Научная статья на тему 'Анализ проблем конфликтности на предприятиях угольной промышленности Кузбасса'

Анализ проблем конфликтности на предприятиях угольной промышленности Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
446
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / ШТАТНЫЙ ПСИХОЛОГ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мороденко Евгения Васильевна, Медовикова Евгения Александровна

Система общественных отношений характеризуется рядом сложностей. В основе общественных отношений лежат потребности и интересы людей. В связи с тем, что возникает ряд помех на пути реализации потребностей и интересов обостряются противоречия между людьми (социальными группами), что приводит к кризисным ситуациям с открытой конфронтацией, сознательным противоборством и конфликтами. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации [7]. Слишком часто руководители считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако на практике это оказывается совсем не так. Поэтому изучение социально-психологических механизмов конфликтов в организации, от причин их возникновения до успешного разрешения, остается актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мороденко Евгения Васильевна, Медовикова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of conflict issues at enterprises of the Kuzbass coal industry

The system of social relations is characterized by a number of issues. Needs and interests of people are the basis of public relations. Due to the fact that there are number of obstacles in the realization of needs and interests, the contradictions between people (social groups) are aggravated, which leads to crisis situations with an open confrontation, conscious confrontation and conflicts. The role of a conflict, mainly, depends on how effectively it is managed. It is necessary to understand the causes of the conflict situation in order to manage the conflict [7]. Too often managers believe that the main cause of the conflict is the clash of personalities, but in practice this is not the case at all. Therefore, the study of the socio-psychological mechanisms of conflicts in the organization remains actual, from the causes of their occurrence to a successful resolution.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем конфликтности на предприятиях угольной промышленности Кузбасса»

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

3. Родионов, А.В. Психофизиология экстремальной деятельности / А.В. Родионов // Спортивный психолог. - 2005. - № 2 (5). - С. 28-33.

REFERENCES

1. Kashirskiy, D.V. (2014), "Dynamics of the value orientations of the Russian young people", Bulletin of the Altai Academy of Economics and law, No. 1, pp. 119-123.

2. Ilin, E.P. (2002), Motivation and motives, Piter, St. Petersburg.

3. Rodionov, A.V. (2005), "Psychophysiology extreme activities", Sport psychologist, No. 2 (5), pp. 28-33.

Контактная информация: m.sportedu@gmail.com

Статья поступила в редакцию 24.04.2017

УДК 316.6

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУЗБАССА

Евгения Васильевна Мороденко, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой, Евгения Александровна Медовикова, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Прокопьевск

Аннотация

Система общественных отношений характеризуется рядом сложностей. В основе общественных отношений лежат потребности и интересы людей. В связи с тем, что возникает ряд помех на пути реализации потребностей и интересов обостряются противоречия между людьми (социальными группами), что приводит к кризисным ситуациям с открытой конфронтацией, сознательным противоборством и конфликтами. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации [7]. Слишком часто руководители считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей, однако на практике это оказывается совсем не так. Поэтому изучение социально-психологических механизмов конфликтов в организации, от причин их возникновения до успешного разрешения, остается актуальным.

Ключевые слова: конфликты, предприятия угольной промышленности, методы разрешения конфликтов, штатный психолог, мониторинг.

ANALYSIS OF CONFLICT ISSUES AT ENTERPRISES OF THE KUZBASS COAL

INDUSTRY

Evgenia Vasilievna Morodenko, the candidate of psychological sciences, department chair, Evgenia Aleksandrovna Medovikova, the candidate of psychological sciences, senior teacher, Kuzbass State Technical University of T.F. Gorbachev, Prokopyevsk

Annotation

The system of social relations is characterized by a number of issues. Needs and interests of people are the basis of public relations. Due to the fact that there are number of obstacles in the realization of needs and interests, the contradictions between people (social groups) are aggravated, which leads to crisis situations with an open confrontation, conscious confrontation and conflicts. The role of a conflict, mainly, depends on how effectively it is managed. It is necessary to understand the causes of the conflict situation in order to manage the conflict [7]. Too often managers believe that the main cause of the conflict is the clash of personalities, but in practice this is not the case at all. Therefore, the study of the socio-psychological mechanisms of conflicts in the organization remains actual, from the causes of their occurrence to a successful resolution.

Keywords: conflicts, coal industry enterprises, conflict resolution methods, staff psychologist, monitoring.

