Научная статья на тему 'Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа'

Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ СТАВРОПОЛЬЯ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / ГОСТЕПРИИМСТВО / АТАЛЫЧЕСТВО / КУНАЧЕСТВО / ДУХОВНЫЕ УСТОИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННАЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ / ПРАВОВАЯ КОМПОНЕНТЫ СОЗНАНИЯ / EDUCATION OF HIGH CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OF THE PEOPLES / THE STAVROPOL REGION AND NORTH CAUCASUS / CULTURAL TRADITIONS AND CUSTOMS / HOSPITALITY / ATALYTCHESTVO / CONACASTE / SPIRITUAL UNDERPINNINGS / VALUE ORIENTATION / MORAL / IDEOLOGICAL / AESTHETIC / POLITICAL / LEGAL COMPONENTS OF CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Анатолий Федорович

В статье анализируется характер современных национальных процессов на Северном Кавказе, актуализируется проблематика воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа как необходимого условия формирования и выработки общероссийской гражданской консолидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OFCULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OFTHE PEOPLES OF THE STAVROPOL REGION AND NORTH CAUCASUS

The article analyzes the nature of the modern national processes in the North Caucasus, urgent problems of development of culture of interethnic communication of the peoples of the Stavropol region and the North Caucasus as a necessary condition of forming and developing the all-Russian civil consolidation.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем воспитания культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа»

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OFCULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION OFTHE PEOPLES OF THESTAVROPOL REGIONAND NORTH CAUCASUS

GrigorievAnatolyFedorovich, PhDofPedagogical Science, DSc ofCultural Science, Correspondingmember RANS, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: grig.26rus@gmail.com

The articleanalyzes the nature ofthe modern national processes in theNorth Caucasus, urgent problems ofdevelopment ofculture of interethnic communication of the peoplesof the Stavropol region and the North Caucasus as a necessary condition of forming and developing the all-Russian civil consolidation.

Keywords: education of high culture of interethnic communication ofthe peoples ofthe Stavropol region and North Caucasus; cultural traditions and customs; hospitality, atalytchestvo,conacaste, spiritual underpinnings; value orientation; moral, ideological, aesthetic, political, legal components of consciousness.

О

ГЧ

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УДК 37.01

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ СТАВРОПОЛЬЯ И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье анализируется характер современныхнациональных процессов на Северном Кавказе,актуализируется проблематика воспитания культуры межна-циональногообщениянародов СтавропольяиСеверного Кавказакакнеобходимого условия формирования и выработки общероссийской гражданской консолидации.

Ключевые слова: воспитание высокой культуры межнационального общения народов Ставрополья и Северного Кавказа; культурные традиции и обычаи; гостеприимство, аталычество, куначество,духовныеустои; ценностные ориентации; нравственная, идеологическая, эстетическая, политическая, правовая компоненты сознания.

Характер современных национальных процессов детерминирован не только историческими особенностями развития народов нашей страны, но и комплексом экономических, социальных, политических и духовных проблем. По справедливым оценкам ученых, глубокий системный кризис, поразивший СССР к концу 80-х - началу 90-х годов прошлого столетия, привел к значительному усилению напряженности, обострению противоречий, возникновению многочисленных конфликтных очагов в самых различных областях общественной жизни, включая сферу межнациональных отношений. В данном контексте ученые отмечают, что национальные процессы на современном этапе характеризуются легко фиксируемым внешним многообразием, эмоциональной насыщенностью и внутренними противоречиями.

