Научная статья на тему 'Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры'

Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МИКРОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / THE INDUSTRY / INNOVATIVE ACTIVITY / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / MICROSYSTEMS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урванцева Н. А.

Повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Increase of competitiveness of the Russian industry is possible only through development of innovative activity. One of mainstreams of development and stimulation of innovative activity is creation of an innovative infrastructure.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Урванцева Н.А., соискатель РГУПС

Повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: промышленность, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, микросистемный подход.

THE ANALYSIS OF PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Urvanzeva N., RGUPS, the competitor

Increase of competitiveness of the Russian industry is possible only through development of innovative activity. One of mainstreams of development and stimulation of innovative activity is creation of an innovative infrastructure.

Keywords: the industry, innovative activity, an innovative infrastructure, microsystems approach.

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы. Для начала рассмотрим экономическую сущность понятия инновационная инфраструктура.

В настоящее время существует несколько подходов к трактовке понятия «инновационная инфраструктура». Среди этих подходов можно выделить: макроэкономический, на основе среды, микросистемный. Каждый из выделенных подходов различается между собой по участникам, связям и задачам. В частности, в рамках макроэкономического подхода встречаются следующие определения инновационной инфраструктуры:

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. В РФ инновационную инфраструктуру составляют: инновационные инкубаторы, технопарки, технологические центры и др.1

Инновационная инфраструктура - это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка. Инновационная инфраструктура является связующим звеном между результатами научных исследований и рынком, государством и предпринимательским сектором экономики. Основу инфраструктуры национальной инновационной системы составляют центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки и территории высоких технологий, фонды поддержки научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, фонды стартового и венчурного финансирования, центры подготовки специализированных кадров (персонала) и по информационному обеспечению инновационной деятельности и др.2

Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, предоставляющих услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса3.

Подход на основе среды трактует инновационную инфраструктуру как универсальную среду осуществления инновационной деятельности в масштабах национальной экономики. Среда может иметь разнообразный характер и состав, основной ее задачей является создание условий для эффективной инновационной деятельности. В рамках данного подхода существуют следующие определения:

Инновационная инфраструктура (инфраструктура национальной инновационной системы) - совокупность условий (фундаментальная наука, система образования), организаций, промышленных и иных общественных объектов, обеспечивающих возможности успешной инновационной деятельности4.

Целесообразно придерживаться микросистемного подхода, в соответствии с которым инновационная инфраструктура понимается как совокупность инноваторов, структурных субъектов, а так-

же вспомогательных организаций, взаимодействующих между собой в рамках конкретных концернов различного масштаба для создания и продвижения на рынок инновационных продуктов и услуг. Основой инновационной инфраструктуры в соответствии с принятым подходом являются так называемые микросистемы, создаваемые участниками инновационной деятельности для решения конкретных задач. Данный подход имеет ряд преимуществ по сравнению с другими подходами.

В частности, по сравнению с макроэкономическим подходом он позволяет четко локализовать инновационные центры для создания наиболее благоприятных условий для инновационной деятельности. По сравнению с подходом на основе среды, микросис-темный подход позволяет ограничить время пребывания инноватора в рамках инновационной инфраструктуры, и выделить именно те хозяйствующие субъекты, которые непосредственно участвуют в инновационной деятельности. В соответствии с указанным подходом можно выделить следующие группы элементов инновационной инфраструктуры: инноваторы; элементы структуры; вспомогательные элементы.

Инноваторами являются хозяйствующие субъекты, непосредственно занимающиеся инновационной деятельностью. Количественно такие субъекты могут быть определены как компании, более 2/3 затрат которых составляют затраты на разработку и изготовление новой продукции. Инноваторы являются локомотивами инновационных микросистем, вокруг которых действуют элементы структуры и вспомогательные элементы. Элементами структуры являются: консалтинговые компании, обеспечивающие взаимосвязь инноваторов между собой и с рынком; информационные компании, обеспечивающие непосредственный доступ инноваторов к научно-технической информации; материально-техническая база, на основе которой инноватор занимается инновационной деятельностью.

