Научная статья на тему 'Анализ прибыльности и рентабельности предприятия'

Анализ прибыльности и рентабельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13413
3268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ прибыльности и рентабельности предприятия»

УДК 338.1 Бузаева Н. А.,

ББК 65.05 магистр, ВГУ,

г. Воронеж, Россия

АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время без грамотного анализа рентабельности деятельности предприятия и выявления факторов, влияющих на эту величину невозможно повысить уровень получаемой прибыли.

Анализ прибыльности и рентабельности предприятия рассмотрим на примере ОАО «Воронежская кондитерская фабрика». Что касается анализа прибыльности и рентабельности предприятия, то наиболее обобщенные показатели финансовых результатов деятельности представлены в отчете о прибылях и убытках в годовой и квартальной бухгалтерской отчетности [1].

Проанализируем изменения основных показателей отчета о прибылях и убытках за 2009-2011 года (таблица 1) [2].

Таблица 1.

2009 год 2010 год 2011 год Темп роста, %

Выручка 1272792 1404285 1749010 137,4

Себестоимость продаж 1010809 1197618 1508988 149,3

Прибыль от продаж 135268 82346 83897 62

Прибыль (убыток) до налогообложения 123488 74262 48880 40

Чистая прибыль (убыток) 97 046 53 581 31 381 32,3

Таблица 1. Анализ показателей отчета о прибылях и убытках

По данным таблицы можно сделать вывод, что выручка от реализации продукции ОАО «Воронежская кондитерская фаб-

рика» неизменно растет с 2009 года. Темп ее прироста составил 37%. Это значит, что предприятие наращивает свой производственный потенциал, увеличивает объемы продаж. Прирост получен за счет увеличения объема продаж в натуральном выражении +70953 тыс. рублей, за счет структурных сдвигов в сторону более дешевой продукции - 743 тыс. рублей [3].

По показателю чистой прибыли наблюдался прирост до

2010 года. В 2010 г. в условиях значительного роста цен на сырье и материалы проводилась политика сдерживания цен на готовую продукцию. Выручка от реализации продукции в 2010 г. выросла незначительно по сравнению с 2009 г., всего на 10% (1404 285/1272 792 = 1,1) [4]. На увеличение себестоимости продаж повлияли высокие затраты на запасы сырья и рост отходов из-за медленного обновления оборудования.

Соответственно, себестоимость продаж за анализируемый период увеличилась. В связи с чем уменьшилась бухгалтерская прибыль.

Благодаря показателям рентабельности можно изучить интенсивность использования ресурсов фабрики, ее способности получать доходы и прибыль.

Рентабельность активов:

Ра 2009 = 123 488 / (747 800 + 644 599) / 2= 0,17 Ра 2010= 74 262 / (875 636 + 747 800) / 2= 0,09 Ра 2011= 48 880 / (908 602 + 875 636) / 2 = 0,055 Коэффициент показывает, что 6 копеек получено бухгалтерской прибыли на рубль активов в 2011 году, что заметно ниже, чем в 2009 году, где аналогично получено 17 копеек. Этот показатель в 2011 г. даже ниже значения в 2010 г., где он составляет 9 копеек на рубль, вложенный в активы предприятия.

Рентабельность оборотных активов:

Ро.а.2009 = 123 488 / (454930 + 344 236) / 2= 0,31 Ро.а.2010= 74 262 / (498 312 + 454930) / 2= 0,16 Ро.а.2011 = 48 880 / (498 312 + 457 606) / 2 = 0,1 Коэффициент показывает, что 10 копеек бухгалтерской прибыли получено на рубль оборотных средств в 2011 году. Это на 21 копейку меньше, чем в 2009 году.

Рентабельность собственного капитала:

Рс.к.2009 = 123 488 / (548 391 + 451 345) / 2 = 0,25 Рс.к.2010= 74 262 / (601 972 + 548 391) / 2) = 0,123 Рс.к.2011 = 48 880 / (633 353 + 601 972) / 2) / 2 = 0,077 По усредненным статистическим данным величина этого показателя составляет примерно 10-12% (в США и Великобритании). Для инфляционных экономик, таких как российская, показатель должен быть выше. Хорошее значение данного коэффициента колеблется от 0,12 до 0,2, свыше 0,20 - отлично.

Соответственно в 2011 году значение данного показателя характеризуем как удовлетворительный, тогда как в 2010 году он был хорошим, а в 2009 - отличным. То есть видим негативную динамику рентабельности собственного капитала ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» за анализируемый период.

Рассмотрим рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж к выручке за соответствующий период: Рпр.2009 = 135 268 / 1 272 792 = 0,11 Рпр.2010 = 82346 / 1 404 285=0,059 Рпр.2011 = 83897 / 1 749 010=0,048

Данный коэффициент отражает, что 4,8 копеек прибыли от продаж было получено фабрикой на 1 рубль реализованной продукции в 2011 году. Рейтинговые значения данного показателя: до 0,1 - неудовлетворительно, то есть данный показатель можно охарактеризовать, как неудовлетворительный. Это свидетельствует о невысокой способности предприятия контролировать издержки. Спад рентабельности продаж является неблагоприятной тенденцией. С 2009 года по 2011 год рентабельность падала, несмотря на возрастание выручки. Рентабельность оборотных активов с 2010 и 2011 гг. упала, что связано с резким спадом бухгалтерской прибыли в 2011 году на 34% (48 880 / 74 262 = 0,66), тогда как величина оборотных активов осталась примерно на прежнем уровне.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы о проблемах финансового состояния ОАО «Воронежская кондитерская фабрика»: 1) динамика всех рассмотренных показателей рентабельности следующая: значения всех показа-

телей рентабельности предприятия существенно снизились в

2011 году по сравнению с 2009 годом; 2) рост себестоимости продукции также связан с износом оборудования, большая часть которого устарела как физически, так и морально; 3) Снижение рентабельности собственного капитала отрицательно сказывается на оценке инвестиционной привлекательности предприятия в долгосрочной перспективе. Отдача на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли снижается.

Перечисленные обстоятельства ставят перед менеджментом предприятия задачу повышения конкурентоспособности Воронежской фабрики, скорейшей ее адаптации к современной ситуации на рынке кондитерских изделий.

Библиографический указатель:

1. Годовой отчет открытого акционерного общества «Воронежская кондитерская фабрика» за 2011 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vkf. uniconf.ru/ru/godovye-otchety/.

2. Годовой отчет открытого акционерного общества «Воронежская кондитерская фабрика» за 2010 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vkf. uniconfm/m/godovyeotchety/.

3. Ежеквартальный отчет за 1-й квартал 2012 года открытого акционерного общества «Воронежская кондитерская фабрика» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vkf. uniconf.ru/ru/ejekvartalnye-otchety-emitenta/.

4. Ежеквартальный отчет за 1-й квартал 2011 года открытого акционерного общества «Воронежская кондитерская фабрика» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vkf. uniconf.ru/ru/ejekvartalnye-otchety-emitenta/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.