Научная статья на тему 'Анализ проблем наркотизма в России на современном этапе'

Анализ проблем наркотизма в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3149
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОБИЗНЕС / НАРКОТИК / НАРКОМАН / НАРКОМАНИЯ / НАРКОДЕЛЬЦЫ / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саакян Маргарита Ваниковна

В статье рассматриваются проблемы наркотизма в современной России, в частности, исследуются состояние рынка наркотических услуг, уровень преступности связанной с наркотиками, выявляются внутригосударственные правовые методы борьбы с наркотизмом, механизмы правового взаимодействия стран СНГ в противодействии наркобизнесу. Законодательству принадлежит важная, но не самая главная роль в борьбе с преступностью. Разнообразие причин и условий, порождающих преступность в сфере наркобизнеса, предопределяет и многообразие средств борьбы с ней. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на эти причины непосредственно, т. е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем наркотизма в России на современном этапе»

УДК 343. 57 ББК 67.408.132 С 12

М.В. Саакян

Анализ проблем наркотизма в России на современном этапе

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы наркотизма в современной России, в частности, исследуются состояние рынка наркотических услуг, уровень преступности связанной с наркотиками, выявляются внутригосударственные правовые методы борьбы с наркотизмом, механизмы правового взаимодействия стран СНГ в противодействии наркобизнесу. Законодательству принадлежит важная, но не самая главная роль в борьбе с преступностью. Разнообразие причин и условий, порождающих преступность в сфере наркобизнеса, предопределяет и многообразие средств борьбы с ней. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на эти причины непосредственно, т. е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.

Ключевые слова:

Наркобизнес, наркотик, наркоман, наркомания, наркодельцы, преступность.

Построение эффективной системы государственного механизма управления является приоритетом президентской программы

В.В. Путина. На рубеже тысячелетий граждане воспринимают государство как предоставителя услуг, а себя - в качестве налогоплательщиков, которые оплачивают эти услуги из своего кармана. Как предоставитель услуг государство в лице его учреждений (министерства, комитеты, управления и пр.) стремится отбирать и предоставлять обществу наиболее целесообразные и эффективные услуги. Особенно остро эта функция государства востребуется обществом, когда какие-либо проблемы начинают подавлять общественную жизнь и угрожают выживанию поколений.

Одной из наиболее опасных проблем является эпидемия наркотизма и СПИДа в России. В последнее десятилетие определилась губительная тенденция к резкому возрастанию количества потребителей наркотиков и больных наркоманией. Согласно данным зам. гл. нарколога Москвы Е.Брюна, в Москве насчитывается от 600.000 до 1.000.000 больных наркоманией. Катастрофически растет число заболевших СПИДом. К 2000 г. количество зарегистрированных достигает 14.000 чел. У 90% наркоманов диагностируется заразная форма гепатита.

Средний возраст наркомана неуклонно снижается до подросткового.

Все эти цифры красноречиво говорят об утрате контроля над наркотизмом в Москве и стране. Наркотизм приобрел черты неконтролируемого роста, т.е. стал эпидемией, стал угрозой для выживания страны [1].

В решении этой проблемы есть 2 компонента:

1. Профилактика - борьба с наркооборотом и пропаганда, прежде? всего среди детей и молодёжи, здорового образа жизни без наркотиков с целью ликвидации спроса на наркотики.

2. Лечение (реабилитация) людей, уже ставших наркоманами. Наркомания в России угрожает уже не только здоровью населения, но и национальной безопасности. Об этом заявляют сегодня участники парламентских слушаний в Совете Федерации, на которые Комитет СФ по науке и здравоохранению пригласил представителей Минздрава, Минобразования, силовых ведомств, Госкомспорта и ряда научных учреждений.

Число наркоманов в России, по данным Госкомстата РФ, увеличилось почти до 3 млн., а за последнее десятилетие количество больных, официально состоящих на учете, выросло

в 7,5 раза. Фактически же, по мнению экспертов, их в 2-3 раза больше. Число преступлений, связанных с наркотиками, катастрофически растет.

Участники парламентских слушаний считают, что наиболее эффективной мерой по борьбе с наркобизнесом и наркоманией является усовершенствование законодательной базы, а также меры по профилактике наркомании. Было обращено внимание на необходимость принятия ряда законодательных актов и, в первую очередь, внесение изменений и поправок; в закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» [2].