В ряде научных трудов содержится достаточно примеров и аргументов тому, что проблема межнациональных отношений выдвинулась на одно из первых мест в современных условиях. Во многих из них раскрываются причины этнических конфликтов, анализируются факторы, способствовавшие деформации национальной политики, вопросы определения места и роли национальной государственности в умиротворении населения Северного Кавказа, вопросы влияния национального самосознания на межнациональные противоречия, а также поиск путей и средств предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций в контексте воспитания культуры межнационального общения. В частности, З.В. Долова, говоря о проблемах выявления первопричин внутренних национальных процессов на Северном Кавказе, подчеркивает, что "...явная недостаточность имеющихся попыток проникнуть во взаимосвязь психологических, идеологических и политических сторон межнациональных отношений не позволяет увидеть во внешней стороне событий суть противоречивой, но объективной действительности ."[1]. Автор отмечает, что "следствием несвоевременного выяв-

© ГригорьевА.Ф.,2014

\

I

91

ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, профессор, член-корреспондент РАЕ, Заслуженный деятель искусств ЧР, Заслуженный деятель науки иобразования, факультет Искусств, Старопольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь grig.26rus@gmail.com

92

ления и разрешения внутринациональных и межнациональных отношений явились межнациональные конфликты, стихийные движения к децентрализации и суверенизации, перемещение проблемы межнациональных отношений в центр внутренней политики государств-...При этом межнациональные конфликты и противоречия воспринимаются как нежелательная социальная аномалия, как результат "идеологического недосмотра" [1]. Характеризуя современное социально-политическое состояние на Кавказе, военный психолог и ветеран боевых действий А.В. Захаров отметил, что Кавказ стал центром зарождения террористических угроз для нашего государства и таковым он остается до сих пор... Автор подчеркивает, что на этом полигоне... очень четко отрабатываются и культивируются соответствующие политические, психологические, социально-психологические методики..." [2]. Безусловно, такая оценка современной социально-политической обстановки на Кавказе не может не беспокоить и требует глубокого анализа многих вопросов и проблем в различных сферах жизнедеятельности общества, затрагивающих социально-политические и экономические, практически значимые процессы для каждого человека. Среди них справедливо называются безработица, коррупция во властных структурах, отсутствие социальной работы среди молодежи, что в совокупности создает благоприятные условия для зарождения экстремисткой идеологии, направленной на разжигание межэтнических конфликтов на Ставрополье и Северном Кавказе. Причину беспомощности органов власти в национальной политике аналитики видят в отсутствии интегрального подхода к изучению межнациональных противоречий и конфликтов, что на практике ограничивается поиском "зачинщиков", "подстрекателей" и организованно действующих "экстремистов".

Кроме того, не без основания, А.В. Захаров указывает на "цивилизационно-культурологическую проблему", характеризующуюся размыванием системы традиционного уклада и отходом от нее. Автор называет ее как на "одну из мощнейших проблем, которая очень тяжело сказывается на народах Северного Кавказа., включая славян" [2]. Ставропольский край и Северный Кавказ исторически многонациональны и характеризуются высокой степенью этнокультурного многообразия.Северный Кавказ и Ставрополье, по справедливому замечанию обще -ственных деятелей и ученых,- это регион

многовекового поликультурного взаимодействия, тесно переплетенных между собой наций, народностей и этнических групп, и родина, в том числе, гребенских казаков. Северный Кавказ - это место традиционного уклада народов, живших по законам, определенным традициями, законам-адатам и существующей системе традиционного права, доминанта которых определяла все процессы, протекавшие на Северном Кавказе. Одно из правил, традиционно определяющее нормы поведения человека, прибывшего на Кавказ, гласит: "Если ты хочешь чего-то добиться, и на что-то повлиять, ты должен быть своим". Северный Кавказ и Ставрополье справедливо называют котлом, переплавившим культуру славянских, аланотюркских, вайнахских этнических групп, и основу этого котла составляет самая мощная национальная группа - русскоязычная. Однако когда мы говорим о Кавказе, то в современном общественно-информационном поле подразумеваются Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабарда и, соответственно, "лица кавказской национальности", что формирует искаженный негативный стериотип о народах, населяющих наш регион. К сожалению, то, что большинство населения на Северном Кавказе составляют до сих пор славяне, в политическом и общественном общероссийском сознании замалчивается. И это один из факторов, негативно влияющих на процесс воспитания культуры межнационального общения в нашем регионе. И, кстати, то, что большинство населения на Северном Кавказе составляют, до сих пор славяне говорит о консолидирующей роли славян в построении добрососедских отношений с остальными народами Северного Кавказа.

