также состоял в СДПГ), однако на момент написания автор уже не верит в революционную силу рабочего класса [221, 30], да и вообще не верит в любые оппозиционные силы ведь в условиях так называемого «одномерного общества» не может существовать какой бы то ни было оппозиционной деятельности, а в рамках «репрессивной толерантности» западного капитализма» всякое противостояние кажется иррациональным, а всякое противодействие немыслимым». Аппарат производства и производимые им товары и услуги, сводя на нет личную и классовую оппозицию, навязывая свои потребности и образ жизни, формируют ложное сознание и подавляют всякая индивидуальность, что приводит к возникновению модели одномерного мышления и поведения, при которой любые критические, выходящие за её рамки идеи, побуждения и цели либо принимаются и объясняются системой, либо полностью отвергаются [21-25].

«В итого развитой индустриальной цивилизации царит комфортабельная, покойная, умеренная, демократическая несвобода, свидетельство технического

прогресса. Действительно, что может быть более рациональным, чем подавление индивидуальности».

Теперь стоит обратить внимание на культуру в условиях одномерного общества [11] Она так же, как политика и экономика, сливается в вездесущую систему, поглощающую или отталкивающую все альтернативы [11]. Высокая культура становится частью материальной культуры и в этом превращении теряет большую часть своей истины [65], происходит так называемое омассовление и включение в установление в общий порядок, однако в контексте культуры, по мнению Маркузе, возможен процесс сублимации, так называемое «Художественное отчуждение» [71], этот процесс поддерживает зазор между искусствами и повседневной рутиной, а в свою очередь искусство содержит «в себе рациональность отрицания, которое в наиболее развитой форме становится Великим Отказом - протестом против существующего, отказа от ценностей репрессивного общества, от сотрудничества с существующими институтами, восстановление критического оценивания реальности, результатом которого бы явилась возможность общества вновь обрести себя, перейти на новый уровень развития» [74-76].

В заключении стоит сказать о наследии трудов Маркузе, а также интерпретации идей о путях выхода из сложившейся системы. Вообще, как я сказал ранее, идеи Маркузе, нашли своё отражение в обществе преимущественно среди молодых людей, как мне кажется, совершенно неслучайно, ведь автор говорил о молодежи, как о новом революционном классе и заложенном в них «инстинктивном отказе», а сами молодые люди видели в этом лозунге опору и оправдание своим деликвидным действиям, примером может служить Майские события во Франции 1968 года, которые привели к смене власти, но не системы. Однако стоит обратить внимание на лозунги, которые по сути и являются интерпретациями «Отказа»: «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки» и т.д. Но уже в 1970-е годы в движении Новых левых их ответвлений наступил идейный кризис и они сошли на нет.

Таким образом, наполненные утопизмом работы Маркузе нашли свой отклик именно там, где и хотел автор, но сейчас эти идеи кажутся несколько наивными, тем не менее, анализ острых социальных проблем представляется актуальным в некоторой степени для большинства современных пост индустриальных обществ , а различные современные Новые левые партии Европы возможно и смогут осуществить мечты 1968 года.

Список литературы

1. Маркузе Г. Одномерный человек, 1964 г. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.