Принято считать, что проблема наркомании в нашей стране возникла в новое, «постпе-рестроечное» время и является типичной болезнью капиталистического общества. Это не совсем так. Наркомания существовала и в Советском Союзе. Вспомним хотя бы нашумевшую в свое время «Плаху» Чингиза Айтматова. Конечно, то, что происходит в России сегодня, по масштабам несоизмеримо с уровнем распространения наркомании, который был в стране 10 лет назад. Нельзя не учитывать прозрачность границ, либерализацию всех сфер общества, кардинальные, революционные изменения, которые произошли на бывшем советском пространстве. Все это усугубило проблему наркомании, но все же не стоит рассматривать ее как типичную болезнь сегодняшнего российского общества.

Несмотря на все запретительные и конфискационные меры, потребление наркотиков продолжает неуклонно расти, даже в таких благополучных странах, как США и Германия. В США, по оценке специалистов, приблизительно 3,6 миллионов человек находятся в зависимости от наркотиков. Потребление наркотиков представляет самую серьезную опасность для здоровья населения этой страны. Наркомания является там самой распространенной причиной психических расстройств. И правительство расходует огромные средства на решение проблем наркомании на протяжении многих лет. На эти цели за последние 15 лет израсходовано бюджетных денег вдвое больше, чем на все биохимические исследования, включая исследования в области кардиологии, рака и СПИДа [3]. По данным ООН, потребление наркотиков растет во всем мире: и в Иране, где за это полагается смертная казнь, и в Голландии, где про-

дажа легких наркотиков частично легализирована.

Когда-то наркомания рассматривалась исключительно как моральная и психологическая проблема. Сейчас приходит понимание, что это хроническое, возвратное заболевание, имеющее как личностные, так и социальные причины. Употребление наркотиков, как показывает и российский, и зарубежный опыт, характерно для всех социальных и этнических групп. Специалистам известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимости.

Люди часто впервые принимают наркотики из-за элементарного любопытства, пытаясь изменить настроение, отношение к действительности или свое эмоциональное состояние. Наркотики являются мгновенно действующим средством от скуки, тревоги, подавленности и боли. Они также быстро удовлетворяют стремление человека получить новые ощущения. Однако избавление от наркомании как одного конкретного человека, так и всей страны - это сложный и длительный процесс. Для решения этой проблемы требуются неимоверные усилия, терпение и настойчивость.

По некоторым данным, за последние пять лет наркомания в России возросла в 5 раз среди взрослых и в 300 раз среди подростков [4].

Успехи в борьбе с наркоманией принято исчислять в килограммах изъятых правоохранительными органами наркотиков и миллионах рублей несостоявшейся выручки наркодельцов. Однако такая результативность довольно сомнительна. Проведенные в мире исследования показывают, что конфискация даже самых больших партий сырья или готовых наркотиков не снижает общего уровня их потребления, даже не приостанавливает эпидемию наркомании.

Статистика заставляет усомниться в том, что рост наркомании можно кардинально снизить, борясь с поставками наркотиков. Несмотря на усилия, которые предпринимают США в борьбе с международной наркомафией, производство опиума и кокаина во всем мире за последние 10 лет удвоилось. Наркобизнес превратился в глобальную индустрию. По данным ООН, опубликованным в 2000 году, правоохранительным органам всего мира удается перехватить не более четверти всех предназначенных на продажу наркотиков. Наркобизнес же

может быть убыточным, только если будет изыматься три четверти [5].

Безусловно, ограничение доступа наркотиков в регион, в студенческие общежития, вузы, школы во многом зависит от деятельности силовых структур, которые мы поддерживаем, и будем поддерживать.

Но весь опыт борьбы с наркоманией показывает, что только с помощью милиции эту проблему не решишь. Исследования, проведенные американцами еще в 1999 году, показали, что рентабельность программ профилактики и лечения наркомании в семь раз превышает рентабельность программ борьбы с поставками наркотиков [6].

Просветительские программы предупреждения наркомании способны вдвое сократить рост численности наркоманов. Эффективные программы профилактики обходятся дешевле, чем строительство тюрем, современное оборудование по перехвату наркотиков и расходы на медицину, связанную с последствиями наркомании.

Специальные профилактические программы должны соответствовать культуре общества и особенностям региона. Иначе они просто не будут работать. Эти программы должны учитывать психологические, возрастные особенности подростков, учащихся колледжей и студентов вузов.

