Научная статья на тему 'Анализ преемственности государственных образовательных стандартов непрерывной системы образования по целеполаганию при формировании компетентности безопасности жизнедеятельности'

Анализ преемственности государственных образовательных стандартов непрерывной системы образования по целеполаганию при формировании компетентности безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТИ / АНАЛИЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБУЧАЕМЫЙ / VITAL FUNCTIONS SAFETY / COMPETENCES / ANALYSIS / EDUCATIONAL STANDARDS / TRAINEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горина Л. Н., Данилина Н. Е.

Стандарты образования, характеризуются непрерывностью и преемственностью целей, что подтверждается проведенным анализом в статье, и они наиболее приоритетны при подготовке специалиста по безопасности жизнедеятельности и формировании его компетентности безопасности. Статья публикуется в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009 2010 гг.» по госбюджетной теме № 6986 «Проектирование системы комплексного мониторинга экологических, эргономических, санитарно-гигиенических и техногенных критериев безопасности образовательного процесса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горина Л. Н., Данилина Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSION ANALYSIS OF PURPOSE SETTING CONTINUOUS EDUCATION STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN FORMING VITAL FUNCTIONS SAFETY COMPETENCE

Education standards are characterized by continuity and succession of purposes. The fact is confirmed by the analysis performed in the article. They are the basic priorities in preparing a specialist on vital functions safety and forming his safety competence. The article is published in support of the analytical department special purpose program «Development of scientific potential of higher school in 2009 2010» on state budget subject № 6986 «Planning of complex monitoring for ecological, ergonometric, sanitary and hygienic and technogenic criteria of education safety».

Текст научной работы на тему «Анализ преемственности государственных образовательных стандартов непрерывной системы образования по целеполаганию при формировании компетентности безопасности жизнедеятельности»

УДК 371

АНАЛИЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2010 Л.Н.Горина, Н.Е.Данилина

Тольяттинский государственный университет

Статья поступила в редакцию 27.05.2010

Стандарты образования, характеризуются непрерывностью и преемственностью целей, что подтверждается проведенным анализом в статье, и они наиболее приоритетны при подготовке специалиста по безопасности жизнедеятельности и формировании его компетентности безопасности. Статья публикуется в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009 - 2010 гг.» по госбюджетной теме № 6986 «Проектирование системы комплексного мониторинга экологических, эргономических, санитарно-гигиенических и техногенных критериев безопасности образовательного процесса»

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, компетентности, анализ, образовательные стандарты, обучаемый.

При подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности требуется более четко определить цели не только в областях знания, но и в формировании сознания и деятельности. Четкое определение целей возможно при получении формализованного описания желаемого опыта выпускника, как совокупности сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, которые позволяют ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. В соответствии с принципом целеполагания, они (цели) должны быть четко заданы, предусматривать возможность однозначной проверки факта их достижения, иметь личностно значимый характер и быть выраженными через конечные действия обучаемого.

Реализация системой образования, сформулированной выше обобщенной цели - формирование компетентности безопасности жизнедеятельности человека, предполагает «взаимную адаптацию» (Ф.Г.Кумбс) общества и образования, которая может происходить, по мнению В.И.Байденко1, через стандартизацию образования. Согласно исследованиям посвященным методологии, теории и технологии разработки образовательных стандартов, их общая структура увязывает содержательный компонент (обяза-

Горина Лариса Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управление промышленной и экологической безопасностью. E-mail: Gorina@tltsu. ru

Данилина Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления промышленной и экологической безопасностью. E-mail: DaniHna@tit.su. ru

1 Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Современное состояние. - М.: 1998.

тельный минимум содержания основных образовательных программ) с требованиями к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени образования, или, по мнению И.А.Зимней и других авторов2, уровень требований к обучаемым обусловливается объемом и характером содержания их обучения. Поскольку в нашем исследовании была поставлена задача - спроектировать педагогическую систему формирования компетентности безопасности жизнедеятельности, следовательно, первоначально были сформулированы требования к человеку, обладающему ею, то попытаемся соотнести их с содержанием образования. В связи с этим проанализируем представленность и прееемственность понятия «компетентность» безопасности жизнедеятельности» в требованиях к уровню подготовленности обучаемых в действующих ГОСах и других нормативно-методических материалах.