Проблема конфликтного поведения персонала на предприятиях угольной промышленности Кузбасса занимает одно из ведущих направлений [5]. Несмотря на то, что конфликты являются постоянным «спутником» развивающегося коллектива, они несут в себе не только отрицательные, но и положительные моменты. Руководство предприятий должно понимать, что профилактика конфликтов требует меньших затрат сил, средств и времени [5]. Угольная промышленность сама по себе сфера деятельности достаточно сложная и травмоопасная, в связи с чем конфликты неизбежны.

Для выявления причин организационных конфликтов на предприятиях угольной промышленности Кузбасса были использованы следующие методы и методики: тест «Оценка уровня конфликтности» В.И. Андреева; методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А. Л. Журавлева; тест-опросник «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса; тест «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест) [2].

В целом в исследовании приняло участие 1425 респондентов.

По результатам методики «Оценка уровня конфликтности» В.И. Андреева, в большинстве своем преобладает уровень конфликтности в коллективах выше среднего (50%).

В результате диагностики уровня конфликтности личности было выявлено 30% со средним уровнем конфликтности, 50% - с уровнем конфликтности выше среднего. Данное обстоятельство говорит о том, что конфликтные ситуации между работниками предприятиях возникают достаточно часто. В связи с чем, конфликты тормозят в целом работу персонала, переключая внимание с профессиональной деятельности на аспект постоянного выяснения межличностных отношений.

По результатам методики «Определение стиля руководства трудовым коллективом» (В.П. Захаров, А.Л. Журавлев) получены следующие данные: в целом руководство придерживается директивного стиля управления (72%). В связи с этим руководитель обладает достаточной властью, единолично принимает важные решения, которые впоследствии навязываются исполнителям.

По результатам методики «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса получены следующие данные: 36% приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у 30% респондентов преобладает тактика приспособления. Однако, в большей мере персонал не идет на открытый конфликт с руководящим звеном, опасаясь серьезных последствий.

По результатам методики «Изучение психологического климата коллектива» (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест) на предприятиях угольной промышленности преобладает неблагоприятный психологический климат (50%). В связи с чем, на предприятиях преобладает подавленное настроение, пессимизм, нежелание участвовать в общих корпоративных мероприятиях. Неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством неблагоприятно отражается на надежности и эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности коллектива.

В рамках научного исследования проведен корреляционный анализ. Стратегии избегания и приспособления положительно коррелируют с неблагоприятным климатом в коллективе (г = 0.66). Уровень конфликтности выше среднего положительно коррелирует с директивным стилем управления трудовым коллективом (г = 0.62). Уровень конфликтности выше среднего положительно коррелирует с неблагоприятным климатом в трудовом коллективе (г = 0.54).

К основным причинам возникновения конфликтов на предприятиях угольной промышленности относятся: социально-психологическая напряженность; недовольство организацией трудовой деятельности; личные претензии и амбиции работников.

Поэтому для управления конфликтами и минимизации их негативных последствий были предложены следующие рекомендации:

1. Введение должности штатного психолога. Данная необходимость объясняется рядом факторов: психолог окажет высоко квалифицированную помощь; вести фиксацию

конфликтных ситуаций в коллективе, участвовать в подборе персонала и в формировании групп по объектам (по типу темперамента, по складу ума, личностным характеристикам); разрабатывать систему мониторинга по конфликтным ситуациям [3].

2. Проведение психологического мониторинга два раза в год с целью выяснения причин возникновения конфликтов и их урегулирования. Мониторинг должен проходить в несколько этапов: подготовительный, пилотное проведение мониторинга, полевая стадия исследования, обработка и анализ информации, составление рекомендаций.

3. Создание в коллективе высокой организационной культуры, а также справедливой системы мотивации персонала (в целях решения личностных проблем) [4]. Очень важным элементом профилактики является доступность информации о жизни организации для всех ее сотрудников. Понимая, что индивидуальные особенности исследуются, чтобы предоставить человеку возможность наиболее полно реализоваться в интересах предприятия, люди выразят значительно большую готовность сотрудничать.

Таким образом, данные мероприятия позволят выявлять индивидуально-типологические особенности личности на начальном этапе; сплотить коллектив; предупредить ряд причин внутриорганизационных конфликтов, что в целом скажется на позитивном внутриорганизационном климате организации и создаст благоприятную атмосферу трудовой деятельности (снижение конфликтности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гостев, А. Н. Организационный конфликт: социологический аспект : монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко. - Москва : Изд-во Смоленского гос. ун-та, 2013. - 179 с.

2. Кашник, О.И. Практикум по управлению конфликтами в организации / О.И. Кашник, Н.В. Силкина, Е.А. Федосихина ; Сибирск. гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск : [б.и.], 2014. - 302 с.