Необходимо разработать и специальные программы для хронических наркоманов, поскольку они являются центральным звеном в проблеме наркомании. Именно они потребляют основную долю наркотиков, за счет них процветают наркодельцы. Эти программы должны основываться на формировании у человека мотивации к избавлению от наркотической зависимости.

Хроническим наркоманам надо помогать, а не бороться с ними. При этом требуются терпение, сочувствие и твердая воля.

Наряду с лечением необходимы обучение профессии, профилактика рецидивов, врачебный контроль. Все это, с учетом российской специфики, нам трудно делать. Но другого выхода просто нет.

Есть данные о том, что в настоящее время в России совершается не менее 10 миллионов преступлений в год. Существенно усилила свой потенциал и влияние организованная преступность, которая, опираясь на коррумпированных

чиновников, активно влияет и на политические, и на экономические структуры.

На оперативном учете в органах внутренних дел страны стоит более 9 тысяч организованных преступных групп, которые целенаправленно внедряют своих людей в госаппарат, используют для сбора информации новейшие технические средства, привлекают средства массовой информации для формирования нужного им общественного мнения [7].

Либерализация экономики создала благоприятную среду для широкого воспроизводства и расширения традиций советской теневой экономики. По информации МВД РФ, оборот теневой экономики в России составляет 750 миллиардов рублей.

Причины сильной криминализации российского общества также связаны с резким расслоением населения на бедных и богатых, что порождает антагонизм, социальную зависть, способствует духовному кризису, искажению шкалы моральных ценностей. Корысть стала занимать доминирующее положение в поведении, действиях людей. С этим связан не только резкий рост заказных убийств, но и коррумпированность государственного аппарата в целом и, что особенно опасно, той его части, которая должна бороться с преступностью [8].

Широко распространено мнение, что если уровень преступности растет, нужно ужесточать наказания. Сегодня это и происходит в России. Но из истории права мы знаем, что не жестокость наказания, а только его неотвратимость может дать положительный результат в деле предупреждения преступности. С этим-то как раз серьезные проблемы.

Определенные особенности борьбы с преступностью в России связаны с ее международными обязательствами, в частности со вступлением страны в Совет Европы. Российское законодательство, в том числе и уголовное, а также деятельность соответствующих правоохранительных учреждений будут проверяться на их соответствие международным стандартам. По всей видимости, понадобится расширение так называемых альтернативных мер наказания, не предусматривающих лишения свободы, а также постепенный отказ от применения смертной казни.

Как же бороться с наркотиками? Основные наркотики, которые бытуют в России, растительного происхождения, их выращивают кре-

стьяне в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах. И в России под наркотиками сегодня около 1 млн. гектаров. И это не вина этих людей - это их беда, потому, что это в основном люди престарелого возраста, инвалиды, пенсионеры, у них нет другого способа прокормить свои семьи. Многие, особенно в отдаленных, высокогорных районах, живут только за счет этого. В этих местах наркотики -это деньги, которыми расплачиваются, меняют на товары, продукты. Это не бизнес для них, это способ выжить. И сколько бы с воздуха не опыляли ядохимикатами эти плантации, сколько бы не вводили войска в период цветения конопли и мака, сколько бы не проводили красивых милицейских облав - победить крестьянство невозможно. Но у государства нет выбора. В данном случае государство должно проявить патронаж над этой отраслью и ввести это в свои аграрные программы. Тогда, можно будет надеяться на то, что будут перекрыты пути поступления наркотиков из самой России, и тогда останутся только привозные наркотики, с которыми легче бороться путем перекрывания каналов доставки. Вообще в борьбе с наркоманией наибольшего успеха, как ни странно, добились Сингапур и Малайзия, где за все операции, связанные с наркотиками - смертная казнь.

Преодоление незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров предполагает осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий против их незаконного культивирования, производства, распространения, а также перетока наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из легального оборота в нелегальный. Главное внимание правоохранительных и специальных органов будет направлено на всемерное ограничение для населения доступности наркотических средств и психотропных веществ. В этой связи основные позиции государственной стратегии в данной сфере будут связаны с предотвращением ввоза нелегальных наркотиков в Страну, эффективным изъятием наркотиков из нелегального оборота, предупреждением перетока наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из легального оборота в нелегальный.

