Научная статья на тему 'Анализ прогнозного фона развития делового туризма в России'

Анализ прогнозного фона развития делового туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / TOURIST SPHERE / DEVELOPMENT DYNAMICS / CONFERENCE AND BUSINESS TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхиквадзе Нелли Автандиловна

Статья посвящена оценке основных показателей развития туризма в современной России, автором предпринята попытка формирования основных подходов к анализу прогнозного фона в целях перспективного планирования развития делового туризма в России/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFERENCE AND BUSINESS TOURISM IN RUSSIA: ANALYZING THE FORECAST BACKGROUND

The article gives an evaluation of the key indicators of Russian tourism development and aims at forming basic approaches to forecast background analysis which would facilitate forward planning in terms of Russia’s conference and business tourism development

Текст научной работы на тему «Анализ прогнозного фона развития делового туризма в России»

УДК 338.48 Б01 10.12737/1859

АНАЛИЗ ПРОГНОЗНОГО ФОНА РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Чхиквадзе Нелли Автандиловна, ст. преподаватель кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, nelli-av@yandex.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена оценке основных показателей развития туризма в современной России, автором предпринята попытка формирования основных подходов к анализу прогнозного фона в целях перспективного планирования развития делового туризма в России/

Ключевые слова: сфера туризма, динамика развития, деловой туризм.

Теория и практика делового туризма как отдельной отрасли мирового туризма на протяжении последних десятилетий интенсивно развивается в мировом туристском пространстве, а ее доходы повышают свой удельный вес в структуре доходов от международного туризма. В целом ряде стран они играют заметную или даже в отдельных случаях ведущую роль в формировании государственного бюджета.

Признанными центрами делового туризма являются Восточная и Центральная Европа, Северная Америка. В Южной Америке деловой туризм развивается очень интенсивно. Для Юго-Восточной Азии ориентиром развития делового туризма являются территории «эффективного экономического развития»: Тайвань, Сингапур и Гонконг.

Роль и место России в объединенной международной системе делового туризма, находится только в стадии определения и последующего развития.

Рассмотрим динамику основных показателей развития туризма в РФ. Экономическая роль туризма в РФ может быть оценена через комплекс показателей, признанных стратегическими [4]. В состав данных показателей входят: -въезд иностранных граждан в Россию - млн. поездок;

-численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) - млн. человек;

-количество гостиниц - тыс. единиц; -число ночевок в гостиницах - млн. ночевок;

-объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - млрд. руб.; -экспорт туристских услуг - млрд. руб.;

-инвестиции в основной капитал в сферу туризма - млрд. руб.

Для характеристики прогнозного фона развития делового туризма в РФ необходимо построение динамических рядов не менее чем за пятилетний период. В целях данной статьи рассматриваемым периодом признается период с 2005 по 2011 год, а также предварительные (экспертные) данные за 2012 год.

В таблице 1 представлена динамика показателя, характеризующего въезд иностранных граждан в Россию. Также положительная динамика характеризуется темпами прироста количества поездок иностранных граждан в Россию (рисунок 1).

Таблица 1 - Въезд иностранных граждан в Россию

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Въезд иностранных граждан в Россию (млн. поездок) 22,2 22,5 22,9 23,7 21,3 22,3 24,9 31,5

*данные подлежат корректировке в ноябре 2013 г. (по данным информационно-издательского центра «Статистика России»)

30 25 20 15 10

5

0

20 -5

-10

-15

Рисунок 1 - Темпы прироста количества поездок иностранных граждан в Россию,

в % к предыдущему периоду

При определении туристского потока в РФ руководствуемся Порядком определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ, утвержденным приказом Ростуризма № 69 от 18 июля 2007 года. Данный порядок предполагает определение туристского потока через показатели численности обслуженных в средствах размещения (таблица 2, рисунки 2, 3). В сфере туризма до 40% услуг оказывается микропредприятиями, к которым относятся в соответствии с постановлением Правительства России № 556 от 22.07.2008 г. «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» субъекты предпринимательской деятельности с выручкой до 60 млн. рублей.

Таблица 2 - Численность обслуженных в средствах размещения

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Численность обслуженных в средствах размещения (внутренний туристский поток) (млн. человек) 24,8 26,7 28,7 31,5** 24,9** 27,2** 29,3** 40,0

Численность обслуженных в средствах размещения (в совокупности с данными по микропредприятиям) (млн. человек) 31,7 34,7 37,3

*данные подлежат корректировке в ноябре 2013г. (по данным информационно-издательского центра

«Статистика России»)

**без данных по микропредприятиям

> 36,5

» 9,8

* 7,7- * 7,7

05 2006 2007 2008 \ 2009 / 2010 2011 2012 20

( -21

Рисунок 2 - Темпы прироста численности обслуженных в средствах размещения, в % к предыдущему периоду (без учета данных по микропредприятиям)

1 9,8 1^9,5

Г 7,5 * 7,2

[ 0,6

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 3 - Темпы прироста численности обслуженных в средствах размещения, в % к предыдущему периоду (с учетом данных по микропредприятиям)

Следующим показателем, требующим внимания, является количество гостиниц. Рост числа предприятий, оказывающих гостиничные услуги, характеризуется данными таблицы 3 и рисунка 4. Эти данные свидетельствуют о расширении инфраструктурной сети туризма и увеличении предпринимательской и инвестиционной активности в изучаемой сфере.