3. Крюкова, Е.А. Алгоритмы работы с конфликтами в организации / Е.А. Крюкова // Российское предпринимательство. - 2013. - № 8 (230). - С. 115-119.

4. Медовикова, Е.А. Анализ социально-психологического климата трудового коллектива на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области / Е. А. Медовикова, Е.В. Мороденко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 1, № 2 (62). -С. 135-137.

5. Мороденко, Е.В. Обеспечение эффективного управления на предприятиях угольной промышленности Кемеровской области / Е. В. Мороденко, Е. А. Медовикова // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве : сборник трудов Международной научно-практической конференции. - Экибастуз, 2016. - С. 122-124.

6. Мкртумян, Л.С. Организационная культура как фактор конструктивного разрешения конфликтов / Л.С. Мкртумян // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск : Два комсомольца, 2015. - С. 60-63.

7. Яловецкая, Л.Г. Управление конфликтами в современной организации : монография / Л.Г. Яловецкая ; Филиал Московского государственного университета культуры и искусств. -Норильск : [б.и.], 2012. - 139 с.

REFERENCES

1. Gostev, A.N. and Demchenko, Т^. (2013), Organizational conflict: sociological aspect: monograph, publishing house SSU, Moscow.

2. Kashnik, O.I., Silkina, N.V. and Fedosikhina, E.A. (2014), Workshop on conflict management in organization, publishing house SSUPS, Novosibirsk.

3. Kryukova, E.A. (2013), "Algorithms for dealing with conflicts in the organization", Russian Entrepreneurship, No. 8 (230), pp. 115-119.

4. Medovikova, E.A. and Morodenko, E.V. (2015), "Analysis of the socio-psychological climate of the work collective at the coal industry enterprises of the Kemerovo Region", Vestnik of the Kemerovo State University, No. 2 (62), Vol. 1, pp. 135-137.

5. Morodenko, E.V. and Medovikova, E.A. (2016), "Providing effective management at the coal industry enterprises of the Kemerovo Region", Improving the quality of education, modern innovations in science and production: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, publishing house KuzGTU in the city of Prokopyevsk, Ekibastuz, pp. 122-124.

6. Mkrtumyan, L.S. (2015), "Organizational culture as a factor of constructive conflict resolution", Topical issues of modern psychology: materials of the III international. Sci. Conf. (Chelyabinsk, February 2015), Two Komsomol members, Chelyabinsk, pp. 60-63.

7. Yalovetskaya, L.G. (2012), Conflict management in a modern organization: monograph, Branch of the Moscow State University of Culture and Arts, Norilsk.

Контактная информация: e-medovikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2017

УДК 159.9:796.332.6

АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Людмила Евгеньевна Наконечная, аспирант,

Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) (ФГБОУВПО «РГУФКСМиТ»), г. Москва

Аннотация

В статье приводятся рекомендации и технология программы индивидуализации психологической подготовки спортсменок высокой квалификации в мини-футболе, построенной с использованием интегративного подхода. Использование программы позволяет добиться положительных изменений ряда показателей: проявления стрессоустойчивости; преодоления сбивающего влияния факторов соревнования, а также повышению психологической устойчивости спортсменок.

Ключевые слова: индивидуализация, психологическая подготовка, женский спорт, мини-футбол.

ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF SPORTSWOMEN OF HIGH

QUALIFICATION

Lyudmila Evgenievna Nakonechnaya, the post-graduate student,

Elena Vasilevna Romanina, the candidate of psychological sciences, professor,

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

In the article the recommendations and technology of the program of individualization of psychological preparation of sportsmen of high qualification in mini-football built up by using the integrative approach is given. Using the program allows you to achieve positive changes in a number of indicators: manifestations of stress resistance; overcoming the knocking down influence of competition factors, as well as increasing the psychological stability of athletes.

Keywords: individualization, psychological training, sportswomen, futsal.

Психологическая подготовка является необходимым звеном в системе подготовки спортсменок высокого класса. Благодаря психологической подготовке происходит формирование и совершенствование у спортсменок свойств личности и психических качеств, необходимых для повышения эффективности в подготовке к соревнованиям и надежного выступления в них [1, 2]. На сегодняшний день проблеме индивидуализации в спорте посвящено довольно много исследований в различных видах спорта как зарубежных, так и отечественных авторов, однако специфических исследований, посвященных особенностям индивидуализации психологической подготовки спортсменок высокой квалификации в командных видах спорта, нами обнаружено не было.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.