Сегодняшняя социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе и Ставрополье, безусловно, требует решениясоциально-эко-номических проблем, при этомособую остроту приобретают вопросы воспитания высокой культуры межнационального общения народов, проживающих на Ставрополье и Северном Кавказе.

Само представление о культуре межнационального общения в научной литературе характеризуется сложностью и неоднозначностью . Целесообразнее всего говорить о нескольких основных педагогических парадигмах воспитания культуры межнационального общения: концепции интернационального воспитания, теории поликультурного образования, школе диалога культур. С точки зрения

С. Шермухамедова, культура межнациональных отношений - это "реализация взаимоза-

висимых интересов наций и народностей в процессе экономической, социальной и духовной жизни на принципах равноправия, интернационализма, взаимопомощи на благо каждой нации, каждой народности, которое составит благополучие всего межнационального государства. Назначение культуры межнациональных отношений направлено к более углубленному познанию этносами друг друга и усилению взаимоотношения между ними. Все это, по мысли автора, достигается терпимостью, соблюдением общепринятых норм взаимодействия, может способствовать сформировавшимся в социально-психологическом плане стереотипам мышления и поведения"[3,

35]. Полностью соглашаемся с тезисом С. Шер-мухамедова, при условии исключения из него термина "терпимостью", который связан в большей степени с принуждением к чему-либо, что в итоге ни к каким позитивным результатам, как правило, не приведет, поскольку терпимость рано или поздно заканчивается. На наш взгляд, культура межнационального общения должна воспитываться, прежде всего, на уважении культурных традиций друг друга. С данной позиции культура межнационального общения представляется органической составной частью духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений в целом, и понимается как совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах в процессе взаимодействия представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Б.Х. Золотова, размышляя о культуре межнационального общения, совершенно справедливо вмещает в это понятие духовную жизнь нации, определяя ее как "исключительно сложное и многообразное явление", включающее в свое содержание: "национальные особенности культуры, нравов, традиций, норм поведения и общения, психологии, этикета" [4]. Говоря о культуре межнационального общения, автор справедливо выделяет из сферы духовной жизни общества "...национальные, специфически социальные по своей природе, происхождению и функциям духовные устои, так называемые ценностные ориентации, нравственная, идеологическая, эстетическая, политическая, правовая и другие компоненты сознания, "задающие" личности программу деятельности и поведения, в том числе и отношение к другому человеку, дру-

гой нации, другой культуре, духовной и материальной" [4].

Таким образом, определяя культуру межнационального общения, мы говорим, прежде всего, об уважении традиций своей культуры и культурных традиций и обычаев своих соседей. Исторически известно, что в процессе многовекового культурного взаимодействия казаков и горцев на Северном Кавказе были выработаны феноменальные культурные обычаи и традиции, такие, как гостеприимство, аталычество, куначество, которые передавались по наследству от отца к сыну. И никакие военные столкновения не смогли уничтожить эти высшие добрососедские ценности. В 1859 году Л.Л. Люлье писал: "Гостеприимство - добродетель, свято чтимая у древних, сохранилась и поныне на Кавказе, а в особенности у черкес" [5, 27]. Это замечание подтверждается не только многочисленными свидетельствами других авторов, хорошо знавших Кавказ и близко знакомых с адыгами, но и самими адыгами. "Исконно этот народ славился гостеприимством и почитает его за величайшую добродетель", - пишет Хан Гирей [6,196]. Именно поликультурное взаимодействие народов Северного Кавказа явилось основой и средством формирования и воспитания культуры межкультурного общения казаков и горцев на всех общественно-социальных уровнях, начиная с семьи.

Сама история межнационального общения народов, проживающих на Северном Кавказе, подтверждает, что подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. Как справедливо отмечает В.М. Межуев, "Высокая культура межнационального общения - одновременно и средство, и результат становления и функционирования новой системы отношений в политической, экономической и других сферах жизнедеятельности наций и государства в целом. Такая система может возникнуть только тогда, когда каждая нация или национальность процесс своего взаимодействия с другими нациями и национальностями будет строить на основе принципов равноправия, учета интересов другой стороны, взаимопомощи и обмена во всех областях материального и духовного производства. Расширение функций и масштабов воздействия культуры на нацио-

о

ГЧ

■ Ом

V

Ьт»рн«г2а / ,

т- Ч-tV'

I

93

94

нальные и интернациональные процессы, обеспечение гармоничности их взаимодействия находятся в прямой зависимости от успехов демократизации общественной жизни в целом в стране и в сфере национальных отношений в частности" [7, 30].