Для анализа возьмем документы, которые были использованы при проведении данного исследования: 1) Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений3. 2) Учебные стандарты школ России4. 3) Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям 453200 - «Транспортные машины и транспортно-технологические ком-

2 Зимняя И.А., Боденко Б.И., Кривженко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: 1999.

3 Положение об аттестации дошкольных учреждений. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 №448.

4 Учебные стандарты школ России. Кн.2. Начальная школа. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазуто-вой. - М.: 1998.

плексы», 552500 - «Радиотехника», 551800 -«Технологические машины и оборудование», 656500 - Безопасность жизнедеятельности». 4) Положение об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учреждений5. Остановимся на изложении результатов анализа представленности и преемственности требований к компетентности безопасности жизнедеятельности обучаемых на каждой ступени образования.

Ступень дошкольного образования. В сборнике документов «Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений» представлены требования к выпускнику дошкольного учреждения по следующим направлениям: 1) Мв - развитие детей первого года жизни (младенческий возраст); 2) Рв -развитие детей второго и третьего года жизни (ранний возраст); 3) В - взаимодействие сотрудников с детьми; 4) И - развитие игровой деятельности; 5) Ф - физическое развитие и здоровье; 6) Р - речевое развитие; 7) Из - развитие ребенка в изобразительной деятельности; 8) М - развитие ребенка в музыкальной деятельности; 9) Т - развитие ребенка в театрализованной деятельности; 10) К - развитие ребенка в конструктивной деятельности; 11) Ма -развитие элементарных математических представлений; 12) Е - развитие элементарных естественно-научных представлений; 13) Э - развитие экологической культуры детей; 14) Ч - развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Во всех этих разделах ряд требований к развитию дошкольника можно интерпретировать как требования к компетентности безопасности жизнедеятельности.

Мв - «Побуждать действовать ребенка по образцу» (Мв 3.1); «Побуждать детей к самостоятельным действиям по самообслуживанию» (Мв 3.5); «Знакомить детей с окружающим миром» (Мв 3.6); «Предоставлять детям возможность наблюдать за бытовой деятельностью взрослых» (Мв 3.6).

Рв - «Предлагать детям различные образцы действий с предметами» (Рв 3); «Учить детей пользоваться предметами бытового назначения» (Рв 3.1); «Поощрять стремление детей подражать действиям взрослых, участвовать в повседневных бытовых занятиях» (Рв 3.3); «Знакомить детей с назначением различных предметов» (Рв 3.5).

В - «Отмечать достижения ребенка в разных видах деятельности» (В 8.6); «Намеренно созда-

5 Положение об обучении и проверке знаний по охране

труда руководителей и специалистов организаций, Приказ Минздравсоцразвития РФ и Минобразования РФ №1 / 29 от 13.01.2003 г.

вать ситуации в игре, в которой ребенок проявляет знания и умения безопасного поведения» (В 8.7).

И - «Стимулировать детей пользоваться предметами-заместителями, гибко использовать игровое оборудование» (И 3.4); «Создавать условия для развития творческой активности детей в игре» (И 3); «Организовывать игры, повышающие самоконтроль у детей» (И 4.1); «Организовывать игры с правилами» (И 5.2) «Использовать игровые приемы при выполнении режимных моментов» (И 6).

Ф - «Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни» (Ф 3); «Развивать у детей представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены» (Ф 3.2).

К - «Обучать детей, планировать, подбирать детали» (К 2); «Учить детей преобразовывать постройки в соответствии с различными игровыми задачами» (К 3.4).

Ма - «Создавать условия для развития умственных действий» (Ма 1); «Организовывать проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов» (Ма 8).

Е - «Знакомить детей с различными свойствами веществ» (Е 1.1); «Знакомить с условиями жизни на Земле» (Е 2.2).

