Научная статья на тему 'Анализ производства готовой продукции в сельскохозяйственной организации'

Анализ производства готовой продукции в сельскохозяйственной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕБЕСТОИМОСТЬ / УРОВЕНЬ ТОВАРНОСТИ / НОРМАТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова Александра Петровна, Солдатова Любовь Ивановна

В статье проведен анализ динамики производства, себестоимости, объема продаж готовой продукции и определены нормативы готовой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ производства готовой продукции в сельскохозяйственной организации»

1 I SCIENCE TIME I

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Солдатова Александра Петровна, Солдатова Любовь Ивановна, ФГБОУ ВО Костромская ГСХА, г. Кострома E-mail: lyubovsoldatova@yandex.ru

Тш oi 1 1 1 lu • llq pi

Аннотация. В статье проведен анализ динамики производства, себестоимости, объема продаж готовой продукции и определены нормативы готовой продукции

Ключевые слова: валовое производство, себестоимость, уровень товарности, норматив.

В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто использует знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного опроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия. В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

Рис. 1 Динамика производства молока, ц

За анализируемый период производство молока имеет неустойчивую тенденцию, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. производство молока снизилось на 4%, и составило 15 211 ц молока.

Рис. 2 Динамика производства мяса, ц

Производство мяса в 2014г. составило 222 ц, по отношению к 2012г. объем производства увеличился на 11%.

Производство зерна за период имело тенденцию к росту, объем производства возрос на 40% и составил в 2014 г 13977 ц.

Одним из наиболее важных показателей, который определяет экономическую эффективность предприятия, является ее себестоимость. Она показывает, во что обходится каждому сельскохозяйственному предприятию производство и сбыт выпускаемой продукции.

| SCIENCE TIME Щ

Таблица 1

Динамика себестоимости готовой продукции, руб.

Показатель Год 2014 г. от 2012 г. (+), (-)

2012 г. 2013 г. 2014 г.

молоко, ц 1 198,36 1 368,55 1 398,92 200,56

мясо, ц 9 928,51 10 842,82 11 564 1 636,49

зерно, ц. 641,18 737,7 610,07 -31,11

Себестоимость продукции животноводства за исследуемый период имеет тенденцию к росту. Так себестоимость 1 ц молока возросла на 200, 56 руб., и в 2014г. составила 1 398,92 руб. Себестоимость 1ц мяса возросла на 1 636, 49 руб. Себестоимость 1ц зерна за анализируемый период сократилась на 31руб. и составила в 2014г. 610,07 руб.

Основным каналом выбытия готовой продукции в организации является её продажа. Объем проданной продукции может говорить о востребованности данной продукции, а так же о наличии у организации покупателей, заказчиков и рынков сбыта производимой продукции.

Рис. 4 Динамика продаж молока, ц

За анализируемый период объем продаж молока остался практически без изменений, так в 2014 г. СПК «Маяк» продало 13 292 ц молока, что на 0,3 % больше чем в 2012 г.

•—-

283

1 SCIENCE TIME 1

Продажа мяса за анализируемый период возросла на 11% и составила в 2014 г. 222 ц.

250D - „ 2000 пг п. jjj 1500 о CZi J ЮОО - a i 5DO -

-

--

657

^—ж-i

—j V-50 -1 L—^

2012г. 2013г. 2014г. Год

Рис. 6 Динамика продаж зерна, ц

Продажа зерна за анализируемый период возросла в 3,3 раза, и в 2014 г. объем проданного зерна составил 2 154 ц.

На основании данных о произведенной и проданной продукции можно определить уровень товарности каждого отдельного вида готовой продукции. Уровнем товарности называется отношение товарной продукции к валовой выраженной в процентах. При определении уровня товарности отдельных видов продукции пользуются натуральными величинами.

Таблица 2

Уровень товарности готовой продукции

Вид продукции Год Валовое производство, ц Продано всего, ц Уровень товарности, %

молоко 2012 15 850 13 245 83,5

2013 13 773 12 754 92,6

2014 15 211 13 292 87,4

мясо 2012 200 200 100

2013 189 189 100

2014 222 222 100

зерно 2012 9 938 657 6,6

2013 8 700 50 0,5

2014 13 977 2 154 15,4

За анализируемый период товарность молока оставалась на высоком уровне, и в 2014 г. составила 87,4%. Уровень товарности мяса на протяжении всего периода оставался на стопроцентном уровне. Уровень товарности зерна увеличился в два раза и в 2014 г. достиг 15,4%. Для дальнейшего анализа необходимо рассмотреть цены продаж на готовую продукцию.

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 3

Динамика цен продаж готовой продукции, руб.

Показатель Год 2014 г. от 2012 г. (+), (-)

2012 2013 2014

молоко, ц 1 295,05 1 628,14 1 805,29 510,24

мясо, ц 5 162,53 4 640,47 4 937,12 -225,41

зерно, ц 811,26 660 700,56 -110,7

За анализируемый период цена продажи 1 ц молока возросла на 510, 24руб. и составила в 2014 г. 1 805, 29руб. что больше уровня 2012 г. на 39,4%. Цена продажи 1 ц мяса в 2014г. равна 4 937, 12 руб., что на 225, 41руб меньше, чем в 2012 г. Цена продажи зерна так же снизилась, так в 2014г. она составила 700, 56 руб. за 1 ц, что на 100,70 руб. меньше цены 2012г.