Таблица 3 - Количество гостиниц

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Количество гостиниц (тыс. ед.) 4,8 5,4 5,9 6,8 7,4 7,9 8,4 10,2

*данные подлежат корректировке в ноябре 2013г. (по данным информационно-издательского центра «Статистика России»)

Рисунок 4 - Количество гостиниц в период 2005-2012 гг, тыс. ед.

Показатель «число ночевок в гостиницах» (таблица 4, рисунок 5) в сопоставлении с объемом номерного фонда позволяет провести оценку загрузки гостиничных предприятий, а также получить производный показатель продолжительности пребывания гостя на локальной территории. Значения данного показателя с учетом экспертных оценок свидетельствуют о формировании устойчивой тенденции к увеличению туристского интереса к российским объектам показа или деловым и промышленным объектам, например, к отечественным промышленным паркам: Тутаевский промышленный парк «Мастер» и промышленный парк «Гаврилов-Ям» (Ярославская область), Промышленный округ «Ямуга», Национальный центр авиастроения в наукограде Жуковском, Научно-технический комплекс ОАО «Вертолеты России», промышленная площадка волоконного лазеростроения во Фрязино (Московская область). Это только некоторые примеры промышленных центров, которые становятся точками роста делового туризма.

Таблица 4 - Число ночевок в гостиницах

Годы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Число ночевок в гостиницах (млн.) 51,9 55,1 58,4 64,0 53,4 60,4 67,6 131,8

*данные подлежат корректировке в ноябре 2013г. (по данным информационно-издательского центра «Статистика России»)

120 100 80 60 40 20

о 20 -20

-40

Рисунок 5 - Темпы прироста числа ночевок в гостиницах, в % к предыдущему периоду

Потребление услуг гостиниц и аналогичных средств размещения оценивалось через показатели объема платных услуг: за пятилетний период можно наблюдать рост со 107,5 млрд. руб. до 224,8 млрд. руб.

Исходя из стратегических ориентиров развития сферы туризма в РФ и практики реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 гг.», стратегически важно сформировать дополнительный туристский интерес со стороны иностранных граждан. На текущую дату сформировалась следующая картина по целям прибытий на территорию РФ (рисунок 6). Структурная оценка была составлена по данным официальной статистики.

О6СП ужи ВЗЮ ЦЦ1И

служебная, деловая; 22,0

культурно познавательная, развлекательная; в 9,4

Рисунок 6 - Структурная оценка поездок иностранных граждан в Россию по целям, %

При рейтинговании целей прибытия иностранных граждан в РФ отмечаем, что служебные и деловые поездки занимают 2 рейтинговую позицию.

Несмотря на позитивные тенденции, которые были рассмотрены выше, для оценок на перспективу недостаточно информации, чтобы оценить всю систему рисков, с которой сталкиваются органы управления сферой туризма и потенциальные инвесторы.

Проблема рисков в сфере туризма связана со сложностью их комплексной оценки. Комплексная оценка должна включать:

-прогноз размера ущерба, который риски могут повлечь за собой; -ранжирование рисков по вероятности их наступления.

Одним из основных вариантов нивелирования рисков в туристской индустрии является их прогнозирование. Это наиболее эффективное средство подготовки на будущее управленческих решений в сфере туризма.

Прогнозирование - это предвидение определенного события. Его особенностью является альтернатива в построении различного рода показателей и параметров, определяющая разные варианты развития туристского объекта управления на основе наметившихся тенденций. В связи с тесной связью сферы туризма с ее инфраструктурным окружением, в данном случае прогнозирование представляет собой разработку на перспективу изменений как состояния самой индустрии туризма, так и ее инфраструктурных элементов.

В современной практике прогнозирования развития социально-экономических систем применяется около 20 апробированных методов. Каждый из них обладает своими существенными достоинствами и недостатками, поэтому в процессе апробации все методы дополняют друг друга и используются совместно.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным методом является метод сценариев. Для сферы туризма данный метод имеет следующие преимущества:

- является эффективным средством преодоления традиционного мышления;

- позволяет проводить анализ быстро меняющегося настоящего и будущего (разработка сценариев заставляет заниматься деталями и процессами, которые могут быть упущены при изолированном использовании частных методов прогнозирования).