Вспомогательные элементы не входят в непосредственную структуру инновационной деятельности, однако без их деятельности инновационная активность была бы практически сведена к нулю. К вспомогательным элементам инновационной инфраструктуры, по нашему мнению, относятся: технологическая база инновационной деятельности, то есть, различные библиотеки нематериальных активов, базы данных для размещения результатов; производственно-экспериментальная база, позволяющая в условиях реальной эксплуатации апробировать нововведения; финансовая база, обеспечивающая авансирование затрат на инновационную деятельность; кадровая база, как источник новых идей и инструмент повышения квалификации инновационных кадров; сбытовая база, обеспечивающая коммерциализацию инноваций, возможность получения дохода инноваторами и компенсации авансированных затрат.

Наиболее привлекательные условия для создания инновационной инфраструктуры с использованием микросистемного подхода предоставляет корпоративная инфраструктура, которая к настоящему времени имеет достаточно разнообразный инструментарий эффективного управления инновационной деятельностью. В частности, в работах различных авторов предлагаются следующие фор-

Рынки сбыта инновационной продукции

Рис. 2.1. Состав НИС и система связей инновационной деятельности

мы реализации инновационного потенциала5: корпоративные инновационные центры, внутренние венчуры, системы корпоративных бизнес-инкубаторов, государственные корпорации.

Таким образом, формирование инновационной инфраструктуры на основе микросистемного подхода позволяет использовать не только государственные ресурсы для повышения инновационного потенциала экономики, но и ресурсы крупных корпораций, участвующих в международной конкуренции и заинтересованных в современных технологиях, продуктах и услугах, получаемых в рамках созданной ими корпоративной инновационной инфраструктуры (КИИ). Одним из главных инструментов создания КИИ являются сделки по корпоративным реструктуризациям, позволяющие корпорациям получать доступ к современным технологиям через приобретение законного правообладателя, либо через финансирование создания инновации в рамках собственной инновационной микросистемы.

Рассмотрим сущность национальной инновационной системе (НИС) и выполняемую роль инновационной инфраструктуры в данной системе. На сегодняшний день, в научной литературе существует довольно много определений НИС6. Для целей статьи под национальной инновационной системой будем понимать систему, преобразующую знания в новые технологии, продукты и услуги, которые потребляются на национальных или глобальных рынках7.

Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят собственно субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Состав и система связей НИС представлены на рис. 2.1.

Как следует из определения НИС, основным результатом ее функционирования является увеличение объемов производства наукоемкой продукции. Достижение практически всех целей, сформулированных в последних материалах Правительства (удвоение ВВП, повышение уровня жизни населения и т.д.) сводятся в конечном итоге к тому, насколько эффективно будет организовано производство. Поэтому основной целью анализа функционирования НИС и инновационной инфраструктуры является определение мер, которые стимулируют рост объемов продаж наукоемкой продукции российских предприятий.

Как показано на рис. 2.1, основными способами участия государства в создании инновационной инфраструктуры являются:

а) институциональный - государственно-частное партнерство, государственная корпорация, свободная экономическая зона;

б) правовой - законодательная база по стимулированию инновационной деятельности, судебная защита инновационных микросистем;

в) финансово-экономический - государственные инвестиционные фонды и региональные венчурные фонды, прямое бюджетное субсидирование, тарифное регулирование, создание технопарков.

В то же время наиболее данные способы развивались крайне несбалансированно. Если на период 1995-2003 гг. наиболее используемой была правовая форма ввиду отсутствия нормативно-правовой базы, в период 2003-2007 финансово-экономические инструменты преобладали в общем спектре инструментов участия государства в формировании инновационной инфраструктуры, то с 2007 года государство отдает предпочтение институциональным инструментам, в частности, развитию института государственно-частного партнерства и созданию государственных корпораций.

На сегодняшний день участие государства в стратегически важных отраслях экономики посредством создания государственных корпораций является одной базовых тенденций развития национальной экономики России.

1 http://www.finam.ru/dictionary/wordf014C800020/default.asp?n=1

2 Проект «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» подготовлен межведомственной рабочей группой Совета безопасности Российской Федерации но проблемным вопросам формирования национальной инновационной системы Российской Федерации с использованием материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, академиями наук, имеющими государственный статус, и организациями научно-технического комплекса) — поручение от 12. 01. 2004 №МП-пр-82,с.6-7.)

3 Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и отклоненный Президентом Российской Федерации 3 января 2000 г.

4 Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

5 См. работы Бандурина А. В., Малышева М. А., Клочая С. В.

6 Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. ИЭПП, М.:2004

7 Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. // Интернет-портал «Наука и инновации в регионах России» // http://www.invur.ru/index.php?page=npot&cat=npub&doc=problems_inn_struct#doc_l1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.