Центральной проблемой, привлекающей к себе особое внимание государства в сфере борьбы с наркобизнесом, остаются продолжающие наращивать свои усилия контрабанда

и транзит наиболее опасных видов опиатов (героина, опия) и синтетических наркотиков! В этой связи будут уточнены полномочия таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в составе правоохранительных и специальных органов структурно выделены и укреплены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой запрещенных к обороту предметов и предметов, обращение которых ограничено.

Особое внимание будет уделяться расширению и углублению сотрудничества с правоохранительными и специальными органами зарубежных и, прежде всего приграничных стран. В этих целях предстоит совершенствование норм, создающих правовые основы для широкого международного сотрудничества в области борьбы с наркобизнесом, в частности, при проведении совместных операций по «контролируемым поставкам», осуществлении мер против легализации преступных доходов и' другие. В практическую плоскость реализации будут переводиться двусторонние и многосторонние договоры и соглашения в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением им, участником которых является РФ. В этой связи приоритетное внимание будет уделяться документам, подписанным с государствами Центральной Азии и СНГ [9].

Важнейшие направления взаимодействия и сотрудничества с приграничными государствами должны быть связаны с вопросами сближения, гармонизации законов, регулирующих ответственность за незаконное распространение наркотиков, разработки региональных механизмов наблюдения за изменениями, происходящими в сфере нелегального изготовления и распространения наркотических средств и психотропных веществ, вопросами создания каналов быстрой связи и многими другими. Встречи сотрудников правоохранительных и специальных органов с целью обмена информацией, опытом и методами борьбы с незаконным оборотом наркотиков предстоит расширять и сделать регулярными.

На внутриреспубликанском уровне предстоит осуществить организационно-кадровое и техническое укрепление таможенных постов и отдельных контрольно-пропускных пунктов пограничной службы в южном направлении, а позже - на других участках и объектах границы!, чаще всего используемых, для контрабанды

и нелегального транзита наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Необходимо добиться осуществления согласованной, сбалансированной деятельности правоохранительных и специальных органов республики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Надеемся, будут созданы соответствующие условия для значительного повышения эффективности деятельности этих органов посредством улучшения их материально-технического оснащения и кадрового обеспечения, совершенствования организации работы. В этой связи будет продолжено создание и укрепление специализированных подразделений в их составе, занимающихся предотвращением наркопреступлеиий и расследованием дел о незаконном обороте наркотиков. Важным условием их эффективной работы является организационно-методическое и кадровое укрепление подразделений центральных аппаратов, которые должны координировать деятельность своих структурных подразделений на местах, анализировать и обобщать результаты их деятельности и принимать меры по ее совершенствованию, осуществлять методическое руководство наиболее сложных преступлений, связанных с наркотиками, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами.

Предстоит выработать специальный механизм расследования преступлений, связанных с организованной преступной деятельностью, включая и организованный наркобизнес, что в дальнейшем потребует отчетливой профессиональной специализации в системе правоохранительных и специальных органов республики в целях обеспечения своевременного пресечения и наиболее эффективного расследования деятельности организованных преступных групп и сообществ, имеющих коррумпированные связи, осуществляющих незаконное производство, распространение, контрабанду наркотиков, легализацию преступных доходов от наркобизнеса. В каждом случае совершения преступления, связанного с наркотиками, компетентным органам следует добиваться целенаправленной отработки версий о возможном совершении его организованной преступной группой или преступным сообществом. Необходимо учитывать наличие связи незаконного оборота наркотиков в международном масштабе с нелегальной торговлей оружием, религи-

озным экстремизмом, терроризмом, заказными убийствами и другими угрозами безопасности людей и государств.

От любого другого преступного дела наркобизнес отличается как минимум тремя вещами. Во-первых, беспрецедентными объёмом и доходностью. Во-вторых, сложностью сбора доказательств для возбуждения уголовного дела против организатора продажи наркотиков. В-третьих, уникальной ситуацией, когда можно делать статистику, отлавливая не продавцов, а потребителей. (Кстати, еще в 2000 году генпрокурор Устинов критиковал УБНОН МВД России за то, что из общего числа привлеченных к ответственности 80% - потребители и только 20% - курьеры и торговцы, хотя должно быть наоборот) [2].