3 - Приобщать к ценностям здорового образа жизни» (Э 2.2); «Развивать у детей экологическое сознание» (Э 3); «Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды» (Э 3.3); «Создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды» (Э 3.5).

4 - «Рассказывать об условиях быта человека» (Ч 2.2); «Формировать навыки безопасного поведения» (Ч 2.4); «Развивать основы правового сознания» (Ч 4.3); «Способствовать усвоению ребенком общественных норм и правил поведения» (Ч 3.5); «Способствовать развитию у ребенка чувства ответственности» (Ч 3.6).

Ступень школьного образования. Школьный образовательный стандарт включает в себя стандарты начальной школы, стандарты по циклу общественно-гуманитарных дисциплин, по математике и циклу естественно-научных дисциплин. В стандарте начального общего образования отмечается, что «начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы. Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности: 1) познавательной культуры; 2) коммуникативной культуры, 3) нравственной куль-

туры, 4) эстетической культуры, 5) трудовой культуры, 6) физической культуры.

На этом возрастном этапе они определяют структуру учебного плана»6. Анализ содержания образовательных областей стандартов по начальной школе показал, что в них представлены темы культурологического содержания. Так, например, в образовательной области «Человек» представлен раздел «Культура нравственного поведения», в котором, в частности, отмечается, что в начальных классах необходимо дать учащимся знания о культуре поведения в общественных местах. Необходимо учить детей оценивать свое и чужое поведение и предвидеть его возможные последствия.

Стандарт «География» отмечает, что географическое образование необходимо для объяснения основных процессов и явлений, происходящих в природных и социально- экономических системах Земли, понимания характера социально-экономического, технологического и политического развития конкретных территорий, особенностей их материальной и духовной культуры. В стандарте «Биология» одной из целей изучения образовательной области «биология» является формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента человеческой культуры.

Стандарт «Технология» определяет одну из целей как овладение учащимися жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе культурой поведения или поведенческой компетентности, как в быту, так и в процессе трудовой деятельности.

Стандарт «Экология» предусматривает формирование экологической компетентности личности, включающей знания о месте и роли человека в окружающем мире, об основных экологических проблемах окружающего мира, путях их решения, умения анализировать экологические ситуации, предвидеть последствия антропогенного воздействия на окружающую среду.

Стандарт «Физическая культура», определяя роль физической культуры в жизни человека, одну из целей занятий физической культурой в школе формулирует как формирование ценностной ориентации индивидуальной физкультурной деятельности, умений организации двигательного режима, области знаний по основам техники безопасности и профилактики травматизма.

Стандарт «Основы безопасности жизнедеятельности» одной из целей изучения предмета предлагает формирование на базе знаний и умений основ здорового образа жизни, основ оказа-

6 Учебные стандарты школ России. Кн.1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. -М.: 1998.

ния первой медицинской помощи, основ безопасности и защиты человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Ступень профессионального образования. Анализ содержания ГОСов7 по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» показал, что в требованиях к знаниям и умениям к выпускникам в области безопасности жизнедеятельности содержится следующее: выпускник должен - понимать сущность культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности; уметь оценивать достижения культуры, приобрести опыт освоения культуры.

По циклу «Общие математические и естественно-научные дисциплины»: выпускник должен -знать строение биосферы, экологические принципы рационального природопользования, проводить анализ негативных факторов и техногенного риска современного производства, уметь выбирать системы защиты человека и среды обитания на основе известных методов.

По циклу «Общепрофессиональные дисциплины»: выпускник должен - знать характерное состояние системы «человек - среда обитания», уметь определять опасности технических систем, проводить их качественный и количественный анализ, знать средства и методы снижения трав-моопасности и вредного воздействия технических систем.