Важнейшим условием воспитания высокой культуры межнационального общения на Ставрополье и Северном Кавказе является выработка ориентации на сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации, которая должна основополагать-ся на идее общероссийской гражданственности при сохранении национальной идентификации представителя своего этноса. Эта идеология должна стать базовой основой выработки всех принципов культуры межнационального общения, что придаст консолидирующий импульс и мотивацию российской гражданственности и целостности Российской Федерации как многонациональному государству.

В этой связи огромные воспитательные ресурсы содержит сама культура, поскольку именно ее содержание охватывает всю совокупность общественных связей и отношений между нациями и народностями, между людьми как субъектами социальной деятельности. "Будучи всегда синонимом человеческого развития, - справедливо замечает В.М. Межуев, -культура совпадает тем самым с общественным развитием, с развитием человека как общественного существа" [7, 30]. Традиционная культура для народов Северного Кавказа во все времена имела высокий уровень социального статуса и значимости, и сегодня "культура для Чечни и Кавказа в целом - фактор очень важный" [2].

В этой связи особую остроту и значимость приобретает необходимость создания в Северо-Кавказском регионе культурной среды, позволяющей воспитывать, возрождать и транслировать подлинные духовные ценности традиционной культуры народов Северного Кавказа, в том числе и традиции высокой культуры межнационального общения. Как известно, вопросы воспитания - сфера деятельности семьи, педагогических работников, а также деятелей культуры и искусства. Именно здесь необходима тесная связь образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения. Вполне естественно возникает вопрос: какими средствами сегодня это реализовывать в образовательной системе и, прежде всего, системе школьного и дополнительного образования,

если стандартом не предусмотрены ни задачи, ни содержание, ни механизмы реализации? И самое главное - кто это будет делать в школе, если под эту программу школьного учителя никто не готовит? Нужен учитель соответствующего профиля в области культуры и образования. И это серьезный кадровый вопрос, который одними постановлениями и декларациями не решить. Нужен системный, комплексный подход к решению задач утверждения высокой культуры межнационального общения, координации всех сил, влияющих на характер межнационального общения.

В этой связи вызывает искреннее недоумение тот факт, что Ставропольский край - единственный в России регион, который не имеет высшего профессионального учебного заведения профиля культуры и искусства. Край испытывает острый дефицит в работниках культуры, особенно в сельской местности. Единственный вуз,занимающийся подготовкой кадров педагогического направления по профилю культуры и искусства, - это Ставропольский государственный педагогический институт, который на базе факультета искусств на бюджетной основе готовит учителей музыки, изобразительного искусства и хореографии. Это крайне не достаточно!

Таким образом, для реального решения данного вопроса, необходимы, безусловно, глубокий научно-теоретический анализ в части разработки региональной концепции развития культуры межнационального общения на Ставрополье и ее обеспечение в части реализации и, прежде всего, подготовки профессиональных кадров соответствующего профиля в области культуры и образования.

Процесс воспитания высокой культуры межнационального общения должен, безусловно, охватывать семейно-школьную среду, что предполагает: организацию и проведение опытно-экспериментальной работы в школах по апробации программ воспитания культуры межнационального общения, разработку комплекса учебно-методической литературы и, соответственно, подготовку профессиональных кадров в области культуры и педагогического образования.