Процесс построения сценариев развития сферы делового туризма предусматривает выполнение ряда этапов:

1) постановка проблемы;

2) определение целей и критериев;

3) сбор информации;

4) построение и тестирование вариантов;

5) проверка альтернатив на осуществимость;

6) оценка «стоимости» и эффективности альтернатив;

7) синтез результатов анализа и их критическая оценка;

8) поиск новых альтернатив и корректировка целей.

Завершение этих этапов выражается в подготовке нескольких сценариев, что позволяет по итогам их рассмотрения и анализа выбрать наиболее вероятный сценарий, описывающий развитие делового туризма в среднесрочной перспективе. При этом под сценарием развития понимается упорядоченная последовательность действий, разворачивающихся в условиях высокоурбанизированной (деловые центры) и/или промышленной территориальной социально-экономической системы, изменения которой оказывают существенное влияние на состояние рынка услуг в целом, и в том числе туристских, подчиненная цели максимального удовлетворения потребительских сегментов в услугах и обеспечения устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов сферы делового туризма.

Анализ нескольких сценариев развития сферы делового туризма, которые могут быть построены применительно к условиям каждого субъекта по алгоритму, представленному на рисунке 7, дает возможность своевременно осуществлять предупредительные меры, не ожидая, пока наступит кризис, либо принять альтернативу развития системы и выйти на новый качественный уровень.

В общем виде алгоритм подготовки прогнозного сценария может включать следующие этапы:

-изучение эволюции явления (объекта) в прошлом, поиск закономерностей развития явления (объекта);

Рисунок 7 - Процесс разработки прогнозных сценариев развития сферы делового туризма в субъекте РФ

-выявление факторов, влияющих на объект прогнозирования (путем количественного и качественного анализа);

-построение концептуальной прогнозной модели, отражающей общие взаимосвязи объекта прогнозирования и прогнозного фона;

-рассмотрение альтернативных вариантов изменения факторов (с определением вероятности изменения) и соответствующего изменения объекта прогнозирования;

комплексное описание различных сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный, наименее вероятный).

Следует подчеркнуть, что сценарий не является простым прогнозом. Это инструмент, который используется для определения стратегических альтернатив с достаточной полнотой и учетом всех основных факторов как по объекту исследования, в данном случае сфере делового туризма, так и по прогнозному фону, т.е. развитию инфраструктуры делового туризма.

В заключение следует отметить, что сценарное прогнозирование обеспечивает: -лучшее понимание сложившейся ситуации в сфере делового туризма и ее эволюции;

-оценку потенциальных рисков; -учет благоприятных потребностей;

-появление возможных и целесообразных направлений туристской деятельности; -повышение уровня адаптации к изменившимся условиям бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Кривошеева Т.М. Современные методы формирования информационной базы для разработки прогноза спроса населения на товары и услуги: материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». - М.: МГУЛ, 2005.

2. Куликова Е.С. Социально-экономические основы развития территориального маркетинга. - Екатеринбург, 2007.

3. Туризм в цифрах: статистический сборник 2012 г. / редактор-составитель Т.О. Коник, В.Н. Нестеров. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2015 года (утверждена приказом Ростуризма № 51 от 06.05.2008).

CONFERENCE AND BUSINESS TOURISM IN RUSSIA: ANALYZING THE FORECAST BACKGROUND

Chkhikvadze Nelli Avtandilovna, Senior Lecturer at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, Russian State University of Tourism and Service, Russia,

nelli-av@yandex.ru

The article gives an evaluation of the key indicators of Russian tourism development and aims at forming basic approaches to forecast background analysis which would facilitate forward planning in terms of Russia's conference and business tourism development.

Key words: tourist sphere, development dynamics, conference and business tourism.

REFERENCES:

1. Krivosheeva, T.M., Sovremennye metody formirovaniia informatsionnoi bazy dlia razrabotki prognoza sprosa naseleniia na tovary i uslugi [Using Modern Technologies to Create a Database for Consumer Demand Forecast Development], Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Problimy prakticheskogo marketinga c sfere servisa" [Proceedings of the All-Russia Research-to-Practice Conference on the issues of Practical Marketing in the Service Industry]. Moscow, MGUL Publ., 2005.

2. Kulikova, E.S., Sotsial'no-ekonomicheskie osnovy razvitiia territorial'nogo marketinga [Social and Economic Basis for Local Marketing Development]. Ekaterinburg, 2007.

3. Konik, T.O., Nesterov, V.N., Turizm v tsifrakh: statisticheskii sbornik [Tourism Statistics and Figures]. Moscow, IITs "Statistika Rossii" Publ., 2012.

4. Strategiia razvitiia turizma v Rossiiskoi Federatsii do 2015 goda (utverzhdena prikazom Rosturizma № 51 ot 06.05.2008) [Strategy of tourism development in the Russian Federation through to 2015 (approved by Federal Tourism Agency, the Order of May 6, 2008 No. 51)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.