Ступень дополнительного образования. На данной ступени образования роль нормативно-методического документа выполняет Положение по подготовке и проверке знания по охране труда руководителей и специалистов предприятий, организаций и учебных учреждений, утвержденное Постановлением Минздравсоцразвития РФ и Минобразования РФ №1 / 29 от 13.01.2010 года. С точки зрения требований к уровню подготовки в области безопасности жизнедеятельности можно отнести следующее:

Выпускник должен - знать принципы организации безопасных условий труда на производстве, методы обеспечения коллективной и индивидуальной защиты, проводить анализ опасных и вредных производственных факторов, владеть методологией и технологией проектирования системы защиты от опасных и вредных производственных факторов, приобрести навыки

7 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление - 653200 -«Транспортные машины и транспортно-технологи-ческие комплексы»); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (направление- 656500 - «Безопасность жизнедеятельности»); Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 330100 - «Безопасность жизнедеятельности».

безопасного труда, уметь оценивать результат воздействия опасного производственного фактора на технологический процесс на стадии проектирования или внедрения технологии, проводить замеры опасных и вредных производственных факторов, вносить предложения по улучшению условий труда, способы и методы защиты окружающей среды от воздействия антропогенных факторов.

Таким образом, проведенный анализ ГОСов и нормативно-методических документов на предмет представленности и преемственности в них требований к компетентности безопасности жизнедеятельности человека показал, что: 1) Содержание понятия «культура безопасности жизнедеятельности» в ГОСах и нормативно-методических документах не конкретизировано; 2) Материалы, отражающие содержание области безопасности жизнедеятельности включены в различные образовательные программы; 3) Требования к выпускнику, как носителю культуры безопасности жизнедеятельности отражены в ГОСах, но четко не обозначены и не систематизированы; 4) Требования к уровню подготовки в области безопасности жизнедеятельности не ие-рархизированы по степени усложнения; 5) Преемственность требований к выпускнику образовательных учреждений как носителю культуры безопасности жизнедеятельности от ступени к ступени образования соблюдается, но не по всем структурным составляющим культуры безопасности жизнедеятельности.

Исторические перемены, происшедшие в России, сказались на политической, социально-экономической жизни страны, и конечно, не могли не коснуться и области образования. В результате воздействия внешних факторов стала происходить трансформация в понимании обществом ценностей и целей в его жизни и деятельности. Аксиологический аспект профессионального образования переместился с подготовки специалиста как производителя продукции, на развитие его личности, его профессионального потенциала, необходимого для решения более глобальных задач: сохранения мира на Земле, человека как самого ценного в этом мире, создание свободы для творчества, обеспечение социальной справедливости. Это согласуется с ценностно-целевыми установками образовательной системы России, определенными Федеральным Законом «Об образовании»8. Именно общие цели и ценности, охраняемые и поддерживаемые образовательной системой, а также принципы её функционирования, могут явиться достаточным основанием для формирования специалиста в интересах его личности, общества и государства.

8 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. / Ведомости РФ. - 1992. - №30.

Такими ценностно-целевыми установками образовательной системы России должны стать: 1) Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, уважения к его правам и свободам, любви к окружающей природе (п.1.ст.2.); 2) Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира (п.2.ст.14); 3) Интеграция личности в национальную и мировую культуру (п.2.ст.14);

В данной статье мы рассматриваем один из аспектов культуры человека - компетентность безопасности, как способ социальной, трудовой, интеллектуальной и поведенческой деятельности человека. Это определение компетентности безопасности рассматривается нами как конечная цель подготовки специалиста в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного профессионального образования. Структурные составляющие компетентности безопасности есть векторы решения главной задачи поэтапно на разных ступенях образования. Следовательно, основу содержания образовательных программ должна составлять модель поэтапного развития личности человека через образование. Эта позиция трактует развитие человека как процесс и результат, определенным образом организованного, социального воздействия.

Формулировка целей обучения в виде системы частно-дидактических задач является наиболее ответственной и сложной задачей. Сама по себе правильная постановка целей обучения довольно не проста, кроме того, процесс осложняется присутствием ряда обстоятельств: 1) педагоги при формулировке целей, как правило, используют разные системы понятий и представлений, которые плохо сочетаются между собой; 2) использование различных терминов порождает разночтения при формулировании целей и их реализации; 3) контекст педагогических подходов, используемых для формулирования целей, часто бывает недостаточным для осуществления терминообразующей функции.