Обобщая, можно заключить, что в настоящее время в сфере национального самосознания народов Северного Кавказа существует устойчивая тенденция признания необходимости укрепления культурных факторов бытия наций, которая в свою очередь связана с обогащением национальной культуры и стимулирует более полное, гармоничное, развитие

наций. Однако данная тенденция характеризуется полярными процессами. А именно, с одной стороны, обогащение национальной культуры нацеливает этносы на готовность преодолевать националистические устремления в пользу цивилизационных начал, а с другой - тенденция признания необходимости национально-культурного возрождения может становиться орудием спекуляций негативных сил в обществе, призывающих в целях удовлетворения собственных амбиций к необдуманному государственному сепаратизму, ксенофобии и национализму.

Таким образом, процесс и результаты воспитания высокой культуры межнационального общения во многом будут зависеть от того, в чьих руках окажется культурная идеология на Северном Кавказе и Ставрополье.

Примечание:

1. Долова 3. В. Причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе: автореферат...канд. философ. наук. - Ставрополь, 2000.

2. Захаров А.В. Материалы семинара "Россия и Северный Кавказ: современное положение"Мр://\мм\м.гиз-оЬг.ги/Ыод/

18120 ГЧ

3. Шермухамедов С. К вопросу о культуре межнационального

общения // Философия науки. - 1990.- № 8. ^__

4. Золотова Б.Х. Этнические проблемы современности. Выпуск J

6. Проблемы культуры межнационального общения и межкуль- ^

турной коммуникации // Университетская наука - региону : __■-

материалы 45 Научно-методической конференции. - Ставрополь: СГУ, 2000.

5. Люлье Л.Я. 0 гостеприимстве у черкесов. - Краснодар, 1927.

6. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1992. *Z.

7. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1997. |_

THE GENERAL ANDSPECIAL INSYSTEM OFREUGIOUSANDMYTHOLOGICAL BELIEFS AND REPRESENTATIONS OFGREBEN COSSACKS

GrigorievAnatolyFedorovich, PhDofPedagogical Science, DSc ofCultural Science, Correspondingmember RANS, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: grig.26rus@gmail.com

The analysis ofreligious and mythological beliefs and representations ofgrebensky Cossacks is carried out. Representing special 9 5

typeof connection of Christianity with traditional pagan ideas of world around, the old beliefofgrebensky Cossacks imprinted pronounced layers of East Slavic paganism which were closely bound and included in Christian ceremonialism. In the course of the comparative analysis Old Slavic archaism and the specificity of mythological representations acquired in the course ofpolycultural interaction with the North Caucasian people was revealed. In beliefs of grebensky Cossacks the same as at the Don Cossacks, besides direct names of mythological characters, are found indirect, genetically going back to paganism and Christianity. Characteristic features of grebensky mythology are the animism, fetishism, a mythologization of images, a consciousness metamorfichnost that special reflection found in the maintenance of song folklore.

Keywords: religious and mythological beliefs and representations of grebensky Cossacks; old belief; pagan representations; Old Slavic archaism; animism; fetishism; mythologization of images; consciousness metamorfichnost.

СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ УДК 398.221

ВЕРОВАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ГРЕБЕНСКИХКАЗАКОВ

Представляя особыйтип соединения христианства страдиционными язычески- © ГригорьевА.Ф., 2014

ми представлениямиобокружающем мире, старообрядчество гребенскихказаков запечатлело ярко выраженные пласты восточнославянского язычества, которые оказались тесно переплетены и включены вхристианскую обрядность. В процессе сравнительного анализа была выявлена древнеславянская архаичность и специфичностьмифологическихпредставлений, приобретенная в процессе поликультурного взаимодействия с северокавказскиминародами. Вверованияхгребен-ских казаков также, какудонскихказаков, помимо прямых наименований мифологических персонажей, обнаруживаются косвенные, генетически восходящие к язычеству и христианству, черты. Характерными чертамигребенской мифоло-гииявляются анимизм, фитишизм, мифологизация образов, метаморфичность сознания, что особенноеотражение нашло в содержаниипесенного фольклора.

Ключевые слова:религиозно-мифологические верования и представления гребенскихказаков; старообрядчество;языческие представления;древнеславянская архаичность; анимизм; фитишизм; мифологизация образов; метаморфичность сознания.

Исследование религиозно-мифологических верований и представлений гребенских казаков позволяет выявить специфичность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.