Имея данные об объемах произведенной и проданной продукции, а так же цене продаж и себестоимости продаваемой продукции, необходимо рассмотреть финансовые результаты от продажи готовой продукции.

Таблица 4

Финансовый результаты от продаж готовой продукции, за 2014 г.

Наименование Количество Выручено Полная себестои- Финансовый результат Рентабель-

продукции проданной всего, тыс. мость продукции, от продажи, тыс. руб. ность (+),

продукции, ц руб. тыс. руб. Прибыль Убыток убыточность (-), %

молоко 13 292 23 992 18 582 5 410 29,11

мясо 222 1 096 2 567 -1 471 - 57,3

зерно 2 154 1 509 1 314 195 14,8

В результате продажи молока в 2014г. получило прибыль в размере 5 млн. 410 тыс. руб. Рентабельность молока составила 29,11%. Продажа мяса принесло организации убыток в размере 1 млн. 471 тыс. руб., уровень убыточности равен 57,3%. От продажи зерна в 2014г. организация получила прибыль в размере 195 тыс. руб. Уровень рентабельности зерна составил 14,8 %.

При планировании оптимальной потребности в готовой продукции во внимание принимаются денежные средства, которые авансируются для создания запасов, заделов и накопления готовой продукции на складе.

Нормативом называют минимальную потребность предприятия в готовой продукции в денежном выражении, необходимым для бесперебойной работы предприятия.

Существует несколько методик нормирования: методика, основанная на расчете частных нормативов; по укрупненным видам запасов; расчет

1 SCIENCE TIME 1

совокупного норматива.

Расчет частных нормативов производится двумя методами: метод прямого счета; аналитический метод.

При использовании метода прямого счета учитывают конкретные условия. Таким методам рассчитывают нормативы по незавершенному производству растениеводства, по семенам, по посадочному материалу, по животным на выращивании и откорме.

При использовании аналитического метода учитывают данные прошлого года, т.е. годового отчета для этого из месячных или квартальных остатков материально-производственных запасах за прошлый год выбирается минимальный остаток, а затем его корректируют с учетом изменения условий производства и продажи в планируемом году. Таким методом рассчитывают нормативы по готовой продукции.

В основу расчетов нормативов положены принципы максимальности и минимальности.

При использовании принципа максимальности за счет собственных источников формируются плановые остатки ценностей на конец года. По этому принципу нормирования материально-производственных запасов используют метод прямого счета.

При использовании принципа минимальности за счет собственных источников формирования покрывают только минимальную потребность в материально-производственных запасах. Остальная часть, вложенная в данные активы, покрывается за счет заемных либо привлеченных средств.

Проведем расчет нормативов аналитическим методом с использованием индивидуальных норм.

Нормативы собственных материально-производственных запасов по готовой продукции устанавливаются по индивидуальным финансовым нормам, которые исчисляются по данным отчетного года. Для этого фактически минимальные остатки по видам запасов, выбранные из месячных данных по синтетическим счетам, делят на показатель определяющий их величину. При этом из фактических минимальных остатков исключаются излишние или залежалые запасы товарно-материальных ценностей.

В качестве показателей, определяющих размеры потребности по готовой продукции, выделяют выручку от ее продажи.

1 SCIENCE TIME 1

Таблица 5

Расчет норматива собственных материально-производственных запасов на

запасы готовой продукции

Показатель Сумма, руб.

Минимальный остаток готовой продукции в 2014 году 2508

Фактически продано готовой продукции 26597

Норма оборотных средств, % 0,06

Продажа готовой продукции в 2015 году 26700

Норматив собственных материально-производственных запасов 1602

Норматив собственных материально-производственных запасов на запасы готовой продукции в 2015 году составит 1602 тыс. руб.

Литература:

1. Сидоркина М.Ю. Перспективы развития региона (на примере Костромской области // Сборник статей Международной научно-практической конференции Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. 2015. С. 99-102.

2. Самохвалова О.Г. Повышение экономической эффективности овощеводческого подкомплекса АПК Вологодской области. Сборник: Развитие инновационной деятельности в АПК региона. 2012. С. 255-258.

3. Солдатова А.П., Солдатова Л.И. Анализ эффективности и учет производства продукции // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 3-3 (22). С. 68-69.

4. Солдатова Л.И., Солдатова А.П. Анализ эффективности производства картофеля. Сборник: Актуальные научные исследования: экономика, управление, инновации, инвестиции, финансы Сборник докладов Международной научно-практической конференции. АНО содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 65-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Солдатова Л.И., Солдатова А.П. Анализ себестоимости продукции с целью ее снижения // Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 666-673.

6. Улезько А.В., Наумов А.С., Казанцев А.А. Развитие системы транспортного обеспечения интегрированных агропромышленных формирований/ Монография / Воронеж, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.