Сложность и инновационный характер проектирования целостного опыта выпускника в области безопасности жизнедеятельности, заключается в том, что личностные установки не задаются нормативными документами. Поэтому при создании мотивацинно-ценностной и профессиональной модели специалиста в большей степени приходиться опираться на содержательную часть законодательных актов, регламентирующих определенные штрихи к образу специалиста, и мнение экспертов, работающих в данной области знания.

Учитывая динамику требований, предъявляемых к процессу формирования компетентности

безопасности жизнедеятельности сформулируем таблицы, повышению конкретизации целей спо-систему целей, решаемых на конкретном этапе собствовало использование глаголов, характери-образовательного процесса (таб.1). Как видно из зующих действия учащихся.

Таб. 1. Система целей, достигаемых на конкретном этапе в процессе формирования

компетентности безопасности (КБ)

с- Дошкольное образование Школьное образование Профессиональное Дополнительное

Этапы фо фор-мир.КБ (ДО) (ШО) Образование (ПО) образование (До-

пО)

Знать правила безопасного пове- Знать: Знать: Знать:

дения; о Нравственные и о этические и право- о Организацион-

Иметь представление: правовые нормы, вые нормы, регу- ные, технические

о О здоровом образе жизни. правила. лирующие отноше- и экономические

о О предметах материальной о Требования, регу- ние человека к ок- основы разработ-

культуры. лирующие поведе- ружающей среде. ки мероприятий

о О структуре конкретного ние. о законодательные и по снижению

трудового процесса. о Правила и условия нормативно- воздействия

о О рациональных способах учебной и началь- техничес-кие акты, опасных и вред-

выполнения процессов само- ной трудовой дея- регулирующие ных производст-

е обслу-живания. тельности. безопасность жиз- венных факто-

и ж « о Об основных правилах пове- Понимать функцио- недеятельности . ров.

дения человека в экосисте- нальное назначение: о основы организа- о Перспективные

мах. о Орудий труда. ции безопасности направления со-

о Средств деятельно- производственных вершенствования

сти. процесс. и развития безо-

о Связи и отношения Иметь научное пред- пасных техноло-

предметов. ставление: гических процес-

о Явлений окру- о о здоровом образе сов.

жающей среды. жизни. о об основах экологической безопасности и безопасности в быту. о Способы защиты окружающей среды.

Уметь: Уметь: Уметь: Уметь:

Й а у о Разворачивать сюжет игры в о Анализировать о Анализировать и о Анализировать и

воображаемом плане. течение природных оценивать степень оценивать опас-

ут о Видеть правильность результата. процессов. опасности для че- ные и вредные

и с о Анализировать разные ситуа- о Представлять ис- ловека на произ- производствен-

1 ции взаимодействия с предмет- ход воздействия водстве и антропо- ные факторы.

ед и ным миром. человека на среду генного воздейст- о Моделировать

в у о Представлять возможные трав- обитания. вия на среду оби- развитие произ-

е и матические ситуации. тания. водственных и

о С опорой на картинки пока- о Уметь прогнозиро- природных про-

1 зать, каких ситуаций надо из- вать развитие и ис- цессов.

бегать ход ситуации.

Уметь: Уметь: Уметь: Владеть навыками

Й и ц а у о Создавать игровую обстановку о Оказывать элемен- о Выбирать и разра- безопасного труда.

с учетом воображаемой ситуа- тарную медицинскую батывать методы и Уметь:

ут ции. помощь. системы защиты. о Принимать меры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и с 1 о Обращаться с предметами по Иметь: о Пользоваться пра- по предотвраще-

назначению. о Навыки безопасного вовой и норматив- нию аварийных

ит о Переносить знания о способах обращения с предме- но-технической до- ситуаций.

« вт труда на собственную трудовую тами-заместителями. кументацией. о Применять сред-

деятельность. Применять: Использовать: ства индивиду-

о д о Отобрать средства труда и о Знания о способах о Методы определе- альной и коллек-

1 продумать способы его осуще- безопасного поведе- ния допустимых тивной защиты.