В общем, государственная программа борьбы с наркобизнесом вряд ли заставит активизироваться правоохранительные органы. И хотя, конечно, открытый призыв президента страны бороться с наркомафией активнее на время подхлестнет исполнителей, ждать от этого каких- то суперрезультатов не приходится. Даже притом, что штат борцов будет увеличен с восьми тысяч до тридцати.

В условиях, когда платить реальную цену за борьбу с наркомафией государство не может (на эти цели на период 2004-2006 годов бюджетом предусмотрено всего $ 53.5 млн.), все чаще раздаются голоса в пользу хотя бы частичной легализации наркотиков. Легализация даже частичная, автоматически приведет к лавинообразному росту потребителей наркотиков - за счет тех, кто не употреблял просто потому, что они были незаконны, а значит, относительно недоступны. Тем более что рассуждения сторонников легализации выглядят чистым теоретизированием: вряд ли она возможна в России

[7].

Методы, применяемые в государственной наркологии, не эффективны и объективно способствуют распространению наркотизма в стране.

Государственная наркология своей неэффективной безальтернативной деятельностью наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу и государству.

Предложения:

1. Создать независимый институт оценки эффективности антинаркологических технологий.

2. Провести отбор эффективных технологий для внедрения в широкую практику.

3. Разработать программу действий по замене неэффективных технологий, используемых в системе государственной наркологической службы.

4. Развивать негосударственную (альтернативную) систему наркологической помощи.

5. Создать единое правовое поле для всех (государственных, муниципальных, частных и др.) участников рынка антинаркотических услуг.

Главной целью является обеспечение реализации единой и сбалансированной государственной политики, позволяющей установить эффективный государственный и социальный контроль над развитием наркоситуации в стране, добиться ее стабилизации и ограничения негативного влияния на состояние внутренней и внешней безопасности России, здоровья и благополучия народа.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих приоритетных задач: [6]

1. совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы для борьбы с наркоманией и наркобизнесом и ее эффективное применение;

2. формирование социального наркотического иммунитета населения и на этой основе консолидация общества на борьбу с наркоманией и наркобизнесом;

3. установление контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, ограничение доступности наркотиков и их недопущение в нелегальный оборот;

4. обеспечение сбалансированной, совместной деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств;

5. смещение острия уголовных репрессий с собственно потребителей наркотиков в сторону организаторов и активных исполнителей наркобизнеса;

6. установление эффективного сотрудничества с правоохранительными, специальными и иными компетентными органами государств СНГ и других стран;

7. привлечение инвестиций, иной международной технической помощи в сфере борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

Главными условиями достижения цели и решения приоритетных задач стратегии являются их реальность, адекватность времени и адаптированность к обстановке

Ключевыми факторами, влияющими на достижение цели и приоритетных задач, являются:

- профессионализм, консолидированность и координированность усилий всех компетентных органов государства;

- финансовое, техническое и иное обеспечение;

- поддержка широких слоев населения;

- поэтапность и планомерность реализации программ.

Законодательству принадлежит важная, но не самая главная роль в борьбе с преступностью. Разнообразие причин и условий, порождающих преступность, предопределяет и многообразие средств борьбы с ней. Наиболее эффективными будут те меры, которые воздействуют на эти причины непосредственно, т. е. реформируют систему уголовной юстиции, обеспечивают ее кадрами и финансами, совершенствуют систему профилактики.

Примечания:

1. Меретуков ГМ. Уголовно-правовые проблемы борьбы с наркобизнесом. - Ростов-н/Д, 1994.

С.8.

2. Мирошниченко НА., Музыка А.А. Уголовноправовая борьба с наркоманией. - КиевЮдесса, 1998. С. 13.

3. О развитии международного сотрудничества полицейских служб // Бюллетень: Борьба с преступностью за рубежом: по материалам зарубежной прессы. 1996. № 3. С.37.

4. Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-

правовой аспекты. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000. С. 12.

5. Шаргородский М.Д. Курс современного уголовного права. - М.-Л. 1999. С. 127.

6. Тимофеев Л. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. - М., 2002. С.83.

7. Иванов В. Марионетки наркобизнеса // «Представитель власти» № 15 (21). Август 2001. С.21.

8. Свядощь А. М. Наркомания. Борьба и профилактика. М., 2002. С.27.

9. Егиазарян Г. Необходимость координации борьбы с организованной преступностью в государствах - участниках СНГ // Беларусь в мире. 1999. №2. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.