е и ствления. ния в социуме (го- уровней опасных и

род, природа, быт). вредных производ-

1 ственных факто-

ров.

о Выполнять действия по прави- о Выполнять инструк- о Уметь организовы- о Четко следовать

лам. ции по эксплуатации вать свое поведение требованиям за-

и о Действовать согласованно в трудового оборудо- и деятельность, конодательных и

s о игре. вания в школе. учитывая правила. нормативных ак-

о s о Проявлять элементарную от- о Соблюдать установ- о Выполнять дейст- тов.

« e ветственность (выполнять по- ленные правила и вия по сохранению о Соблюдать тех-

о S рученное дело до конца). традиции. здоровья и работо- нологический

Чз о Гуманно относиться ко всему о Проводить мероприя- способности. процесс.

4 о живому. тия по сохранению о Планировать и о Использовать

о Уметь экономно расходовать природной среды. практически реали- средства коллек-

о § материалы (природные). о Уметь следовать зовывать меро- тивной и индиви-

á e предписаниям при приятия по сохра- дуальной защиты.

организации учебной нению природного о Соблюдать ре-

деятельности. мира. жим труда и отдыха.

о Замечать необходимость вы- о Самостоятельно вы- о Стремиться к со- о Осознавать необ-

полнения гигиенических проце- полнять действия по вершенствованию ходимость со-

дур. поддержанию рабо- системы знаний. вершенствования

о Самостоятельно выполнять ги- тоспособности орга- о Объективно оцени- знаний и спосо-

гиенические процедуры. низма. вать уровень своих бов деятельности.

i о Уметь самостоятельно органи- о Планировать распо- знаний и степень о Объективно оце-

о к зовать игру. рядок дня. владения методами нивать свои дей-

J о Уметь выбирать правильную о Организовывать их освоения. ствия.

е линию поведения. сверстников в груп- о Проектировать о Стремиться к

о Оценивать результат игровой пы по интересам. мероприятия по повышению ква-

деятельности, о Принимать участие в обеспечению безо- лификации вы-

о планировать общие дела в мероприятиях и дис- пасных условий на полняемой дея-

группе. куссиях по пробле- производстве. тельности.

о Пробовать свои силы в освое- мам безопасности

нии новых действий. жизнедеятельности

При этом необходимо подчеркнуть, что динамика формирования структурных составляющих соотносится с их предметным содержанием на каждом возрастном этапе, с видом деятельности обучаемого, его положением в социуме, уровнем психического развития. Эта система обобщенных целей, сформированных на основе структуры культуры безопасности жизнедеятельности, слу-

жит основанием для дальнейшей конкретизации целей каждого этапа.

Таким образом, можно сделать вывод, что стандарты образования, характеризуются непрерывностью и преемственностью целей, что подтверждается проведенным анализом, и они наиболее приоритетны при подготовке специалиста по безопасности жизнедеятельности и формировании его компетентности безопасности.

SUCCESSION ANALYSIS OF PURPOSE SETTING CONTINUOUS EDUCATION STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN FORMING VITAL FUNCTIONS SAFETY COMPETENCE

© 2010 L.N.Gorina, N.E.Danilina Togliatti State University

Education standards are characterized by continuity and succession of purposes. The fact is confirmed by the analysis performed in the article. They are the basic priorities in preparing a specialist on vital functions safety and forming his safety competence. The article is published in support of the analytical department special purpose program «Development of scientific potential of higher school in 2009 - 2010» on state budget subject № 6986 «Planning of complex monitoring for ecological, ergonometric, sanitary and hygienic and technogenic criteria of education safety».

Key words: vital functions safety, competences, analysis, educational standards, trainee.

Larisa Nikolaevna Gorina, doctor of pedagogy, professor, Head of Department of management of industrial and ecological safety. E-mail: Gorina@tltsu. ru

Natalia Evgenievna Danilina, candidate of pedagogy, associate professor of Department of management of industrial and ecological safety. E-mail: Danilina@tltsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.